Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

Рецензия на учебное пособие для преподавателей
«Валеология человека. Здоровье–любовь–красота»
(под редакцией В.П.  Петленко) издательства
«Петроградский и К» СПб-Минск.

Выпущенное пособие позволяет, наконец, проанализировать данный курс. Необходимость подобного анализа обусловлена еще и тем, что названное издание претендует на роль учебного пособия и дает наиболее полную информацию о предмете. Поскольку наши педагоги, безусловно, в состоянии оценить достоинства нового учебника с точки зрения педагогики, представляется целесообразным, сделать акцент на медицинском аспекте издания. Это важно еще и потому, что валеология апеллирует, в первую очередь, к естественному для человека стремлению избежать болезней.

Итак, руководство «Валеология человека» на первый взгляд имеет внешние признаки полноценного учебного пособия. Структура издания, охватывающая широкий комплекс поведенческих проблем, его язык, доступный для широкой читательской аудитории, практическая направленность руководства делают его, казалось бы, настольной книгой любого здравомыслящего человека, пекущегося о собственном здоровье и здоровье своих близких.

Все современные издания подобного рода (т.е.  исповедующие санитарно-просветительскую направленность) обычно начинаются с описания структуры заболеваемости и смертности населения. В нашей стране, как известно, на первом месте находятся сердечно-сосудистые заболевания. Затем приводятся данные широко известных эпидемиологических исследований, направленных на выявление факторов риска неинфекционных заболеваний. Это отягощенная наследственность, пожилой возраст, курение, нарушение жирового обмена, артериальная гипертония и т.д.

Затем приводятся данные фундаментальных научных исследований, посвященных оценке эффективности вмешательства, направленного на уменьшение выраженных факторов риска. Так, систематическое лечение артериальной гипертонии приводит к уменьшению частоты мозгового инсульта почти в два раза, снижение концентрации холестерина в плазме предотвращает развитие инфаркта миокарда.

В рецензируемом пособии, напротив, нет никаких упоминаний об исследовательских работах подобного рода выполненных на современном научном уровне (а их не мало, и они широко представлены в специальной печати).

Это свидетельствует о том, что «Валеология человека» апеллирует, главным образом, к эмоциональной сфере читателя, в известном смысле нивелируя рациональный компонент изложения в пользу суггестивного.

Во всяком случае, глубиной анализа материала, серьезностью осмысления фактов изложение не отличается.

При столь пренебрежительном отношении к принципам доказательной медицины вполне объяснимой становится и эклектичность содержания, что, в свою очередь, влечет за собой хаотичность структуры. От общих позиций (которые трудно назвать принципами) дисциплины автор перескакивает к описанию конституции, далее к психогигиене, диететике, двигательной активности и вновь возвращается к психогигиене. Далее, в 4-ом томе декларируются постулаты о целесообразности красоты и любви. Пятый том посвящается сексологии и началам социологии.

Собственно медицинским проблемам сохранения здоровья, таким как целесообразность врачебного диспансерного наблюдения, взаимоотношений с больными членами семьи и т.д.  не уделяется никакого внимания.

Кроме того, целый ряд высказываний свидетельствует не только о свободном манипулировании фактами, но и о безграмотности в элементарных вопросах физиологии. Например, из п. 11 (параграфа) 1 главы 5 части мы довольно неожиданно узнаем, что мышцы являются генератором энергии во всех органах и тканях. Но из курса физиологии известно, что мышцы главным образом расходуют энергию, получаемую при расщеплении питательных веществ, а отнюдь не генерируют ее. При мышечной работе различные органы действительно принимают в ней непосредственное участие. Наиболее значимо оно представлено в системах кровообращения и дыхания. Процессы. происходящие в легких, сердце и сосудах при физических упражнениях, хорошо известны.

Поэтому рассуждения об «энергетике» органов выглядят не только псевдонаучными (с оттенком оккультизма), но и просто неверными. Таких примеров можно привести множество.

Любопытно, что все без исключения перечисленные разделы объединяются на основе одного принципа - бездоказательности изложения. Каких-либо других поводов к объединению под флагом валеологии разрозненных фрагментов усмотреть не удается. Отсюда — отсутствие логических связей между частями.

Сама аргументация того или иного тезиса в пределах каждого раздела носит случайный характер. Замысловато перекликаются отдельные фрагменты восточной медицины с высказываниями русских и зарубежных писателей, обрывки из работ западных психоаналитиков и философов — с откровенно оккультными установками.

Авторы периодически (довольно фривольно) привлекают для «убедительности» высказывания и суждения религиозного толка. При этом явным парадоксом выглядит использование полученного в наследство от эпохи воинствующего атеизма утверждения о том, что христианство являлось необходимым для диктаторов, Рима новым духовным идеалом (т. 3 стр. 12).

Не удивительно, что такая интеллектуальная всеядность не позволяет с детальной основательностью проработать хотя бы одно из представленных направлений. В целом данный коллективный труд при ближайшем рассмотрении выглядит не только слабо аргументированным, но и легковесным. Складывается впечатление, что апелляция к триаде «любовь — красота — здоровье» является скорее данью моде увлечения свежепривнесенными в национальную культуру и чуждыми для нее разрозненными системами и системками.

Безусловно, издание, претендующее на роль учебного пособия национального масштаба, просто обязано соответствовать таким основным требованиям, предъявляемым к литературе подобного уровня и назначения как научность, системность (и другие принципы дидактики). Однако невозможность соблюдения этих требований обусловлена. по-видимому, спецификой самого предмета валеологии. В связи с изложенным уместным выглядит высказывание Петра 1: «Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну изрядно не разорять и отечеству ущерба не чинить». Что же касается причиняемого валеологией ущерба, то о нем недвусмысленно и конкретно говорят видные российские, ученые, психологи и педагоги.

Так что же все-таки понимается под ВАЛЕОЛОГИЕЙ? Как видим, собственно говоря, «науки» такой нет. Это плохо соединенная смесь дисциплин естественно-научного цикла: анатомии, изиологии, санитарии, гигиены, микробиологии, географии, природоведения и других с медицинскими и псевдомедицинскими — сексология, контрацепция, сексо патология, дерматовенерология. Все пронизано оккультным содержанием, валеология активно «обогащается« опытом йоги, торы, рерихианством и т. д. Поскольку она внедряется не только как отдельный предмет в школах, но активным компонентом или отдельными фрагментами проникает в различные школьные дисциплины, ее вполне можно уподобить ОРУДИЮ ДУХОВНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ, ИНФОРМАЦИОННОМУ ОРУЖИЮ, орудию по воспитанию человека с «новым сознанием», человека «новой эры» — ведь она касается всех сторон жизни человека (физической, психической, интеллектуальной и духовной). И по большому счету ИМЕННО ВАЛЕОЛОГИЯ ПРИЗВАНА СМЕНИТЬ ДУХОВНУЮ ОСНОВУ нашего народа.

В.В.  Щекотов, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой Пермской ГМА госпитальной терапии N 2.

Рецензия на учебник Э.Н.  Вайнера «Общая валеология (Липецк, 1998 — 183 с.)

Учебник предназначен для студентов без адресного указания специализации. Основные положения издания изложены достаточно грамотно, во всяком случае, по сравнению с аналогичным изданием В.П.  Петленко. На первый взгляд, явных несообразностей в книге нет, но ряд внутренних установок вызывает серьезные возражения.

1. Выделение валеологии в самостоятельную науку, в известной мере противопоставляемую медицине и гигиене, вряд ли позволительно. Профилактическое направление медицины не только декларировалось, но и реализовывалось еще в античности. Об этом свидетельствуют труды и афоризмы Гиппократа, Авиценны, Галена. В этом же профилактическом направлении высказывались и представители отечественной медицины XVII — XIX вв. С.П.  Боткин, Г.А.  Захарьин, Д.Д.  Пирогов и другие. Очень серьезные возражения встретит тезис автора о том, что медицина изучает исключительно больного человека. Известно, что основу изучения медицины составляет, прежде всего, знание физиологии, т.е.  закономерностей функционирования здорового организма. Не выдерживает критики положение о представлении в рамках валеологии человека как единой сущности в противоположность медицины, якобы изучающей отдельно взятый орган или отдельно взятую систему, В действительности нет ни одного раздела медицины, который не изучал бы больного в целом, углубленно оценивая как состояние всех систем, так и организм в целом.

Достаточно многочисленные разделы медицины, непосредственно предписывающие возрастные нормы поведения (гигиена детей и подростков, геронтология), поведение в тех или иных условия труда (гигиена труда), быта (коммунальная гигиена). Ряд дисциплин занят изучением здорового питания (гигиена питания, гастроэнтерология), организацией двигательного ритма (лечебная физкультура и врачебный контроль).

Иными словами, валеология, предлагаемая в качестве последнего слова науки, в действительности самостоятельной наукой не является, но компилирует различные гигиенические дисциплины.

2. При общем естественнонаучном, хотя и недостаточно профессиональном в частностях подходе, в книге содержатся моменты, заставляющие очень серьезно усомниться в научности издания вообще. Это рассуждения об информационной насыщенности воздушной среды, пищи и еще каких то иных «внеземных влияний». Ясно, что перед нами. хотя и в завуалированном виде, вновь возникает оккультная идеология, претендующая, по видимому, на роль объединяющего центра всей валеологической «науки«.

3. В рассредоточенных по всему изданию рассуждениях о медицине слишком много утверждений, свидетельствующих о полном непонимании медицинской деятельности вообще. Заведомой ложью являются утверждения о том, что «основное внимание в лечении врач уделяет устранению симптома, а не выявлению причины, вызвавшей этот симптом». Совершенно очевидно, что лечение не всегда оказывается достаточно эффективным. Но причина этого заключается отнюдь не в повреждающем действии методов, лечения, а в неполном изучении ряда патологических состояний, в далеко зашедших случаях заболевании и т.д.  Во всяком случае, разного рода «целители«, претендующие, как и автор, на целостное понимание проблемы здоровья и болезни, наносят своей деятельностью серьезный урон здоровью человека. Таким образом, рецензируемый учебник представляет собой совокупность достаточно поверхностных трюизмов из различных разделов гигиены. объединение которых происходит под флагом некоей новой идеологии. Что это за идеология — прямо не говорится, но рассуждения о неких энергетических и информационных потоках, включение в список литературы изданий типа «биоэнергетика и здоровье», сомнений в том, что это отнюдь не научное и не естественное мировоззрение. Формирование такого рода эклектических направлений, эксплуатирующих созданный в течение длительного времени интеллектуальный потенциал и не привносящих никакого положительного знания, вряд ли целесообразно.

Вместе с тем, искусственно выделенное направление преследует и совершенно определенную цель. Нетрудно догадаться, что такой целью является финансирование.

Возрождение практики общества «Знание», интенсификация санитарно-профилактической работы, привлечение СМИ под руководством и при участии грамотных специалистов в области медицины, психологии — вот наиболее эффективные пути оздоровления подрастающего поколения и нации в целом.

В.В.  Щекотов,
доктор медицинских наук, профессор,
зав. кафедрой Пермской ГМА госпитальной терапии N 2.