Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

РЕЦЕНЗИЯ
На курс литературы в основной школе, представленный программой и учебными
хрестоматиями «Шаг за горизонт», «Год после детства», «Путь к станции «Я»,
«Дом без стен» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)

Курс литературы в основной школе, представленный программой и учебными хрестоматиями «Шаг за горизонт», «Год после детства», «Путь к станции «Я», «Дом без стен», является продолжением непрерывного курса, начатого в 1–4 классах, входящего в широко распространенный учебно-методический комплект «Школа 2000, 2100». Авторы курса отмечают, что данные учебники ориентированы на возрастные особенности, читательские и познавательные интересы современного школьника. Эти принципы, наряду с основными педагогическими принципами, лежащими в основе учебно-методического комплекта «Школа 2100», действительно являются очень важными ориентирами в построении современной педагогической практики и решении задач развивающего образования1. Однако знакомство с вышеназванными учебными хрестоматиями вызывает ряд вопросов и обнаруживает явные противоречия с заявленными педагогическими принципами.

Так, авторы образовательной системы «Школа 2100» отмечают в качестве важнейшей особенности комплекта учебников то, что он «максимально учитывает психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика», а также «делает обучение максимально комфортным, а, следовательно, предохраняющим от перегрузок»2, т.е.  на практике реализует принцип учета возрастных особенностей и психологической комфортности. Тем не менее, именно с этой точки зрения и вызывают серьезные опасения учебные хрестоматии «Год после детства», «Путь к станции «Я», «Дом без стен».

Указанные хрестоматии предназначены для учащихся 6–8 классов, т.е.  для учащихся подросткового возраста. Наряду с новыми возможностями развития, открывающимися в этот период, хорошо известны также и особые сложности проблемы, характерные для этого переходного возраста. Так, повышенная возбудимость, связанная с неравномерностью психофизического развития, способствует развитию повышенной тревожности, столь характерной для современных подростков. Как отмечает Д.И.Фельдштейн, один из наиболее видных ученых в области психологии развития человека как личности, «нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто приходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения»3. Данные многолетних и многосторонних исследований известного отечественного ученого А.М.Прихожан показали постоянное увеличение числа доминирующих страхов у школьников всех возрастов. Так, в результатах 1996–1997 гг. по сравнению с 1989–1992 гг. «вновь возросла выраженность «школьных страхов», эти страхи стали разнообразнее по содержанию и затрагивают выборку 13-14-летних, чего не отмечалось в предшествующие периоды исследований. Увеличилась выраженность «архаических» и «магических» страхов»4. С этой точки зрения, пролистаем хрестоматию для 6 класса «Год после детства».

Дети 11–12 лет, т.е.  младшие подростки, приходят в школу после летнего отдыха и открывают хрестоматию, книгу 1. Первый раздел этой книги метко назван «Пролетая над снами…»; он начинается с известного эпиграфа из произведения А. и Б.Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: «А вы сами-то верите в привидения?…». Фактически все полугодие посвящено изучению мистики, которую авторы представляют как раздел фантастики: В.Жуковский «Светлана», И.-В.Гёте «Лесной царь«. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С.Пушкин «Утопленник», »Бесы», А.П.Чехов «Страшная ночь», А.С.Пушкин «Вурдалак», П.Мериме «Венера Илльская» и т.д5. Такой подбор литературы, сближающий »в пространстве и во времени» произведения, затрагивающие мистическое начало, обеспечивает определенную смысловую направленность — погружение в таинственный, потусторонний мир, заполненный инфернальными образами. Усиление чего-то одного за счет другого и лежит в основе сильно действующих на психику человека приемов сгущения. Фактически все содержание книги 1 (а это половина учебного года в жизни подростка) можно рассматривать как практическую иллюстрацию приема сгущения. Учитывая возрастные особенности, а также современные тенденции в развитии тревожности детей и подростков можно утверждать, что для многих из них такое погружение в таинственный, потусторонний мир, заполненный вурдалаками, вампирами, чертями и прочими инфернальными персонажами, — это верный путь для повышения психологической тревожности, возникновенил страхов, усиления нервного напряжения. Об этом свидетельствуют и имеющиеся эмпирические данные, полученные от родителей и психологов, работающих с подростками, изучающими данную книгу в рамках школьной программы по литературе.

К этому следует добавить, что подростковый возраст — «это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, при идейном руководстве со стороны воспитателей и коллектива школы в целом6». В связи с этим совершенно непонятно, почему в этот важный период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений и убеждений половина учебного года отводится на изучение именно этих литературных произведений, насыщенных инфернальными образами, которые менее всего подходят для решения важнейших задач нравственного развития личности в этот период.

Атмосфера нагнетания психического напряжения, страха и тревоги прослеживается и в следующем учебнике по литературе для 7-го класса «Путь к станции «Я». Первая иллюстрация ко 2-й книге — репродукция картины С.Дали «Рождение нового человека» психологически подготавливает подростка к предстоящему чтению, которое открывает дневник А.Франк «Погибель», являющийся важным, но очень тяжелым для психики 12-13-летнего подростка произведением. На смену ему подросткам предлагается изучить еще один дневник, который по своему воздействию на психику является еще более тяжелым, чем предыдущий. Речь идет о дневнике «Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки».

Опять же обратимся к психологическим особенностям подросткового периода. Для подростков характерно стремление определить свое место в жизни, они «активно ищут идеал — «делать жизнь с кого?». В этом кроется одна из важнейших причин размышлений о взрослых людях, о качествах их личности, об их отношениях к своим обязанностям, их взаимоотношениях, оценка достоинств и недостатков взрослых7». С этой точки зрения, в атмосфере нагнетания страха, безысходности и беззащитности очень трудно подростку определиться в том, с кого же «делать жизнь»? Так, дневник «Синяя трава» завершается обращением от издателей, которое, вместе с уже изученными дневниками, пусть не для всех, но для многих подростков может стать мощным фактором психологического стресса, депрессии, возникновения суицидальных настроений, которые, как известно психологам, как раз и начинают проявляться именно в этом возрасте (12–13 лет). Приведем отрывок из этого обращения от издателей:

«Беду не кличут. Она приходит сама. И сегодня тот среднестатистический человек — крепкого возраста, устойчивого достатка, в меру образованный, здоровый и сытый, который вчера был просто человек, без всяких »тоже», сегодня попадает в среднестатистическую группу риска. Стремительно растет число отверженных, выхватывая из благополучной среды все новые жертвы. Статистика — вещь жестокая, и с ней приходится считаться.

Поэтому, даже если тебя еще ждут — вечером семья и ужин, а утром — работа, и ты ни разу еще не пробовал «травки», «колес» и прочей мерзости, а возможно, даже не знаешь, что это такое, да, собственно, и знать не хочешь, не спеши отбросить эту книжку. …

Прочти ради того, чтобы задуматься о пути, который мы выбираем, о цене жизни и смерти, о совести и чести. Мы не в состоянии защитить даже своих детей. И педагогическая проповедь оказывается бессильной. Она создает лишь иллюзию возможности в обществе, где бесчинствует безумная статистика и неумолимость обстоятельств. Мне повезет, а тебя напоят, как нашу героиню, на вечеринке удивительным напитком, после которого жизнь станет необыкновенно полна и красочна — и ты на крючке. Я спасу свое дитя, а ты уже не спасешь, не сумеешь уйти от неумолимых цифр…8».

Таким образом, для тревожных подростков представленные материалы — путь к усилению тревожности, возникновению депрессии, нарастанию психологического дискомфорта и в конечном итоге — нарушению психического здоровья. В то же время для менее тревожных их сверстников это может быть средством для повышения интереса и возбуждения любопытства к наркотикам, которое, как известно, является немаловажным фактором в побуждении первой пробы наркотика подростками9. Это связано с тем, что в дневнике пятнадцатилетней наркоманки содержится много очень подробных описаний совершенно необыкновенного, счастливого, фантастического наркотического состояния, когда «героиня» признается: «Я была приятной, счастливой, свободной, непринужденной, я была совсем другим существом — гораздо лучшим, я была в другом, гораздо лучшем мире. С ума сойти! Потрясающе! Настоящая фантастика!»10. Во всяком случае, очень трудно предсказать, какое воздействие окажет на того или иного конкретного подростка 12–13 лет изучение такой »литературы«. Издатели дневника обращают к читателю вопрос «Кому же предъявить счет за судьбу героини этой книги?11». К нему следовало бы добавить и вопрос о том, кому же предъявить счет за судьбу пусть даже немногих подростков, для которых изучение этого дневника привело к усилению психологических проблем, возникновению суицидальных настроений и депрессии?

В контексте вышеизложенного обращает на себя внимание и название следующего учебника для 8-го класса «Дом без стен», которое, по замыслу авторов, является символичным: «Дом без стен — это сценическое пространство театра. Дом без стен — это окружающий нас мир. Дом без стен — это сам человек со своим духовным »я»12«. Хорошо известно, что восприятие и понимание слова, предложения и.т.д.  зависит от контекста, так же, как и от той «картины мира», которая сложилась к этому моменту у развивающейся личности. Какая же картина мира сложилась у современного подростка 13–14 лет к моменту вхождения в «Дом без стен», мы не знаем. Острая актуальность и недостаточная изученность вопроса о том, «как и что воспринимает современный человека в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется его мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность13» отмечается ведущими отечественными учеными.

В связи с этим чрезвычайно важно проявлять осторожность в вопросах отбора литературных произведений для изучения подростками, так же как и иллюстраций, их сопровождающих, названий, эпиграфов, заголовков и т.д., оценивая даже только возможные угрозы в отношении психологической и нравственной безопасности подрастающего поколения. «Дом без стен», в котором, как уже подростки узнали из предыдущего учебника, «бесчинствует безумная статистика и неумолимость обстоятельств», в котором невозможно человеку спастись может представляться зловещим символом дисгармонии, одиночества и отсутствия морально-нравственных и ценностных опор внутреннего мира подростка.

Следует обратить внимание и на особенности иллюстраций, сопровождающих учебники, которые усиливают общий контекст восприятия выбранных для хрестоматии произведений. Так, например, в учебнике для 6-го класса «Год после детства», вводящего подростка в мистический, таинственный, потусторонний мир очень большое число иллюстраций содержат изображение искаженных страхом и ужасом лиц, потусторонних существ и их «значимых признаков» (в виде рогов, копыт и т.п.), а также предметов, «вводящих» в мир иной. В связи с этим не удивительно, что подростки, изучающие литературу по этому учебнику, испытывают сильное чувство беспокойства, тревоги, страха, жалуются на плохой сон и ночные страхи, с чем они или их родители и обращаются за помощью к психологам.

В заключение отметим, что комплект учебников по литературе для основной школы, представленный в рамках программы «Школа 2100», вызывает серьезные опасения с точки зрения психологического здоровья и психологической безопасности для развития личности подростков и формирования у них нравственных понятий, принципов и представлений, которыми они начинают руководствоваться в своем поведении. Возрастные психологические особенности подростков являются значимым научным основанием для такого заключения.

Зав. лабораторией Психологического института РАО, доктор психологических наук
Е.И.Щебланова

Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, кандидат психологических наук
Н.Б.Шумакова

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. М.: «БАЛАСС», 2003, с.158. ^
  2. Там же, с. 159 ^
  3. Фельдштейн.Д.И.  Психология развития челонека кик личности. В 2 т. Т.1.  М.:МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2004. С.154–155. ^
  4. Прихожан A.M.  Тревожность у детей и подростки«: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Изд-во МПСН; Воронеж: НПО »МОДЭК», 2000. с. 100. ^
  5. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Год после детства, 6 класс. Книга 1. С.239. ^
  6. Фельдштейн.Д.И.  То же. С. 155–156. ^
  7. Фельдштейн Д.И.  То же. ^
  8. Бунеев Р.Н., Бунеена К.В.  Путь к станции «Я». Учебник для 7-го класса в 2 книгах. Кн.2.  Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Баласс, 2005. С.36–37, курсив наш. ^
  9. Крайг Г. Психология развития. 7-е издание. СПб.: Питер, 2003. С.640 ^
  10. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  То же, с.28. ^
  11. Тоже, с.37. ^
  12. Барова Е.С.  Уроки литературы в 8 классе по учебнику «Дом без стен" ^
  13. Фельдштейн Д.И.  Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. М: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — С.4. ^