РЕЦЕНЗИЯ
На курс литературы в основной школе, представленный программой и учебными
хрестоматиями «Шаг за горизонт», «Год после детства», «Путь к станции «Я»,
«Дом без стен» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)
Курс литературы в основной школе, представленный программой и учебными хрестоматиями «Шаг за горизонт», «Год после детства», «Путь к станции «Я», «Дом без стен», является продолжением непрерывного курса, начатого в
Так, авторы образовательной системы «Школа 2100» отмечают в качестве важнейшей особенности комплекта учебников то, что он «максимально учитывает психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика», а также «делает обучение максимально комфортным, а, следовательно, предохраняющим от перегрузок»2, т.е. на практике реализует принцип учета возрастных особенностей и психологической комфортности. Тем не менее, именно с этой точки зрения и вызывают серьезные опасения учебные хрестоматии «Год после детства», «Путь к станции «Я», «Дом без стен».
Указанные хрестоматии предназначены для учащихся
Дети
К этому следует добавить, что подростковый возраст — «это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, при идейном руководстве со стороны воспитателей и коллектива школы в целом6». В связи с этим совершенно непонятно, почему в этот важный период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений и убеждений половина учебного года отводится на изучение именно этих литературных произведений, насыщенных инфернальными образами, которые менее всего подходят для решения важнейших задач нравственного развития личности в этот период.
Атмосфера нагнетания психического напряжения, страха и тревоги прослеживается и в следующем учебнике по литературе для
Опять же обратимся к психологическим особенностям подросткового периода. Для подростков характерно стремление определить свое место в жизни, они «активно ищут идеал — «делать жизнь с кого?». В этом кроется одна из важнейших причин размышлений о взрослых людях, о качествах их личности, об их отношениях к своим обязанностям, их взаимоотношениях, оценка достоинств и недостатков взрослых7». С этой точки зрения, в атмосфере нагнетания страха, безысходности и беззащитности очень трудно подростку определиться в том, с кого же «делать жизнь»? Так, дневник «Синяя трава» завершается обращением от издателей, которое, вместе с уже изученными дневниками, пусть не для всех, но для многих подростков может стать мощным фактором психологического стресса, депрессии, возникновения суицидальных настроений, которые, как известно психологам, как раз и начинают проявляться именно в этом возрасте
«Беду не кличут. Она приходит сама. И сегодня тот среднестатистический человек — крепкого возраста, устойчивого достатка, в меру образованный, здоровый и сытый, который вчера был просто человек, без всяких »тоже», сегодня попадает в среднестатистическую группу риска. Стремительно растет число отверженных, выхватывая из благополучной среды все новые жертвы. Статистика — вещь жестокая, и с ней приходится считаться.
Поэтому, даже если тебя еще ждут — вечером семья и ужин, а утром — работа, и ты ни разу еще не пробовал «травки», «колес» и прочей мерзости, а возможно, даже не знаешь, что это такое, да, собственно, и знать не хочешь, не спеши отбросить эту книжку. …
Прочти ради того, чтобы задуматься о пути, который мы выбираем, о цене жизни и смерти, о совести и чести. Мы не в состоянии защитить даже своих детей. И педагогическая проповедь оказывается бессильной. Она создает лишь иллюзию возможности в обществе, где бесчинствует безумная статистика и неумолимость обстоятельств. Мне повезет, а тебя напоят, как нашу героиню, на вечеринке удивительным напитком, после которого жизнь станет необыкновенно полна и красочна — и ты на крючке. Я спасу свое дитя, а ты уже не спасешь, не сумеешь уйти от неумолимых цифр…8».
Таким образом, для тревожных подростков представленные материалы — путь к усилению тревожности, возникновению депрессии, нарастанию психологического дискомфорта и в конечном итоге — нарушению психического здоровья. В то же время для менее тревожных их сверстников это может быть средством для повышения интереса и возбуждения любопытства к наркотикам, которое, как известно, является немаловажным фактором в побуждении первой пробы наркотика подростками9. Это связано с тем, что в дневнике пятнадцатилетней наркоманки содержится много очень подробных описаний совершенно необыкновенного, счастливого, фантастического наркотического состояния, когда «героиня» признается: «Я была приятной, счастливой, свободной, непринужденной, я была совсем другим существом — гораздо лучшим, я была в другом, гораздо лучшем мире. С ума сойти! Потрясающе! Настоящая фантастика!»10. Во всяком случае, очень трудно предсказать, какое воздействие окажет на того или иного конкретного подростка
В контексте вышеизложенного обращает на себя внимание и название следующего учебника для
В связи с этим чрезвычайно важно проявлять осторожность в вопросах отбора литературных произведений для изучения подростками, так же как и иллюстраций, их сопровождающих, названий, эпиграфов, заголовков и т.д., оценивая даже только возможные угрозы в отношении психологической и нравственной безопасности подрастающего поколения. «Дом без стен», в котором, как уже подростки узнали из предыдущего учебника, «бесчинствует безумная статистика и неумолимость обстоятельств», в котором невозможно человеку спастись может представляться зловещим символом дисгармонии, одиночества и отсутствия морально-нравственных и ценностных опор внутреннего мира подростка.
Следует обратить внимание и на особенности иллюстраций, сопровождающих учебники, которые усиливают общий контекст восприятия выбранных для хрестоматии произведений. Так, например, в учебнике для
В заключение отметим, что комплект учебников по литературе для основной школы, представленный в рамках программы «Школа 2100», вызывает серьезные опасения с точки зрения психологического здоровья и психологической безопасности для развития личности подростков и формирования у них нравственных понятий, принципов и представлений, которыми они начинают руководствоваться в своем поведении. Возрастные психологические особенности подростков являются значимым научным основанием для такого заключения.
Зав. лабораторией Психологического института РАО, доктор психологических наук
Е.И.Щебланова
Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, кандидат психологических наук
Н.Б.Шумакова
ПРИМЕЧАНИЯ
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. М.: «БАЛАСС», 2003, с.158. ^
- Там же, с. 159 ^
- Фельдштейн.Д.И. Психология развития челонека кик личности. В 2 т. Т.1. М.:МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2004.
С.154–155. ^ - Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростки«: психологическая природа и возрастная динамика. М.:
Изд-во МПСН; Воронеж: НПО »МОДЭК», 2000. с. 100. ^ - Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Год после детства, 6 класс. Книга 1. С.239. ^
- Фельдштейн.Д.И. То же. С.
155–156. ^ - Фельдштейн Д.И. То же. ^
- Бунеев Р.Н., Бунеена К.В. Путь к станции «Я». Учебник для
7-го класса в 2 книгах. Кн.2. Изд.2-е, испр. и доп. — М.: Баласс, 2005.С.36–37, курсив наш. ^ - Крайг Г. Психология развития.
7-е издание. СПб.: Питер, 2003. С.640 ^ - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. То же, с.28. ^
- Тоже, с.37. ^
- Барова Е.С. Уроки литературы в 8 классе по учебнику «Дом без стен" ^
- Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. М: МПСИ; Воронеж:
Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — С.4. ^