Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

Рецензия психолога Резапкиной Галины Владимировны на учебное пособие Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.  Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во2-м классе в 2-х ч. — М.: Баласс, 2005. — 208 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

Уроки страха

Посмотрим, что скрывает «Маленькая дверь в большой мир». Так нейтрально Бунеевы назвали учебник литературы для второго класса.

«Большой мир» встречает детей стихотворением Марины Цветаевой:

…Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.
О старой колдунье и гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесу незнакомом
Бродить ей с невидящим братом!
Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!

Если спутником первоклассника был оборотень, неудивительно, что проводником второклассника стал младший домовой. Если в первом классе доминировала «зоологическая» тема», то сейчас на первый план выходит оккультно-сказочная тема.

Саша, с которым на этот раз будет идентифицировать себя второклассник, послушный воле домового Афанасия, отправляется в путешествие по страницам сказок. Большой мир  — это мир домовых, мумми-тролей, хоббитов, эльфов и гномов, каждый из которых имеет свое имя, а также героев народных и авторских сказок.

В первом классе мое сознание «плыло», пытаясь следовать за превращениями Пуса-Пети. Сейчас стала стираться грань между сном и явью: чтение сказки преподносится в виде путешествия во сне, а реальность домового Афанасия подтверждается железным аргументом: «дедушка не знает про меня, потому что он в меня не верит». Литературные вкусы Афанасия, усатого брюнета с топором, красным носом и глазами навыкате, мягко говоря, своеобразны.

Мне лично нравятся страшные рассказы. И я с интересом прочла зловещую литовскую сказку Мальчик Золотой Холок и девочка Золотая Коса про то, как новорожденных детей кладут в ящик и бросают в воду. Но если бы я встретилась с этой сказкой в более нежном возрасте, ночные кошмары мне были бы обеспечены как минимум на четыре ночи — четыре урока дети переживают за героев сказки.

А если бы я следом прочитала отрывок «Пауки и мухи» из романа Толкина, одними кошмарами я бы не отделалась. И не потому, что я такая впечатлительная. Это, действительно, сильный, яркий фрагмент. До сих пор в ушах звучит рефрен: «Жирный паук, старый дурак!» Но, вырванный из контекста сложнейшего романа, написанного для взрослых (как это не покажется странным для авторов учебников), он теряет нравоучительный смысл, вытесняя все чувства, кроме страха, брезгливости и отвращения. И этими эмоциями дети должны жить пять уроков! Кстати, любимая авторами тема пауков через несколько уроков снова всплывет в отрывке из «Золотого ключика».

А психологи удивляются, почему повышается детская тревожность!

Песня гномов из «Хоббита», вероятно, так нравится авторам, что они вставляют ее через несколько уроков как самостоятельное произведение:

Бейте тарелки, бейте розетки!
Вилки тупите, гните ножи!
Об пол бутылки! В печку салфетки!
Будет порядок — только скажи!
Рвите на части скатерти, гости!
Лейте на стулья жир от котлет!
Корки и кости под ноги бросьте!
Мажьте горчицей ценный паркет!

И так далее… Такую лихую песню гномы грянули в ответ на просьбу их спасителя Бильбо Беггинса быть осторожней с его посудой. В комментариях к уроку объясняется, что это — «призыв к действию», выясняется «настроение гномов, когда они исполняют эту песню (задиристое, лихое, очень веселое)» и предлагается читать ее детям хором.

А родители удивляются, откуда у детей разрушительные наклонности! К сожалению, это не единственный пример из книги, когда детям задается модель асоциального поведения.

Возникает ощущение, что авторы перелопатили мировую детскую литературу с единственной целью: найти фрагменты, описывающие негативное поведение любимых героев, с которыми идентифицируют себя дети, и вырвать их из контекста, исказив тем самым их смысл.

Вот как это происходит. Из «Золотого ключика» Толстого выхвачен фрагмент, в котором Мальвина воспитывает Буратино. Буратино ведет себя отвратительно:

«Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась,… он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся. Пролил какао на скатерть».

И так далее. Кроткая и терпеливая в сказке Толстого Мальвина в учебнике изображена злобной мегерой, которая пристает с уроками к озорному Буратино, который завидует свободе пуделя Артемона. Неизвестный художник ухитрился изуродовать даже положительных героев. Детям естественно ассоциировать себя с непослушным и невоспитанным Буратино, а свою учительницу — с нудной Мальвиной, которую можно не слушать:

«Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…»

Кстати, слово «дура» встречается на страницах учебника чащи других. После этого учитель спрашивает, получится ли из Мальвины воспитательница? Я бы не рискнула ответить на этот вопрос. Интересно, что говорят второклассники.

За четыре урока дети должны прочитать и проанализировать два произвольно взятых и слабо связанных по смыслу фрагмента, которые плотно населены отрицательными персонажами: Лис, губернатор города Дураков, отчаянный трус жирный кот в золотых очках, тайный советник, подлец и трус, служба безопасности в лице двух глупых и трусливых доберманов (хорошенькое знакомство с исполнительной властью), мошенники лиса Алиса и кот Базилио, злобный директор Карабас и его подхалим Дуремар…

Детям, знакомым с сюжетом сказки, будет скучно, а не знакомым — непонятно.

Так же обходятся Бунеевы и с другими произведениями. Классика мировой детской литературы представлена в учебнике куцыми отрывками, способными дезориентировать ребенка, отбить охоту к самостоятельному чтению, исказить замыслы Ершова, Толстого, Родари и других замечательных детских писателей.

В учебниках есть много прекрасных стихов и рассказов. Но всему свое время. Не уверена, что второклассники смогут понять глубину философской сказки Экзюпери «Маленький принц». В лучшем случае для большинства он останется в памяти сказочным человечком типа гнома. Тяжело детям, только научившимся читать, понять отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила« или из былин, перегруженных архаизмами. А самое главное — зачем?

При близком знакомстве с текстами возникает убеждение, что их выбор не случаен, это не извращенный вкус авторов, которые каким-то образом получили этот заказ. Внимательное чтение уже первых двух учебников (а всего их уже 9!) убеждает, отбор и подача материала подчинены какой-то странной логике. Хочется понять ее, чтобы найти и обезвредить мины и ловушки, искусно расставленные на станицах школьных учебников.

Сверхзадача уроков литературы в начальной школе — развитие представлений о добре и зле, которые формируются в семье. Главный упрек авторам — даже не игнорирование (или незнание?) возрастных особенностей младших школьников, игнорирование (или незнание?) законов восприятия, а усиленное (чтобы не сказать целенаправленное) размывание, искажение представлений о добре и зле, которые, к сожалению, сформированы не у каждого младшего школьника. Вместо этого насаждается мистическое, оккультное мышление, воспитывается протестное поведение и негативное восприятие взрослых — будь то родители, учителя или представители власти.

Как все это сопрягается с благородными целями, заявленными в пафосном предисловии к Образовательной системе «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»? Да никак. Специалисты из Минобра, дающие «добро» на запуск программ и учебников, справедливо полагают, что содержание учебников должно соответствовать их теоретическому обоснованию в виде пояснительных записок и концепций. На практике чаще бывает по-другому — теоретики пишут хорошие правильные слова, не имеющие ничего общего с готовыми программами и учебниками. Но детей учат по учебникам, а не по концепциям! Допускаю, что разработчики Концепции не имеют никакого отношения к авторам рецензируемых учебников. Одних ученых, готовивших обоснование этой образовательной системы, «уж нет, а те — далече». Думаю, что ими двигали самые благие намерения. Очень жаль, что «свободный ум» авторов учебников оказался не в ладу со «здравым смыслом» авторов концепции. Так бывает…

Галина Резапкина