Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

Рецензия психолога Резапкиной Галины Владимировны на учебник Бунеева Р.Н,  Бунеевой Е.В., Чиндиловой О.В.  «Год после детства». 6-й класс. — М.: Баласс, 2005.

Кошмар на у…роке литературы

Жил-был черный психолог. Однажды он встретился с черным филологом, и они стали думать, как погубить детей. Черный психолог знал, где у детей расположены кнопочки, чтобы заставить их делать то, что ему надо… А черный филолог написал учебники, по которым детей стали учить в школе…

Несколько лет назад в сборнике элективных курсов, в редакционную коллегию которого входило два десятка кандидатов и докторов педагогических и психологических наук, я обнаружила удивительную программу под названием «Целительные силы». В программе было снятие порчи и сглаза, диагностика кармы и практические занятия по уринотерапии. Сборник был распространен по школам в печатном и электронном виде…

Тогда я расценила это как некий курьез — ну, недосмотрели ученые и чиновники. Сегодня я склонна рассматривать «вбрасывание» в школы этой и другой подобной продукции как разведку боем — «прокатит или нет»?

Прокатило. Сегодня мы имеем линию учебников по литературе оккультно-мистической направленности. Одни из них рекомендованы Министерством науки и образования Российской Федерации, другие «допущены», третьи и без всяких грифов издаются многотысячными тиражами.

Уже с эпиграфа к учебнику-хрестоматии по литературе для 6-го класса «Год после детства» из серии «Школа 2100» чувствуется, что авторы при составлении учебника оттянулись по полной программе.

— А вы сами-то верите в приведения? — спросил лектора один из слушателей. 
— Конечно, нет, — ответил лектор и медленно растаял в воздухе.
Правдивая история. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Наверное, вспомнили, как сладко замирало сердце от ночных страшилок в пионерском лагере… Но всему свое время, место и мера. Ночь кошмаров длиною в полугодие — это перебор даже для поколения, выросшего на фильмах ужасов. Тем более, что смотреть или не смотреть фильм — это ваше личное дело. А тут — будьте любезны, ответьте, «как от строфы к строфе нарастает чувство ужаса в душе героя и читателя баллады «Лесной царь» Гете.

Чувствуется, что Бунеевы свое дело знают. В рекомендациях для учителя баллада Жуковского «Светлана» снабжена двумя (!) переводами первоисточника — баллады Бюргера «Ленора», а также дан оригинал на немецком языке с подстрочником! Далеко не все студенты филологических факультетов знакомятся с текстами в таком объеме. Родителям, у которых нет времени читать учебники своих детей, поясню, что речь идет о безутешной невесте, проклинающей небо за смерть своего жениха. Ночью Леноре является убитый жених и увозит ее к себе домой, на кладбище:

Кусок одежды за кустом
Слетел с него, как тленье;
И нет уж кожи на костях;
Безглазый череп на плечах;
Нет каски, нет колета;
Она в руках скелета…

И так далее. В общем, все умерли. Очень актуально для шестиклассников.

Дальше — «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя (это в сентябре-то  — хоть бы к календарю привязали!), мистическое начало в повести «Вий», «Упырь» А.К.Толстого, «Утопленник», «Бесы» и «Вурдалак» А.С.Пушкина… Филологиня тетя Лена, поводырь по страницам учебника, просвещает шестиклассницу Веры насчет древних славянских богов и со знанием дела дает классификацию всякой нечисти. Интересно, будут учителя спрашивать на уроках, кто такие ведьмак, баенник, злыдень, вий, и чем оборотни отличаются от вампиров?

После этой обоймы негатива делается неуклюжая попытка психологической реабилитации школьников рассказом А.П.  Чехова «Страшная ночь». Авторы надеются таким образом смягчить урон, нанесенный детской психике двухмесячным путешествием в загробный мир? Кому-то это поможет. Кто-то отделается легким испугом. Однако у особо впечатлительных могут возникнуть невротические симптомы.

Первой на атаку отреагировала Камчатка. В обращении председателя Совета народных депутатов Камчатской области Н.Я.Токманцева к министру образования и науки РФ А.А.Фурсенко, написанном по многочисленным просьбам родителей и поддержанном законодательными собраниями 22-х субъектов Российской Федерации, говорится о том, что «развивающие» тенденции программного обеспечения предмета «литература» сводятся к травмирующему психологическому воздействию на ребенка через тенденциозно подобранные произведения мистического и жестокого характера». Чтобы это увидеть, необязательно быть психологом или филологом — достаточно уметь читать, здраво мыслить и думать о детях.

У специалистов РАО, отстаивающих программу, с этим проблемы.

Из письма и.о.  президента РАО Д.И.  Фельдштейна директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И.И.Калине (от 11.12.06):

Произведения, которые условно можно назвать «мистическими», включены в учебник 6 класса и присутствуют всего в одном разделе. В основном, все они входят в государственный образовательный стандарт и рекомендованы для включения в любой государственный учебник литературы (В.А.Жуковский «Светлана», Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С.Пушкин «Бесы», «Песни западных славян» и другие. Стихотворение В.А.Жуковского «Лесной царь» всегда традиционно предлагается для чтения учащимся при изучении романтизма. Пародийный юмористический рассказ А.П.Чехова «Страшная ночь» даже условно трудно отнести к мистике. Присутствие данных произведений оправдано концептуально и методически, так как на их основе изучается направление романтизм и мистическая тема в российской литературе, без которых невозможно адекватное представление о литературном процессе. Кроме того, в вышеназванных учебниках через эти произведения учащиеся знакомятся с нашей национальной славянской мифологией, без знания которой невозможно понимание русской классики 18–19 веков в старших классах. Никакого отношения к «развитию суеверий и оккультизма» произведения данного раздела не имеют, это проверено десятилетиями педагогической практики, и случаев «травмирующего психологического воздействия» их на нормальную детскую психику до сих пор отмечено не было.

Знакомый издатель говорил, что издательский бизнес по доходности занимает третье место после торговли оружием и наркотиками. По «убойной силе», наверное, тоже. В учебнике есть произведения, представляющие серьезную духовную опасность.

Малоизвестная широкому читателю новелла Мопассана «Орля», которую Л.Андреев назвал истерической, написана в форме дневниковых записей больного, страдающего манией преследования. Психически больной писатель раскрывает суть процессов, происходящих в сознании человека, больного шизофренией.

Кстати, вам известно значение слова «Орля»? Из учебника Бунеевых я узнала, что «это слово сейчас принято понимать в значении »внешнее, находящееся за пределами действительности». Кем принято, не сказано. Орля, одним словом!

Герой Мопассана борется с таинственным Орля, пытается перехитрить невидимку («О, да, я буду ему повиноваться, следовать его внушениям, выполнять его приказания, стану кротким, покорным, трусливым! Он сильнее. Но мой час придет…») Он запирает Орля и поджигает свой дом, но возникают сомнения: «Мертвый? Да так ли?А его тело? Ведь его светопроницаемое тело не уничтожить средствами, убивающими наши тела!». Герой приходит к выводу, что избавление возможно только ценой самоубийства.

Прошу прощения у тех, кому пришлось это читать. Но самый верный способ узнать, что изучают наши дети — прочитать выдержки из их учебников. Вариант цитатного плана, приведенный в рекомендациях, состоит из 23 пунктов и занимает три страницы мелким шрифтом. Детям предстоит не только читать «Орля», но и выписывать самые жуткие фрагменты. По мнению авторов хрестоматии, «подобная работа поможет углубленному проникновению в текст, исследованию психологического состояния героя».

Чтобы ответить на вопросы к тексту, нужно настолько глубоко войти в образ героя, что есть риск не вернуться. Дети должны объяснить, «что повергло героя в состояние крайнего ужаса (человечеству грозит гибель, на смену человеку приходит новое Существо — Орля) и почему герой называет Орля и пленником, и повелителем (герою кажется, что Орля боится его, что его можно пленить, но Орля до последней минуты держит героя в руках, … а мысль о том, что Орля жив, видимо, приведет героя к самоубийству) (Е.Барова, Методические рекомендации для учителя к учебнику-хрестоматиидля 6-го класса Бунеевых «Год после детства», М., Баласс, с.67).

Для «непонятливых» учителей в скобках даны «правильные» ответы. В системе, декларирующей «деятельностный подход», «личностно ориентированное образование», »педагогику свободы« против »педагогики необходимости« используются приемы, характерные для тридцатых годов прошлого века: «Ваш любимый поэт и почему именно Маяковский»! Было бы забавно, если бы не было так страшно…

Иногда мне кажется, что современное школьное образование — это и есть Орля — таинственная и неуловимая сила, которая целенаправленно разрушает здравый смысл, навязывает самоубийственные модели поведения и диктует свои правила игры в целях, известных только узкому кругу лиц. Авторы типа Р. Бунеева (по удивительному совпадению еще и директора по науке издательства «Баласс») — пешки в этой игре. Угроза проникновения оккультно-мистического мировоззрения в сферу образования давно требует внимания не только педагогов, врачей и психологов образования, но и специалистов силовых ведомств, поскольку является вопросом национальной безопасности.

Художественный текст в отличие от научного не может быть нейтрален, потому что несет в себе энергию автора, его ценности, открытия и заблуждения. Читайте ребенку стихи и рассказы, написанные талантливым, но душевно больным или эмоционально ущербным человеком — и вы рискуете вырастить его подобие, правда, лишенное таланта. Хотите вырастить человека с чистым сердцем и ясным умом — питайте его книгами, написанными людьми с чистым сердцем и ясным умом. И чем раньше это произойдет, тем прочнее будет результат. Поэтому так легко формируются в этом возрасте искаженные ценности — информация, полученная первой, да еще из авторитетных рук воспитателя или учителя, воспринимается как единственно верная. Так цыплята, высиженные уткой, лезут за ней в воду.

Галина Резапкина

P.S.  Из письма и.о.  президента РАО Д.И.  Фельдштейна директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И.И.Калине (от 11.12.06):

… проведенные экспертизы дают основание утверждать, что Образовательная система «Школа 2100» и реализующий ее непрерывный учебно-методический комплекс отвечают требованиям государственного стандарта, основным стратегическим направлениям развития образования, являются здоровьесберегающими, соответствуют государственной политике Российской Федерации в области образования и закону «Об образовании» (№ 3266–1 от 10.07.92).

И.о.  президента Д.И.  Фельдштейн