РЕЦЕНЗИЯ
на учебники по литературному чтению «Капельки солнца»,
«Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света"
(авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, образовательная система »Школа 2100«, издательство «Баласс»)
Учебники по литературному чтению «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой составлены в соответствии с Федеральным компонентом государственного начального (общего) образования и программой «Чтение и начальное литературное образование», входящей в образовательную систему «Школа 2100». Цель курса Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» — научить читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. В учебники включены произведения, написанные в разных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей определенного возраста. Интерес детей вызывают «сквозные» персонажи и построение учебных книг в форме эвристической беседы. Предусматривает данный курс и организацию самостоятельного домашнего чтения детей.
Однако, по мнению учителей и родителей, вызывают тревогу следующие моменты:
— использование в 1 классе в период обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» сложной для детей
— в книгу для чтения во 2 классе «Маленькая дверь в большой мир» включены произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки). Несмотря на замечательный литературный материал, работа только над фольклором приводит к однообразию, утомляет детей и не способствует привитию интереса к чтению.
— включение в программу детского чтения тяжелых для восприятия детьми-второклассниками произведений, например: «Хоббит» Д. Толкина (отрывки данного произведения содержат описание мрачного леса: «Прошло немного времени, и они возненавидели лес так же горячо, как ненавидели гоблинские туннели», «то был один из самых скверных моментов в его жизни»; преобладание черных и серых цветов: «черные белки«, »огонь привлекал тысячи серых и черных мотыльков«; страшные сцены битвы с гигантскими пауками: »Паук заскакал, заплясал, дико задергал лапами, и тогда Бильбо уложил его вторым ударом«, »его мутило от паучьего яда«, »Он метался взад и вперед, перерубая нити, кромсая лапы, протыкая толстые тела!«); киргизская сказка »Дыйканбай и дэв« {»Хватай дэва, давай скорей вырежем его печенку!«, »Придется мне вырезать печенку и у тех трех« и т.д.).
— работа над отрывками произведений не позволяет осуществить целостное восприятие произведений.
— в учебниках мало стихотворных произведений русских классиков.
Дети, обучающиеся по данному курсу, показывают хорошие результаты работы с художественными текстами, о чем свидетельствуют результаты мониторингов успешности обучения, систематически проводимых в регионе. Однако, результаты работы с научно-популярными текстами низкие. Вместе с тем, именно работа с научно-популярными текстами, овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения и упорядочения информации являются залогом дальнейшего успешного обучения. Данные общеучебные умения заложены в Федеральном государственном стандарте начального (общего) образования.
Это позволяет сделать вывод о том, что данный курс не в полной мере реализует цели начального литературного образования, заложенные в Федеральном государственном стандарте начального (общего) образования.
Заведующая кафедрой дошкольного
и начального образования
ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», доцент
Н.Н. Ценарева
Главный методист кафедры
дошкольного и начального образования
ГОУ ДПО «СарИПКиПРО"
Н.В. Лабутина