РОДИТЕЛЬСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
НА УЧЕБНИК ДЛЯ 4 КЛАССА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ВВОДНЫЙ КУРС ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
Данные учебника: Издательство «Баласс»,
2004. УДК 371.64/69 ББКя71
Авторский коллектив: Д.Д.Данилов; Г.Э.Белицкая;
Н.В.Иванова; С.С.Кузнецова; С.В.Тырин.
Издание
По следующим причинам обучение невозможно:
1) Урок №1. Почему нельзя подружится с маугли.
Детям дается сомнительная информация по знакам зодиака, названных в тексте «звериными» (стр. № 3) и предлагается провести «исследование» и обсуждение характеров, привычек и поведения одноклассников.
Не считаю необходимым преподавать моему ребенку «оккультные» знания, тем более в искаженном виде и проводить на их основе какие-либо исследования. '
2) Урок №3. Эмоции — краски переживаний.
Считаю неправильным обсуждение с соседом по парте «палитры эмоций» (стр.11), т.к. дети могут сделать выводы, травмирующие психику друг друга. Неудачно проведена аналогия между ребенком и взрослым шимпанзе, т.к. ставит человека и животное на одну ступень развития. ( стр. 12). Рисунки (стр. 12) агрессивны для восприятия. Тренинг, предлагаемый на стр. №12, закладывают у ребенка ложное представление о проявлениях эмоций, травмируют его психику: « Например, пусть одна команда покажет, как нельзя проявлять радость по поводу начала каникул, а другая огорчение по поводу плохой отметки за годовую контрольную».
3) Урок №4. Умение понимать эмоции, читать эмоции по лицам.
Считаю неправильным человеческие эмоции сравниваться эмоциями животных, (стр. № 13рис.)и на основании этого делать какие- либо выводы. Задание №5 стр. №15 «Попробуй привести пример ситуации, в которой по выражению эмоций можно судить о личности человека». По эмоции ребенок может дать неверное толкование о личности человека.
4) Урок №5. Что такое настроение.
Учит ребенка лжи. Пример: «Подумай и скажи, что можно сделать для того, чтобы твои эмоции не всегда были написаны на лице«.
5) Урок №6. Как победить тревогу.
В тексте более 23 раз употребляется слово «тревога» ( эффект 25 кадра — для «лучшего усвоения» понятия). Данным текстом «закрепляется» негативная эмоция в подсознании ребенка. Не показан реальный выход из стрессового состояния.
6) Урок №8
Рекомендовать ребенку тестирование — как путь самопознания, считаю неприемлемым. Самопознание и самооценка — понятия разные. Оценка — не является путем для самопознания. Вывод: Урок дает ложное представление о путях самопознания и развития личности.
7) Урок №12 Понимать и договариваться.
В тексте более 20 раз встречается слово «конфликт» и «ссора» и 1 раз сотрудничество. Уроком «закрепляется» понятие «конфликт» Рис. Стр. №42 — агрессивны. Слова, непонятны для детского восприятия.
8) Урок № 13 Как жить в мире людей.
Текст учит вранью и агрессии.
Пример: «…можешь помочь соседке — пенсионерка накопать картошку, а потом проехать в автобусе без билета…» стр. №45
9) Урок № 14 Права человека в обществе.
Нет логики в тексте.
Обсуждение конфликтов в семье считаю плохим примером.
Более 8 раз встречается слово «клевета»
Ничего не говорится об обязанностях детей.
На картинках (стр. 49) детей учат как давать «взятки»
Не говорится в тексте о правах родителей.
10) Урок №15 Первобытный мир — начало истории человечества.
Нет ссылок на исторические факты.
Детям навязывается ложная мораль: «…настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считается человек только своего рода и племени…» Это в тексте выделено зачем то синими буквами, потом на стр. 66., потом на стр. 72 снова почти эти же слова выделены в тексте. Дети сразу на них обратят внимание.
11) Урок 22 Информация о храмах, о религиозных обрядах.
В одном ряду поставили колдунов, жрецов, шаманов и священнослужителей. Причем слово «священнослужители» выделено жирным шрифтом. Как во времена воинствующего атеизма, тем более наш ребенок — дочь священнослужителя. Использованы рисунки на стр. 99 языческой Руси. Рисунки на стр. 100 показывают, что только пожилые люди (а значит отсталые), верят в Бога. Дается ложная информация, что Православная церковь преследовала атеистов. На стр.101 даны рисунки и вопрос к ним совсем неудачный. В конце урока на стр. 104 даны вопросы, где дети должны подтвердить информацию о храмах, как дана на этом уроке, а в конце учебника
храмы названы памятниками культуры.
12) Урок №20; 21;
13) Урок 27 стр. 119 детям говорится о проблеме перенаселенности земного шара. Выделено шрифтом, на стр. 120 детям предлагается решить эту проблему. Вообще, как можно детям давать такую информацию и предлагать им решать такие вопросы?
Вывод:
Считаю, что данное учебное пособие является вредным и опасным для формирования мировоззрения ребенка, даёт искаженное представление о человеческих ценностях. Весь учебник практически не несет информации о России, а преобладают данные о Западной Европе и Америке. Это противоречит принципу государственной политики «Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций». Лишает детей права воспитываться в традициях своего народа.
г.Лагань 22.10.06 г.