Запрос в Министерство образования и науки РФ по поводу программного обеспечения школьной образовательной программы «Школа 2100» и других программ.
Министерство образования и науки РФ
125993, г. Москва, ГСП -3,
ул. Тверская, д. 11
В Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет» от родителей учащихся поступают многочисленные жалобы на учебники и программные обеспечения по образовательным программам, в частности на программное обеспечение по экспериментальной образовательной программе «Школа 2100», утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Родители дают крайне негативную оценку практически всем учебникам и пособиям по данной программе. В наш адрес постоянно направляются независимые рецензии на учебники, которые свидетельствуют о низком содержательном уровне программного обеспечения, оказывающего вредное воздействие на учащихся, обучаемых по данной программе. Рецензенты полагают, что содержание программы не отвечает требованиям духовно-нравственного развития ребенка, задачам образовательного процесса и качеству подготовки учащихся.
Так, рецензенты отмечают, что «развивающие» тенденции программного обеспечения «Школа 2100» по предмету «литература» сводятся к травмирующему психологическому воздействию на ребенка через тенденциозно подобранные произведения мистического и жестокого характера. Дети жалуются родителям, что домашнее задание по литературе им делать страшно. Школьная подборка произведений для 6-го класса включает в себя следующие произведения: Гете «Лесной царь», Гоголь «Вий», «Ночь перед рождеством», Мопассан «Орля», Жуковский «Светлана», Пушкин «Бесы», «Вурдалак», «Утопленник». В 5 классе дети изучают произведение Эдгара По «Убийство на улице Морг».
Не вызывает сомнений, что главным мерилом выбора произведений для детей должна быть та польза, которую данное произведение способно принести нравственному и духовному развитию ребенка.
Многие произведения, вошедшие в состав учебника, вызывают большие претензии с точки зрения возрастного ценза, учета психологических особенностей детей, а главное, той воспитательной задачи, которую они решают. Очевидно, что главная цель авторов никак не соответствует основным задачам учебного предмета.
Дети, обучающиеся по указанной программе в начальной школе, в пятых, шестых классах страдают от «пропаганды» оккультизма.
В седьмых классах детям предложен для изучения рассказ «Синяя трава. Исповедь пятнадцатилетней наркоманки» — душераздирающие признания подсевшей на наркотики девочки, каждый вечер изливающей душу на бумагу. В Интернете, куда после прочтения отрывков обращаются дети, размещен полный текс книги, содержащий информацию о половых извращения, групповых изнасилованиях и т.д., что расценивается рецензентами как развращающий материал.
С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что содержание программного обеспечения образовательной программы «Школа 2100» нарушает основные положения законодательства Российской Федерации о гуманном характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, светском характере образования (№33266-1-ФЗ от 10.07.92 «Об образовании», №124-ФЗ от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В связи с многочисленными родительскими запросами и тем, что во многих школах страны ведется преподавание по программе «Школа 2100», просим для информирования родительской общественности ответить на следующие вопросы:
1. Прошла ли программа «Школа 2100» экспертизу в установленном законом порядке? В положительном случае просим выслать копии указанных экспертиз с указанием их авторов.
2. Являются ли авторы этой программы сотрудниками Министерства образования и науки РФ, членами Коллегии министерства, членами Общественных советов?
3. Рассматривалась ли на Коллегии Министерства образования и науки РФ указанная образовательная программа? Участвовал ли авторы ряда учебников Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В., или другие составители программы «Школа 2100», в рассмотрении вопросов принятия данной программы к преподаванию и каковы ее результаты? В положительном случае мы хотели бы ознакомиться с результатами данного рассмотрения.
4. Когда, в какие сроки будет организована федеральная экспертиза программы «Школа 2100»?
Родители обращаются с просьбой организовать федеральную экспертизу программного обеспечения без участия экспертов, ранее участвовавших в экспертизе.
Заранее благодарны за ответ по существу заданных вопросов.
Приложение:
1. Рецензия на курс литературы в основной школе, представленный программой и учебными хрестоматиями «Шаг за горизонт», «Год после детства», «Путь к станции «Я», «Дом без стен» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) (Образовательная система «Школа 2100») зав. лабораторией Психологического института РАО, доктора психологических наук Е.И.Щеблановой и ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, кандидата психологических наук Н.Б.Шумаковой . — 4 листа.
2. Рецензия на учебники по литературному чтению «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, образовательная система «Школа 2100», издательство «Баласс») заведующей кафедрой дошкольного и начального образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», доцент Н.Н.Ценаревой и главного методиста кафедры дошкольного и начального образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» Н.В.Лабутиной. — 1 л.
3. Рецензия на комплект учебников Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой по литературе (1–8 классы) (Образовательная система «Школа 2100») доктора филологических наук, кандидата психологических наук, доцента факультета журналистики МГУ Е.Е.Прониной. — 2 л.
4. Рецензия на учебно-методический комплект по чтению для начальной и средней школы по литературе (Образовательная система «Школа 2100») члена Научно-методического экспертного Совета при Отделе религиозного образования и катехизации РПЦ кандидата филологических наук Шестаковой С.М. — 6 л.
5. Рецензия на учебное пособие Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В «Капельки солнца». Книга для чтения в 1-м классе. Изд. 3-е, переработанное. — М, Баласс, 2005 (Образовательная система «Школа 2100») вице-президента Национального фонда передовых технологий, психолога, автора книг по педагогике и психологии Г.В. Резапкиной. — 4 л.
6. Рецензия на учебник Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Чиндиловой О.В. «Год после детства». 6-й класс. — М.: Баласс, 2005 (Образовательная система «Школа 2100») вице-президента Национального фонда передовых технологий Г.В.Резапкиной. — 4 л.
7. Рецензия на учебник Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. «Путь к станции «Я» для 7 класса, издательство Баласс, (Образовательная система «Школа 2100») вице-президента Национального фонда передовых технологий Г.В.Резапкиной. — 6 л.
8. Педагогическое заключение на учебник «Человек и человечество» Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э.Белицкая, Н.В.Иванова, С.С.Кузнецова, С.В.Тырин. Изд.Баласс, 2004 (Образовательная система «Школа 2100») педагога — консультанта НП «Родительский комитет» Скопиной Л.И. — 5 л.
9. Рецензия на учебник-тетрадь для 4-го класса «Человек и природа» Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4-го класса: Человек и природа. В 2 ч. /Авт. А.А. Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский, А.С.Раутиан перераб. — М.: Баласс, 2006 («Школа 2100») председателя регионального отделения по Московской области Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание», преподавателя высшей школы Зуйковой Т.Н. — 3 л.
10. Родительское заключение на учебник по литературе для 8 класса комплекта Образовательной системы «Школа 2100» «Дом без стен» Р.Н. Бунееев, Е.В. Бунеева инициативной группы родителей г. Балашихи: Стрекаловой Е., Журавлевой А.Н., Журавлевой А.А., Зуйкова Т.Н., Донцовой О.С. — 3 л.
11. Родительское заключение на учебник «Окружающий мир. Человек и человечество». Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса. Авторский коллектив: Д.Д.Данилов, Г.Э.Белицкая, Н.В.Иванова, С.С.Кузнецова, С.В.Тырин. М.: Баласс, 2004. (Образовательная система «Школа 2100») Крюковой О.Л., г. Лагань. — 3 л.
12. Родительское заключение на учебник-тетрадь для 4-го класса «Человек и природа» Окружающий мир. В 2 ч. /Авт. А.А. Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский, А.С.Раутиан. М.: Баласс, 2006, (Образовательная система «Школа 2100») Крюковой О.Л., г. Лагань. — 2 л.
13. Подписной лист — 141 подпись родителей на 8 листах.
Директор НП «Родительский комитет» Лемиш Т.Ф.