Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Акция

"Давайте подумаем о стандартах образования"

Федеральный государственный образовательный стандарт - это то, чему и как будут учить наших детей.…

Информация

Давайте писать законы о детях вместе!
Президент внес в ГД РФ законопроект по внесению изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Проект содержит ряд мер, направленных на содействие физическому, духовному и нравственному развитию детей.

Экспертизы игрушек, компьютерных игр для детей потребовали от Правительства депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и о направили Председателю Правительства Путину В.В.  Обращение прилагается.

В ряде регионов проводились прокурорские проверки образовательных учреждений на предмет защиты прав ребенка от негативной для него информации. Выявлены нарушения в работе школ. Установлено, что ряд программ и пособий содержит вредную для детей информацию, хотя заявляется как работа, направленная на охрану здоровья. Материалы прокурорской проверки прилагаем.

Это нужно знать

НП «Родительский комитет» по просьбе родителей публикует примерный Школьный договор, который может быть взят за основу при составлении Школьных договоров родителей и школы.

Насилие в школе.

Какая информация должна быть предоставлена родителям при зачислении их ребенка в школу или детский сад?

Санитарные нормы для школы

Постановление Правительства РФ «О ПОРЯДКЕ БЕСПЛАТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ ЛИЦАМИ, НЕ ДОСТИГШИМИ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ»

«Советский учебник шлифовался десятилетиями»

По расхожему мнению, нынешние школьные учебники никуда не годятся. О том, почему сложилась такая ситуация и как можно ее исправить, «Газете.Ru» рассказал академик Российской академии образования Александр Кузнецов.

Сегодня многие родители школьников жалуются на резкое ухудшение качества школьных учебников. Недавно Министерство образования и науки наконец обратило внимание на недовольство граждан и решило изменить ситуацию, возложив контроль за качеством учебных пособий на академиков Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО). О том, как именно академики станут обеспечивать качество учебников, «Газете.Ru» рассказал академик-секретарь по общему (среднему) образованию РАО Александр Кузнецов.

— Александр Андреевич, сколько всего школьных учебников сегодня существует?

— Думаю, не менее 1 тыс.

— И они действительно так плохи, как говорят? Почему?

— Да, и ничего удивительного в этом нет: за что боролись, на то и напоролись. Раньше по каждому предмету был один учебник — скажем, Коровкина по истории Древнего мира или Перышкина по физике. И каждый из них переиздавался и шлифовался, проходя различные экспертизы, десятилетиями. В 1992 году закон «Об образовании» закрепил за учителем право на применение разнообразных методик и средств обучения, в том числе и учебников. Тем самым в школе открылся шлюз для учебных материалов с разной идеологией, но и с разным качеством. Конечно, хорошо, что мы ушли от единообразия советских времен, но, как оказалось, медаль имела и оборотную сторону.

Вдобавок раньше все учебники, допущенные для преподавания в школе, имели специальные грифы Министерства образования «Допущено» или «Рекомендовано». В 90-е годы грифы были отменены и превратились в формальность, коей остаются и сейчас. Конечно, гриф министерства хоть как-то гарантирует качество, а потому грифованные учебники все же покупают более охотно. Но далеко не все школы: во многих как преподавали, так и преподают по учебникам без грифов.

— В скольких? Есть какая-нибудь статистика?

— Да сплошь и рядом. Думаю, что до 40% школ работают по учебникам без грифа. Причем по каждому предмету существует по нескольку десятков учебников, и рекордсменом среди них является учебник по истории — около сотни разных версий.

Наконец, есть и третья причина падения качества школьных учебников. Дело в том, что их издание превратилось в крайне выгодный бизнес. Речь идет о сотнях миллионов рублей.

— Чем он выгоден?

— Тиражами в десятки миллионов экземпляров. Давайте считать. Предположим, средняя цена учебника 100 руб. (хотя на самом деле больше). Каждому школьнику нужно до полутора десятков таких учебников. Значит, уже 1,5 тыс. руб. Но школьников-то десятки миллионов… Получаем миллиарды рублей. Неудивительно, что за такими прибылями охотятся издательства. Вот и пекут учебники как блины — в ускоренном темпе, без апробации и экспертизы. Какое уж тут качество…

— Сколько времени тратится сегодня на «выпекание» учебника?

— На то, чтобы написать, около полугода. И меньше полугода на то, чтобы издать. А на самом деле, чтобы написать качественный учебник, надо два-три года, да еще год-полтора требуется для работы с учебником в издательстве. Только тогда издательство сможет стать профессиональной исследовательской лабораторией по выпуску учебников вроде прежнего монополиста в этой области — издательства «Прогресс».

— Сколько издательств занимаются выпуском учебников сегодня?

- 95. Причем многие из них взялись издавать учебники, совершенно не зная специфики этой работы — ни как размещать в тексте справочный аппарат, ни какой должна быть технология. Вдобавок все они жестко конкурируют между собой за то, чтобы их продукцию купили. Законы конкуренции известны: опередить других, использовать новый стиль, новую форму изложения, новые данные. Углубляться в детали некогда, надо быстро сбыть учебник-товар. Поэтому многое делается поверхностно: используются внешне завлекательные меры-однодневки, под видом инноваций протаскивается сомнительная, неапробированная идеология.

— Например?

— Самый известный случай связан с одним из учебников по истории, где велась прямая манипуляция событиями периода Великой Отечественной войны. Если помните, осенью 2004 года ветераны войны жаловались на этот учебник президенту…

— Странно, что острая конкуренция между издательствами, о которой вы говорили, не привела, как ей и полагается, к повышению качества выпускаемой продукции.

— Эта фаза наступает только сейчас. Издательства накопили опыт работы с учебниками, начали специализироваться на выпуске пособий по определенным дисциплинам: естественно-научным, гуманитарным, методическим пособиям и т. д. А специализация всегда означает улучшение качества. Да и число издательств, выпускающих учебники, сократилось за счет явных аутсайдеров: еще несколько лет назад школьные учебники выпускали около 150 издательств.

— Решит ли проблему качества учебников введенная в этом году процедура их экспертизы?

— Думаю, что да. Весной 2005 года Министерством образования и науки был создан специальный экспертный совет, призванный стать фильтром, отсекающим негодные учебники. К работе в нем подключены эксперты академий РАН и РАО, каждая из которых будет отвечать за свой участок оценки качества учебников. РАН — за научную часть подаваемого в учебнике материала и предлагаемые в нем новшества; РАО — за методическую эффективность учебника и его доступность для учащихся. Сначала учебники попадут в комиссию РАН, затем те, которые будут одобрены ею, будут переданы в комиссию РАО. И только прошедшие обе ступени будут рекомендованы для школ. Так что учебникам, претендующим на министерский гриф, придется отныне проходить экспертизу на самом высоком уровне. Да еще двойную.

— Способен ли стать экспертный совет гарантией от проталкивания «нужных» учебников? Ведь сами говорите, что деньги-то там вертятся бешеные…

— Очень важно, что с привлечением к экспертизе учебников академий экспертиза перестанет быть чиновничьей, ведомственной. А значит, освободится от упомянутых вами факторов, не имеющих отношения к качеству учебников. Кроме того, чтобы избежать давления на членов экспертного совета по учебникам, мы настояли, чтобы акт экспертизы подписывали не конкретные люди-эксперты, а юридическое лицо — РАН или РАО. От имени своих организаций акт экспертизы отныне будут подписывать вице-президенты академий.

— За объективность академиков, значит, общество может быть спокойно?

— В любом случае подписывающий акт экспертизы вице-президент академии наук гораздо сильнее дорожит своим именем и репутацией, чем чиновник.

— Успели ли какие-то учебники пройти новую академическую экспертизу?

— Да. На недавнее заседание комиссии РАН была представлена первая сотня учебников. И около 50% из них комиссия не пропустила.

— Значит, в РАО поступит не более 50 учебников. Сколько из них, по вашей оценке, пройдут второй тур экспертизы?

— Думаю, что тоже не более 50%. Ведь учебник — это не только свод информации по какому-нибудь предмету. Это и средство организации учебной деятельности школьника по ее усвоению. Насколько эффективна эта составляющая, скоро определят эксперты РАО.

Беседовала Марина Лемуткина

Источник - Газета.ру