Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на «Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников»

Авторы — А.Я.  Данилюк, А.М.  Кондаков, В.А.  Тишков. — М., 2009.

1. О ПАРАМЕТРАХ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА.

Во время чтения «Концепции» возникает ощущение, что мы погружаемся в советское прошлое: постоянные ссылки на Президента РФ и Премьер-министра, на их доклады, выступления, послания и статьи. Нужно заметить, что слова Президента, Премьер-министра начинают обладать реальной силой (в отличие от слов Папы Римского), когда обретают силу Закона. В данном случае социальный заказ выражен, и это так в правовом государстве, только Законом. Закон и есть социальный заказ!

Конституция РФ, Закон об образовании определяют, что образование осуществляется в интересах личности, общества, государства. Здесь перечисляются не различные интересы трех разных субъектов, которые необходимо сбалансировать и которые могут быть выражены в однотипных категориях. Здесь обозначены интересы разного типа, которые должны быть выражены в категориальных рядах различного типа.

А именно: одни результаты образования, понимаемые как результаты действия национальной системы образования, регулируемой законодательством страны, должны быть сформулированы в категориях личностных качеств, личностных установок, другие результаты — в категориях состояния и динамики социально-культурной системы страны.

Эта типологическая разность вполне представлена в тексте актов, регулирующих образование. Так, при формулировке приоритетных целей образования в Национальной доктрине используются категории как личностного, так и системно-социального плана.

Рассмотрим приоритетные цели образования, фиксированные в Национальной Доктрине:

«Система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
формирование культуры мира и межличностных отношений»; и пр.

Историческая преемственность поколений — это не качество личности, это состояние социально-культурной системы страны.

Культура мира — может быть раскрыта и в категориях «культуры личности» и в категориях «культуры общества»

И т.д.  : при постановке целей и задач воспитания в этой схеме следовало бы проанализировать все позиции Доктрины.

В формулировке пп. 1–2 статьи 14 Закона об образовании:

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
формирование духовно-нравственной личности;
(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Решительный приоритет отдан категориям социально-системного типа. Категории личностного ряда схватывают высший уровень личности — мировоззрение (формирование картины мира), самоопределение (интеграция в культуру и общество), содержательное осуществление дара свободы (формирование духовно-нравственной личности).

Серьезная ошибка Концепции воспитания — отсутствие осознания принципиальной разницы типа категориальных рядов, в которых должны быть представлены интересы общества, государства и личности. В Концепции все три типа интересов формулируются в категориях одного типа: в категориях установок и качеств личности. Этот недостаток Концепции является прямым продолжением ошибочного подхода, заявленного в Концепции ФГОС, которая предлагает специфическую трактовку положения Закона о соотношении интересов общества личности и государства. В концепции ФГОС это схема баланса интересов трех равноценных субъектов: личность, общество, государства, которые заключают между собой договор по поводу сбалансированного удовлетворения интересов участвующих сторон. Эта схема в Концепции ФГОС представлена в логике «стандарт как общественный договор между обществом, личностью и государством». В этом контексте употребление категории «общественный договор» совершенно некорректно. Классическая либеральная теория «общественного договора» не предполагает договора между личностью и государством: она предполагает договор между личностям по поводу конституирования государства.

Если развивать идею «стандарт — общественный договор» — а это могло бы стать плодотворным подходом — необходимо было бы дать серьезный анализ субъективированных социальных групп, традиций, корпораций и пр., а также субъективацию приватного пространства личности, отчетливо выразить интересы каждой из групп, и предлагать стратегию их согласования в качестве основы государственного управления образованием.

Опираясь на результаты мониторинга ценностных ориентаций молодежи (И.П.Рязанцев), можно с уверенностью утверждать, что при таком подходе религиозно ориентированная часть общества выступает как общественный субъект, как сторона такого договора.

Таким образом, в концепции отсутствует раздел, в котором должен быть дан анализ социальный групп, их заказа на воспитание. Между тем, с уверенностью можно говорить, что добросовестный анализ такого рода должен обнаружить тот факт, что в последние десятилетия более чем у половины россиян актуализировалась православная идентичность.

Это не только идентификация по принадлежности вероисповедальным практикам Православной Церкви, но, шире, также и по признанию идеалов, ценностей и традиций отечественной культуры.

Это признание проявляется в стремлении людей к осмыслению традиционных ценностей и построении на их основе жизненных стратегий в сфере семьи, профессиональной деятельности и гражданской активности.

Выбор в пользу традиционных ценностей реализуется в форме общественных инициатив и социальных движений на уровне локальных сообществ, жизнь которых внутренне перестраивается и формируется новая структура повседневности, значимым компонентом которой становятся нравственные принципы и духовные смыслы.

Таким образом, налицо очевидный социальный заказ на то, чтобы государственная политика ориентировала систему образования на воспроизводство традиционных ценностей.

Именно этот социальный заказ и озвучивает Президент РФ в послании Федеральному собранию 5 ноября 2007 года, декларируя логику опережающего развития. Опережающее развитие — это развитие с опорой на »выверенные, выстраданные» в веках ценности нашего многонационального народа.

Таким образом, концепцию воспитания необходимо дополнить разделом, в котором задается статус данной концепции, ее отношение к существующей законодательной базе, анализ субъектов социального заказа и содержания заказа, основные категории концепции.

2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ.

Концепция использует популярную, сложившуюся в советское время методологию осмысления педагогического идеала, а именно:

Педагогический идеал — регулятивная цель образования (представление о совершенной личности)

Педагогический идеал конкретно-исторически обусловлен и диалектически сочетает в себе педагогические универсалии (гармонически развитая личность) и содержательные личностные характеристики конкретной исторической эпохи.

Этот подход устарел. Он не принимает во внимание существенные исторические изменения последних десятилетий, изменение логики цивилизационного развития, полицивилизационный тип глобального развития в современном мире. В нем отсутствует ряд категорий, необходимых для решения задач воспитания личности в условиях глобального кризиса цивилизации.

Одна из таких категорий — тип личности.

Закон РФ »Об образовании» определяют цели нашего образования, а значит, и воспитательный идеал в начале третьего тысячелетия.

Пункт 6 статьи 9 изложен в следующей редакции: «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

В пункте 2 статьи 14 говорится, что «содержание образования должно обеспечить:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
формирование духовно-нравственной личности;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

Заметим, что в п. 6 ст. 9 Закона РФ »Об образовании» нет ни слова о «высоконравственном, творческом, компетентном гражданине России…».

Надо сказать, что «формирование человека и гражданина…» отмечено в п. 2 ст. 14 как один из пунктов, на четвертом месте.

Почему национальным воспитательным идеалом в »Концепции» стал «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России…» остается великой загадкой.

Согласно Закону РФ «Об образовании» воспитательный идеал совсем другой: духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки способствуют посредством содержания образования формированию духовно-нравственной личности. Этим и вызвано возвращение в школу духовно-нравственного образования и воспитания.

Таким образом, в «Концепции» произошла подмена истинного идеала ложным, а скорее всего часть идеала (к тому же малая) выдана за целое. На этой подмене построена вся «Концепция».

Если разбирать текст «Концепции» более подробно, то следует обратить внимание на стр. 8, где говорится, что национальный воспитательный идеал имеет «конкретно-исторический характер». С этим нельзя согласиться по следующим причинам.

Особый тип личности (в Законе «Об образовании» — «духовно-нравственная личность») формируется в конкретной культурно-исторической общности, или цивилизации, на протяжении многих веков. В основе его формирования лежат религиозные представления, выраженные в культуре и укладе жизни народа. Тип личности — это constanta, неизменяемая основа бытия народа и личности. Надо сказать, что основные качества личности, присущие многонациональному народу России (формулировка Конституции. «Российский народ», как и «советский народ» — некая историческая фикция) одинаковы для православных, мусульман, иудеев. Это служение Отечеству, своему народу, самопожертвование (вплоть до отдания своей жизни за идеалы веры, народа, государства) как основа патриотизма, доброта, честность, скромность, почитание старших, хранение семьи и супружеской верности и др.

Конкретно-исторические условия есть величина переменная, и они определяют не педагогический идеал, а средства педагогики от одного поколения к другому условий формирования традиционного типа личности. Исторический обзор должен был это подтвердить (стр. 8–10), если бы был более правдив и компетентен. Так в последнем абзаце на стр. 8 забывается, что православные царь есть Помазанник Божий. Поэтому служить царю — служить Богу («За веру, царя и Отечество!»).

На стр. 9 говорится, что до 1917 г. «обожение» власти сдерживалось Православием, забыв о том, что царя помазывали на царство в храме.

Основываясь на ложной посылке об изменяемости педагогического идеала в зависимости от конкретно-исторических условий и говоря о том, что советский строй формировал «советского человека, строителя коммунизма», авторы «Концепции» воспроизводят идеологический идеал применительно к современности — идеал «личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся», да еще «частное и коллективное преуспевание и развитие». Это есть идеал не исторической России, а новый тип личности — «российский человек, строитель общества потребления».

«Солидарная устремленность в будущее» (стр. 10) создается по закону подобия (подобное тянется к подобному) и основана на формировании духовно-нравственной личности независимо от этической и конфессиональной принадлежности, а также на нормах, выраженных во Введении Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле… сохраняя исторически сложившееся государственное единство… чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость… исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества принимаем Конституцию Российской Федерации».

Поэтому необходимы устремленность вглубь истории Отечества и осознание этой общей истории и судьбы на Родной земле. Нас объединяет героическое прошлое и желание продолжения этой святой и героической истории народа и Отечества в настоящем и будущем.

Последний абзац на стр. 10 совершенно разрушает представления о «солидарной устремленности». Если в обществе представители могут иметь разные ценности, то какая может быть солидарность?

Если говорить о идентичности, то следует вводить иерархический принцип. Цивилизационная идентичность и ее формирование для государства являются приоритетными. Цивилизационная идентичность не отрицает идентичности религиозной и этнической, а дает возможность самовыражения в языке и культурных средствах цивилизации, что возвышает этническую культуру до цивилизационного и мирового уровня.

3. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

В этом разделе цели воспитания сформулированы также лишь в категориях характеристики личности. Между тем как в отечественной традиции ярко представлен подход анализа эффектов воспитания в категориях поколений (А.С.Хомяков). Дополнительность взгляда на образование в контексте развития личности и в контексте жизни поколений создает объемное видение феномена образования как системы условий, как процесса, как системы деятельности, как способа и качества бытия личности. Законодательство ориентирует именно на такой подход. Так ст. 14 ясно различает образование как фактор, формирующий условия (п. 1) и образование как систему деятельности, порождающей определенные эффекты (п.2)

В Концепции воспитания цель определяется как личность с определенными качествами, При таком подходе утрачивается онтологическое видение личности как становящейся, развивающейся реальности. Модель «культур» (личностной, социальной, семейной) как цель воспитания спровоцирована, по-видимому, желанием применить компетентностный подход к эффектам воспитания. Между тем он применим только к одному элементу результатов освоения образовательных программ — к качеству подготовки. (ст. 9 п.6)

В моделировании целей и задач воспитания не учтено различие результатов и эффектов воспитания (различие измеримых и отсроченных итогов воспитательного процесса)

Представление о личности редуцировано к совокупности качеств и установок, при таком подходе в представлении о личности утрачивается уровень мировоззрения и уровень онтологии (духовно-нравственное развитие).

Между тем (указано выше) эти уровни входят в зону ответственности образования согласно ст. 14 Закона об образовании.

Следовало бы дополнить этот раздел представлениями о том, что стандарт предписывает строить систему воспитания, которая способствовала бы формированию духовно-нравственной культуры поколений учащейся российской молодежи.

На стр. 12 сформулирована цель современного образования как «воспитание ответственного и компетентного гражданина России». Просто диву даешься, как легко авторы «Концепции» пишут то, что им хочется и кажется. Самостоятельно сформулированный педагогический идеал приводит к выводам далеким от законодательно сформулированного социального заказа на духовно-нравственное развитие и формирование духовно-нравственной личности, сводя его к гражданственности и обеспечению духовно-нравственного развития граждан России (стр. 15).

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Появление этого раздела — большое достижение Концепции воспитания. Однако, представляется, в данной редакции утрачены некоторые смыслы, представленые в одной из прежних редакций.

Цитирую:

«Духовно-нравственное развитие есть законодательно обозначенный смысл современного воспитания — то, ради чего оно существует.

Духовно-нравственное развитие содержит в себе универсальные, вечные смыслы воспитания. Универсальные смыслы развития человека лежат за гранью этого мира и многих других реальностей. Они применимы в любой цивилизации, во всех культурно-исторических эпохах — меняются лишь способ их выражения, средства организации воспитания в зависимости от того особого понимания человека и смыслов его жизни, которые развивает та или иная культура.

Законодательное утверждение понятия духовно-нравственное развитие в качестве важнейшего приоритета воспитания непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию. Духовность неразрывно связана с ценностями. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. В отличие от идеологии, философско-политической доктрины, ценности не могут быть сконструированы рационально в интересах какой-либо политически активной группы, хотя такие попытки имели место в прошлом и могут еще предприниматься.

Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных религиозных, культурных и социальных традициях, наследуемые от поколения к поколению. Ценности жизнесозидетельны. Они образуют, своего рода, иммунную систему социальной, душевной и духовной жизни человека, предотвращают заражение личности разрушительными вирусами зла, гордыни, честолюбия, жадности и другими опасными общественными болезнями. Ценности нельзя придумать, они появляются как результат и как выражение изменения глубинных структур сознания, как попытка избежать негативного опыта жизни и передать это знание другим. Ценности пишутся и проверяются жизнью, а затем перепроверяются каждым новым поколением. Они конституируют тот межпоколенный опыт позитивного жизнеустроения, который мы и называем традицией.

Опора на духовно-нравственные ценности, установленная Законом об образовании, означает окончательный (именно в силу своей конструктивности) отказ (своеобразное начало этому процессу было положено в 1991 г. посредством официального установления негативного отношения к государственному и общественному воспитанию как таковому) от какой бы то ни было идеологии, навязывания школьникам суррогатных ценностей, маскирующих чьи-то корпоративные интересы, и приобщение современного воспитания к тысячелетним национальным традициям духовной, культурной и социальной жизни.

Духовно-нравственное развитие личности как смысл воспитания и его универсальная задача позволяет конкретизировать цель современного воспитания. Она определяется как духовно-нравственное развитие и воспитание молодого россиянина посредством приобщения его к традициям и ценностям национальной жизни.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — предельно сложный, многоплановый, необычайно тонкий процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее противоречивости, от семьи, общества и человечества в целом. Мы бы переоценили свои возможности, взявшись за педагогическое управление этим процессом. Чтобы сделать задачу реалистичной, ее необходимо конкретизировать и обозначить реальную сферу педагогической ответственности.

Она очерчивается двумя положениями. Мы говорим о духовно-нравственном развитии россиянина, о воспитании гражданина России в традиционной духовности и нравственности. В этом контексте духовно-нравственное развитие вводится в русло гражданской ответственности, ограничивается (определяется) процессом социализации молодого человека. Это первое. И второе положение в том, что основным инструментом содействия и педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности в пространствах его социализации является общеобразовательная школа, встраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, церковью, общественными организациями и др.

Тезисы, содержащиеся в этом фрагменте, не должны быть утрачены.

Следовало бы усилить тезис о том, что с категорией духовно-нравственное развитие в педагогику, в сферу категорий воспитания вводится представление о суверенной, уникальной личности, о сфере ее суверенитета и ответственности за собственное развитие. Педагогическая ответственность школы за духовно-нравственное развитие — и это здесь сказано — не есть ответственность за всю полноту формирования. Это зона ответственности самой суверенной личности, на ранних возрастных ступенях — семьи. Но ответственность школы в том, чтобы обеспечить личность средствами сохранения и раскрытия своего суверенитета, в том числе научить ее защите от информационной агрессии.

В цитированном варианте концепции хорошо сказано, что школе вменяется педагогическая ответственность за приобщение личности традициям тысячелетней культуры Отечества.

Следовало бы ясно сформулировать также идею о том, что традиция - это совокупность условий духовно-нравственного становления личности.

Также следует дополнить тезисом, развернув его о том. Что система воспитания нацелена также и на ограждение учащихся от информационной агрессии и на воспитание в них способности самостоятельно ограждать себя от агрессивной индоктринации и манипуляции сознанием, столь широко представленных в современной информационной среде

ОСТАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Трудно согласится с тем, что школа, а не семья является основным инструментом поддержки духовно-нравственного развития. Закон допускает и домашние формы обучения. Именно семья является системообразующим элементом образовательного пространства, делегируя школе некие полномочия вследствие невозможности их исполнения в домашних условиях (стр. 15–16).

На стр. 17 упущен важный объединяющий момент духовно-нравственного развития. Россиянином может стать человек, который укоренен как в этнической, так и цивилизационной традиции, способный к освоению мировой культуры.

В концепции духовно-нравственного воспитания и в стандарте следует избегать терминов и понятий, не присущих нашей традиции, языку и чуждых нашему сознанию, таких как толерантность, «креативность», «инновационность», они сужают смысл выражаемого (стр. 17, 21).

Следует уточнить определение патриотизма. Патриотизм — чувство гордости за свое Отечество, его народ, историю и свершения. Это стремление сохранить Россию даже через подвиг самопожертвования, сделать ее крепче, а ее граждан — духовными, благочестивыми и обеспеченными.

Понятия богатство следует избегать, а использовать «достаток» и «обеспеченность».

В пункте национальных и общечеловеческих духовных ценностей Патриотизм мы предлагаем ценности, выражающие патриотизм, в следующей формулировке:

— любовь к России даже до подвига самопожертвования ради ее сохранения;
— любовь к народу, его истории культуре и традиции;
— ответственность за судьбу Отечества и народа;
— любовь к малой Родине как части России;
— служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

В пункте Социальная солидарность к ценностям следует добавить такие как «терпение», «скромность», «совестливость», «культурность», «образованность» и «благочестие».

В пункт Гражданственность в список следует добавить: «Межэтнический мир, построенный на приоритете общенациональных, или цивилизационных, ценностей».

Пункт «Традиционные российские религии» исправить следующим образом: «…школьники могут усваивать системные представления о:

— религиозных представлениях о мире и его происхождении;
— религиозных представлениях о человеке и его происхождении;
— роли религии в происхождении и становлении Российского государства и жизни его народа;
— святости, благочестии, аскетике и религиозном подвиге;
— религиозной этике как основе социальной солидарности и хранения межконфессионального мира;
— религиозных представлениях о семье и нерасторжимости брака.

Ценности в пункте Труд и творчество, такие как «креативность», «инновационность», следует изменить на «творческое, самобытное, художественное отношение к любому виду деятельности; созидание красоты и гармонии во внешних формах жизнеустроения».

В пункте Природа и искусство к перечисленным ценностям следует добавить «культурное наследие нашего Отечества».

Признавая традиционные российские религии источниками национальной духовности, авторы Концепции используют понятие школы как светского учреждения (стр. 20). Необходимо правильно понимать понятие «светский». Понятие «светское государство» пришло на смену понятию «атеистическое государство». В атеистическом государстве существовал запрет на любое упоминание религии в школе, общественной и государственной жизни. Светское государство — это государство не безрелигиозное. Следует различать светское образование от вероучительного. И отличие это — в цели, а не в содержании. «Закон Божий» можно изучать как светский предмет, если целью поставить освоение содержания предмета, а не его обязательное исполнение в школьной жизни.

Учитывая, что духовно-нравственное развитие и формирование духовно-нравственной личности возможно при определенных условиях, основным из которых является традиционный уклад семейной жизни и принятие религиозного образа жизни как личного, следует и все содержание образования и воспитания построить на основе традиционных представлений о жизни человека, народа, государства. Не следует избегать религиозных и культурологических предметов, таких как Духовно-нравственная культура Росси, «Православная культура» или «Культура Православной цивилизации». Только религиозная традиция формирует истинный тип личности, способный на решение сверхзадач, поставленных перед ней обществом, государством, и на самопожертвование ради защиты своей веры, ценностей, идеалов народа и Отечества.

В разделе 5 Система воспитательной работы общеобразовательной школы также есть существенные погрешности: воспитание гражданина России не может быть национальным воспитательным идеалом и главной педагогической задачей, хотя это — одна из задач воспитательно-образовательного процесса. Создается впечатление, что авторами концепции за идеал берется не социальный заказ, выраженный в Законе «Об образовании», а некая модель, похожая на воспитание гражданина США. Нельзя сравнить 1000-летнюю историю Государства Российского, которое в благодатном «котле» Восточно-православной цивилизации «сплавила» в единый народ многоэтническое и многоконфессиональное сообщество, сформировав единый тип личности, единые ценности и особое отношение к России как к своему Отечеству, и 200-летнюю историю Американского государства, состоящее из эмигрантов и уничтожавшего коренное население.

Понимая духовно-нравственное развитие как приоритетное направление воспитательной работы, следует в урочной деятельности предусмотреть особый предмет из образовательной области Духовно-нравственная культура России в инвариантном компоненте (стр. 26).

Учитывая важную роль религии в духовно-нравственном воспитании, не понятно почему содержание культурологических основ религии, без которых вся гуманитарная, естественнонаучная часть стандарта обедняется и дети не получают полноценного представления о мире и которое является основой формирования традиционного мировоззрения, выносятся только в вариативный компонент.

Попытки построить в России гражданское общество, исключая религиозную основу бытия народа России и каждого человека, в конечном итоге приводят к разрушению государственного строя. Примером может служить XIX век и начало XX века в истории Российской Империи и весь XX век в истории Советского Союза. Та же участь может постичь и современную Россию, если образование и воспитание будут строиться на нетрадиционных представлениях педагогических идеалов.

Замена Бога государством и гражданским воспитанием не сможет решить поставленных Законом РФ и историей задач — решения проблем демографии, национальной солидарности, воспитания преданной России самоотверженной, жертвенной личности.


Warning: include(../../inc/footer.htm) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u6860375/data/www/r-komitet.ru/school/program/action2009/index.php on line 15

Warning: include(../../inc/footer.htm) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u6860375/data/www/r-komitet.ru/school/program/action2009/index.php on line 15

Warning: include() [function.include]: Failed opening '../../inc/footer.htm' for inclusion (include_path='.:') in /var/www/u6860375/data/www/r-komitet.ru/school/program/action2009/index.php on line 15