ЗАКЛЮЧЕНИЕ
психологической экспертизы учебных изданий для учащихся средней школы
(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. Год после детства. Учебник-хрестоматия для
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература.
Представленные для психологической экспертизы учебники по литературе для
Психологические особенности учащихся
Для подростка очень важно понять, что представляет собой реальный мир, что позволяет ему становиться деятелем, успешно решающим не только свои проблемы (самопознания, самоотношения, самопринятия), но и связанные с взаимоотношениями с окружающими. Для этого возраста характерно эмоциональное включение в общение, ведущее к установлению межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. Тенденциозно подобранный материал рецензируемых учебников, напротив, способствует развитию изоляции в фантазиях и страхах. Представленные учебники формируют искаженный, «виртуальный» образ действительности с фантастическим, мистическим содержанием. Предметом особого внимания авторов учебников являются уродливые явления жизни, насилие, страхи, смерть. Авторы навязывают образы «развала» реальности — жуткой, мистической, которая преследует человека и избежать ее невозможно. Так, книга 1 учебника литературы для
В результате у подростка целенаправленно формируется ориентация не на другого, а на себя, свой собственный внутренний мир (примечательно название учебника по литературе для
Учащийся лишается возможности сформировать свое собственное отношение к действительности, жизнеутверждающее даже по отношению к такой реальности, как смерть. У него формируется внутренний конфликт — вступают в противоречие желание активной деятельности и невозможность ее осуществить в предлагаемой мистической реальности. Все это может привести к формированию психопатологических явлений, связанных с расщеплением сознания, его дезинтеграцией. Нарушение целеобразования, выбора и реализации цели, приводит к невротическим реакциям, снижению самооценки, деструктивной аутоидентиикации. Нарушается также механизм идентификации. Предлагаемые деструктивные идеалы для формирования идентичности нарушают структуру «Я», образ будущего, ведут к возникновению выученной беспомощности, покорности по отношению к агрессии и различным негативным явлениям, что в свою очередь приводит к угрозе психических заболеваний и повышает риск аддиктивного поведения, включая суицидальное. Это влечет за собой нарушение отношений со сверстниками, учителями, родителями, с самим собой. Так, дневник пятнадцатилетней наркоманки (А. Франк, «Синяя трава») предлагает учащимся яркие образцы саморазрушения личности (раздел «Я и я», учебник для
Проблема выбора пути особенно важна для современного человека, живущего в обществе постмодернизма, в котором утрачены какие-либо ориентиры, размыты культурные, этические, эстетические, религиозные границы. Важный признак истинности пути — переживание внутренней гармонии, радости бытия, любви и сострадания ко всем людям, смирение и ответственность за свои поступки.
Литература как способ познания действительности рассматривалась таким крупными учеными, как В. Гумбольдт, А.А. Потебня, Д.И. Овсянико-Куликовский. Литература, спецификой которой является целостность видения жизненного пути, глубина внимания к жизненным ситуациям и поведению, формирует определенный образ человека как образец, которому предписывается следовать, предлагает систему жизненных ценностей. В этом состоит ее мировоззренческое значение. Соотнося собственный экзистенциальный опыт с предлагаемыми представлениями о должном, происходит формирование самопонимания, выбор жизненного идеала. Вышесказанное в наибольшей мере относится к русской литературе, в которой художественными средствами воссоздается мироощущение русского человека. Проблема смысла жизни для нее коренная. Н.О. Лосский писал: «Возвышенный характер русской литературы общеизвестен. Искание абсолютного добра, смысла жизни, обличение зла, глубокое проникновение в тайники душевной жизни человека, воспитательный характер русской литературы — все эти высокие свойства ее несомненны» (1991, с.307).
Рецензируемые учебники лишают литературу возвышенного воспитательного потенциала и придают ей противоположные функции. Характерен в этом отношении рекомендуемый семиклассникам дневник подростка Адриана Моула «Я глубоко несчастен и вновь ищу утешения в великой литературе. Мне отнюдь не кажется странным, что интеллектуалы накладывают на себя руки, сходят с ума или спиваются» (учебник для
Разрушаются основания созревания личности. Происходит формирование негативной системы ценностей, которые не соответствуют жизненно важным потребностям человека, в том числе самореализации. Эта система ценностей, являясь конфликтной по своей природе, создает дополнительные условия для формирования выученной беспомощности, особенно в кризисных, сложных ситуациях. Многие выдающиеся психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова) указывали на необходимость формирования позитивного эталона для ребенка, дающего оптимистический настрой и способствующего формированию активного деятеля, прежде всего в период пубертата, переломного момента в психическом развитии.
Можно констатировать отсутствие психолого-педагогической компетентности авторов учебников и поставить под сомнение вопрос об их психологическим здоровье. За бесконтрольное внедрение таких программ в школе следует ввести уголовную ответственность.
Считаем недопустимым использовать данные учебники при обучении литературе школьников
Заключение по экспертизе составили члены Федерации психологов образования России, преподаватели психолого-педагогического факультета Российского педагогического университета им. А.И. Герцена:
Доктор психологических наук, профессор кафедры методов психологического познания | Веселова Е.К. | |
Доктор психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования | Дворецкая М.Я. | |
Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека | Коржова Е.Ю. | |