Протоиерей Сергий Рыбаков: «ОПК ни в коей мере не противостоит Закону Божьему»
Председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии рассказал, каким должен быть предмет «Основы православной культуры»
Споры по поводу изучения в школах предмета «Основы православной культуры» не утихают. Есть активное меньшинство, которое всеми силами препятствует естественному процессу приобщения русского и других православных народов России к своей традиционной культуре. Тем не менее, этот процесс не остановить, а потому православные педагоги заботятся о том, чтобы лучше организовать изучение и приобщение учащихся к православной культуре в самом широком понимании этого слова.
Поскольку предмет является совершенно новым, то его разработка требует значительных усилий. В первую очередь были определены цели и задачами, содержание и методика его преподавания.
В начальный период реализации предмета наблюдались и некоторые болезни роста, требовавшие серьёзной коррекции.
Каковы цели предмета? «Основы православной культуры» (ОПК), как и всякий школьный предмет, решает множество задач, подобно тому, как это происходит в иных традиционных дисциплинах учебной программы. Какова цель школьной математики? Очевидно – научить математике. Однако, учащиеся изучают математику с разной мотивацией. Для некоторых – это любимый предмет – будущая профессия или
ОПК – это системообразующий предмет всего школьного образования для православных учащихся. Он содержит необходимые знания и способствует интегрированию православной культуры во все мировоззренческие дисциплины: в историю, литературу, обществоведение и пр. Православная культура – это не малая часть общечеловеческой культуры, а её вершина, до которой языческая культура никогда не дотянется. В языческой культуре всегда заложен разрушительный элемент нигилистического отношения не только к Богу, но и к миру, и к человеку.
Вхождение в пространство православной культуры, конечно, требует напряжения и ума, и воли, и дисциплины чувств. Требует отсечения ложного и пошлого, дикого и безобразного. Для многих это кажется трудным или невозможным. Но тот, кто, не боясь трудностей, усваивает культурное наследие, тот действительно становится культурным человеком.
Можно ли ставить задачу воцерковления учащихся через этот предмет? Не только можно, но и нужно! Ведь и учитель математики ставит перед собой цель так учить математике, чтобы способный ученик, если таковой обретается среди учащихся, получил максимум развития своих способностей. Но если учитель без внимания к состоянию учеников будет непомерно «давить», требовать от всех гениальности, то такой горе-педагог должен быть дисквалифицирован. Так и здесь. Задача воцерковления тех, кто крещен в Православной Церкви, должна рассматриваться с рассудительностью, а не
Каков должен быть учебник по православной культуре? Требования к учебнику вообще, а к этому в особенности, должны быть очень высоки. Учебник по православной культуре должен отражать культуру, возникшую как результат прихода на землю Спасителя. Это именно православная, а не иная какая культура! Как учебник по русскому языку отражает именно важнейшие особенности русского языка, а не французского или английского, так и православная культура должна быть представлена грамотно и полноценно. Учебный материал в каждом классе должен быть сопряжен с другими изучаемыми предметами в рамках, так называемых, межпредметных связей и не может не учитывать возрастных особенностей. Учебный материал непременно должен быть конкретным, т. е. таким, который предполагает наличие обязательной для запоминания, обдумывания и воспроизведения информации. В силу описанных особенностей самого предмета, вряд ли можно думать, что один автор способен написать весь комплект учебников и учебно-методических пособий. Такую работу может произвести только коллектив. Это не означает, конечно, что сейчас нет хороших учебников по предмету «Основы православной культуры«! Сейчас уже изданы несколько комплектов хороших учебников. Но идеальный учебник – это дело будущего, и очень хорошо, что образована комиссия, целью которой является создание таких учебников.
Еще один вопрос тревожит в основном противников нашей традиции и культуры. Не будет ли предмет ОПК подменен преподаванием Закона Божьего? Здесь следует вспомнить, что во многих светских европейских государствах Закон Божий является обязательным предметом. Закон Божий учит чтить родителей, не воровать, не прелюбодействовать, не убивать. Закона Божьего боятся только те, для кого такие принципы неприемлемы. ОПК ни в коей мере не противостоит Закону Божьему, но связь предмета «Основы православной культуры» с преподававшимся в дореволюционный период Законом Божьим не простая. ОПК – это культурологический предмет, основное внимание в котором уделяется изучению различных, многоплановых аспектов культуры. Достаточно посмотреть содержание указанного выше документа и сравнить его с любым учебником по Закону Божьему, чтобы увидеть разницу.
Здесь есть еще один момент необоснованного беспокойства: а не станут ли заставлять детей молиться в школе. За это как раз можно не волноваться. В отличие от сект, православие не предполагает ни насильственной или тайной инициации, ни насильственного вовлечения в культ. «Невольник – не богомольник!» – говорится в нашей пословице. Поэтому светский характер образования соблюдается автоматически. Будут ли чувствовать себя неудобно на уроках ОПК учащиеся иной веры?
Наконец, есть еще один важный вопрос: как будет согласовываться содержание ОПК с научным знанием, преподаваемым в образовательных учреждениях? Ответ весьма прост. Бог создал мир и дал Закон людям. Поэтому истинная наука никогда не противоречила Библии. Но в том, что выдают за современную науку, есть много ненаучного, и даже антинаучного, ложного, непроверенного, опровергнутого, но, к сожалению, сохраняющегося в учебной литературе. Задача близкого будущего состоит в очищении научного знания от ложных и даже шарлатанских наносов. Можно сказать, что многие ученые сейчас осознают необходимость смены гносеологической и научной парадигм, поскольку прежнее изжило себя. Это, несомненно, приведет к взаимосогласованности научных и библейских истин. Церковь не стремится к формулировке научных гипотез или теорий, но верующие ученые (очень часто с мировым именем – Ломоносов, Пирогов, Срезневский, нобелевские лауреаты – например, Шредингер – один из создателей квантовой механики, и др.), стремились и стремятся сверять мировоззренческие аспекты своих теорий со Священным Писанием и учением святых отцов.
Если сформулировать в общем виде стоящие перед православной педагогикой задачи, то они состоят в формировании целостной системы образования (обучения и воспитания) на основе православной культуры.
Протоиерей Сергий Рыбаков, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, доцент кафедры теологии Рязанского Госуниверситета, специально для «Русской линии»
Источник: http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=183881