Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Объявление

Центр
правовой защиты

С 2013 г.в Москве работает созданный НП Родительский комитет Центр правовой защиты.

Подробнее...

Новости:

20 мая 2021 г. состоялась запись беседы для ютуб канала «Завтрашний день» психологов и писателей Шишовой Т.Л. и Медведевой И.Я с адвокатом , председателем правления НП «Родительский комитет» Павловой Л.О. о суррогатном материнстве, как способе торговли людьми, в том числе зарубеж, реальной действительности этой процедуры, происходящей с грубым нарушением закона, прав и свобод человека и внедряемых в СМИ мифах о положительном эффекте суррогатного материнства. Ссылка на ролик будет дана дополнительно.

16 мая 2021 г. НП «Родительский комитет» принял участие в работе секции «Семейное образование», прошедшей в рамках проходивших в Москве XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Подробнее...

Общественный диалог.

Как в России будет внедряться секспросвет в школе?

После ратификации и принятия Россией статей 11 и 17 Европейской Социальной Хартии обществу предстоит узнать, как Россия будет вводить обязательный секспросвет в школе, через новый предмет или, как ранее, полулегально через предметы в рамках здорового образа жизни. В этой рубрике мы будем публиковать полученную нами информацию о реализации ЕСХ.

Сегодня предлагаем переводы отчета Польши в адрес Европейского сообщества и рекомендации в адрес Польши, а также один из последних документов Европейского союза о том, как должна идти реализация статьи 11 Хартии.

Мнение родителей о Европейской социальной хартии

<-->

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона «Об образовательных кредитах»

Настоящий законопроект направлен на правовое регулирование и меры государственной поддержки системы образовательного кредитования в целях создания эффективных экономических механизмов финансирования профессионального образования, повышения доступности и равных возможностей получения качественного образования.

Система образовательного кредитования широко распространена в большинстве развитых стран. В этой системе задействовано как государство, так и частный сектор. В каждой стране такая система имеет специфические особенности. Однако, несмотря на различия, эти системы имею много общего в силу своей направленности на достижения доступности профессионального образования. Например, в США существует три основных типа образовательного кредита: студенческий заем (student loan), родительский заем (parent loan) и частный заем ( private loan). Кроме того, имеется четвертый тип — объединенный заем, который позволяет заемщику объединить все свои заем в один заем для упрощения выплаты.

Одновременно с расширением поддержки студентов и их семей федеральное правительство ужесточает контроль за использованием выделенных средств и возвратом кредитов. Министерство образования США принимает меры предотвращения практики отказа от выплаты задолженности по полученным от федерального правительства студенческим образовательным кредитам.

В России первым законодательным документом федерального уровня, предусматривающим образовательное кредитование, был закон Российской Федерации «Об образовании». Сегодня в России ведутся разработки по апробации и внедрению различных схем образовательного кредитования. Их активное использование наталкивается на барьеры нормативно- правового характера, экономические невыгодные условия кредитования для заемщика, трудности трудоустройства выпускников.

Анализ имеющейся юридической базы и данных ряда вузов страны показал, что существует ряд проблем, связанных с необходимостью упорядочения правовых и организационных аспектов получения гражданами России образования на условиях полной или частичной компенсации затрат на обучение. Прежде всего, это связано с отсутствием в законе Российской Федерации «Об образовании» единых финансово-экономических подходов к определению стоимости обучения, так и с отсутствием единого регистра тарифов стоимости обучения по различным специальностям, и возможности централизованного и заблаговременного информирования абитуриентов и их родителей об условиях получения профессионального образования на условиях кредитования.

В июле 2000 года Сбербанком Росси был разработан и утвержден порядок предоставления кредитов физическим лицам на оплату обучения в образовательных учреждениях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Однако, система Сбербанка России не получила широкого распространения. Такая ситуация обусловлена рядом факторов:

Во-первых, очень высокая процентная ставка — 19 % годовых. Величина процентной ставки устанавливается Комитетом Сбербанка России по процентным ставкам и лимитам и утверждается Правлением Сбербанка России. Государство практически не влияет на установление процентной ставки. Такие условия мало приемлемы для большинства российских семей.

Во-вторых, Сбербанка России требует, чтобы в договоре между обучающимся и образовательным учреждением обязательно было оговорено условия индексации возмещения затрат по организации учебного процесса, что в свою очередь приведет к индексации объема кредитования в сторону увеличения. Сам кредит оформляется в виде договора об открытии кредитной линии.

В-третьих, лимит суммы кредитной линии зависит от платежеспособности заемщика.

В-четвертых, обеспечение возврата кредита основано на системе поручительства физических лиц, имеющих постоянный источник дохода или юридических лиц — платежеспособных предприятий и организаций — клиентов банка, являющихся работодателями представителей учащегося, или залога ликвидного имущества (объекты недвижимости, транспортные средства и др.). Такие условия поручительства или залога отпугивают большинство российских семей.

В-пятых, общая сумма по кредиту не может превышать 70 % стоимости обучения за полный период обучения в образовательном учреждении.

Условия кредитования, предложенные Сбербанка России, во многом обусловлены отсутствием государственных гарантий как для граждан, так и для кредитных организаций, для которых велики риски невозвратности. Естественно, что в совокупности все указанные причины не позволяют обеспечить широкое внедрение системы кредитования в сфере образования.

Для решения указанной проблемы необходимо принятие федерального закона, регулирующего условия и порядок предоставления и возврата образовательных кредитов, права и обязанности кредитных организаций и заемщиков, меры государственной поддержки обеспечения возврата кредитов и предоставления их на льготных условиях.

Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с изложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов.

В настоящее время предоставление кредита на образование регулируется общегражданским законодательством (§2 гл. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации), которое рассчитано на кредитные отношения вне зависимости от целей, на которые должны расходоваться полученные взаймы денежные средства. Поэтому образовательный кредит в большей части регулируется каждым банком для себя.

Отсутствие в действующем гражданском законодательстве приемлемого правового регулирования образовательного кредита, установление единых для всех заемщиков правил предоставления кредита на образование, обеспечение его доступности для граждан независимо от их имущественного положения, с одной стороны, и снижение банковского риска невозврата, с другой стороны обусловили необходимость разработки и принятия настоящего закона.

В законы предполагается определить виды образовательного кредита: кредит собственно на обучение и кредит на бытовые расходы студента во время обучения (питание, жилье, одежду и т.п.). Для каждого из них предусматривается особенности правового регулирования в части суммы кредита, сроков перечисления банком очередного платежа порядка исполнения банком обязанности его перечислить.

Доступность получения образовательного кредита предполагается обеспечить рядом положений: признания договора образовательного кредита публичным договором; закрепления предельного размера процента по кредиту, который должен быть ниже ставки рефинансирования; предоставления заемщику отсрочки возврата кредита до начала трудовой деятельности и его погашения в рассрочку, то есть периодическими платежами.

Большая роль в создании действенного механизма образовательного кредитования отводится государству. Оно должно компенсировать банкам поддержание процента по кредиту на уровне ниже ставки рефинансирования. В исключительных случаях на государство возлагается субсидиарная ответственность перед банком по долгам заемщика.

Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона

Внедрение образовательного кредитования при условии государственной поддержки этой системы позволят оптимизировать бюджетные средства, направляемые на финансирование профессионального образования, повысить их эффективность за счет концентрации на приоритетных направлениях развития и модернизации, перейти на гибкие условия софинансирования профессионального образования, что будет иметь позитивные социально- экономические последствия.

Риски отрицательных социально- экономических последствий, в частности, для граждан, связанные с распространением мнения о переходе на системы платного образования, а для кредитных организаций — с опасениями невозврата кредита, могут быть компенсированы государственным правовым регулированием процесса образовательного кредитования, предоставлением государственных гарантий и в отдельных случаях субсидиарной ответственности государства, льготированием процентных ставок и снижением уровня залоговых обязательств, что делает образовательные кредиты доступными для граждан и выгодными для кредитных организацией.

Политические последствия определяются успешностью формирования общественного мнения о поддержке государством равных возможностей получения качественного образования, в том числе для детей из малообеспеченных семей за счет развития системы кредитования.

Позитивные юридический последствия связаны с введение системы судебной защиты граждан и безноса в сфере образовательного кредитования, которое носит долгосрочных характер, а потому зависима от многих социально-политических и экономических условий.

Принятие предлагаемого законопроекта позволит создать реальный механизм образовательного кредитования, о котором только заявлено в Законе Российской Федерации «Об образовании», но конкретных механизмов не предусмотрено.