Письмо Постоянного представителя Армении при Организации
Настоящим имею честь препроводить текст Ереванской декларации о децентрализации (см. приложение), принятой на международной конференции по теме «Децентрализация в Восточной и Центральной Европе и Содружестве Независимых Государств (СНГ): условия успеха», которая была проведена 26–28 апреля 1999 года в Ереване. Выборные представители и государственные служащие из более чем 20 стран региона, представляющие местные и центральные органы управления, а также представители ряда международных организаций собрались в Ереване, чтобы обменяться мнениями по вопросу о децентрализации в их соответствующих странах. Цель конференции заключалась в оказании помощи странам Восточной и Центральной Европы и СНГ в упорядочении и ускорении процесса перехода к надлежащим формам и степени децентрализации. Участники конференции отметили чрезвычайно важный характер деятельности Организации Объединенных Наций в этой области и обратились к Организации Объединенных Наций с просьбой и впредь созывать такие региональные форумы, укреплять различные учреждения, занимающиеся вопросами децентрализации, и развивать сети для обмена информацией и опытом. Буду признателен за распространение настоящего письма и приложения к
нему в качестве документа Генеральной Ассамблеи по пунктам 12, 39 и 100
первоначального перечня и документа Экономического и Социального Совета
по пункту 10 предварительной повестки дня.
Приложение Ереванская декларация о децентрализации 1. Выборные представители и государственные служащие местных и центральных уровней из более чем 20 стран Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) собрались в Ереване, чтобы обменяться мнениями по программе децентрализации в их соответствующих странах. 2. Участники признали важность децентрализации в процессе демократизации и преобразования экономики и общества, носивших ранее централизованный и чрезмерно заполитизированный характер. В то же время они подчеркнули, что успех политики децентрализации определяется наличием сильного центра, поддерживающего ее проведение. 3. Они подчеркнули, что хотя, стоящие перед странами проблемы и задачи совпадают, их решения в разных странах могут различаться в зависимости от конкретных социальных, экономических и культурных особенностей каждой страны. 4. Было особо отмечено, что правовой основой децентрализации должны быть конституция и базовые нормативные документы. Необходимо добиться четкого разграничения сфер компетенции государственной администрации и органов самоуправления, а также органов различного уровня в системе самоуправления. Это четкое разграничение сфер компетенции не исключает сотрудничества между указанными органами. 5. Было подчеркнуто, что необходимо гарантировать различным органам управления и самоуправления базу финансовых ресурсов, сопоставимую с объемом их функций и обязанностей. Следует приложить все силы, чтобы гарантировать передачу местным органам власти финансовых ресурсов, которые по своей величине в целом соответствовали бы их конкретным потребностям, условиям и обязанностям. Для этих целей необходимо разработать организационную базу, которая стимулировала бы сотрудничество между центральными и местными органами власти, и укреплять кадровый потенциал в соответствующих областях. Финансовая децентрализация должна стимулировать и поощрять принятие местными органами на себя ответственности за предоставление качественных услуг и социально-экономическое развитие и использование ими ресурсов в этих целях. В рамках финансовой децентрализации следует создать надлежащие механизмы для обеспечения справедливого уравнивания и распределения ресурсов. В то же время следует создать действенные и эффективные системы подотчетности и контроля. 6. Для обеспечения успеха децентрализации необходимо параллельно с ней осуществить широкий комплекс мер по развитию людских ресурсов. Эти усилия должны предприниматься в отношении как выборных должностных лиц, так и административного персонала. Развитие людских ресурсов охватывает деятельность по профессиональной подготовке, ориентированную на совершенствование и закрепление знаний, навыков и этических ценностей, а также на стимулирование организационных изменений. Проведенное в ходе конференции обсуждение продемонстрировало, что многие страны испытывают схожие потребности в областях анализа политики; подготовки законопроектов; управления людскими ресурсами; управления финансовыми ресурсами; управления ресурсами НПО; развития предпринимательских навыков; подготовки кадров с учетом гендерных и экологических аспектов; и подготовки инструкторов. Вместе с тем профессиональная подготовка может быть эффективной лишь в случае, если ее осуществление подкрепляется целостной и последовательной политикой в областях набора и расстановки кадров, мотивации сотрудников и развития карьеры, а сама деятельность по подготовке кадров должным образом интегрирована в указанную политику. 7. Гражданское общество и НПО призваны играть важную роль в процессах децентрализации и реформы местных органов управления. Сильная демократия нуждается в сильных гражданах. Обеспечение участия граждан требует наличия культуры, которая побуждала бы их играть роль заинтересованных участников, партнеров в процессах принятия решений, установления стандартов и оценки деятельности местных органов управления. Важным элементом является просвещение граждан в вопросах их прав и обязанностей. Участники конференции представили образцы существующих в их странах учебных материалов, предназначенных для просвещения граждан. Граждане должны изучать свои права, а также свои обязанности как членов нации и общины. 8. Участники признали, что обмен информацией, опытом и навыками практической деятельности является чрезвычайно полезным инструментом для оказания странам помощи в процессе планирования и осуществления децентрализации. Этот обмен можно было бы значительно активизировать благодаря максимально широкому использованию современных информационных технологий, поощрению дистанционного обучения, коммуникационному обмену и широкому распространению идей. Посредством содействия созданию и эксплуатации информационных систем и центров по обмену опытом на глобальном и региональном уровне Организация Объединенных Наций могла бы играть критически важную роль в развитии виртуальных общин практических работников и ученых, главной целью которых было бы решение задач децентрализации, осуществления административной реформы, обеспечения участия граждан и демократизации. 9. В этой связи участники обратились к Организации Объединенных Наций с просьбой и впредь содействовать развитию диалога по вопросам децентрализации в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ путем созыва аналогичных региональных форумов, развития сетей для обмена информацией и опытом и укрепления национальных, региональных и местных учреждений, занимающихся вопросами децентрализации. 10. Наконец, участники от всего сердца поблагодарили парламент и правительство Армении за организацию и проведение этой конференции и за искреннее гостеприимство, проявленное ими по отношению ко всем участникам. Они также выразили благодарность Организации Объединенных Наций, которая через Департамент по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций и Программу развития Организации Объединенных Наций внесла большой вклад в организацию конференции.
|