Организация Объединенных Наций А E

Генеральная Ассамблея
Экономический и Социальный Совет
A/54/97
E/1999/52
18 May 1999

Генеральная Ассамблея
Пятьдесят четвертая сессия
Пункты 12, 39 и 100 первоначального перечня

Доклад Экономического и Социального Совета

Поддержка системой Организации Объединенных Наций усилий правительств по развитию и упрочению новых и возрожденных демократий

Устойчивое развитие и международное экономическое сотрудничество

Экономический и Социальный Совет
Основная сессия 1999 года
5–30 июля 1999 года

Пункт 10 предварительной повестки дня

Региональное сотрудничество


 
 

Письмо Постоянного представителя Армении при Организации
Объединенных Наций от 17 мая 1999 года
на имя Генерального секретаря


 
 

Настоящим имею честь препроводить текст Ереванской декларации о децентрализации (см. приложение), принятой на международной конференции по теме «Децентрализация в Восточной и Центральной Европе и Содружестве Независимых Государств (СНГ): условия успеха», которая была проведена 26–28 апреля 1999 года в Ереване.

Выборные представители и государственные служащие из более чем 20 стран региона, представляющие местные и центральные органы управления, а также представители ряда международных организаций собрались в Ереване, чтобы обменяться мнениями по вопросу о децентрализации в их соответствующих странах. Цель конференции заключалась в оказании помощи странам Восточной и Центральной Европы и СНГ в упорядочении и ускорении процесса перехода к надлежащим формам и степени децентрализации. Участники конференции отметили чрезвычайно важный характер деятельности Организации Объединенных Наций в этой области и обратились к Организации Объединенных Наций с просьбой и впредь созывать такие региональные форумы, укреплять различные учреждения, занимающиеся вопросами децентрализации, и развивать сети для обмена информацией и опытом.

Буду признателен за распространение настоящего письма и приложения к нему в качестве документа Генеральной Ассамблеи по пунктам 12, 39 и 100 первоначального перечня и документа Экономического и Социального Совета по пункту 10 предварительной повестки дня.
 
Мовсес АБЕЛЯН
Посол
Постоянный представитель

 
 

Приложение

Ереванская декларация о децентрализации


 
 

1. Выборные представители и государственные служащие местных и центральных уровней из более чем 20 стран Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) собрались в Ереване, чтобы обменяться мнениями по программе децентрализации в их соответствующих странах.

2. Участники признали важность децентрализации в процессе демократизации и преобразования экономики и общества, носивших ранее централизованный и чрезмерно заполитизированный характер. В то же время они подчеркнули, что успех политики децентрализации определяется наличием сильного центра, поддерживающего ее проведение.

3. Они подчеркнули, что хотя, стоящие перед странами проблемы и задачи совпадают, их решения в разных странах могут различаться в зависимости от конкретных социальных, экономических и культурных особенностей каждой страны.

4. Было особо отмечено, что правовой основой децентрализации должны быть конституция и базовые нормативные документы. Необходимо добиться четкого разграничения сфер компетенции государственной администрации и органов самоуправления, а также органов различного уровня в системе самоуправления. Это четкое разграничение сфер компетенции не исключает сотрудничества между указанными органами.

5. Было подчеркнуто, что необходимо гарантировать различным органам управления и самоуправления базу финансовых ресурсов, сопоставимую с объемом их функций и обязанностей. Следует приложить все силы, чтобы гарантировать передачу местным органам власти финансовых ресурсов, которые по своей величине в целом соответствовали бы их конкретным потребностям, условиям и обязанностям. Для этих целей необходимо разработать организационную базу, которая стимулировала бы сотрудничество между центральными и местными органами власти, и укреплять кадровый потенциал в соответствующих областях. Финансовая децентрализация должна стимулировать и поощрять принятие местными органами на себя ответственности за предоставление качественных услуг и социально-экономическое развитие и использование ими ресурсов в этих целях. В рамках финансовой децентрализации следует создать надлежащие механизмы для обеспечения справедливого уравнивания и распределения ресурсов. В то же время следует создать действенные и эффективные системы подотчетности и контроля.

6. Для обеспечения успеха децентрализации необходимо параллельно с ней осуществить широкий комплекс мер по развитию людских ресурсов. Эти усилия должны предприниматься в отношении как выборных должностных лиц, так и административного персонала. Развитие людских ресурсов охватывает деятельность по профессиональной подготовке, ориентированную на совершенствование и закрепление знаний, навыков и этических ценностей, а также на стимулирование организационных изменений. Проведенное в ходе конференции обсуждение продемонстрировало, что многие страны испытывают схожие потребности в областях анализа политики; подготовки законопроектов; управления людскими ресурсами; управления финансовыми ресурсами; управления ресурсами НПО; развития предпринимательских навыков; подготовки кадров с учетом гендерных и экологических аспектов; и подготовки инструкторов. Вместе с тем профессиональная подготовка может быть эффективной лишь в случае, если ее осуществление подкрепляется целостной и последовательной политикой в областях набора и расстановки кадров, мотивации сотрудников и развития карьеры, а сама деятельность по подготовке кадров должным образом интегрирована в указанную политику.

7. Гражданское общество и НПО призваны играть важную роль в процессах децентрализации и реформы местных органов управления. Сильная демократия нуждается в сильных гражданах. Обеспечение участия граждан требует наличия культуры, которая побуждала бы их играть роль заинтересованных участников, партнеров в процессах принятия решений, установления стандартов и оценки деятельности местных органов управления. Важным элементом является просвещение граждан в вопросах их прав и обязанностей. Участники конференции представили образцы существующих в их странах учебных материалов, предназначенных для просвещения граждан. Граждане должны изучать свои права, а также свои обязанности как членов нации и общины.

8. Участники признали, что обмен информацией, опытом и навыками практической деятельности является чрезвычайно полезным инструментом для оказания странам помощи в процессе планирования и осуществления децентрализации. Этот обмен можно было бы значительно активизировать благодаря максимально широкому использованию современных информационных технологий, поощрению дистанционного обучения, коммуникационному обмену и широкому распространению идей. Посредством содействия созданию и эксплуатации информационных систем и центров по обмену опытом на глобальном и региональном уровне Организация Объединенных Наций могла бы играть критически важную роль в развитии виртуальных общин практических работников и ученых, главной целью которых было бы решение задач децентрализации, осуществления административной реформы, обеспечения участия граждан и демократизации.

9. В этой связи участники обратились к Организации Объединенных Наций с просьбой и впредь содействовать развитию диалога по вопросам децентрализации в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ путем созыва аналогичных региональных форумов, развития сетей для обмена информацией и опытом и укрепления национальных, региональных и местных учреждений, занимающихся вопросами децентрализации.

10. Наконец, участники от всего сердца поблагодарили парламент и правительство Армении за организацию и проведение этой конференции и за искреннее гостеприимство, проявленное ими по отношению ко всем участникам. Они также выразили благодарность Организации Объединенных Наций, которая через Департамент по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций и Программу развития Организации Объединенных Наций внесла большой вклад в организацию конференции.


Семья и демография

На главную страницу