НП “Родительский комитет”

Законы | Консультация юриста | Семья и школа | Демография | Здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События | Контакты

 

Церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России»


Доклад Курбатовой Людмилы Анатольевны, директора центра образования «Кожухово».


Причины демографической катастрофы в России во многом определяются резким снижением эффективности и качества духовно-нравственного воспитания в системе образования. Исследования, направленные на определение реального влияния системы образования на воспитание показывают, что в Советском Союзе школа в числе факторов, определяющих мировоззрение молодежи, занимала второе место. На сегодняшний день она занимает двадцатое. На лидирующие позиции вышли интернет, телевидение, видеопродукция и другие источники информации, отнюдь не гарантирующие позитивного влияния на формирование нравственности современного общества. Примечательно, что многие авторитетные педагоги, представляющие позиции научно-педагогической школы советского периода, признали свою несостоятельность в решении проблемы воспитания. Так, например, в книге Управления качественного образования, изданной Российской академией образования в 2000 году, утверждается, что школа не может нести ответственности за результат воспитания в современных условиях, поскольку кроме нее воспитанием занимаются и другие силы. До такого печального состояния теория и практика современного образования дошли потому на наш взгляд, что до сих пор не выполняется положение «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принятой Правительством Российской федерации. Там говорится, что модернизация не может и не должна рассматриваться как ведомственный процесс, поскольку ведомство может иметь собственные интересы, не совпадающие ни с интересами общества, ни с интересами государства. Однако до сих пор модернизация осуществляется именно как ведомственный процесс. При этом эксперименты, отвергаемые общественностью, такие как половое просвещение, единый государственный экзамен и другие, навязываются давлением сверху, а инициатива, рожденная снизу и действительно жизненно необходимая для коренного изменения ситуации в области духовно-нравственного воспитания, в лучшем случае игнорируется, а зачастую подавляется. В настоящий момент ведомство не принимает во внимание не только общественные инициативы, способные решить проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодежи, но и закон Российской федерации об образовании. До сих пор не выполнены требования статьи 2 Закона Российской федерации об образовании, определяющей в качестве Основного принципа государственной политики демократический государственно-общественный характер образования в автономных образовательных учреждениях. Тем не менее, следует отметить, что ситуация в области духовно-нравственного воспитания в сложившейся современной системе образования отмечается крайней неоднородностью. Наряду с большим количеством образовательных учреждений, к которым действительно можно отнести печальные выводы, сделанные Российской академией образования, существуют и образовательные учреждения, которые сумели создать принципиально новые системы воспитания современной молодежи на православных духовно-нравственных ценностях, при этом в отличие от обыкновенной практики невыполнения статьи 2 Закона об образовании, новаторские педагогические коллективы строго соблюдали Закон. Вопреки утверждению специалистов РАО о том, что школа не может нести ответственность за воспитание, Департамент образования города Москвы в сотрудничестве с молодежной организацией в 1990 году создал Центр образования №1804 «Кожухово», который в условиях одного из самых криминагенных районов Москвы смог капитально изменить ситуацию, практически ликвидировав негативные социальные явления в молодежной среде. В настоящее время на базе центра образования разработана и апробирована модель образовательного учреждения, гарантирующая непрерывное духовно-нравственное развитие участников образовательного процесса в период построения правового государства и демократического общества, определена оптимальная структура образовательного учреждения, обеспечивающая позитивное развитие социума в условиях постиндустриального общества.

В заключении хочу внести предложение в решение. Изучив внимательно Закон Российской федерации об образовании, мы предлагаем обратиться в Государственную Думу Российской федерации с предложением конкретизировать ответственность государственных органов управления образования на всех уровнях за невыполнение функций, отнесенных к их компетенции. Со своей стороны я поддерживаю позицию г-на Маслова, которую можно выразить словами «если не я, то кто же», а также предложения, внесенные в проект решения адвокатом Павловой. Считаю закрытие РАПСа первоочередной задачей. Я сама была свидетелем, когда молодой женщине, которая просто пришла для осмотра в гинекологический кабинет, вкололи наркоз и сделали аборт. Это было в 13 городской больнице г. Москвы. Такое происходит постоянно.

Еще одна проблема. Закрываются детские сады. Нужно помочь молодым семьям и организовать детские сады, которые помогут им воспитывать детей и быть полноправными гражданами.

 

Законы | Консультация юриста | Семья и школа | Демография | Здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События | Контакты