Раздел IV.

Средства осуществления


Глава 37

Национальные механизмы и международное сотрудничествов целях создания потенциала в развивающихся странах


Основа для деятельности

37.1. Способность той или иной страны идти путем устойчивого развитияв значительной мере определяется возможностями ее народа и ее учреждений,а также характерными для нее экологическими и географическими условиями.Говоря конкретно, в процессе создания потенциала реализуются людские, научные,технические, организационные, институциональные и ресурсные возможностистраны. Одна из главных целей создания потенциала состоит в том, чтобыразвить способность к оценке и решению важнейших проблем, связанных с выборомполитического курса из имеющегося ряда вариантов развития и практическихформ его осуществления на основе понимания экологических возможностей,пределов и потребностей в том виде, в каком они существуют в представлениинарода соответствующей страны. Таким образом, необходимость в укреплениинационального потенциала испытывают все без исключения страны.

37.2. Процесс создания внутреннего потенциала в интересах осуществленияПовестки дня на ХХI век потребует усилий самих стран и содействия со сторонысоответствующих организаций системы Организации Объединенных Наций, а такжеразвитых стран. Международное сообщество, действуя на национальном, субрегиональноми региональном уровнях через посредство муниципалитетов, неправительственныхорганизаций, университетов и исследовательских центров, деловых предприятийи других частных учреждений и организаций, могло бы также содействоватьэтим усилиям. Для каждой конкретной страны крайне важно определить приоритетыи средства создания потенциала и возможностей для осуществления Повесткидня на ХХI век с учетом их природоохранных и экономических потребностей.Для создания организационной структуры, анализа политики и управления развитием,включая оценку альтернативных направлений деятельности с целью расширениядоступа к технологии и ее передачи, а также содействия экономическому развитию,необходимы навыки, знания и технический опыт отдельных специалистов и целыхорганизаций. Техническое сотрудничество, в том числе в области передачитехнологии и технического опыта, предусматривает целый ряд мероприятийпо созданию или укреплению индивидуального и коллективного потенциала ивозможностей. Оно должно служить целям создания устойчивого потенциалаи направляться и координироваться самими развивающимися странами. Техническоесотрудничество, в том числе в области передачи технологии и техническогоопыта, принесет пользу лишь в том случае, если оно будет основываться наустановленных самой развивающейся страной стратегиях и приоритетах в областиокружающей среды и развития и будет увязано с ними, а также в том случае,если учреждения, оказывающие помощь в целях развития, и правительства смогутопределить более совершенные и последовательные стратегии и процедуры вподдержку этого процесса.


Цели

37.3. Общие цели создания местного потенциала в соответствии с этойпрограммной областью заключаются в развитии и укреплении национальных исвязанных с ними субрегиональных и региональных потенциала и возможностейв области устойчивого развития с привлечением неправительственных секторов.Эта программная область должна содействовать прогрессу путем:

  1. содействия происходящему в настоящее время при непосредственном участиишироких слоев населения процессу определения потребностей и приоритетовстран в деле осуществления Повестки дня на ХХI век и уделения особого вниманияразвитию людских ресурсов в плане технической и профессиональной подготовкии развитию организационного потенциала и возможностей - вопросов, стоящихна повестке дня конкретных стран - с должным учетом потенциальных возможностейоптимального использования имеющихся людских ресурсов, а также повышенияэффективности работы существующих учреждений и неправительственных организаций,включая научно-технические учреждения;
  2. переориентации технического сотрудничества и, в рамках этого процесса,установления новых приоритетов в этой области, в том числе в области передачитехнологии и технического опыта, уделяя должное внимание специфическимусловиям и конкретным потребностям получателей помощи и одновременно совершенствуякоординацию между предоставляющими помощь сторонами в поддержку программдействий самих стран. В такой координации должны участвовать по мере необходимостинеправительственные организации и научно-технические учреждения, а такжепредставители деловых и промышленных кругов;
  3. смещения временных горизонтов планирования и осуществления программ,с тем чтобы организационные структуры, благодаря их развитию и укреплению,могли решать новые, более долгосрочные задачи, а не сосредоточивать своевнимание на проблемах сегодняшнего дня;
  4. совершенствования и переориентации существующих международных многостороннихучреждений, отвечающих за вопросы окружающей среды и/или развития, с цельюобеспечить наделение этих учреждений потенциалом и возможностями для интеграциидеятельности в области охраны окружающей среды и развития;
  5. укрепления потенциала и расширения возможностей государственных ичастных организаций в области проведения оценки воздействия всех проектовв области развития на окружающую среду.

37.4. К числу конкретных целей относятся следующие:

  1. каждой стране следует завершить в как можно более короткие сроки,по возможности к 1994 году, обзор своих потребностей в области созданияпотенциала и возможностей в целях разработки национальной стратегии устойчивогоразвития, в том числе в интересах разработки и осуществления своей собственнойпрограммы действий в рамках Повестки дня на ХХI век;
  2. к 1997 году Генеральному секретарю следует представить ГенеральнойАссамблее доклад о достигнутом прогрессе в разработке более совершеннойполитики, систем координации и процедур укрепления процесса осуществленияпрограмм технического сотрудничества в интересах устойчивого развития,а также о дополнительных мерах, необходимых для укрепления такого сотрудничества.Этот доклад следует подготовить на основе информации, представленной странами,международными организациями, учреждениями, занимающимися вопросами окружающейсреды и развития, учреждениями-донорами и неправительственными организациями.


Деятельность

а) Формирование национального консенсуса и разработка стратегий созданияпотенциала для осуществления Повестки дня на ХХI век

37.5. Одним из важных аспектов общего планирования должно стать стремлениекаждой страны к достижению на всех уровнях общества консенсуса в отношенииполитики и программ, необходимых для достижения краткосрочных и долгосрочныхцелей в области создания потенциала в интересах осуществления ее программыв рамках Повестки дня на ХХI век. Этот консенсус должен стать результатомдиалога с широким участием соответствующих заинтересованных групп и вестик выявлению областей, для которых характерна нехватка квалифицированныхкадров, организационного потенциала и возможностей, потребностей в областинауки и техники в области ресурсов в интересах расширения знаний об окружающейсреде и ее более рационального использования в целях взаимоувязки вопросовокружающей среды и развития. ПРООН в сотрудничестве с соответствующимиспециализированными учреждениями и другими международными межправительственнымии неправительственными организациями могла бы по просьбе правительств оказыватьпомощь в определении потребностей в техническом сотрудничестве, в том числев области передачи технологии и технического опыта, и в помощи в целяхразвития в интересах осуществления Повестки дня на ХХI век. Процесс планированияна национальном уровне, предусматривающий составление, по мере необходимости,национальных планов или стратегий действий по достижению устойчивого развития,должен послужить основой для такого сотрудничества и помощи. ПРООН следуетиспользовать и совершенствовать деятельность своей сети отделений на местахи своих обширных полномочий по оказанию помощи на основе своего опыта вобласти технического сотрудничества в интересах содействия созданию потенциалана страновом и региональном уровнях и всестороннего использования опытадругих органов, в том числе ЮНЕП, Всемирного банка, региональных комиссийи банков развития, а также соответствующих международных межправительственныхи неправительственных организаций.

b) Выявление национальных источников и представление просьб о налаживаниитехническогосотрудничества, в том числе в области передачи технологии и техническогоопыта, в рамках секторальных стратегий

37.6. Странам, желающим наладить техническое сотрудничество, в том числев области передачи технологии и технического опыта, с международными организациямии учреждениями-донорами, следует подготовить соответствующие просьбы врамках долгосрочных стратегий создания потенциала в секторах или подсекторах.В этих стратегиях следует, по мере необходимости, отразить соответствующиемеры по корректировке политики, бюджетные вопросы, вопросы сотрудничестваи координации между учреждениями, потребности в людских ресурсах и научно-техническомоборудовании. В них должны учитываться нужды государственного и частногосекторов и необходимость совершенствования научной подготовки и программобразования и исследований, включая профессиональную подготовку в развитыхстранах и укрепление центров передового опыта в развивающихся странах.Страны могли бы создавать и укреплять центры по организации и координациитехнического сотрудничества и увязывать эту деятельность с процессом установленияприоритетов и распределения ресурсов.

с) Создание механизма обзора процесса технического сотрудничествав области передачи технологии и технического опыта и в связанных с этимобластях

37.7. Донорам и получателям помощи, организациям и учреждениям системыОрганизации Объединенных Наций, международным, государственным и частныморганизациям следует рассмотреть процесс развития сотрудничества в еговзаимосвязи с деятельностью по техническому сотрудничеству, в том числев области передачи технологии и технического опыта, в интересах устойчивогоразвития. Для ускорения этого процесса Генеральный секретарь мог бы, опираясьна работу ПРООН и других организаций по подготовке к Конференции ОрганизацииОбъединенных Наций по окружающей среде и развитию, провести консультациис развивающимися странами, региональными организациями, организациями иучреждениями системы Организации Объединенных Наций, включая региональныекомиссии, и многосторонними и двусторонними учреждениями по вопросам оказанияпомощи и окружающей среды в целях дальнейшего укрепления внутреннего потенциаластран и совершенствования процесса технического сотрудничества, в том числев области передачи технологии и технического опыта. Необходимо рассмотретьследующие аспекты:

  1. оценку имеющегося потенциала и возможностей по комплексному управлениюприродопользованием и развитием, включая технические, технологические иорганизационные потенциал и возможности, и средства для анализа экологическихпоследствий проектов в области развития; и оценку возможностей по удовлетворениюуказанных в Повестке дня на ХХI век и глобальных конвенциях об измененииклимата и биологическом разнообразии потребностей в техническом сотрудничестве,в том числе в области передачи технологии и технического опыта и обеспечениюувязки с ними;
  2. оценку роли проводимых мероприятий по техническому сотрудничеству,в том числе в области передачи технологии и технического опыта, в делеукрепления и создания национального потенциала и возможностей для комплексногоуправления природопользованием и развитием, а также оценку путей повышениякачества международного технического сотрудничества, в том числе в областипередачи технологии и технического опыта;
  3. политику изменения направленности работы по созданию потенциала ивозможностей, в рамках которой признавалась бы необходимость учета оперативнойдеятельности в области окружающей среды и развития в рамках более долгосрочныхобязательств, используя в качестве основы комплекс национальных программ,разработанных каждой страной с участием широких слоев населения;
  4. изучение возможностей для более широкого заключения соглашений одолгосрочном сотрудничестве между муниципалитетами, неправительственнымиорганизациями, университетами, учебными и научно-исследовательскими центрами,деловыми кругами, государственными и частными учреждениями в разных странахили внутри отдельных стран или регионов. В этой связи необходимо провестиоценку таких программ, как сети ПРООН по обеспечению устойчивого развития;
  5. упрочение основ проектов путем включения в первоначальный план проектоввопросов, касающихся экологических последствий, затрат на создание организационнойбазы, развития людских ресурсов и потребностей в технологии, а также финансовыхи организационных потребностей в связи с оперативным и материально-техническимобеспечением;
  6. совершенствование технического сотрудничества, в том числе в областипередачи технологии и технического опыта, а также процессов управления,путем уделения большего внимания вопросам создания потенциала и возможностейкак составной части стратегий устойчивого развития для осуществления программв области окружающей среды и развития как в рамках таких страновых координационныхпроцедур, как, например, совещания консультативных групп и совещания "закруглым столом", так и в рамках секторальных механизмов координации,позволяющих развивающимся странам принимать активное участие в процессеполучения помощи, поступающей из различных источников.

d) Расширение знаний и опыта и коллективный вклад системы ОрганизацииОбъединенных Наций в мероприятия по созданию потенциала и возможностей

37.8. Организации, органы, подразделения и учреждения системы ОрганизацииОбъединенных Наций вместе с другими международными и региональными организациями,а также государственным и частным сектором могли бы, по мере необходимости,укреплять свою совместную деятельность по техническому сотрудничеству,в том числе в области передачи технологии и технического опыта, в интересахрешения взаимосвязанных вопросов окружающей среды и развития и обеспечениясогласованности и последовательности действий. Организации могли бы оказатьпомощь и поддержку странам, особенно наименее развитым странам, по их просьбе,в вопросах, касающихся национальной политики в области окружающей средыи развития, развития людских ресурсов и размещения специалистов, законодательства,природных ресурсов и экологической информации.

37.9. ПРООН, Всемирному банку и региональным многосторонним банкам развитияв рамках их участия в национальных и региональных механизмах координацииследует оказывать помощь в поощрении создания потенциала и возможностейна страновом уровне, используя имеющийся специализированный техническийопыт и оперативный потенциал ЮНЕП в области экологии, а также специализированныхучреждений, организаций системы Организации Объединенных Наций и региональныхи субрегиональных организаций в их соответствующих областях компетенции.С этой целью ПРООН следует мобилизовать финансирование деятельности посозданию потенциала и возможностей, используя свою сеть отделений на местахи свои широкие полномочия и опыт в деле технического сотрудничества, втом числе в области передачи технологии и технического опыта. ПРООН вместес этими международными организациями следует в то же время продолжить развитиепроцесса консультативных совещаний в интересах более активной мобилизациии координации средств, выделяемых международным сообществом на деятельностьпо созданию потенциала и возможностей, включая формирование соответствующейбазы данных. Эти дополнительные обязанности должны сопровождаться укреплениемсобственного потенциала ПРООН.

37.10. Национальным ведомствам, отвечающим за вопросы технического сотрудничества,следует при содействии представителей-резидентов ПРООН и представителейЮНЕП учредить небольшую по численности группу "главных действующихлиц", которые бы руководили этим процессом, уделяя первоочередноевнимание стратегиям и приоритетам самой страны. Следует в полной мере использоватьи включать в разрабатываемую страной и основанную на участии широких слоевнаселения стратегию устойчивого развития весь опыт, накопленный в результатетаких проведенных мероприятий в области планирования, как представлениенациональных докладов к Конференции Организации Объединенных Наций по окружающейсреде и развитию, национальные стратегии охраны природы и планы природоохраннойдеятельности. Такую работу следует дополнять созданием информационных сетейи проведением консультаций с организациями-донорами в целях совершенствованиякоординации, а также обеспечения доступа к научно-техническим знаниям иинформации, имеющимся в других учреждениях.

е) Координация процесса оказания помощи на региональном уровне

37.11. Организациям, действующим на региональном уровне, следует рассмотретьвопрос о целесообразности совершенствования процедур проведения региональныхи субрегиональных консультаций и совещаний "за круглым столом"с целью содействовать обмену данными, информацией и опытом в деле осуществленияПовестки дня на ХХI век. ПРООН, опираясь на результаты региональных обзоровдеятельности по созданию потенциала, которые эти региональные организациипровели по инициативе Конференции Организации Объединенных Наций по окружающейсреде и развитию и в сотрудничестве с существующими региональными, субрегиональнымии национальными организациями, способными координировать свои действияна уровне региона, следует внести существенный вклад в этом отношении.Соответствующему национальному подразделению следует установить процедурыруководства. Странам региона при содействии соответствующих региональныхорганизаций и при участии банков развития, учреждений по оказанию помощина двусторонней основе и неправительственных организаций следует ввестив действие механизм периодического обзора. К другим возможным направлениямдеятельности относится укрепление национальных и региональных исследовательскихучреждений и учебных заведений на базе существующих региональных и субрегиональныхучреждений.


Средства осуществления

Финансирование и оценка расходов

37.12. Объем двусторонних расходов развивающихся стран на техническоесотрудничество, в том числе в области передачи технологии и техническогоопыта, составляет порядка 15 млрд. долл. США, или приблизительно 25 процентовот общего объема официальной помощи в целях развития. Осуществление Повесткидня на ХХI век потребует более эффективного использования этих средстви выделения дополнительных финансовых ресурсов в ключевых областях.

37.13. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая суммарасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий, предусмотренныхв этой главе, составит от 300 млн. до 1 млрд. долл. США, предоставляемыхмеждународным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта сметарасходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматриваласьправительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числелюбые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретныхстратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.


Следующая страница | Оглавление | Предыдущая страница | Семья и демография