Раздел IV.
Средства осуществления
Глава 36
Содействие просвещению, информированию населения и
подготвке кадров
Введение
36.1. Вопросы просвещения, расширения информированности населения и
профессиональной подготовки связаны практически со всеми областями деятельности
в рамках Повестки дня на ХХI век и еще более тесно связаны с вопросами
удовлетворения основных потребностей, создания потенциала, с данными и
информацией, наукой и ролью основных групп. В этой главе изложены предложения
общего характера, а конкретные предложения, связанные с секторальными вопросами,
содержатся в других главах. Декларация и рекомендации Тбилисской межправительственной
конференции по окружающей среде и развитию 1/, организованной ЮНЕСКО и
ЮНЕП и проведенной в 1977 году, содержат основные принципы, которые легли
в основу предложений, представленных в настоящем документе.
36.2. Программными областями, изложенными в настоящей главе, являются:
- переориентация просвещения на вопросы устойчивого развития;
- расширение информированности населения;
- содействие профессиональной подготовке.
Основа для деятельности
36.3. Просвещение, включая формальное образование, повышение информированности
населения и профессиональную подготовку, следует признать в качестве процесса,
с помощью которого человек и общество могут в полной мере раскрыть свой
потенциал. Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому
развитию и расширения возможностей стран в решении вопросов окружающей
среды и развития. Хотя базовое образование обеспечивает основу для любой
формы просвещения по вопросам окружающей среды и развития, последнее необходимо
признать в качестве существенно важной части процесса познания. Как формальное,
так и неформальное образование являются незаменимыми факторами для изменения
подходов людей, с тем чтобы они имели возможность оценивать и решать стоящие
перед ними проблемы в области устойчивого развития. Они также имеют решающее
значение для обеспечения информированности по вопросам экологии и этики,
формирования ценностей и подходов, привития навыков и поощрения поведения,
совместимого с устойчивым развитием и в целях обеспечения эффективного
участия населения в процессе принятия решений. Во имя эффективности просвещение
по вопросам окружающей среды и развития должно касаться вопросов динамики
физической/биологической и социально-экономической среды и развития (включая,
возможно, духовное) человека, быть неотъемлемым элементом всех дисциплин
и использовать все формальные и неформальные методы и эффективные средства
коммуникации.
Цели
36.4. С учетом того, что страны, региональные и международные организации
разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении осуществления
деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой и программами,
предлагаются следующие цели:
- одобрить рекомендации, принятые на Всемирной конференции "Образование
для всех: удовлетворение потребностей в базовом обучении" 2/ (Джомтьен,
Таиланд, 5-9 марта 1990 года), и стремиться к обеспечению всеобщего доступа
к базовому образованию и достичь охвата начальным образованием по меньшей
мере 80 процентов девочек и 80 процентов мальчиков начальных классов при
помощи формального школьного и неформального образования и снизить уровень
неграмотности среди взрослых по меньшей мере наполовину по сравнению с
уровнем 1990 года. Усилия должны быть сконцентрированы на сокращении высокого
уровня неграмотности и восполнении пробелов в базовом образовании среди
женщин и должны привести уровень грамотности женщин в соответствие с уровнем
мужчин;
- как можно скорее добиться повышения информированности по вопросам
окружающей среды и развития во всех слоях общества в мировых масштабах;
- обеспечить доступность связанного с социальным образованием просвещения
по вопросам окружающей среды и развития от младшего школьного возраста
до зрелого возраста во всех слоях населения;
- содействовать включению концепций в области окружающей среды и развития,
включая демографию, во все учебные программы, в частности анализ причин
возникновения серьезных проблем в области окружающей среды и развития в
местном контексте, используя наиболее точные научные данные и другие соответствующие
источники знаний и уделяя особое внимание дальнейшей профессиональной подготовке
лиц, ответственных за принятие решений на всех уровнях.
Деятельность
36.5. С учетом того, что страны и региональные и международные организации
разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении осуществления
деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой и программами,
предлагаются следующие мероприятия:
- всем странам предлагается одобрить рекомендации Джомтьенской конференции
и стремиться обеспечить применение ее Рамок действий. Это подразумевает
разработку национальных стратегий и мероприятий, направленных на удовлетворение
потребностей в базовом обучении, обеспечение всеобщего доступа и содействие
равенству, расширение средств и охвата образования, создание благоприятных
политических условий, мобилизацию ресурсов и укрепление международного
сотрудничества в целях устранения существующего экономического и социального
неравенства, а также неравенства, связанного с принадлежностью к тому или
иному полу, которое препятствует достижению этих целей. Неправительственные
организации могут внести важный вклад в разработку и осуществление учебных
программ и должны пользоваться признанием;
- в течение следующих трех лет правительствам следует принять меры
по подготовке или обновлению стратегий, направленных на включение окружающей
среды и развития в качестве центрального вопроса в рамках учебной деятельности
на всех уровнях. Эта деятельность должна осуществляться в сотрудничестве
со всеми секторами общества. В этих стратегиях должны быть изложены политика
и мероприятия и определены потребности, расходы, средства и графики их
осуществления, оценки и обзора. Необходимо провести тщательный анализ учебных
программ в целях обеспечения многодисциплинарного подхода с учетом вопросов
окружающей среды и развития и их социально-культурных и демографических
аспектов и связей. Должное внимание необходимо уделить определенным на
уровне общин потребностям и различным системам получения знаний, включая
научный, культурный и социальный аспекты;
- странам предлагается создать консультативные национальные координационные
органы по вопросам экологического просвещения или провести "круглые
столы" с участием представителей различных экологических организаций,
организаций по вопросам развития, просветительских, женских и других организаций,
включая неправительственные организации, в целях поощрения партнерства
и содействия в деле мобилизации ресурсов. Эти органы будут служить источником
информации и выступать в роли координационных центров по международным
связям. Они будут содействовать мобилизации и облегчению участия различных
групп населения и общин в деле оценки их потребностей и развития необходимых
навыков для разработки и осуществления своих собственных инициатив в области
окружающей среды и развития;
- органам, ответственным за вопросы образования, при соответствующей
помощи со стороны общинных групп неправительственных организаций, рекомендуется
оказывать содействие в проведении или разработке программ предварительной
профессиональной подготовки и повышения квалификации по месту работы для
всех преподавателей школ, администраторов и плановиков в области образования,
а также лиц, обеспечивающих неформальное образование во всех секторах.
В этих программах рассматривались бы характер и методы просвещения по вопросам
окружающей среды и развития и использовался бы соответствующий опыт неправительственных
организаций;
- соответствующим органам следует обеспечить оказание помощи каждой
школе в деле подготовки рабочих планов деятельности в области окружающей
среды с участием учащихся и преподавателей. Школы должны привлекать учащихся
к участию в местных и региональных исследованиях по вопросам санитарного
состояния окружающей среды, включая снабжение питьевой водой, санитарию,
продовольствие и экосистемы, и в соответствующих мероприятиях, связывая
эти исследования с вопросами содержания национальных парков, заповедников,
экологических памятников и т.п. и проведением в них научных исследований;
- органы, ответственные за вопросы образования, должны содействовать
распространению проверенных учебных методик и разработке новаторских методов
обучения в классах. Они также должны признавать соответствующие традиционные
учебные системы в местных общинах;
- в течение двух лет система Организации Объединенных Наций должна
провести всеобъемлющий обзор своих учебных программ, включая вопросы профессиональной
подготовки и информированности населения, переоценку приоритетов и перераспределение
ресурсов. Международной программе по экологическому образованию ЮНЕСКО/ЮНЕП
следует в сотрудничестве с соответствующими органами системы Организации
Объединенных Наций, правительствами, неправительственными организациями
и другими подразделениями разработать в течение двух лет программу, которая
обеспечила бы учет решений Конференции в рамках существующих структур Организации
Объединенных Наций, адаптированных к потребностям преподавателей на различных
уровнях и в различных условиях. Необходимо оказать содействие региональным
организациями и национальным органам в деле разработки аналогичных параллельных
программ и мероприятий путем проведения анализа по вопросу о том, каким
образом можно мобилизовать различные слои населения в целях оценки и удовлетворения
их потребностей в области просвещения по вопросам окружающей среды и развития;
- необходимо расширить в течение пяти лет обмен информацией путем развития
технологий и потенциала, необходимых для содействия просвещению по вопросам
окружающей среды и развития и повышению информированности населения. Странам
следует сотрудничать друг с другом и с различными социальными секторами
и группами населения в деле подготовки учебных пособий, затрагивающих региональные
проблемы и инициативы в области окружающей среды и развития, с использованием
учебных материалов и ресурсов, отвечающих их потребностям;
- страны могли бы оказывать поддержку университетам и другим высшим
учебным заведениям и сетям в области просвещения по вопросам окружающей
среды и развития. Междисциплинарные курсы могли бы быть обеспечены всем
студентам. Необходимо расширять существующие региональные сети и мероприятия,
а также деятельность национальных университетов, которые способствуют научным
исследованиям и развивают единую методику подхода к вопросам устойчивого
развития; необходимо устанавливать новые партнерские связи и контакты с
деловыми и другими независимыми секторами, а также со всеми странами в
целях передачи технологии, "ноу-хау" и знаний;
- при поддержке международных организаций, неправительственных организаций
и других секторов страны могли бы укрепить или создать национальные или
региональные центры передовых знаний по вопросам окружающей среды и развития
в рамках междисциплинарных научных исследований и просвещения в области
экологических наук, права и рационального решения конкретных экологических
проблем. Такими центрами могли бы стать университеты или существующие сети
в каждой стране или регионе, содействуя совместным научным исследованиям,
а также распространению информации и обмену ею. На глобальном уровне эти
функции должны выполняться соответствующими учреждениями;
- странам следует поощрять и развивать деятельность в области неформального
образования на местном, региональном и национальном уровнях, сотрудничая
с лицами, занимающимися вопросами неформального образования, и другими
общинными организациями, а также оказывая им поддержку. Соответствующие
органы системы Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с неправительственными
организациями должны поощрять развитие международной сети для достижения
глобальных целей в области образования. На национальном и местном уровнях
необходимо проводить общественные и научные форумы для обсуждения вопросов
окружающей среды и развития и выработки альтернативных предложений для
директивных органов;
- органам, ответственным за вопросы образования, при соответствующей
поддержке со стороны неправительственных организаций, включая женские организации
и организации коренных народов, следует содействовать проведению всех видов
программ образования взрослых, чтобы обеспечить непрерывность образования
в области окружающей среды и развития, осуществляя эти мероприятия на основе
деятельности начальных/средних школ и в рамках решения местных проблем.
Эти органы и промышленные круги должны поощрять школы бизнеса, равно как
и промышленные и сельскохозяйственные школы к тому, чтобы они включали
эти темы в свои учебные программы. Промышленные корпорации должны включать
вопросы устойчивого развития в свои программы в области образования и профессиональной
подготовки. Программы на послеуниверситетском уровне должны включать конкретные
курсы, направленные на дальнейшую подготовку лиц, ответственных за принятие
решений;
- правительствам и органам, ответственным за вопросы образования, следует
обеспечивать более широкие возможности для женщин в нетрадиционных областях
и устранять существующие в учебных программах стереотипы в отношении женщин.
Этого можно добиться путем расширения возможностей получения образования,
включения женщин в программы высокого уровня в качестве студентов и преподавателей,
изменения политики приема и комплектования преподавательскими кадрами и
создания стимулов путем организации центров по уходу за детьми. Первоочередное
внимание необходимо уделять вопросам просвещения молодых женщин и программам,
направленным на повышение уровня грамотности женщин;
- правительствам следует подтвердить права коренных народов, если необходимо
- законодательным образом, с тем чтобы их опыт и понимание концепции устойчивого
развития использовались в качестве составной части мероприятий в области
просвещения и профессиональной подготовки;
- Организация Объединенных Наций могла бы выполнять контрольную и оценочную
функцию в отношении решений Конференции Организации Объединенных Наций
по окружающей среде и развитию, касающихся вопросов просвещения и информированности,
через посредство соответствующих учреждений Организации Объединенных Наций.
При содействии правительств и неправительственных организаций, по мере
необходимости, она должна представлять и распространять решения в различных
формах и обеспечивать непрерывное осуществление и обзор последствий решений
Конференции для вопросов просвещения, в частности на основе проведения
соответствующих мероприятий и конференций.
Средства осуществления
Финансирование и оценка расходов
36.6. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной
области составит приблизительно 8-9 млрд. долл. США, включая сумму в приблизительно
3,5-4,5 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездной
или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный
характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы
и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть,
помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении
которых будет принято правительствами.
36.7. С учетом конкретного положения в странах более широкая поддержка
мероприятий в области просвещения, подготовки кадров и повышения информированности
населения, имеющих отношение к окружающей среде и развитию, могла бы предоставляться
в соответствующих случаях путем принятия следующих мер:
- придание более приоритетного значения этим секторам при распределении
бюджетных средств, обеспечение их защиты от структурных сокращений;
- перераспределение средств в рамках существующих бюджетов на цели
образования в пользу начального образования, с уделением особого внимания
вопросам окружающей среды и развития;
- содействие созданию условий, при которых большая часть расходов покрывается
местными общинами, а более богатые общины оказывают помощь более бедным;
- получение дополнительных средств от частных доноров, концентрируя
внимание на наиболее бедных странах и тех странах, уровень грамотности
в которых ниже 40 процентов;
- содействие списанию части задолженности в обмен на выделение средств
на цели образования;
- отмена ограничений на создание частных школ и увеличение объема средств,
поступающих от неправительственных организаций и неправительственным организациям,
включая мелкие низовые организации;
- содействие эффективному использованию существующих возможностей,
например, обучение в школах в несколько смен, более широкое использование
открытых университетов и других методов заочного обучения;
- содействие использованию средств массовой информации для целей просвещения
при низком уровне расходов или бесплатно;
- поощрение партнерских связей между университетами в развитых и развивающихся
странах.
Основа для деятельности
36.8. До сих пор бытует довольно распространенное непонимание взаимосвязи
между всеми видами деятельности человека и окружающей средой, что объясняется
неточной или недостаточной информацией. Особую нехватку соответствующих
технологий и специальных знаний испытывают развивающиеся страны. Необходимо
повысить уровень понимания населением проблем окружающей среды и развития,
развить чувство причастности к их решениям и достичь большей заинтересованности
в процессе устойчивого развития и приверженности его обеспечению.
Цели
36.9. Цель заключается в содействии широкой информированности населения,
которая является неотъемлемой частью глобальных усилий в области просвещения,
направленных на укрепление подходов, ценностей и мероприятий, совместимых
с устойчивым развитием. Важно подчеркнуть принцип передачи полномочий,
отчетности и ресурсов на наиболее подходящий уровень, причем предпочтение
следует отдавать ответственности и контролю местных органов за деятельность
по повышению информированности населения.
Деятельность
36.10. С учетом того, что страны, региональные и международные организации
разработают свои собственные приоритеты и планы в отношении осуществления
деятельности в соответствии со своими потребностями, политикой и программами,
предлагаются следующие мероприятия:
- странам следует укрепить существующие консультативные органы или
создать новые органы в целях распространения общественной информации по
вопросам окружающей среды и развития и координировать деятельность, в частности,
с Организацией Объединенных Наций, неправительственными организациями и
важными средствами массовой информации. Они должны поощрять участие населения
в обсуждении политики и оценок в области окружающей среды. Правительства
должны также оказывать содействие и поддержку в деле передачи информации
с национального уровня на местный через посредство существующих сетей;
- системе Организации Объединенных Наций следует совершенствовать свои
связи с широкими слоями населения в ходе обзора своей деятельности в области
просвещения и повышения информированности населения в целях содействия
более активному участию и координации всех частей системы, в особенности
ее информационных органов и региональных и страновых операций. Необходимо
проводить систематические обследования результативности кампаний по повышению
информированности населения, учитывая потребности и вклад конкретных общинных
групп;
- следует, по возможности, поощрять страны и региональные организации
оказывать услуги в области распространения общественной информации по вопросам
окружающей среды и развития в целях повышения информированности всех групп,
частного сектора и особенно директивных органов;
- странам следует создавать стимулы для учебных заведений всех уровней,
в особенности высших учебных заведений, с тем чтобы они вносили более весомый
вклад в расширение информированности населения. Учебные материалы всех
видов и для всех аудиторий должны основываться на самой точной имеющейся
научной информации, включая естественные, психологические и социальные
науки, с учетом эстетических и этических факторов;
- странам и системе Организации Объединенных Наций следует развивать
отношения сотрудничества со средствами массовой информации, популярными
театральными группами, а также индустрией развлечений и рекламными агентствами
на основе проведения дискуссий в целях мобилизации их опыта в деле формирования
у населения моделей поведения и потребления и широкого использования их
методов. Такое сотрудничество также расширит активное участие населения
в обсуждении вопросов окружающей среды. ЮНИСЕФ должен разработать рассчитанный
на детей материал для средств массовой информации в качестве учебного средства,
обеспечивая тесное сотрудничество между внешкольным сектором общественной
информации и школьной учебной программой - начиная с уровня начального
образования. ЮНЕСКО, ЮНЕП и университеты должны расширять планы предварительной
учебной подготовки журналистов по вопросам окружающей среды и развития;
- в сотрудничестве с научными кругами странам следует разработать пути
использования современных технологий коммуникации в целях эффективного
охвата всех слоев населения. Национальные и местные органы, ответственные
за вопросы образования, и соответствующие организации Организации Объединенных
Наций должны, по возможности, более широко применять аудиовизуальные методы,
особенно в сельских районах в рамках мобильных групп, путем подготовки
с участием местных кадров теле- и радиопрограмм для развивающихся стран,
на основе использования методов взаимодействия различных средств массовой
информации и сочетания передовой методики с народными средствами информации;
- странам следует, по возможности, оказывать поддержку связанным с
экологией мероприятиям в области отдыха и туризма на основе Гаагской декларации
по туризму (1989 год) и текущих программ Всемирной туристской организации
и ЮНЕП, должным образом используя музеи, исторические памятники, зоопарки,
ботанические сады, национальные парки и другие охраняемые районы;
- странам следует поощрять расширение участия неправительственных организаций
в решении проблем в области окружающей среды и развития на основе осуществления
совместных инициатив в области повышения информированности населения и
улучшения механизмов взаимодействия с другими слоями общества;
- странам и системе Организации Объединенных Наций следует расширять
взаимодействие с коренными народами и, по возможности, привлекать их к
деятельности по рациональному использованию, планированию и развитию в
области окружающей среды в районах их проживания и содействовать распространению
традиционных и приобретенных в процессе социального развития знаний с помощью
средств, основанных на местных обычаях, в особенности в сельских районах,
сочетая эти усилия, при необходимости, с использованием электронных средств
массовой информации;
- ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ПРООН и неправительственным организациям следует
разработать вспомогательные программы, предусматривающие приобщение молодежи
и детей к рассмотрению вопросов окружающей среды и развития, такие, как
детские и молодежные слушания, проводимые на основе решений Всемирной встречи
на высшем уровне в интересах детей (А/45/625, приложение);
- странам, Организации Объединенных Наций и неправительственным организациям
следует содействовать мобилизации мужчин и женщин в рамках кампаний по
расширению информированности населения, подчеркивая роль семьи в деятельности
по охране окружающей среды, вклад женщин в передачу знаний и социальных
ценностей, а также развития людских ресурсов;
- необходимо содействовать повышению информированности населения в
отношении последствий насилия в обществе.
Средства осуществления
Финансирование и оценка расходов
36.11. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной
области составит около 1,2 млрд. долл. США, включая около 110 млн. долл.
США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездной или льготной
основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер
и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия
финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо
прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых
будет принято правительствами.
Основа для деятельности
36.12. Профессиональная подготовка является одним из наиболее важных
средств развития людских ресурсов, содействующих переходу к более устойчивому
миру. Она должна иметь конкретную профессиональную направленность с целью
заполнения пробелов в знаниях и навыках, что помогло бы людям найти работу
и принять участие в мероприятиях, касающихся окружающей среды и развития.
В то же время программы профессиональной подготовки должны способствовать
повышению информированности в вопросах окружающей среды и развития в качестве
двустороннего учебного процесса.
Цели
36.13. Предлагаются следующие цели:
- создать или укрепить программы профессионально-технической подготовки,
которые удовлетворяют потребностям в области окружающей среды и развития
и обеспечивают доступ к возможностям получения профессиональной подготовки,
независимо от общественного положения, возраста, пола, расы или религии;
- содействовать подготовке гибкой и готовой трудиться в различных условиях
рабочей силы, состоящей из представителей различных возрастных групп, которые
в состоянии решать всевозрастающие проблемы в области окружающей среды
и развития и вопросы, возникающие в результате перехода к устойчивому обществу;
- укрепить национальный потенциал, особенно в области научной и профессиональной
подготовки, с тем чтобы дать возможность правительствам, работодателям
и рабочим выполнять свои задачи в области окружающей среды и развития и
облегчить передачу и использование новой безопасной в экологическом и социальном
отношениях соответствующей технологии и "ноу-хау";
- обеспечить учет соображений, касающихся окружающей среды и экологии
человека, на всех управленческих уровнях и во всех функциональных областях
управления, таких, как система сбыта, производство и финансирование.
Деятельность
36.14. При поддержке системы Организации Объединенных Наций странам
следует определить потребности в области профессиональной подготовки рабочей
силы и произвести оценку мер, которые необходимо принять для удовлетворения
этих потребностей. Система Организации Объединенных Наций могла бы провести
обзор прогресса, достигнутого в этой области, в 1995 году.
36.15. Национальные профессиональные ассоциации следует поощрять к разработке
и проведению обзора своих кодексов этики и поведения в целях более широкого
учета вопросов, касающихся окружающей среды, и укрепления готовности к
их решению. Компоненты финансируемых профессиональными органами программ,
касающиеся профессиональной подготовки и повышения квалификации, должны
обеспечивать включение навыков и информации о деятельности в области устойчивого
развития на всех уровнях разработки политики и принятия решений.
36.16. Странам и учебным заведениям следует включить вопросы окружающей
среды и развития в существующие учебные программы и содействовать обмену
методологиями и оценками.
36.17. Странам следует поощрять все секторы общества, такие, как промышленность,
университеты, правительственные должностные лица и служащие, неправительственные
организации и общинные организации, включать компонент рационального использования
окружающей среды во все соответствующие мероприятия учебной подготовки,
уделяя особое внимание удовлетворению непосредственных потребностей в профессиональной
подготовке в рамках краткосрочной формальной подготовки и профессионально-технической
и управленческой подготовки без отрыва от производства. Необходимо расширить
возможности профессиональной подготовки по вопросам рационального использования
ресурсов окружающей среды и создать специализированные программы "профессиональной
подготовки инструкторов" в целях поддержки профессиональной подготовки
на национальном уровне и уровне отдельных предприятий. Необходимо разработать
новые учебные подходы к существующей безопасной в экологическом отношении
практике, которые создали бы рабочие места и в максимальной степени использовали
бы методы, основывающиеся на применении местных ресурсов.
36.18. Странам следует укрепить или создать программы практической подготовки
для выпускников профессионально-технических школ, средних школ и университетов
во всех странах, с тем чтобы они соответствовали потребностям рынка рабочей
силы и могли рассчитывать на твердые заработки. Необходимо разработать
программы профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с
потребностями структурной перестройки, отражающейся на условиях занятости
и профессиональной квалификации.
36.19. Правительствам следует консультироваться с лицами, находящимися
в изоляции, будь то в географическом, культурном или социальном плане,
в целях выяснения их потребностей в профессиональной подготовке, с тем
чтобы предоставить им возможность в большей мере вносить свой вклад в развитие
устойчивой рабочей практики и образа жизни.
36.20. Правительствам, промышленникам, профсоюзам и потребителям следует
содействовать пониманию взаимозависимости между надлежащим состоянием окружающей
среды и надлежащей деловой практикой.
36.21. Правительствам следует создать службу подготовленных и нанятых
на местах технических работников по вопросам окружающей среды для предоставления
местному населению и общинам, в частности в неблагополучных городских и сельских
районах, необходимых услуг, начиная с элементарной заботы об охране природы.
36.22. Странам следует расширять возможности получения доступа к информации
и знаниям по вопросам окружающей среды и развития и их анализа и эффективного
использования. Необходимо укрепить существующие или вновь созданные программы
специальной подготовки с целью удовлетворения информационных потребностей
особых групп. Необходимо провести оценку воздействия этих программ на производительность,
состояние здоровья, безопасность и занятость. Необходимо разработать национальные
и региональные системы данных о рынках труда в сфере охраны природы, которые
обеспечивали бы на постоянной основе информацию о возможностях занятости
и профессиональной подготовки в этой области. Необходимо подготовить и
обновить учебные пособия по вопросам профессиональной подготовки в области
окружающей среды и развития, в которых содержалась бы информация об учебных
программах и планах, методологиях и результатах оценки на местном, национальном,
региональном и международном уровнях.
36.23. Учреждениям по оказанию помощи следует укрепить компонент профессиональной
подготовки во всех проектах в области развития, уделяя особое внимание
многодисциплинарному подходу, повышению информированности и обеспечению
необходимых профессиональных знаний для перехода к устойчивому обществу.
Достижению этой цели могут способствовать руководящие принципы ПРООН по
вопросам рационального использования окружающей среды в рамках оперативной
деятельности системы Организации Объединенных Наций.
36.24. Существующим сетям организаций работодателей и трудящихся, промышленным
ассоциациям и неправительственным организациям следует облегчать обмен
опытом, полученным при проведении программ профессиональной подготовки
и повышения информированности.
36.25. Правительствам, в сотрудничестве с соответствующими международными
организациями, следует разработать и осуществлять стратегии в целях устранения
экологических угроз и чрезвычайных ситуаций на национальном, региональном
и местном уровнях, уделяя особое внимание осуществлению в кратчайшие сроки
программ практической подготовки и информированности в целях повышения
готовности населения.
36.26. Системе Организации Объединенных Наций, по мере необходимости,
следует расширить свои программы профессиональной подготовки, в особенности
подготовки по вопросам окружающей среды и вспомогательных мероприятий для
организаций работодателей и трудящихся.
Средства осуществления
Финансирование и оценка расходов
36.27. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма
расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной
области составит около 5 млрд. долл. США, включая около 2 млрд. долл. США,
предоставляемых международным сообществом на безвозмездной или льготной
основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер
и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия
финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо
прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых
будет принято правительствами.
Примечания
1/ Межправительственная конференция по окружающей среде и развитию:
заключительный доклад (Париж, ЮНЕСКО, 1978 год), глава III.
2/ Finаl Rероrt оf thе Wоrld Соnfеrеnсе оn Еduсаtiоn fоr Аll:
Мееting Ваsiс Lеаrning Nееds, Jоmtiеn, Тhаilаnd, 5-9 Маrсh 1990 (Nеw
Yоrk, Intеr-Аgеnсу Соmmissiоn (UNDР, UNЕSСО, UNIСЕF, Wоrld Ваnk) fоr thе
Wоrld Соnfеrеnсе оn Еduсаtiоn fоr Аll, 1990).
Следующая страница | Оглавление | Предыдущая страница | Семья и демография