Раздел IV.

Средства осуществления


Глава 33

Финансовые ресурсы и механизмы


Введение

33.1. Генеральная Ассамблея в резолюции 44/228 от 22 декабря 1989 года,в частности, постановила, что Конференция Организации Объединенных Нацийпо окружающей среде и развитию должна:

33.2. В настоящей главе рассматриваются вопросы финансирования осуществленияПовестки дня на ХХI век, в которой нашел отражение глобальный консенсусв отношении учета экологических соображений в процессе ускоренного развития.По каждой из других глав секретариат Конференции представил ориентировочнуюсмету общих расходов на осуществление для развивающихся стран и потребностейв безвозмездных ссудах и других предоставляемых на льготных условиях финансовыхсредствах, которые необходимо получить от международного сообщества. Этосвидетельствует о необходимости существенного повышения усилий со стороныкак самих стран, так и международного сообщества.


Основа для деятельности

33.3. Первоочередными и главными приоритетами в развивающихся странахявляются вопросы экономического роста, социального развития и искоренениянищеты, и они сами по себе имеют важное значение для достижения национальныхи глобальных целей устойчивого развития. Учитывая всеобщую выгоду, котораябудет получена благодаря осуществлению Повестки дня на ХХI век в целом,предоставление развивающимся странам эффективных средств, в частности финансовыхресурсов и технологии, без которых им будет сложно в полной мере выполнитьсвои обязательства, будет служить общим интересам развитых и развивающихсястран и человечества в целом, в том числе будущим поколениям.

33.4. Издержки, связанные с бездействием, могут превысить финансовыерасходы на осуществление Повестки дня на ХХI век. Отсутствие действий ограничитвыбор для будущих поколений.

33.5. Для решения вопросов окружающей среды необходимы особые усилия.Глобальные и местные экологические проблемы тесно взаимосвязаны. В Рамочнойконвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и в Конвенциио биологическом разнообразии рассматриваются два наиболее важных глобальныхвопроса.

33.6. Экономические условия, как национальные, так и международные,благоприятствующие свободной торговле и доступу на рынки, будут способствоватьтому, чтобы экономический рост и охрана окружающей среды взаимно дополнялидруг друга во всех странах, особенно в развивающихся странах и странах,находящихся в процессе перехода к рыночной экономики (более подробное рассмотрениеэтих вопросов см. в главе 2).

33.7. Необходимо также укреплять международное сотрудничество в областиустойчивого развития с целью поддержки и дополнения усилий развивающихсястран, особенно наименее развитых стран.

33.8. Все страны должны определить, как претворить Повестку дня на ХХIвек в национальную политику и программы в рамках процесса, учитывающегосоображения окружающей среды и развития. Необходимо установить национальныеи местные приоритеты, в том числе с привлечением населения и общин, способствуяобеспечению равных возможностей для мужчин и женщин.

33.9. Для развития партнерских отношений между всеми странами мира,в том числе, в частности, между развитыми и развивающимися странами, необходиморазработать стратегии устойчивого развития и обеспечить более высокий ипредсказуемый уровень финансирования в поддержку долгосрочных целей. Дляэтого развивающиеся страны должны определить свои собственные приоритетныемеры и потребности для оказания поддержки, а развитые страны - взять насебя обязательства в отношении этих приоритетов. Содействие в этой связимогли бы оказать консультативные группы и встречи "за круглым столом",а также другие национальные механизмы.

33.10. Осуществление обширных программ устойчивого развития Повесткидня на ХХI век потребует предоставления развивающимся странам значительныхновых и дополнительных финансовых ресурсов. Финансирование на безвозмезднойоснове или на льготных условиях должно обеспечиваться в соответствии сразумными и справедливыми критериями и показателями. Постепенное осуществлениеПовестки дня на ХХI век должно сопровождаться предоставлением таких необходимыхфинансовых ресурсов. Первоначальный этап будет ускорен благодаря своевременнымобязательствам по предоставлению существенных финансовых средств на льготныхусловиях.


Цели

33.11. Установлены следующие цели:

  1. разработать меры, касающиеся финансовых ресурсов и механизмов дляосуществления Повестки дня на ХХI век;
  2. предоставить новые и дополнительные финансовые ресурсы, которые былибы адекватными и предсказуемыми;
  3. стремиться к полному использованию и постоянному качественному совершенствованиюмеханизмов финансирования, которые будут применяться при осуществленииПовестки дня на ХХI век.


Деятельность

33.12. Мероприятия, предусмотренные в этой главе, в большинстве случаевсвязаны с осуществлением всех других глав Повестки дня на ХХI век.


Средства осуществления

33.13. В целом, финансированием деятельности по осуществлению Повесткидня на ХХI век будут заниматься государственный и частный секторы самойстраны, где ведется эта деятельность. Для развивающихся стран, в первуюочередь для наименее развитых из них, одним из основных источников внешнегофинансирования является ОПР, и для обеспечения устойчивого развития и осуществленияПовестки дня на ХХI век потребуются значительные объемы новых и дополнительныхфинансовых ресурсов. Развитые страны подтверждают свое обязательство достичьпризнанного ими целевого показателя Организации Объединенных Наций дляОПР, составляющего 0,7 процента ВНП, и они соглашаются расширить в тоймере, в какой им это необходимо, свои программы помощи в целях достиженияэтого целевого показателя в возможно кратчайшие сроки и обеспечить скорейшееи эффективное осуществление Повестки дня на ХХI век. Некоторые страны согласилисьдостичь этого целевого показателя к 2000 году. Было принято решение о том,что Комиссия по устойчивому развитию будет на регулярной основе проводитьобзор и мониторинг прогресса в области достижения этого целевого показателя.Этот процесс обзора должен на систематической основе объединять мониторингв области осуществления Повестки дня на ХХI век с обзором имеющихся финансовыхресурсов. Тем странам, которые уже достигли этого показателя, следует выразитьза это признательность, и их необходимо стимулировать к дальнейшей деятельностив рамках общих усилий по изысканию значительных объемов дополнительныхресурсов, которые должны быть мобилизованы. Другие развитые страны в рамкахсвоей деятельности по оказанию поддержки реформам, проводимым в развивающихсястранах, соглашаются приложить максимум усилий к тому, чтобы увеличитьсвой уровень ОПР. В этой связи признается важность принципа справедливогораспределения затрат между развитыми странами. Другие страны, в том числестраны, находящиеся на этапе перехода к рыночной экономике, могут в добровольномпорядке увеличить объем взносов развитых стран.

33.14. При предоставлении финансовых средств для осуществления Повесткидня на ХХI век и других решений Конференции необходимо обеспечивать максимальноширокий доступ к новым и дополнительным ресурсам и использовать все имеющиесяисточники и механизмы финансирования. К ним относятся, в частности, следующиеисточники и механизмы:

  1. Многосторонние банки развития и фонды:
    1. Международная ассоциация развития (МАР). Среди различных вопросови вариантов, которые представители в МАР рассмотрят в ходе Десятого пополненияресурсов МАР, особое внимание следует уделить заявлению президента Всемирногобанка, сделанному в ходе Конференции Организации Объединенных Наций поокружающей среде и развитию, с тем чтобы оказать помощь беднейшим странамв деле достижения их целей в области устойчивого развития, содержащихсяв Повестке дня на ХХI век;
    2. Региональные и субрегиональные банки развития. Региональные и субрегиональныебанки развития и фонды должны играть все возрастающую и более эффективнуюроль в предоставлении ресурсов, необходимых для осуществления Повесткидня на ХХI век, на льготных или других благоприятных условиях;
    3. Глобальный экологический фонд, которым на совместной основе управляютВсемирный банк, ПРООН и ЮНЕП и дополнительные средства которого, предоставляемыена безвозмездных и льготных условиях, призваны принести экологические выгодыобщемирового значения, должен покрывать согласованные дополнительные затратына проведение соответствующих мероприятий в рамках Повестки дня на ХХIвек, в частности в развивающихся странах. Таким образом, необходимо произвестиего перестройку, с тем чтобы решить, в частности, следующие задачи:
      • стимулировать всеобщее участие;
      • обеспечить достаточную гибкость для распространения сферы охвата Фондана соответствующие программные области Повестки дня на ХХI век, могущиепринести согласованные экологические выгоды общемирового значения;
      • обеспечить гласность и демократичность в руководстве его деятельностью,в том числе в процессе принятия решений и функционирования Фонда, благодаряобеспечению того, чтобы интересы развивающихся стран были представленыв нем сбалансированно и в той мере, в какой они этого заслуживают, и уделениюдолжного внимания мерам по финансированию, предпринимаемым странами-донорами;
      • обеспечить предоставление новых и дополнительных финансовых ресурсов,в частности развивающимся странам, на безвозмездных и льготных условиях;
      • обеспечить предсказуемость потока финансовых ресурсов в виде взносовразвитых стран с учетом важности принципа справедливого распределения затрат;
      • обеспечить доступ к финансовым средствам и их выделение на основе взаимносогласованных критериев, не вводя новых форм обусловленности;

  2. Соответствующие специализированные учреждения, другие органы ОрганизацииОбъединенных Наций и прочие международные организации, которые призваныиграть отведенную им роль в содействии осуществлению национальными правительствамиПовестки дня на ХХI век;
  3. Многосторонние учреждения, занимающиеся созданием потенциала и техническимсотрудничеством. Следует предоставить ПРООН необходимые финансовые средства,с тем чтобы задействовать ее сеть отделений на местах и использовать ееширокий мандат и богатый опыт в области технического сотрудничества длясодействия созданию потенциала на страновом уровне, в полной мере используяопыт специализированных учреждений и других органов Организации ОбъединенныхНаций в рамках соответствующих сфер их компетенции, в частности ЮНЕП, втом числе многосторонние и региональные банки развития;
  4. Программы двусторонней помощи. Необходимо будет укрепить эти программыдля содействия устойчивому развитию;
  5. Облегчение бремени задолженности. Важно выработать долгосрочные решенияпроблем задолженности развивающихся стран с низким и средним уровнем дохода,с тем чтобы предоставить в их распоряжение необходимые средства для обеспеченияустойчивого развития. Следует держать в поле зрения меры по решению сохраняющихсяпроблем задолженности стран с низким и средним уровнем дохода. Всем кредиторамв рамках Парижского клуба следует оперативно осуществить положения соглашенияот декабря 1991 года, которое предусматривает облегчение бремени задолженностибеднейших стран-крупных должников, осуществляющих структурную перестройку;следует держать в поле зрения меры по облегчению задолженности в целяхпреодоления трудностей, с которыми по-прежнему сталкиваются эти страны;
  6. Частное финансирование. Можно было бы увеличить объем добровольныхвзносов, предоставляемых по неправительственным каналам, который в настоящеевремя составляет около 10 процентов от ОПР.

33.15. Инвестиции. Следует поощрять привлечение более значительных прямыхиностранных инвестиций и активизацию передачи технологии посредством проведениянациональной политики, стимулирующей приток инвестиций, и через созданиесовместных предприятий и использование других форм.

33.16. Новые формы финансирования. Следует изучить возможность использованияновых форм мобилизации дополнительных государственных и частных финансовыхресурсов, в том числе:

  1. различных форм облегчения бремени задолженности в дополнение к существующиммеханизмам облегчения бремени задолженности по официальным кредитам илипо займам в рамках Парижского клуба, включая более широкое использованиемеханизмов конверсии долга;
  2. использования экономических и налоговых льгот и механизмов;
  3. практической возможности использования реализуемых разрешений;
  4. новых механизмов мобилизации средств и добровольных взносов по частнымканалам, включая неправительственные организации;
  5. перераспределения ресурсов, направляемых в настоящее время на военныенужды.

33.17. Важное значение для достижения, в особенности развивающимисястранами, устойчивого развития имеют благоприятные внешние и внутренниеэкономические условия, способствующие устойчивому экономическому ростуи развитию.

33.18. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовые расходы (1993-2000годы) на осуществление в развивающихся странах мероприятий, содержащихсяв Повестке дня на ХХI век, составляют свыше 600 млрд. долл. США, включаяоколо 125 млрд. долл. США, которые будут предоставлены международным сообществомв виде субсидий или на льготной основе. Эти показатели являются ориентировочнымивеличинами, дающими лишь общее представление о масштабах расходов; крометого, они не рассматривались правительствами. Фактическая величина расходовбудет зависеть, в частности, от того, какие конкретно стратегии и программырешат осуществлять правительства.

33.19. Развитым странам и другим сторонам, которые в состоянии сделатьэто, следует взять первоначальные финансовые обязательства по реализациирешений Конференции. Они должны сообщить о таких планах и обязательствахГенеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на ее сорок седьмойсессии в 1992 году.

33.20. Развивающимся странам следует также начать разработку национальныхпланов устойчивого развития для реализации решений Конференции.

33.21. Важное значение имеют обзор хода финансирования Повестки дняна ХХI век и контроль за предоставлением ресурсов. Вопросы, касающиесяэффективной реализации решений Конференции, рассматриваются в главе38 ("Международные организационные механизмы"). Важно обеспечитьрегулярное рассмотрение адекватности финансовых средств и механизмов, атакже мер по достижению согласованных в настоящей главе целей, включая,в случае необходимости, целевые показатели.


Следующая страница | Оглавление | Семья и демография