Глава 8

Учет вопросов окружающей среды и развивти в процессе принятия решений



Основа для деятельности

8.27. Право окружающей среды и соответствующие регулирующие механизмыимеют важное значение, однако нельзя ожидать, что они сами по себе позволятрешить проблемы окружающей среды и развития. Дополнительное значение дляформирования подходов и поведения в отношении окружающей среды имеют цены,рынки и правительственная бюджетно-финансовая и экономическая политика.

8.28. В течение последних нескольких лет правительства многих стран,главным образом промышленно развитых стран, а также стран Центральной иВосточной Европы и развивающихся стран во все большей степени использовалиэкономические подходы, включая подходы, ориентированные на рыночные отношения.В качестве примеров можно привести применение принципа "загрязнительплатит" и более современной концепции "платит пользователь природныхресурсов".

8.29. При наличии благоприятных международных и национальных экономическихусловий, а также необходимых правовых и регулирующих рамок применение экономическихи рыночных подходов может во многих случаях расширить возможности для решенияпроблем окружающей среды и развития. Этого можно достигнуть путем нахожденияэффективных с точки зрения затрат решений, применения комплексной системыпо предотвращению загрязнения и борьбе с ним, содействия внедрению технологическихновшеств и воздействия на экологическое поведение, а также путем предоставленияфинансовых ресурсов в интересах достижения целей устойчивого развития.

8.30. Необходимо предпринять соответствующие усилия для изучения, повышенияэффективности и широкомасштабного применения экономических и рыночных подходовв общем контексте политики, правовых и регулирующих норм в области развитияи с учетом конкретных страновых условий в рамках общего перехода к такойэкономической политике и политике в области окружающей среды, которые дополнялии усиливали бы друг друга.


Цели

8.31. Учитывая, что страны разработают свои собственные приоритетныезадачи в соответствии со своими потребностями и национальными планами,политикой и программами, в предстоящие годы необходимо добиться значительногопрогресса в достижении трех основополагающих целей:

  1. обеспечении учета экологических расходов в процессе принятия решенийпроизводителями и потребителями, обращении вспять тенденции к обращениюс окружающей средой как с "бесплатным товаром" и перекладываниюэтих расходов на другие слои общества, другие страны или будущие поколения;
  2. более полного учета социальных и экологических издержек в экономическойдеятельности, с тем чтобы цены соответствующим образом отражали относительнуюнехватку и полную стоимость ресурсов и способствовали предотвращению ухудшениясостояния окружающей среды;
  3. использования, по мере возможности, рыночных принципов в разработкеэкономических механизмов и политики, направленных на обеспечение устойчивогоразвития.


Мероприятия

а) Совершенствование или переориентация правительственной политики

8.32. В ближайшее время правительствам следует приступить к постепенномунакапливанию опыта в области применения экономических и рыночных механизмовпутем переориентации своей политики с учетом национальных планов, приоритетови целей, с тем чтобы:

  1. обеспечить эффективное сочетание экономических, нормативных и добровольных(основанных на саморегулировании) подходов;
  2. прекратить или сократить такое субсидирование, которое не способствуетдостижению целей устойчивого развития;
  3. реформировать или преобразовать существующие системы экономическогои бюджетно-финансового стимулирования в интересах достижения целей окружающейсреды и развития;
  4. проводить такую политику, которая способствовала бы созданию новыхрынков в области борьбы с загрязнением и более безопасного с экологическойточки зрения освоения ресурсов;
  5. перейти к такому ценообразованию, которое способствовало бы достижениюцелей устойчивого развития.

8.33. Правительствам следует, в частности, рассмотреть, по мере необходимости,сотрудничестве с деловыми кругами и промышленностью возможности эффективногоиспользования экономических и рыночных механизмов в таких областях, как:

  1. энергетика, транспорт, сельское и лесное хозяйства, водоснабжение,удаление отходов, здравоохранение, туризм и сфера услуг;
  2. решение глобальных и трансграничных проблем;
  3. разработка и внедрение экологически безопасной технологии и ее адаптация,распространение и передача развивающимся странам в соответствии с главой34.

b) Учет особых условий развивающихся стран и стран, экономика которыхпереживает переходный период

8.34. При содействии региональных и международных экономических и экологическихорганизаций, а также соответствующих неправительственных научно-исследовательскихучреждений следует предпринять особые усилия для разработки методов использованияэкономических и рыночных механизмов, ориентированных на конкретные потребностиразвивающихся стран и стран, экономика которых переживает переходный период,путем:

  1. оказания технической поддержки этим странам в вопросах, связанныхс использованием экономических и рыночных механизмов;
  2. поощрения проведения региональных семинаров и, возможно, созданиярегиональных консультативных центров.

с) Составление перечня эффективных методов использования экономическихи рыночных механизмов

8.35. Учитывая, что экономические и рыночные механизмы стали применятьсяотносительно недавно, следует активно поощрять обмен информацией об опытеразличных стран в применении таких подходов. В этой связи правительствамследует поощрять использование существующих каналов обмена информациейс целью выявления эффективных путей использования экономических механизмов.

d) Углубление понимания роли экономических и рыночных механизмов

8.36. При содействии и поддержке региональных и международных экономическихи экологических организаций, а также неправительственных научно-исследовательскихучреждений правительствам следует поощрять проведение исследований и анализаэффективных методов использования экономических механизмов и стимулирования,уделяя при этом особое внимание таким ключевым вопросам, как:

  1. роль экологического налогообложения с учетом национальных условий;
  2. последствия использования экономических механизмов и стимулированиядля конкурентоспособности и международной торговли и потенциальные потребностисоответствующей будущей деятельности в области международного сотрудничестваи координации;
  3. возможные последствия использования различных механизмов в социальнойобласти и сфере распределения.

е) Уделение особого внимания политике ценообразования

8.37. Более глубокое понимание теоретических преимуществ использованияценообразовательной политики необходимо сочетать с более широким осознаниемважности принятия значимых мер в этом направлении. В этой связи как нанациональном, так и на международном уровнях, по мере необходимости, всотрудничестве с деловыми кругами, промышленностью, крупными предприятиями,транснациональными корпорациями, а также другими социальными группами,следует приступить к рассмотрению:

  1. практических последствий перехода к более широкому использованиюэкологически оправданного ценообразования в интересах содействия достижениюцелей в области устойчивого развития;
  2. последствий установления цен на ресурсы для стран-экспортеров ресурсов,в том числе последствий такой ценообразовательной политики для развивающихсястран;
  3. методологий, применяемых при оценке экологических затрат.

f) Углубление понимания экономики устойчивого развития

8.38. Возросший интерес к экономическим механизмам, в том числе рыночныммеханизмам, также требует осуществления согласованных усилий по углублениюпонимания экономики устойчивого развития путем:

  1. содействия высшим учебным заведениям в пересмотре их учебных планови расширении преподавания экономики устойчивого развития;
  2. содействия региональным и международным экономическим организациями неправительственным научно-исследовательским учреждениям, обладающимопытом в этой области, в проведении учебных сессий и семинаров для правительственныхдолжностных лиц;
  3. содействия деловым кругам и промышленности, в том числе крупным промышленнымпредприятиям и транснациональным корпорациям, обладающим опытом в природоохранныхвопросах, в организации программ профессиональной подготовки для частногосектора и других групп.


Средства осуществления

8.39. Эта программа предусматривает корректировку или переориентациюправительствами своей политики. Она охватывает также международные и региональныеэкономические и экологические организации и учреждения, обладающие опытомв этой области, включая транснациональные корпорации.

а) Финансирование и оценка расходов

8.40. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодныхрасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программнойобласти составит около 5 млн. долл. США, предоставляемых международнымсообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходовносит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматриваласьправительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числелюбые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретныхстратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.


Назад | Оглавление | Cемья и демография