Глава 8

Учет вопросов окружающей среды и развивти в процессе принятия решений



Основа для деятельности

8.13. Законы и постановления, соответствующие конкретным условиям тойили иной страны, относятся к числу наиболее важных средств воплощения политикив области окружающей среды и развития в конкретные действия, причем нетолько потому, что они создают основу для применения "административно-командныхметодов", но и потому, что они создают нормативно-правовую основудля экономического планирования и функционирования рыночных механизмов.Однако, несмотря на то, что количество правовых документов в этой областинеуклонно растет, законотворческая деятельность во многих странах осуществляетсяспорадически и несогласованно или в отсутствие необходимых организационныхмеханизмов и органов, призванных обеспечивать выполнение законов и их своевременнуюкорректировку.

8.14. Хотя постоянная необходимость в совершенствовании правовой системыощущается во всех странах, многие развивающиеся страны страдают из-за несовершенствасуществующих законов и постановлений. Для эффективного комплексного учетавопросов окружающей среды и развития в рамках политики и практики каждойстраны чрезвычайно важно разрабатывать и реализовывать комплексные, обеспеченныеправовой санкцией и эффективные законы и постановления, которые основанына рациональных социальных, экологических, экономических и научных принципах.Чрезвычайно важно также разрабатывать действенные программы по обзору иобеспечению соблюдения законов, постановлений и стандартов, которые принимаются.Для достижения этих целей многим странам может понадобиться техническаяподдержка. К числу потребностей в рамках технического сотрудничества вэтой области относятся информация по правовым вопросам, консультативныеуслуги и специальная подготовка и создание потенциала в области организационногостроительства.

8.15. Принятие и обеспечение выполнения законов и постановлений (нарегиональном и национальном уровнях, а также на уровне штата/провинцииили на местном/муниципальном уровне) также имеют крайне важное значениедля осуществления большинства международных соглашений в области окружающейсреды и развития, примером чему является наличие во многих случаях в договорныхдокументах обязательства представлять информацию о принятии мер законодательногопорядка. Обследование существующих соглашений, проведенное в контекстеработы по подготовке к Конференции, выявило проблемы, связанные с соблюдениемэтого обязательства, и необходимость в более строгом соблюдении его нанациональном уровне, а также, когда это целесообразно, в соответствующейтехнической помощи. При определении своих национальных приоритетов страныдолжны учитывать свои международные обязательства.


Цели

8.16. Общая цель состоит в содействии интеграции политики в областиокружающей среды и в области развития с учетом конкретных условий той илииной страны и за счет соответствующих правовых и регламентационных политикии документов, а также соответствующих механизмов правоприменения на национальномуровне, на уровне штатов, провинций и на местном уровне. С учетом того,что страны будут устанавливать собственные приоритеты в соответствии сосвоими потребностями и национальными, а при необходимости и региональными,планами, политикой и программами, предлагаются следующие цели:

  1. распространение информации об эффективных новшествах в нормативно-правовой сфере в области окружающей среды и развития, включая соответствующиедокументы и стимулы к их выполнению, в целях поощрения их более широкогоиспользования и принятия на национальном уровне, на уровне штатов, провинцийи на местном уровне;
  2. оказание помощи тем странам, которые просят о ней, в их усилиях посовершенствованию и укреплению их политической и правовой основы для управленияпроцессом устойчивого развития с должным учетом местных социальных ценностейи инфраструктур;
  3. поощрение разработки и осуществления программ на национальном уровне,на уровне штатов, провинций и на местном уровне, которые связаны с оценкойсоблюдения, содействием ему и с реализацией соответствующих мер в случаенесоблюдения.


Мероприятия

а) Повышение эффективности законов и постановлений

8.17. Правительствам при поддержке, при необходимости, компетентныхмеждународных организаций следует на регулярной основе проводить оценкупринятых законов и постановлений и соответствующих организационных/административныхмеханизмов, созданных на национальном уровне, на уровне штатов, на местномили муниципальном уровнях, в области окружающей среды и устойчивого развитияв целях обеспечения их эффективности на практике. В этих целях программымогли бы предусматривать содействие информированию общественности, подготовкуи распространение инструктивных материалов, специальную подготовку, включаясеминары, практикумы, учебные программы и конференции для государственныхслужащих, которые разрабатывают и реализуют законы и постановления, а такжезанимаются контролем за их соблюдением и обеспечением их соблюдения.

b) Разработка судебных и административных процедур

8.18. Правительства и законодатели при поддержке, когда это необходимо,компетентных международных организаций должны разрабатывать судебные иадминистративные процедуры в целях устранения или исправления с помощьюправовых актов действий, влияющих на окружающую среду и развитие, которыемогут быть незаконными или представлять собой посягательство на права всоответствии с законом, и должны обеспечивать доступ отдельных лиц, группи организаций, которые, по общему мнению, имеют интерес к правовым проблемам.

с) Оказание услуг по предоставлению справочной информации по правовымвопросам и обеспечение помощи в этой области

8.19. Компетентные межправительственные и неправительственные организациимогли бы сотрудничать в целях предоставления правительствам и законодателямпо их просьбе комплексной программы оказания юридических услуг в областиокружающей среды и развития (право в области устойчивого развития), котораябыла бы тщательно адаптирована применительно к конкретным потребностямтех правовых и административных систем, которые являются ее получателями.В такие системы можно было бы с пользой включить мероприятия по оказаниюпомощи в подготовке всеобъемлющих перечней и обзоров национальных правовыхсистем. Опыт прошлых лет продемонстрировал полезность сочетания услуг попредоставлению специальной правовой информации с услугами юристов. В рамкахсистемы Организации Объединенных Наций более тесное сотрудничество междувсеми заинтересованными учреждениями помогло бы избежать дублирования базданных и содействовало бы "разделению труда". Эти учреждениямогли бы изучить возможность и определить достоинства проведения обзоровспециально выбранных национальных правовых систем.

d) Создание совместной системы профессиональной подготовки по вопросамзаконодательства в области устойчивого развития

8.20. Компетентные международные и научные учреждения могли бы - в согласованныхрамках - сотрудничать в целях создания, особенно для слушателей из развивающихсястран, согласованных программ аспирантской подготовки и создания возможностейдля профессиональной подготовки без отрыва от производства по вопросамправа в области окружающей среды и развития. Такая подготовка должна охватыватьвопросы как эффективного применения, так и прогрессивного совершенствованияприменяемых законов, соответствующие навыки в ведении переговоров, составлениидокументов и посредничестве, а также профессиональную подготовку преподавателей.Межправительственные и неправительственные организации, которые уже активноработают в этой области, могли бы сотрудничать с соответствующими программамиуниверситетов в целях согласования деятельности по составлению учебныхпрограмм, а также в целях предоставления заинтересованным правительствами потенциальным спонсорам оптимального комплекса возможных вариантов.

е) Разработка эффективных национальных программ обзора и обеспечениясоблюдения законов в области окружающей среды и развития, действующих нанациональном уровне, на уровне штатов, провинций и на местном уровне

8.21. При содействии со стороны международных организаций и, при необходимости,других стран каждая страна должна разрабатывать комплексные стратегии пообеспечению максимально полного соблюдения ее законов и постановлений,касающихся устойчивого развития. Стратегии должны включать:

  1. обеспеченные правовой санкцией эффективные законы, постановленияи стандарты, которые основаны на рациональных экономических, социальныхи экологических принципах и соответствующей оценке риска, включающие санкции,которые предусмотрены для наказания в случае нарушений, обеспечения возмещенияи предотвращения нарушений в будущем;
  2. механизмы обеспечения соблюдения;
  3. организационный потенциал для сбора данных о выполнении, проведенияна регулярной основе обзоров выполнения, выявления нарушений, установленияприоритетов в области правоприменения, осуществления эффективных мер пообеспечению соблюдения, а также для проведения периодических оценок эффективностипрограмм по обеспечению соблюдения и правоприменению;
  4. механизмы обеспечения должного участия отдельных лиц и групп в разработкезаконов и постановлений в области окружающей среды и развития, а такжев деятельности по обеспечению соблюдения этих законов и постановлений.

f) Национальный контроль за мерами правового характера, принимаемымив целях осуществления международных документов

8.22. Стороны, подписавшие международные соглашения, в консультациис соответствующими секретариатами тех или иных международных конвенций,при необходимости, должны совершенствовать практические методы и процедурыв отношении сбора информации о предпринятых мерах правового и нормативногохарактера. Подписавшие международные соглашения стороны могли бы проводитьпоказательные обзоры национальных мер по обеспечению соблюдения, при условиисогласия на это заинтересованных суверенных государств.


Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

8.23. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодныхрасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программнойобласти составит около 6 млн. долл. США, предоставляемых международнымсообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходовносит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматриваласьправительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числелюбые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретныхстратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

8.24. Эта программа сводится главным образом к продолжению проводимойв настоящее время работы по сбору, обработке и оценке данных по правовымвопросам. Можно рассчитывать на то, что более тесное сотрудничество междусуществующими базами данных приведет к лучшему "разделению труда"(например, в том, что касается географического охвата национальных законодательныхизданий и других справочных источников), а также к более качественной стандартизациии сопоставимости данных, при необходимости.

с) Развитие людских ресурсов

8.25. Ожидается, что участие в деятельности по профессиональной подготовкепринесет пользу специалистам-практикам из развивающихся стран, а такжерасширит возможности профессиональной подготовки женщин. Как известно,потребность в этом виде аспирантской подготовки и профессиональной подготовкибез отрыва производства очень велика. Семинары, практикумы и конференциипо вопросам проведения обзоров и правоприменения, которые были проведеныдо настоящего времени, были очень успешными и собирали большое число слушателей.Цель этих мероприятий заключается в развитии ресурсов (как людских, таки организационных) для разработки и осуществления эффективных программв целях проведения на постоянной основе обзора и обеспечения применениянациональных и местных законов, постановлений и стандартов в области устойчивогоразвития.

d) Укрепление правового и организационного потенциала

8.26. Значительная часть программы должна быть нацелена на расширениевозможностей стран в организационно-правовой области, что позволило быим решать национальные проблемы реализации законов и постановлений и эффективногозаконотворчества и законоприменения в области окружающей среды и устойчивогоразвития. Следует выявлять и поддерживать региональные центры передовогоопыта в целях создания специализированных баз данных, а также созданиявозможностей для профессиональной подготовки групп слушателей, принадлежащихк одной культуре или говорящих на одном языке, той или иной правовой системы.


Назад | Оглавление | Cемья и демография