Глава 8

Учет вопросов окружающей среды и развивти в процессе принятия решений



Основа для деятельности

8.2. Во многих странах в рамках наиболее распространенных систем принятиярешений на уровнях политики, планирования и управления наблюдается тенденцияразделения экономических, социальных и экологических факторов. Это оказываетвлияние на деятельность всех общественных групп, в том числе правительств,промышленных кругов и частных лиц, и имеет серьезные последствия для эффективностии устойчивости развития. Перестройка или даже коренное преобразование процессапринятия решений, в свете конкретных условий той или иной страны, могутоказаться необходимыми для того, чтобы вопросы окружающей среды и развитияоказались в центре процесса принятия решений в экономической и политическойобластях, что по сути будет предполагать всесторонний учет этих факторов.В последние годы некоторые правительства приступили также к проведениюсущественных преобразований в рамках организационных структур управления,стремясь обеспечить более систематический учет вопросов окружающей средыпри принятии решений по экономическим, социальным, финансовым вопросам,по вопросам энергетики, сельского хозяйства, транспорта, торговли и другим,а также экологических последствий политики в этих областях. В целях болееэффективной интеграции между государственными и местными органами управления,промышленными и научными кругами, группами защитников окружающей средыи общественностью в процессе разработки эффективных подходов к окружающейсреде и развитию возникают новые формы диалога. Ответственность за проведениепреобразований лежит на правительствах и сотрудничающих с ними частномсекторе и местных органах управления, которые действуют в сотрудничествес национальными, региональными и международными организациями, в том числе,в частности, с ЮНЕП, ПРООН и Всемирным банком. Обмен опытом между странамиможет также быть значительным. Национальные планы, цели и задачи, национальныеправила, положения и законы; и конкретное положение, в котором находитсята или иная страна, являются общими рамками, в которых должна проходитьподобная интеграция. В этом контексте следует учитывать, что экологическиестандарты могут привести к значительным экономическим и социальным издержкам,если они будут единообразно применяться в развивающихся странах.


Основа для деятельности

Цели

8.3. Общая цель состоит в совершенствовании или перестройке процессапринятия решений таким образом, чтобы обеспечить в его рамках полный учетсоциально- экономических и экологических вопросов, а также более широкоеучастие общественности. С учетом того, что страны будут устанавливать своисобственные приоритеты в соответствии с характерными для них условиями,потребностями, национальными планами, политикой и программами, предлагаютсяследующие цели:

  1. провести национальный обзор экономической, секторальной и экологическойполитики, стратегии и планов в целях обеспечения прогрессивного учета вопросовокружающей среды и развития;
  2. укрепить организационные структуры на всех уровнях процесса принятиярешений в целях обеспечения полного учета вопросов окружающей среды и развития;
  3. разработать или усовершенствовать механизмы, которые содействуютвовлечению заинтересованных частных лиц, групп и организаций в процесспринятия решений на всех уровнях;
  4. разработать определяемые внутренними условиями процедуры, обеспечивающиеучет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решений.


Основа для деятельности

Мероприятия

а) Совершенствование процессов принятия решений

8.4. Основная задача заключается в интеграции процессов принятия решенийв области окружающей среды и развития. В этих целях правительства должныпровести национальный обзор и, при необходимости, усовершенствовать процессыпринятия решений, с тем чтобы добиться прогрессивного учета экономических,социальных и экологических вопросов в процессе такого развития, котороеявляется экономически эффективным, социально справедливым и надежным, атакже экологически рациональным. Страны будут устанавливать свои собственныеприоритеты в соответствии со своими национальными планами, политикой ипрограммами в отношении следующих мероприятий:

  1. обеспечение учета экономических, социальных и экологических соображенийв процессе принятия решений на всех уровнях и во всех министерствах;
  2. принятие разработанных на национальном уровне рамок политики, которыеотражают долгосрочную перспективу и межсекторальный подход в качестве основыдля принятия решений, с учетом связей между различными политическими, экономическими,социальными и экологическими вопросами, затрагиваемыми в процессе развития,а также в рамках этих вопросов;
  3. определение на основе существующих внутри страны условий путей исредств обеспечения согласованности секторальной, экономической, социальнойи экологической политики, планов и политических документов, включая мерыв области финансов и бюджет; эти механизмы должны применяться на различныхуровнях и объединять тех, кто заинтересован в процессе развития;
  4. систематический контроль и оценка процесса развития, проведение регулярныхобзоров состояния развития людских ресурсов, экономических и социальныхусловий и тенденций, состояния окружающей среды и природных ресурсов; вдополнение к этому можно было бы проводить ежегодные обзоры в области окружающейсреды и развития в целях оценки достижений различных секторов и департаментовправительства в области устойчивого развития;
  5. обеспечение транспарентности и отчетности в связи с экологическимипоследствиями экономической и секторальной политики;
  6. обеспечение доступа общественности к соответствующей информации,способствующего учету взглядов общественности и позволяющего обеспечитьее эффективное участие.

b) Совершенствование систем планирования и управления

8.5. В целях содействия более комплексному подходу к принятию решенийможет оказаться необходимым усовершенствовать системы данных и аналитическиеметоды, используемые для обеспечения таких процессов принятия решений.Правительствам в сотрудничестве, где это целесообразно, с национальнымии международными организациями следует рассматривать состояние системыпланирования и управления и при необходимости модифицировать и укреплятьсоответствующие процедуры, с тем чтобы облегчить комплексное рассмотрениесоциальных, экономических и экологических вопросов. Страны будут устанавливатьсвои собственные приоритеты в соответствии со своими национальными планами,политикой и программами в отношении следующих мероприятий:

  1. совершенствование использования данных и информации на всех этапахпланирования и управления, систематическое и параллельное использованиеданных в социальной, экономической областях, в области развития, а такжев экологической области и в области окружающей среды; в рамках анализаследует уделять особое внимание взаимодействию и взаимосвязи; следует поощрятьиспользование широкого круга методов анализа в целях ознакомления с различнымиточками зрения;
  2. принятие всеобъемлющих аналитических процедур в целях заблаговременнойи параллельной оценки последствий решений, включая последствия в экономической,социальной и экологической сферах, а также последствия, затрагивающие связимежду этими сферами; эти процедуры следует использовать не только на проектномуровне, но и на уровне политики и программ; анализ должен также включатьв себя оценку затрат, выгод и рисков;
  3. принятие гибких и нацеленных на комплексное решение проблем подходовк планированию, которые позволят учитывать различные цели и дадут возможностьвносить коррективы в связи с изменяющимися потребностями; достижению этойцели могут способствовать нацеленные на комплексное решение проблем зональныеподходы на уровне экосистемы или водного бассейна;
  4. принятие комплексных систем управления, в частности в деятельностипо использованию природных ресурсов; следует изучать и рассматривать традиционныеили сложившиеся в странах методы во всех случаях, когда их эффективностьне вызывает сомнений; в результате внедрения новых систем управления традиционнаяроль женщин не должна маргинализироваться;
  5. принятие комплексных подходов к устойчивому развитию на региональномуровне, включая трансграничные области, при условии выполнения требований,возникающих в связи с особыми обстоятельствами или потребностями;
  6. использование программных документов (правовых/регулирующих и экономических)в качестве инструмента планирования и управления, с тем чтобы отражатькритерии эффективности в принимаемых решениях; следует регулярно проводитьобзор и пересмотр документов в целях обеспечения их эффективности на постояннойоснове;
  7. делегирование полномочий в области планирования и управления на какможно более низкий уровень государственной власти исходя из соображенийэффективности деятельности; в частности, следует обсудить вопрос о преимуществахсоздания эффективных и справедливых возможностей для участия женщин;
  8. разработка процедур по вовлечению местных общин в процесс чрезвычайногопланирования на случай экологических катастроф или промышленных аварийи поддержание открытого обмена информацией о существующих на местах опасностях.

с) Данные и информация

8.6. Страны могли бы разработать системы мониторинга и оценки прогрессав деятельности на пути к достижению устойчивого развития, установив показатели,которые позволяют определить масштабы изменений в экономической, социальнойи экологической областях.

d) Принятие национальной стратегии устойчивого развития

8.7. Правительствам в сотрудничестве, при необходимости, с международнымиорганизациями следует принять национальную стратегию устойчивого развитияна основе осуществления решений, принятых на Конференции, в частности вотношении Повестки дня на ХХI век. Такая стратегия должна разрабатыватьсяна основе различных секторальных экономических, социальных и экологическихполитики и планов, которые реализуются в стране, и должна обеспечиватьих согласованность. Опыт, приобретенный в результате проведения традиционныхмероприятий по планированию, таких, как подготовка национальных докладовк Конференции, национальные стратегии охраны окружающей среды и планы деятельностив области экологии, должны в полной мере использоваться и включаться встратегию устойчивого развития, разработанную страной. К числу ее целейдолжно относиться обеспечение социально надежного экономического развития,при котором осуществляются мероприятия по охране базы ресурсов и окружающейсреды в интересах будущих поколений. Она должна разрабатываться при самомшироком участии всех слоев общества. Она должна основываться на тщательнойоценке нынешней ситуации и инициатив.


Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

8.8. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодныхрасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программысоставит около 50 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществомв виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишьориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами.Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготныеусловия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ,решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Изучение взаимосвязей между окружающей средой и развитием

8.9. Правительства в сотрудничестве с национальными и международныминаучными кругами и международными организациями, при необходимости, должныактивизировать усилия по более четкому определению взаимосвязей между социальной,экономической и экологической областями, а также в рамках этих областей.Следует провести исследования, которые преследовали бы ясно выраженнуюцель оказания содействия в принятии решений в области политики и представлениярекомендаций в отношении совершенствования практических методов управления.

с) Повышение эффективности образования и подготовки кадров

8.10. Странам в сотрудничестве, при необходимости, с национальными,региональными или международными организациями следует обеспечить наличиеили развитие ключевых людских ресурсов в целях комплексного учета вопросовокружающей среды и развития на различных этапах процесса принятия решенийи осуществления. В этих целях они должны повысить эффективность образованияи подготовки технических кадров, в особенности из числа женщин и девушек,путем включения междисциплинарных подходов, где это необходимо, в учебныепрограммы учебных заведений технического профиля, профессионально-техническихучилищ, университетов и других учебных заведений. Они должны также осуществлятьсистемную профессиональную подготовку сотрудников правительственных органов,специалистов по планированию и менеджеров на регулярной основе, уделяяпервоочередное внимание тем необходимым комплексным подходам и методампланирования и управления, которые соответствуют конкретным условиям страны.

d) Расширение осведомленности общественности

8.11. Странам в сотрудничестве с национальными институтами и группами,средствам массовой информации и международному сообществу следует содействоватьрасширению осведомленности общественности в целом и ее конкретных группо важном значении комплексного рассмотрения вопросов окружающей среды иразвития, а также следует создавать механизмы, содействующие прямому обменуинформацией и мнениями с общественностью. Приоритетным должно быть освещениеобязанностей и потенциального вклада различных социальных групп.

е) Укрепление национального организационного потенциала

8.12. Правительствам в сотрудничестве, при необходимости, с международнымиорганизациями следует укреплять национальный организационный потенциали возможности в целях обеспечения комплексного учета социальных, экономическихи экологических вопросов, а также вопросов развития на всех уровнях процессапринятия решений и осуществления. Следует уделять внимание отходу от узкихсекторальных подходов и постепенному переходу к полномасштабной межсекторальнойкоординации и сотрудничеству.


Назад | Оглавление | Cемья и демография