Глава 8
Учет вопросов окружающей среды и развивти в процессе принятия решений
Программные области
А. Учет вопросов окружающей среды и развития на уровнях политики, планированияи управления
8.2. Во многих странах в рамках наиболее распространенных систем принятиярешений на уровнях политики, планирования и управления наблюдается тенденцияразделения экономических, социальных и экологических факторов. Это оказываетвлияние на деятельность всех общественных групп, в том числе правительств,промышленных кругов и частных лиц, и имеет серьезные последствия для эффективностии устойчивости развития. Перестройка или даже коренное преобразование процессапринятия решений, в свете конкретных условий той или иной страны, могутоказаться необходимыми для того, чтобы вопросы окружающей среды и развитияоказались в центре процесса принятия решений в экономической и политическойобластях, что по сути будет предполагать всесторонний учет этих факторов.В последние годы некоторые правительства приступили также к проведениюсущественных преобразований в рамках организационных структур управления,стремясь обеспечить более систематический учет вопросов окружающей средыпри принятии решений по экономическим, социальным, финансовым вопросам,по вопросам энергетики, сельского хозяйства, транспорта, торговли и другим,а также экологических последствий политики в этих областях. В целях болееэффективной интеграции между государственными и местными органами управления,промышленными и научными кругами, группами защитников окружающей средыи общественностью в процессе разработки эффективных подходов к окружающейсреде и развитию возникают новые формы диалога. Ответственность за проведениепреобразований лежит на правительствах и сотрудничающих с ними частномсекторе и местных органах управления, которые действуют в сотрудничествес национальными, региональными и международными организациями, в том числе,в частности, с ЮНЕП, ПРООН и Всемирным банком. Обмен опытом между странамиможет также быть значительным. Национальные планы, цели и задачи, национальныеправила, положения и законы; и конкретное положение, в котором находитсята или иная страна, являются общими рамками, в которых должна проходитьподобная интеграция. В этом контексте следует учитывать, что экологическиестандарты могут привести к значительным экономическим и социальным издержкам,если они будут единообразно применяться в развивающихся странах.
Цели
8.3. Общая цель состоит в совершенствовании или перестройке процессапринятия решений таким образом, чтобы обеспечить в его рамках полный учетсоциально- экономических и экологических вопросов, а также более широкоеучастие общественности. С учетом того, что страны будут устанавливать своисобственные приоритеты в соответствии с характерными для них условиями,потребностями, национальными планами, политикой и программами, предлагаютсяследующие цели:
Мероприятия
а) Совершенствование процессов принятия решений
8.4. Основная задача заключается в интеграции процессов принятия решенийв области окружающей среды и развития. В этих целях правительства должныпровести национальный обзор и, при необходимости, усовершенствовать процессыпринятия решений, с тем чтобы добиться прогрессивного учета экономических,социальных и экологических вопросов в процессе такого развития, котороеявляется экономически эффективным, социально справедливым и надежным, атакже экологически рациональным. Страны будут устанавливать свои собственныеприоритеты в соответствии со своими национальными планами, политикой ипрограммами в отношении следующих мероприятий:
b) Совершенствование систем планирования и управления
8.5. В целях содействия более комплексному подходу к принятию решенийможет оказаться необходимым усовершенствовать системы данных и аналитическиеметоды, используемые для обеспечения таких процессов принятия решений.Правительствам в сотрудничестве, где это целесообразно, с национальнымии международными организациями следует рассматривать состояние системыпланирования и управления и при необходимости модифицировать и укреплятьсоответствующие процедуры, с тем чтобы облегчить комплексное рассмотрениесоциальных, экономических и экологических вопросов. Страны будут устанавливатьсвои собственные приоритеты в соответствии со своими национальными планами,политикой и программами в отношении следующих мероприятий:
с) Данные и информация
8.6. Страны могли бы разработать системы мониторинга и оценки прогрессав деятельности на пути к достижению устойчивого развития, установив показатели,которые позволяют определить масштабы изменений в экономической, социальнойи экологической областях.
d) Принятие национальной стратегии устойчивого развития
8.7. Правительствам в сотрудничестве, при необходимости, с международнымиорганизациями следует принять национальную стратегию устойчивого развитияна основе осуществления решений, принятых на Конференции, в частности вотношении Повестки дня на ХХI век. Такая стратегия должна разрабатыватьсяна основе различных секторальных экономических, социальных и экологическихполитики и планов, которые реализуются в стране, и должна обеспечиватьих согласованность. Опыт, приобретенный в результате проведения традиционныхмероприятий по планированию, таких, как подготовка национальных докладовк Конференции, национальные стратегии охраны окружающей среды и планы деятельностив области экологии, должны в полной мере использоваться и включаться встратегию устойчивого развития, разработанную страной. К числу ее целейдолжно относиться обеспечение социально надежного экономического развития,при котором осуществляются мероприятия по охране базы ресурсов и окружающейсреды в интересах будущих поколений. Она должна разрабатываться при самомшироком участии всех слоев общества. Она должна основываться на тщательнойоценке нынешней ситуации и инициатив.
а) Финансирование и оценка расходов
8.8. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодныхрасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программысоставит около 50 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществомв виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишьориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами.Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготныеусловия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ,решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Изучение взаимосвязей между окружающей средой и развитием
8.9. Правительства в сотрудничестве с национальными и международныминаучными кругами и международными организациями, при необходимости, должныактивизировать усилия по более четкому определению взаимосвязей между социальной,экономической и экологической областями, а также в рамках этих областей.Следует провести исследования, которые преследовали бы ясно выраженнуюцель оказания содействия в принятии решений в области политики и представлениярекомендаций в отношении совершенствования практических методов управления.
с) Повышение эффективности образования и подготовки кадров
8.10. Странам в сотрудничестве, при необходимости, с национальными,региональными или международными организациями следует обеспечить наличиеили развитие ключевых людских ресурсов в целях комплексного учета вопросовокружающей среды и развития на различных этапах процесса принятия решенийи осуществления. В этих целях они должны повысить эффективность образованияи подготовки технических кадров, в особенности из числа женщин и девушек,путем включения междисциплинарных подходов, где это необходимо, в учебныепрограммы учебных заведений технического профиля, профессионально-техническихучилищ, университетов и других учебных заведений. Они должны также осуществлятьсистемную профессиональную подготовку сотрудников правительственных органов,специалистов по планированию и менеджеров на регулярной основе, уделяяпервоочередное внимание тем необходимым комплексным подходам и методампланирования и управления, которые соответствуют конкретным условиям страны.
d) Расширение осведомленности общественности
8.11. Странам в сотрудничестве с национальными институтами и группами,средствам массовой информации и международному сообществу следует содействоватьрасширению осведомленности общественности в целом и ее конкретных группо важном значении комплексного рассмотрения вопросов окружающей среды иразвития, а также следует создавать механизмы, содействующие прямому обменуинформацией и мнениями с общественностью. Приоритетным должно быть освещениеобязанностей и потенциального вклада различных социальных групп.
е) Укрепление национального организационного потенциала
8.12. Правительствам в сотрудничестве, при необходимости, с международнымиорганизациями следует укреплять национальный организационный потенциали возможности в целях обеспечения комплексного учета социальных, экономическихи экологических вопросов, а также вопросов развития на всех уровнях процессапринятия решений и осуществления. Следует уделять внимание отходу от узкихсекторальных подходов и постепенному переходу к полномасштабной межсекторальнойкоординации и сотрудничеству.