Глава 7

Содействие устойчивому развитию населенных пунктов



Основа для деятельности

7.55. Стихийные бедствия приводят к человеческим жертвам, нарушениюэкономической деятельности, снижению производительности в городах - особенноэто касается наиболее уязвимых групп населения с низким уровнем доходов- и экологическому ущербу, например, к утрате плодородных сельскохозяйственныхземель и загрязнению водных ресурсов, и могут вызвать крупномасштабныеперемещения людей. По оценкам, за последние два десятилетия в результатестихийных бедствий погибло около 3 миллионов и пострадало 800 миллионовчеловек. По подсчетам Бюро Координатора Организации Объединенных Нацийпо оказанию помощи в случае стихийных бедствий, общемировые экономическиепотери составляют приблизительно 30-50 млрд. долл. США в год.

7.56. В своей резолюции 44/236 Генеральная Ассамблея провозгласила 90-егоды Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий.Цели Десятилетия 7/ взаимосвязаны с задачами настоящей программной области.

7.57. Кроме того, необходимо в безотлагательном порядке обратиться кпроблемам предотвращения и уменьшения опасности антропогенных катастрофи/или бедствий, вызванных, в частности, работой промышленных предприятий,несоблюдением требований безопасности в ядерной энергетике и токсичнымиотходами (см. главу 6 Повестки дня на ХХI век).


Цель

7.58. Цель заключается в обеспечении того, чтобы все страны, преждевсего те из них, которые подвержены стихийным бедствиям, были в состояниисмягчать негативные последствия стихийных бедствий и антропогенных катастрофдля населенных пунктов, национальной экономики и окружающей среды.


Деятельность

7.59. В рамках этой программной области предусмотрены три самостоятельныхнаправления деятельности, в частности, развитие "культуры безопасности",планирование мероприятий по предупреждению стихийных бедствий и восстановительныемероприятия в период после стихийных бедствий.

а) Развитие "культуры безопасности"

7.60. Для развития "культуры безопасности" во всех странах,прежде всего в тех из них, которые подвержены стихийным бедствиям, следуетосуществить следующие мероприятия:

  1. завершение работы на национальном и местном уровнях по исследованиюхарактера и периодичности стихийных бедствий, их влияния на жизнь людейи экономическую деятельность, последствий неадекватного строительства иземлепользования в районах, подверженных опасности, и социальных и экономическихпреимуществ правильного планирования мероприятий по предупреждению стихийныхбедствий;
  2. проведение на общенациональном и местном уровнях кампаний по обеспечениюосведомленности с помощью всех имеющихся средств массовой информации путемраспространения информации в форме, доступной для широкой общественностии людей, непосредственно подверженных риску;
  3. укрепление и/или создание на глобальном, региональном, национальноми местном уровнях систем заблаговременного оповещения в целях предупреждениянаселения о надвигающихся стихийных бедствиях;
  4. выявление на национальном и международном уровнях зон экологическихбедствий, вызванных работой промышленных отраслей, и осуществление стратегий,направленных на восстановление нормальной экологической обстановки в этихзонах при помощи, в частности, следующих мер:
    1. перестройки хозяйственной деятельности и содействия созданию новыхрабочих мест в экологически безопасных секторах;
    2. содействия тесному сотрудничеству между государственными и местнымиорганами власти, местными общинами и неправительственными организациямии частными предприятиями;
    3. разработки строгих экологических норм и обеспечения их соблюдения.

b) Создание системы планирования мероприятий по предупреждению стихийныхбедствий

7.61. Планирование мероприятий по предупреждению опасности стихийныхбедствий должно быть неотъемлемой частью мероприятий по планированию населенныхпунктов во всех странах. Оно должно включать следующие мероприятия:

  1. проведение работы по всестороннему исследованию различных опасностейи уязвимости населенных пунктов и их инфраструктуры, включая системы водоснабженияи канализации, связи и транспорта, поскольку уменьшение степени опасностиодного стихийного бедствия может привести к большей уязвимости в случаедругого (например, сейсмостойкие деревянные строения могут быть более уязвимымив случае штормовых ветров);
  2. разработка методологий определения опасности и уязвимости по конкретнымнаселенным пунктам и включение мероприятий по уменьшению опасности и уязвимостив процесс планирования населенных пунктов и управления ими;
  3. перенесение нерационально выбранных новых мест застройки и населенныхпунктов в районы, где отсутствует опасность;
  4. разработка руководящих принципов в отношении места размещения, проектированияи функционирования потенциально опасных предприятий;
  5. разработка инструментов (правовых, экономических и т.д.) в целяхсодействия развитию, учитывающему факторы стихийных бедствий, включая средстваобеспечения того, чтобы ограничение вариантов развития не было бременемдля владельцев, или учет альтернативных средств компенсации;
  6. дальнейшая разработка и распространение информации о строительныхматериалах и технологиях строительства, обеспечивающих устойчивость зданийи объектов гражданского строительства в целом к воздействию стихийных бедствий;
  7. разработка учебных программ для подрядчиков и строителей, охватывающихметоды строительства, обеспечивающие устойчивость сооружений к воздействиюстихийных бедствий. Некоторые программы должны быть разработаны специальнодля малых предприятий, которые возводят подавляющее большинство жилых домови других построек в развивающихся странах, а также для тех жителей сельскихрайонов, которые строят собственные дома.
  8. разработка учебных программ для руководителей операций в местах стихийныхбедствий, неправительственных организаций и общинных групп, охватывающихвсе аспекты деятельности по ликвидации последствий стихийных бедствий,включая поиск и спасение людей в городах, средства коммуникации в чрезвычайныхситуациях, методы раннего предупреждения и планирования в период до стихийныхбедствий;
  9. разработка процедур и практических методов, позволяющих местным общинамполучать информацию об опасных установках или ситуациях в их районах, исодействовать их участию в деятельности по раннему предупреждению и смягчениюпоследствий стихийных бедствий, а также в разработке процедур и плановдеятельности по ликвидации последствий;
  10. подготовка планов действий по восстановлению населенных пунктов,особенно по восстановлению систем жизнеобеспечения общин.

с) Планирование реконструкции и восстановления в период после стихийныхбедствий

7.62. Международное сообщество как один из главных партнеров в делепоследующей реконструкции и восстановления должно обеспечить, чтобы соответствующиестраны с максимальной эффективностью использовали выделенные средства,и с этой целью ему следует провести следующие мероприятия:

  1. изучение опыта прошлого в том, что касается социальных и экономическихаспектов реконструкции в период после стихийных бедствий и принятие эффективныхстратегий и руководящих принципов реконструкции в период после стихийныхбедствий с уделением при распределении скудных ресурсов на цели реконструкции,особого внимания тем стратегиям, которые направлены на развитие, а такжетем возможностям, которые возникают в период восстановления после стихийныхбедствий для внедрения элементов устойчивого развития;
  2. подготовка и распространение международных руководящих принциповв целях их адаптации к национальным и местным потребностям;
  3. поддержка усилий национальных правительств по составлению чрезвычайныхпланов реконструкции и восстановления с участием пострадавших общин.


Cредства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

7.63. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодныхрасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программысоставит около 50 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществомв виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишьориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами.Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготныеусловия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ,решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

7.64. Специализирующиеся в этой области ученые и инженеры как из развивающихся,так и из развитых стран, должны сотрудничать с лицами, занимающимися вопросамигородского и регионального планирования, с тем чтобы вооружить последнихбазовыми знаниями и средствами, необходимыми для уменьшения объема ущербав результате стихийных бедствий, а также в результате экологически нерациональногоразвития.

с) Развитие людских ресурсов и создание потенциала

7.65. Развивающиеся страны должны проводить программы обучения методамстроительства, обеспечивающим устойчивость сооружений к воздействию стихийныхбедствий, для подрядчиков и строителей, которые возводят большинство жилыхдомов в развивающихся странах. Основное внимание при этом следует уделятьмалым предприятиям, которые возводят большинство домов в развивающихсястранах.

7.66. Учебные программы должны охватывать должностных лиц государственныхучреждений и лиц, занимающихся планированием, а также общинные и неправительственныеорганизации в целях учета всех аспектов смягчения последствий стихийныхбедствий, например, методов заблаговременного оповещения, планированиядеятельности по предупреждению стихийных бедствий и строительства, с учетомопасности их возникновения, строительства и восстановления в период послестихийных бедствий.


Примечания

7/ Цели Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийныхбедствий, изложенные в приложении к резолюции 44/236 Генеральной Ассамблеи,заключаются в следующем:

  1. повысить способность каждой страны оперативно и эффективно смягчатьпоследствия стихийных бедствий; особое внимание при этом должно уделятьсяоказанию развивающимся странам помощи в оценке масштабов ущерба, которыйможет быть причинен бедствием, и в создании систем раннего предупрежденияи устойчивых к воздействию стихийных бедствий структур, когда и где этонеобходимо;
  2. разработать надлежащие руководящие принципы и стратегии примененияимеющихся научно-технических знаний с учетом культурных и экономическихразличий между странами;
  3. активизировать научно-техническую деятельность, направленную на ликвидациюкрупных пробелов в знаниях, с тем чтобы уменьшить масштабы гибели людейи материального ущерба;
  4. распространить имеющуюся и новую техническую информацию о мерах пооценке, прогнозированию и смягчению последствий стихийных бедствий;
  5. разработать меры по оценке, прогнозированию, предупреждению и смягчениюпоследствий стихийных бедствий в рамках программ технической помощи и передачитехнологии, демонстрационных проектов и образования и профессиональнойподготовки, составленных с учетом конкретных видов бедствий и районов,и произвести оценку эффективности этих программ.

Назад | Оглавление | Cемья и демография