Глава 7
Содействие устойчивому развитию населенных пунктов
Программные области
В. Совершенствование управления населенными пунктами
7.13. К концу столетия основная часть населения мира будет проживатьв городах. Хотя в городах, особенно в развивающихся странах, проявляютсямногие симптомы глобального кризиса в области окружающей среды и развития,в них тем не менее создается 60 процентов валового национального продуктаи при надлежащей организации может быть развит потенциал для поддержанияих производительности, улучшения условий жизни их обитателей и рациональногоиспользования природных ресурсов.
7.14. Некоторые городские агломерации простираются за пределы границполитических и/или административных образований (графства и муниципалитеты),хотя и образуют единую городскую систему. Во многих случаях такая политическаянеоднородность препятствует осуществлению всеобъемлющих программ по рациональномуиспользованию окружающей среды.
7.15. Цель заключаются в том, чтобы обеспечить рациональное управлениевсеми городскими населенными пунктами, в частности в развивающихся странах,с тем чтобы расширить их возможности по улучшению жилищных условий населения,особенно маргинальных и обездоленных слоев, способствуя тем самым реализациицелей в области развития национальной экономики.
а) Совершенствование управления городами
7.16. Уже существует основа для укрепления процесса управления в рамкахПрограммы управления городами (ПУГ) Программы развития Организации ОбъединенныхНаций/Всемирного банка/Центра Организации Объединенных Наций по населеннымпунктам (Хабитат), представляющая собой совместные глобальные усилия, направленныена оказание развивающимся странам помощи в деле решения вопросов управлениягородами. В течение периода 1993-2000 годов ее охват следует распространитьна все заинтересованные страны. Всем странам по мере необходимости и всоответствии с их национальными планами, целями и приоритетами, а такжепри поддержке неправительственных организаций и представителей местныхвластей следует осуществить следующие мероприятия на национальном уровне,на уровне штатов/провинций и на местном уровне при поддержке соответствующихпрограмм и учреждений по оказанию помощи:
b) Укрепление систем данных о городах
7.17. Все страны в течение периода 1993-2000 годов по мере необходимостипри активном участии деловых кругов должны осуществить в ряде городов экспериментальныепроекты в области сбора, обработки и последующего распространения данныхо городах, включая анализ экологических последствий на местном уровне,уровне штата/провинции, национальном и международном уровнях и созданиепотенциала для рационального использования данных о городах 5/. Организациисистемы Организации Объединенных Наций, такие, как Хабитат, ЮНЕП и ПРООН,могли бы обеспечить технические консультации и типовые системы по обработкеи использованию данных.
с) Поощрение развития городов средних размеров
7.18. В целях облегчения бремени проблем, стоящих перед крупными городскимиагломерациями развивающихся стран, необходимо осуществлять политику и стратегии,направленные на развитие городов средних размеров, которые создают возможностидля трудоустройства безработных в сельских районах и поддерживают в нихэкономическую деятельность, хотя при этом важное значение имеет рациональноеразвитие городов для обеспечения того, чтобы рост городов по горизонталине вел к истощению ресурсов на все более значительных участках земли ине вел к застройке незанятых площадей и сельскохозяйственных/буферных земель.
7.19. С этой целью всем развивающимся странам следует, по возможности,проводить обзоры процессов и политики в области урбанизации в целях оценкиэкологических последствий роста и применять на практике те подходы в областигородского планирования и управления, которые конкретно соответствуют потребностям,возможностям в плане ресурсов и характерным особенностям их растущих среднихгородов. По возможности, им следует также сосредоточить свое внимание надеятельности, направленной на облегчение перехода от сельского образа жизнии структур расселения к городским, а также на содействие развитию мелкомасштабнойэкономической деятельности, особенно производства продовольствия, в целяхпоощрения получения доходов на местах и производства полуфабрикатов и созданияуслуг для отдаленных сельских районов.
7.20. Все города, особенно те из них, в которых наблюдаются серьезныепроблемы в области устойчивого развития, должны в соответствии с национальнымизаконами, правилами и положениями разработать и укрепить программы, направленныена решение таких проблем и обеспечение устойчивости своего развития. Следуетактивизировать осуществление некоторых из международных инициатив в поддержкутаких усилий в рамках Программы экоустойчивости городов Хабитат и Программыоздоровления городов ВОЗ. Следует укреплять и координировать дополнительныеинициативы с участием Всемирного банка, региональных банков развития идвусторонних учреждений, а также других заинтересованных сторон, в частностимеждународных и национальных представителей местных органов власти. Отдельнымгородам следует, по возможности:
7.21. Городам всех стран следует укреплять сотрудничество между собойи с городами развитых стран под эгидой действующих в этой области неправительственныхорганизаций, таких, как Международный союз органов местного управления(МСОМУ), Международный совет по местным инициативам в области экологии(МСМИЭ) и Всемирная федерация городов-побратимов.
а) Финансирование и оценка расходов
7.22. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодныхрасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программысоставит около 100 млрд. долл. США, включая примерно 15 млрд. долл. США,предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготныхусловиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенныйхарактер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходыи условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть,помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлениикоторых будет принято правительствами.
b) Развитие людских ресурсов и создание потенциала
7.23. Развивающимся странам следует, при соответствующей международнойподдержке, рассмотреть вопрос о сосредоточении усилий на подготовке и формированиикадров управляющих городским хозяйством, технических специалистов и администраторови других соответствующих участников этой деятельности, которые требуютсядля успешного управления экологически рациональным развитием и ростом городови обладают знаниями, необходимыми для анализа и применения новаторскогоопыта других городов. С этой целью следует использовать весь набор методовподготовки - от формального образования до использования средств массовойинформации, - а также метод практического обучения.
7.24. Развивающимся странам следует также содействовать техническомуобучению и научным исследованиям, при совместной поддержке со стороны доноров,неправительственных организаций и частного бизнеса, в таких областях, каксокращение объема отходов, улучшение качества воды, экономия энергии, безопасноепроизводство химических веществ и транспортные средства, в меньшей степенизагрязняющие окружающую среду.
7.25. Деятельность по созданию потенциала, осуществляемая всеми развивающимисястранами при указанной выше поддержке, должна выходить за рамки подготовкиотдельных лиц и профессиональных групп и охватывать институциональные механизмы,административные процедуры, межучрежденческие связи, информационные потокии консультационные процессы.
7.26. Кроме того, такие международные усилия, как Программа управлениягородами, осуществляемая в сотрудничестве с многосторонними и двустороннимиучреждениями, должны и впредь способствовать усилиям развивающихся странпо расширению состава участников процесса путем мобилизации людских ресурсовчастного сектора, неправительственных организаций и бедных слоев, особенноженщин и бедняков.
5/ Экспериментальная программа такого типа - Программа данных о городах(ПДГ) - уже осуществляется в Центре Организации Объединенных Наций по населеннымпунктам (Хабитат) и направлена на производство и распространение средиучаствующих в ней городов микрокомпьютерных программных средств, предназначенныхдля хранения, обработки и поиска данных о городах для целей обмена имии их распространения на местном, национальном и международном уровнях.