Глава 7

Содействие устойчивому развитию населенных пунктов



Основа для деятельности

7.13. К концу столетия основная часть населения мира будет проживатьв городах. Хотя в городах, особенно в развивающихся странах, проявляютсямногие симптомы глобального кризиса в области окружающей среды и развития,в них тем не менее создается 60 процентов валового национального продуктаи при надлежащей организации может быть развит потенциал для поддержанияих производительности, улучшения условий жизни их обитателей и рациональногоиспользования природных ресурсов.

7.14. Некоторые городские агломерации простираются за пределы границполитических и/или административных образований (графства и муниципалитеты),хотя и образуют единую городскую систему. Во многих случаях такая политическаянеоднородность препятствует осуществлению всеобъемлющих программ по рациональномуиспользованию окружающей среды.


Цель

7.15. Цель заключаются в том, чтобы обеспечить рациональное управлениевсеми городскими населенными пунктами, в частности в развивающихся странах,с тем чтобы расширить их возможности по улучшению жилищных условий населения,особенно маргинальных и обездоленных слоев, способствуя тем самым реализациицелей в области развития национальной экономики.


Деятельность

а) Совершенствование управления городами

7.16. Уже существует основа для укрепления процесса управления в рамкахПрограммы управления городами (ПУГ) Программы развития Организации ОбъединенныхНаций/Всемирного банка/Центра Организации Объединенных Наций по населеннымпунктам (Хабитат), представляющая собой совместные глобальные усилия, направленныена оказание развивающимся странам помощи в деле решения вопросов управлениягородами. В течение периода 1993-2000 годов ее охват следует распространитьна все заинтересованные страны. Всем странам по мере необходимости и всоответствии с их национальными планами, целями и приоритетами, а такжепри поддержке неправительственных организаций и представителей местныхвластей следует осуществить следующие мероприятия на национальном уровне,на уровне штатов/провинций и на местном уровне при поддержке соответствующихпрограмм и учреждений по оказанию помощи:

  1. принять и применять на практике руководящие принципы управления городамив таких областях, как рациональное землепользование, охрана окружающейсреды городов, эксплуатация инфраструктуры, а также муниципальное финансированиеи управление;
  2. наращивать усилия по уменьшению численности городской бедноты путемосуществления ряда мероприятий, включая:
    1. обеспечение занятости городской бедноты, особенно женщин, путем создания,совершенствования и эксплуатации городской инфраструктуры и сектора услуги поддержка экономической деятельности в неформальных секторах, таких,как ремонтные работы, переработка отходов, услуги и мелкая торговля;
    2. предоставление конкретной помощи беднейшим слоям городского населения,в частности путем создания социальной инфраструктуры в целях уменьшениячисленности голодающих и бездомных, а также путем обеспечения надлежащихуслуг в общинах;
    3. поощрение создания организаций на основе общин коренных жителей,частных добровольных организаций и других неправительственных образований,которые могут внести вклад в усилия по борьбе с нищетой и улучшению качестважизни семей с низким уровнем доходов;

  3. разработать новаторские стратегии планирования городов, направленныена решение экологических и социальных вопросов путем:
    1. сокращения субсидий и взимания полной стоимости в отношении экологическихи других услуг высокого уровня (например, водоснабжение, санитария, уборкамусора, содержание дорог, электросвязь), предоставляемых жилым районам,где проживают лица с более высоким уровнем доходов;
    2. улучшения инфраструктуры и предоставления услуг в более бедных городскихрайонах;

  4. разработать местные стратегии в целях улучшения качества жизни иокружающей среды, предусматривающие решения относительно землепользованияи рационального использования земельных ресурсов, капиталовложения в государственноми частном секторах, а также мобилизацию людских и материальных ресурсов,содействуя тем самым экологически безопасному и направленному на охрануздоровья человека созданию рабочих мест.

b) Укрепление систем данных о городах

7.17. Все страны в течение периода 1993-2000 годов по мере необходимостипри активном участии деловых кругов должны осуществить в ряде городов экспериментальныепроекты в области сбора, обработки и последующего распространения данныхо городах, включая анализ экологических последствий на местном уровне,уровне штата/провинции, национальном и международном уровнях и созданиепотенциала для рационального использования данных о городах 5/. Организациисистемы Организации Объединенных Наций, такие, как Хабитат, ЮНЕП и ПРООН,могли бы обеспечить технические консультации и типовые системы по обработкеи использованию данных.

с) Поощрение развития городов средних размеров

7.18. В целях облегчения бремени проблем, стоящих перед крупными городскимиагломерациями развивающихся стран, необходимо осуществлять политику и стратегии,направленные на развитие городов средних размеров, которые создают возможностидля трудоустройства безработных в сельских районах и поддерживают в нихэкономическую деятельность, хотя при этом важное значение имеет рациональноеразвитие городов для обеспечения того, чтобы рост городов по горизонталине вел к истощению ресурсов на все более значительных участках земли ине вел к застройке незанятых площадей и сельскохозяйственных/буферных земель.

7.19. С этой целью всем развивающимся странам следует, по возможности,проводить обзоры процессов и политики в области урбанизации в целях оценкиэкологических последствий роста и применять на практике те подходы в областигородского планирования и управления, которые конкретно соответствуют потребностям,возможностям в плане ресурсов и характерным особенностям их растущих среднихгородов. По возможности, им следует также сосредоточить свое внимание надеятельности, направленной на облегчение перехода от сельского образа жизнии структур расселения к городским, а также на содействие развитию мелкомасштабнойэкономической деятельности, особенно производства продовольствия, в целяхпоощрения получения доходов на местах и производства полуфабрикатов и созданияуслуг для отдаленных сельских районов.

7.20. Все города, особенно те из них, в которых наблюдаются серьезныепроблемы в области устойчивого развития, должны в соответствии с национальнымизаконами, правилами и положениями разработать и укрепить программы, направленныена решение таких проблем и обеспечение устойчивости своего развития. Следуетактивизировать осуществление некоторых из международных инициатив в поддержкутаких усилий в рамках Программы экоустойчивости городов Хабитат и Программыоздоровления городов ВОЗ. Следует укреплять и координировать дополнительныеинициативы с участием Всемирного банка, региональных банков развития идвусторонних учреждений, а также других заинтересованных сторон, в частностимеждународных и национальных представителей местных органов власти. Отдельнымгородам следует, по возможности:

  1. институционализировать партнерский подход к устойчивому развитиюгородов на основе непрерывного диалога между участниками процесса развитиягородов (государственный сектор, частный сектор и общины), особенно женщинамии коренным населением;
  2. улучшать окружающую городскую среду путем содействия социальной организациии повышения информированности по вопросам окружающей среды на основе участияместных общин в деле определения потребностей в общественных услугах, созданиягородской инфраструктуры, улучшения общественных служб и охраны и/или восстановлениястарых зданий, исторических районов и других культурных памятников. Крометого, следует активизировать осуществление программ озеленения в целяхобеспечения самостоятельной деятельности по развитию людских ресурсов исоздания формальных и неформальных возможностей трудоустройства для жителейгородов с низким уровнем доходов;
  3. укреплять потенциал их местных органов управления в целях более эффективногорешения широкого круга задач в области окружающей среды и развития, связанныхс быстрым и рациональным развитием городских районов на основе всеобъемлющихподходов к планированию, учитывающих индивидуальные потребности городови основанных на экологически безопасной практике планирования развитиягородов;
  4. принимать участие в деятельности международных "сетей экоустойчивыхгородов" в целях обмена опытом и мобилизации национальной и международнойтехнической и финансовой помощи;
  5. содействовать разработке экологически рациональной и учитывающейособенности культуры программы в области туризма в качестве стратегии устойчивогоразвития городских и сельских поселений и в качестве пути для децентрализацииразвития городских районов и сокращения различий между районами;
  6. при содействии со стороны соответствующих международных учрежденийсоздать механизм для мобилизации ресурсов на цели осуществления местныхинициатив по улучшению качества окружающей среды;
  7. предоставить возможности общинным группам, неправительственным организациями отдельным лицам взять на себя ответственность за рациональное использованиеи улучшение окружающей среды с помощью средств, методов и подходов, основанныхна участии населения, которые предусмотрены концепцией охраны окружающейсреды.

7.21. Городам всех стран следует укреплять сотрудничество между собойи с городами развитых стран под эгидой действующих в этой области неправительственныхорганизаций, таких, как Международный союз органов местного управления(МСОМУ), Международный совет по местным инициативам в области экологии(МСМИЭ) и Всемирная федерация городов-побратимов.


Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

7.22. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодныхрасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программысоставит около 100 млрд. долл. США, включая примерно 15 млрд. долл. США,предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготныхусловиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенныйхарактер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходыи условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть,помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлениикоторых будет принято правительствами.

b) Развитие людских ресурсов и создание потенциала

7.23. Развивающимся странам следует, при соответствующей международнойподдержке, рассмотреть вопрос о сосредоточении усилий на подготовке и формированиикадров управляющих городским хозяйством, технических специалистов и администраторови других соответствующих участников этой деятельности, которые требуютсядля успешного управления экологически рациональным развитием и ростом городови обладают знаниями, необходимыми для анализа и применения новаторскогоопыта других городов. С этой целью следует использовать весь набор методовподготовки - от формального образования до использования средств массовойинформации, - а также метод практического обучения.

7.24. Развивающимся странам следует также содействовать техническомуобучению и научным исследованиям, при совместной поддержке со стороны доноров,неправительственных организаций и частного бизнеса, в таких областях, каксокращение объема отходов, улучшение качества воды, экономия энергии, безопасноепроизводство химических веществ и транспортные средства, в меньшей степенизагрязняющие окружающую среду.

7.25. Деятельность по созданию потенциала, осуществляемая всеми развивающимисястранами при указанной выше поддержке, должна выходить за рамки подготовкиотдельных лиц и профессиональных групп и охватывать институциональные механизмы,административные процедуры, межучрежденческие связи, информационные потокии консультационные процессы.

7.26. Кроме того, такие международные усилия, как Программа управлениягородами, осуществляемая в сотрудничестве с многосторонними и двустороннимиучреждениями, должны и впредь способствовать усилиям развивающихся странпо расширению состава участников процесса путем мобилизации людских ресурсовчастного сектора, неправительственных организаций и бедных слоев, особенноженщин и бедняков.


Примечание

5/ Экспериментальная программа такого типа - Программа данных о городах(ПДГ) - уже осуществляется в Центре Организации Объединенных Наций по населеннымпунктам (Хабитат) и направлена на производство и распространение средиучаствующих в ней городов микрокомпьютерных программных средств, предназначенныхдля хранения, обработки и поиска данных о городах для целей обмена имии их распространения на местном, национальном и международном уровнях.


Назад | Оглавление | Cемья и демография