Раздел I. Социальные и экономические аспекты


Глава 7

Содействие устойчивому развитию населенных пунктов


Введение

7.1. В промышленно развитых странах присущие городам модели потреблениясоздают чрезмерную нагрузку для глобальной экосистемы, а населенные пунктыв развивающихся странах нуждаются в дополнительных сырьевых материалах,энергии и экономическом развитии, причем для того, чтобы преодолеть лишьосновные экономические и социальные проблемы. Состояние населенных пунктовво многих районах мира, особенно в развивающихся странах, продолжает ухудшатьсяглавным образом в результате низкого уровня капиталовложений в данный сектор,что объясняется общей нехваткой ресурсов в этих странах. В странах с низкимуровнем доходов, в отношении которых имеются последние данные, на жилищноестроительство, коммунальное обслуживание, социальное страхование и обеспечениеприходится в среднем лишь 5,6 процента расходов центрального правительства1/. Средств, выделяемых международными и финансовыми организациями, такжене хватает. Например, лишь 1 процент от общего объема средств системы ОрганизацииОбъединенных Наций, предоставленных в виде субсидий в 1988 году, был направленна цели развития населенных пунктов 2/, а в 1991 году из всей суммы займов,предоставленных Всемирным банком и Международной ассоциацией развития (МАР),на цели городского развития и водоснабжения и канализации было выделеносоответственно 5,5 и 5,4 процента 3/.

7.2. С другой стороны, согласно имеющейся информации, техническое сотрудничествов области населенных пунктов содействует значительному притоку инвестицийиз государственного и частного секторов. Например, каждый доллар расходовПРООН в рамках технического сотрудничества в области населенных пунктовв 1988 году приводил к последующему инвестированию 122 долл. США, что являетсянаиболее высоким показателем среди всех направлений помощи ПРООН 4/.

7.3. Это является основой ориентированного на создание возможностейподхода, который следует применять в отношении сектора населенных пунктов.Внешняя помощь поможет мобилизовать внутренние ресурсы, необходимые дляулучшения условий жизни и работы всех людей к 2000 году и в последующийпериод, включая растущее число безработных - группы людей, не получающихникакого дохода. В то же время необходимо признать проблемы, связанныес экологическими последствиями роста городов, и приступить к их комплексномурешению всеми странами, причем первоочередное внимание следует уделитьпотребностям городской и сельской бедноты, безработных и растущего числалюдей, не имеющих никакого источника доходов.


Цель развития населенных пунктов

7.4. Общая цель развития населенных пунктов состоит в улучшении социально-экономических и экологических условий в населенных пунктах и условий жизнии работы всех людей, в частности городской и сельской бедноты. Это должнобыть основано на деятельности в области технического сотрудничества, совместныхмероприятиях государственного и частного секторов и общин, а также участиив процессе принятия решений общинных групп и таких особых заинтересованныхгрупп, как женщины, коренные народы, пожилые люди и инвалиды. Эти подходыдолжны лечь в основу принципов национальных стратегий в области населенныхпунктов. При разработке таких стратегий странам необходимо определить порядокприоритетности восьми программных областей, содержащихся в настоящей главе,в соответствии с их национальными планами и целями, полностью учитываясвои социальные и культурные возможности. Кроме того, странам следует надлежащимобразом предусмотреть возможность контроля за воздействием их стратегийна маргинальные и обездоленные группы населения, уделяя особое вниманиепотребностям женщин.

7.5. В данную главу включены следующие программные области:

  1. обеспечение надлежащего жилья для всех;
  2. совершенствование управления населенными пунктами;
  3. содействие планированию и управлению в целях устойчивого землепользования;
  4. содействие созданию комплексной инфраструктуры охраны окружающейсреды: водоснабжения, санитарии, канализации и обработки и удаления твердыхотходов;
  5. содействие созданию надежных энергетических и транспортных системв населенных пунктах;
  6. содействие планированию населенных пунктов и управлению ими в районах,подверженных стихийным бедствиям;
  7. содействие устойчивому функционированию строительного сектора;
  8. содействие развитию людских ресурсов и созданию потенциала для развитиянаселенных пунктов.

  1. Обеспечение надлежащего жилья для всех
  2. Совершенствование управления населенными пунктами
  3. Содействие планированию и управлению в целях устойчивого землепользования
  4. Содействие созданию комплексной инфраструктуры охраны окружающейсреды: водоснабжения, санитарии, канализации и обработки и удаления твердыхотходов
  5. Содействие созданию надежных энергетических и транспортных системв населенных пунктах
  6. Содействие планированию населенных пунктов и управлению ими в районах,подверженных стихийным бедствиям
  7. Содействие устойчивому функционированию строительного сектора
  8. Содействие развитию людских ресурсов и созданию потенциала для развитиянаселенных пунктов


Примечания

1/ Совокупные данные по внутренним расходам и официальной помощи развитиюв области населенных пунктов отсутствуют. Однако, согласно данным по 16развивающимся странам с низкими доходами, содержащимся в документе WоrldDеvеlорmеnt Rероrt, 1991, доля расходов центрального правительства на нуждыжилищного строительства, коммунальных услуг, социального страхования иобеспечения в 1989 году в среднем составили 5,6 процента, при этом наиболеевысокий уровень - 15,1 процента наблюдался в Шри-Ланке, которая приступилак активному осуществлению программы жилищного строительства. В промышленноразвитых странах ОЭСР в том же году процентный показатель расходов центральногоправительства на нужды жилищного строительства, коммунальные услуги, социальноестрахование и обеспечение был в пределах 29,3-49,4 процента, при этом средняявеличина составила 39 процентов (Wоrld Ваnk, Wоrld Dеvеlорmеnt Rероrt,1991, Wоrld Dеvеlорmеnt Indiсаtоrs, Таblе 11 (Wаshingtоn, D.С., 1991).

2/ См. доклад Генерального директора по вопросам развития и международногоэкономического сотрудничества, содержащий предварительные статистическиеданные об оперативной деятельности системы Организации Объединенных Нацийв 1988 году (А/44/324-Е/1989/106/Аdd.4, приложение).

3/ Wоrld Ваnk, Аnnuаl Rероrt, 1991 (Wаshingtоn, D.С., 1991).

4/ ПРООН, "Представленные обязательства по инвестициям в связис проектами, осуществляемыми с помощью ПРООН, 1988 год", таблица 1,"Разбивка по секторам обязательств по инвестициям на 1988-1989 годы".


Следующая страница | Предыдущая страница | Оглавление| Cемья и демография