Глава 2

Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивогоразвитияв развивающихся странах и соответствующая национальная политика



Основа для деятельности

2.23. Инвестиции имеют решающее значение для способности развивающихсястран обеспечивать необходимый экономический рост в целях повышения благосостояниянаселения и непрерывного удовлетворения его основных потребностей без истощенияили ущерба для ресурсной базы, служащей фундаментом для процесса развития.Устойчивое развитие требует увеличения инвестиций, для чего необходимывнутренние и внешние финансовые ресурсы. Одним из важных источников финансовыхресурсов являются инвестиции иностранных частных компаний и возвращениевывезенного капитала, которое зависит от наличия благоприятных инвестиционныхусловий. На протяжении целого десятилетия многие развивающиеся страны сталкивалисьс чистым оттоком финансовых ресурсов, когда их финансовых поступлений оказывалосьнедостаточно для покрытия причитающихся платежей, особенно в связи с обслуживаниемдолга. В результате мобилизуемые внутренние ресурсы направлялись за рубежи не использовались для инвестирования на местах в интересах поощренияустойчивого экономического развития.

2.24. Во многих развивающихся странах необходимым условием активизациипроцесса развития является скорейшее и долгосрочное решение проблем внешнейзадолженности, учитывая тот факт, что для многих развивающихся стран бремявнешней задолженности представляет собой серьезную проблему. Бремя платежейв счет обслуживания долга этих стран серьезно ограничило их возможностив плане наращивания темпов роста и борьбы с нищетой и привело к сокращениюимпорта, капиталовложений и потребления. Внешняя задолженность стала однимиз основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Непрерывноеи энергичное осуществление изменяющейся стратегии в области внешней задолженностинаправлено на восстановление финансовой стабильности стран-должников вотношениях с внешними партнерами, а возобновление их роста и развития будетспособствовать достижению цели устойчивого роста и развития. В этом контекстесущественно важно предоставить развивающимся странам дополнительные финансовыересурсы и эффективно использовать такие ресурсы.


Цели

2.25. Конкретные потребности в связи с осуществлением секторальных имежсекторальных программ, включенных в Повестку дня на ХХI век, рассматриваютсяв соответствующих программных областях и в главе 33 (Финансовые ресурсыи механизмы).


Деятельность

а) Выполнение международных целевых показателей финансирования по линииофициальной помощи в целях развития

2.26. Согласно главе 33 для поддержки программ Повестки дня на ХХI векдолжны быть предоставлены новые и дополнительные ресурсы.

b) Решение проблемы задолженности

2.27. В связи с внешней задолженностью коммерческим банкам признается,что был достигнут прогресс в реализации стратегии по консолидации долга,и следует поощрять ее ускоренное осуществление. Некоторые страны уже добилисьпозитивных результатов благодаря проведению рациональной политики перестройкив сочетании с сокращением задолженности коммерческим банкам или принятиеманалогичных мер. Международное сообщество призывает:

  1. прочие страны, имеющие значительную задолженность банкам, заключитьсоглашения со своими кредиторами об аналогичном сокращении задолженностикоммерческим банкам;
  2. стороны такого соглашения уделять должное внимание как проблеме сокращениясреднесрочной задолженности, так и потребностям страны-должника в новыхфинансовых средствах;
  3. многосторонние учреждения, активно участвующие в осуществлении стратегииконсолидации внешней задолженности, по-прежнему поддерживать пакеты мерпо сокращению задолженности коммерческим банкам с целью обеспечения того,чтобы объем такого финансирования соответствовал изменяющейся стратегиив отношении задолженности;
  4. банки-кредиторы участвовать в процессе сокращения объема задолженностии выплат в счет обслуживания задолженности;
  5. активизировать политику по привлечению прямых капиталовложений, предотвращениювозрастания задолженности до недопустимого уровня и содействию возвращениювывезенного капитала.

2.28. Что касается задолженности двусторонним кредиторам по государственнойлинии, то Конференция приветствует меры, недавно принятые Парижским клубомв отношении более благоприятных условий уменьшения бремени задолженностисамых бедных стран с наибольшей задолженностью. Конференция приветствуетпредпринимаемые усилия по осуществлению этих мер на основе Тринидадскихусловий в форме, согласующейся с платежными способностями этих стран иобеспечивающей дополнительную поддержку их мероприятий по проведению экономическихреформ. Конференция также приветствует значительное сокращение двустороннейзадолженности, предпринятое некоторыми странами-кредиторами, и призываетдругие страны, имеющие возможность сделать это, принять аналогичные меры.

2.29. Конференция высоко оценивает усилия, предпринимаемые странамис низким уровнем доходов и значительным бременем задолженности, которыеценой больших издержек продолжают обслуживать свою задолженность и сохранятьсвою платежеспособность. Необходимо уделить особое внимание их потребностямв ресурсах. Надлежащего внимания заслуживают и другие находящиеся в тяжеломположении развивающиеся страны, которые прилагают большие усилия, с темчтобы продолжать обслуживать свою задолженность и выполнять свои внешниефинансовые обязательства.

2.30. В связи с многосторонней задолженностью настоятельно рекомендуетсяуделить серьезное внимание продолжению работы по изысканию ориентированныхна обеспечение роста путей решения проблемы развивающихся стран, сталкивающихсяс серьезными трудностями в области погашения задолженности, включая страны,в основном имеющие задолженность кредиторам по государственной линии илимногосторонним финансовым учреждениям. Особенно в случае стран с низкимуровнем доходов, находящихся в процессе осуществления экономических реформ,весьма необходима поддержка со стороны многосторонних финансовых учрежденийв форме предоставления новых средств и использования их ресурсов на льготныхусловиях. Следует продолжить практику использования групп поддержки привыделении ресурсов для урегулирования просроченной задолженности стран,приступивших к осуществлению программ масштабных экономических реформ спомощью МВФ и Всемирного банка. Высоко оцениваются меры, принимаемыемногостороннимифинансовыми учреждениями, и в частности рефинансирование выплаты процентовпо нельготным кредитам с помощью обратных потоков средств МАР - "мерыпятого измерения".


Средства осуществления

Финансирование и оценка расходов

См. главу 33 (Финансовые ресурсы и механизмы).


Назад | Оглавление