Глава 2
Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивогоразвитияв развивающихся странах и соответствующая национальная политика
Программные области
А. Содействие устойчивому развитию посредством торговли
2.5. Открытая, справедливая, надежная, недискриминационная и предсказуемаясистема торговли, согласующаяся с целями устойчивого развития и ведущаяк оптимальному распределению глобального производства в соответствии ссопоставимыми преимуществами, является выгодной для всех торговых партнеров.Кроме того, улучшение доступа экспортной продукции развивающихся странна рынки в рамках рациональной макроэкономической и экологической политикиоказало бы положительное воздействие на окружающую среду и поэтому явилосьбы важным вкладом, способствующим устойчивому развитию.
2.6. Опыт показал, что устойчивое развитие требует приверженности принципамрациональной экономической политики и управления, наличия эффективной ипредсказуемой государственной власти, комплексного учета экологическихпроблем при принятии решений и продвижения вперед в деле формирования демократическихправительств, в свете конкретных условий той или иной страны, что позволяетвсем заинтересованным сторонам в полной мере принимать участие в процессеустойчивого развития. Эти элементы имеют весьма важное значение для реализацииперечисленных ниже принципов и целей политики.
2.7. Сектор сырьевых товаров является доминирующим в экономике многихразвивающихся стран с точки зрения производства, занятости и поступленийот экспорта. Одной из важных черт сектора сырьевых товаров мировой экономикив 80-е годы являлись очень низкие и снижающиеся реальные цены на большинствосырьевых товаров на международном рынке, что обусловливало значительноесокращение поступлений от сырьевого экспорта во многих странах-производителях.Возможности этих стран по мобилизации за счет международной торговли ресурсов,требуемых для осуществления капиталовложений, которые необходимы для устойчивогоразвития, могут быть подорваны в результате такого развития событий, атакже в результате создания тарифных и нетарифных барьеров, включая повышениетарифных ставок, которые ограничивают доступ развивающихся стран к экспортнымрынкам. Важно преодолеть существующие перекосы в международной торговле.В частности достижение этой цели требует существенного и постепенного уменьшенияподдержки и протекционизма в сельском хозяйстве, охватывающих собственнопроизводство, доступ на рынки и субсидирование экспорта, а также в промышленностии других секторах с целью помочь более эффективным производителям, особеннов развивающихся странах, избежать крупных потерь. Таким образом, в сельскомхозяйстве, промышленности и других секторах существуют широкие возможностидля инициатив, направленных на либерализацию торговли и осуществление мерполитики, способствующих тому, чтобы производство строилось с большим учетомпотребностей окружающей среды и развития. Поэтому следует продолжать либерализациюторговли на глобальной основе во всех секторах экономики, с тем чтобы способствоватьустойчивому развитию.
2.8. На ситуации в области международной торговли сказался ряд событий,которые породили новые проблемы и возможности и которые придали еще большеезначение многостороннему экономическому сотрудничеству. В последние годымировая торговля продолжала расти более быстрыми темпами, чем мировое производство.Однако расширение мировой торговли происходило неравномерно, и при этомлишь ограниченное число развивающихся стран смогло добиться ощутимого ростаобъема своего экспорта. Протекционистское давление и односторонние директивныемеры продолжают угрожать функционированию открытой системы многостороннейторговли, затрагивая главным образом экспортные интересы развивающихсястран. Процессы экономической интеграции в последние годы активизировалисьи могут придать динамизм глобальной торговле и расширить возможности развивающихсястран в области торговли и развития. В последние годы все большее числоэтих стран проводит политику реформ, предусматривающих глубокую самостоятельнуюлиберализацию торговли, в то время как в странах Центральной и ВосточнойЕвропы осуществляются далеко идущие реформы и происходят процессы глубокойструктурной перестройки, прокладывающие путь к их интеграции в мировуюэкономику и международную торговую систему. Все большее внимание уделяетсяповышению роли предприятий и содействию конкурентоспособности рынков наоснове осуществления политики, предусматривающей конкуренцию. ГСП являетсяпримером полезного инструмента торговой политики, хотя ее цели еще не осуществлены,а стратегии содействия торговле, связанные с электронным обменом данными(ЭОД), доказали свою действенность в повышении эффективности торговли вгосударственном и частном секторах. Взаимосвязь между политикой в областиохраны окружающей среды и вопросами торговли является многогранной и ещене оценена полностью. Скорейшее, сбалансированное и успешное завершениеУругвайского раунда многосторонних торговых переговоров обеспечило бы дальнейшуюлиберализацию и расширение мировой торговли, расширило бы возможности развивающихсястран в области торговли и развития и обеспечило бы большую безопасностьи предсказуемость системы международной торговли.
2.9. В предстоящие годы, с учетом результатов Уругвайского раунда многостороннихторговых переговоров, правительства должны по-прежнему стремиться к достижениюследующих целей:
а) Международное и региональное сотрудничество и координация
Создание такой системы международной торговли, в рамках которой учитываютсяпотребности развивающихся стран
2.10. В этой связи международное сообщество должно осуществить следующее:
2.11. Международное сообщество должно стремиться найти пути и средстваобеспечения лучшего функционирования и большей транспарентности рынковсырьевых товаров, большей диверсификации сектора сырьевых товаров в развивающихсястранах в таких макроэкономических рамках, при которых учитывается экономическаяструктура той или иной страны, объем природных богатств и рыночные возможности,а также обеспечения лучшего управления природными ресурсами, при которомучитываются потребности в области устойчивого развития.
2.12. Поэтому всем странам следует выполнять ранее принятые ими на себяобязательства по прекращению и обращению вспять протекционистских тенденций,дальнейшему расширению доступа на рынки, особенно в областях, представляющихинтерес для развивающихся стран. Такое улучшение доступа на рынки будетоблегчаться проведением соответствующей структурной перестройки в развитыхстранах. Развивающимся странам следует продолжать начатые ими реформы торговойполитики и структурную перестройку. Таким образом, настоятельно необходимодобиваться улучшения условий в том, что касается доступа сырьевых товаровна рынки, в частности путем постепенного устранения барьеров, которые ограничиваютимпорт, особенно из развивающихся стран, сырьевых товаров в первоначальноми обработанном виде, а также добиваться значительного и неуклонного сокращениячисла тех видов поддержки, которые способствуют производству на неконкурентнойоснове, таких, как субсидии на цели производства и экспорта.
b) Деятельность, связанная с управлением
Разработка национальной политики, ведущей к получению максимальных выгодот либерализации торговли в целях устойчивого развития
2.13. Для того чтобы развивающиеся страны могли получать выгоду от либерализацииторговых систем, им необходимо, когда это целесообразно, проводить следующиемероприятия в области политики:
2.14. В отношении сырьевых товаров развивающиеся страны должны проводитьв области политики следующие мероприятия, согласующиеся с принципами рыночнойэффективности:
с) Данные и информация
Содействие сбору данных и проведению исследований
2.15. ГАТТ, ЮНКТАД и другие соответствующие учреждения должны продолжатьсобирать необходимые данные и информацию в области торговли. Генеральномусекретарю Организации Объединенных Наций следует укреплять управляемуюЮНКТАД Систему информации о мерах по контролю в области торговли.
Улучшение международного сотрудничества в области торговли сырьевымитоварами и диверсификация этого сектора
2.16. В отношении торговли сырьевыми товарами правительствам самостоятельноили, когда это необходимо, через соответствующие международные организацииследует:
а) Финансирование и оценка расходов
2.17. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодныхрасходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программнойобласти составит около 8,8 млрд. долл. США, предоставляемых международнымсообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходовносит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматриваласьправительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числелюбые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретныхстратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Создание потенциала
2.18. Указанные выше мероприятия в области технического сотрудничестванаправлены на укрепление национального потенциала в области разработкии осуществления товарной политики, эксплуатации и управления национальнымиресурсами, а также сбор и использование информации о рынках сырьевых товаров.