НП “Родительский комитет”

Законы | Консультация юриста | Семья и школа | Демография | Здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События | Контакты

 

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ПО НАРОДОНАСЕЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ

Каир, 1994 год

В начало

 

Глава XII*

ТЕХНОЛОГИЯ, НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

А. Сбор, анализ и распространение основных данных Основа для деятельности

12.1. Достоверные, надежные, актуальные, учитывающие культурные особенности и сопоставимые на международном уровне данные составляют основу для разработки, осуществления, контроля и оценки политики и программ. Несмотря на то, что благодаря крупным успехам, достигнутым за два прошедшие десятилетия в области методологии и технологии сбора и анализа данных, объем данных о народонаселении и соответствующих аспектах развития заметно увеличился, по-прежнему сохраняется немало диспропорций в том, что касается качества и сферы охвата базовой информации, включая статистику естественного движения населения, а также увязки наборов данных во временном плане. Во многих областях по-прежнему ощущается нехватка информации, непосредственно касающейся положения женщин и этнических групп, которая необходима для того, чтобы улучшить их учет в политике и программах в области развития и поставить его под контроль. К числу наименее достоверно и наименее подробно охваченных относится и такое направление, как определение масштабов миграции, особенно на региональном и международном уровнях. Принципиально важно, чтобы отдельные лица, организации и развивающиеся страны имели бесплатный доступ к данным и результатам, полученным на основе исследований, проведенных в этих странах, в том числе к тем из них, которые хранятся в других странах и международных учреждениях.

12.2. Цели заключаются в том, чтобы:

a) создать реальную основу для понимания и прогнозирования взаимосвязей между демографическими и социально-экономическими (включая экологические) переменными и для улучшения разработки, осуществления, контроля и оценки программ;

b) укрепить национальный потенциал по сбору новой информации и удовлетворению потребностей в сборе, анализе и распространении основных данных, уделяя особое внимание информации, дезагрегированной по возрасту, полу, этнической принадлежности и различным географическим единицам, с тем чтобы использовать полученные результаты при разработке, осуществлении, контроле и оценке общих стратегий устойчивого развития и укреплять международное сотрудничество, включая такое сотрудничество на региональном и субрегиональном уровнях;

c) обеспечить политическую приверженность и осознание необходимости сбора данных на регулярной основе и анализа, распространения и всестороннего использования данных.

Деятельность

12.3. Правительствам всех стран, в частности развивающихся стран, при содействии, оказываемом в случае необходимости по каналам двустороннего сотрудничества и международными организациями и, при необходимости, в рамках межрегионального, регионального и субрегионального сотрудничества, следует укреплять свой национальный потенциал по осуществлению сбалансированных и всеобъемлющих программ сбора, анализа, распространения и использования данных о народонаселении и развитии. Особое внимание необходимо уделять отслеживанию демографических тенденций и подготовке демографических прогнозов, а также контролю за прогрессом в достижении целей в области здравоохранения, образования, тендерного, этнического и социального равноправия и за доступностью и качеством предоставляемых услуг в соответствии с настоящей Программой действий.

12.4. Программы сбора, обработки, анализа, своевременного распространения и использования данных о народонаселении и соответствующих аспектах развития должны предусматривать их дезагрегирование, включая разбивку по признаку пола, охват и представление в форме, соответствующей потребностям эффективного осуществления программы по народонаселению и развитию. Необходимо укреплять взаимодействие между пользователями и поставщиками данных, с тем чтобы поставщики данных могли более эффективно учитывать потребности пользователей. Научные исследования должны организовываться с учетом правовых и этических норм и осуществляться в консультации и партнерстве с местными общинами и учреждениями и при их активном участии, а их результаты должны предоставляться в распоряжение политических руководителей, лиц, ответственных за принятие решений, плановиков и руководителей программ для их своевременного использования. Необходимо обеспечить сопоставимость всех программ исследований и сбора данных.

12.5. Во всех странах должны быть созданы и функционировать всеобъемлющие, надежные базы данных, содержащие как качественную, так и количественную информацию и позволяющие отслеживать взаимосвязи между народонаселением, образованием, здравоохранением, нищетой, благосостоянием семей, окружающей средой и факторами развития и предоставляющие информацию, дезагрегированную на надлежащем и желаемом уровнях, для удовлетворения потребностей, обусловленных проведением научных исследований, а также разработкой, осуществлением, контролем и оценкой политики и программ. Особое внимание необходимо уделить оценке и определению качества и доступности услуг путем разработки подходящих показателей.

12.6. Необходимо создать или укрепить, если в этом есть необходимость, информационные сети по демографическим, социально-экономическим и другим соответствующим вопросам на национальном, региональном и глобальном уровнях с целью содействовать контролю за осуществлением программ действий и мероприятий в области народонаселения, окружающей среды и развития на национальном, региональном и глобальном уровнях.

12.7. В рамках всех мероприятий по сбору и анализу данных должное внимание следует уделять дезагрегированию данных по признаку пола, расширению знаний о месте и роли мужчин и женщин в социальных и демографических процессах. В частности, для того чтобы составить более правильное представление о нынешнем и потенциальном вкладе женщин в экономическое развитие, при сборе данных необходимо использовать более четкое определение характера социального и трудового положения женщин и принять его за основу директивных и программных решений по вопросу об увеличении доходов женщин. В таких данных необходимо учитывать, в частности, неоплаченную экономическую деятельность женщин в семье и неофициальном секторе.

12.8. На национальном и региональном уровнях, в частности, в развивающихся странах на основе расширенной технической и финансовой помощи, предоставляемой по каналам международного сотрудничества, и более широкого использования национальных ресурсов, необходимо разработать программы профессиональной подготовки по вопросам статистики, демографии и народонаселения и развития.

12.9. Всем странам при поддержке соответствующих организаций следует укреплять процесс сбора и анализа демографических данных, включая данные о международной миграции, в целях достижения более высокого уровня понимания этого явления и, соответственно, поддержки разработки национальной и международной политики в области международной миграции.

B. Исследования в области репродуктивного здоровья Основа для деятельности

12.10. Исследования, в частности биомедицинские исследования, играют важную роль в предоставлении все большему числу людей доступа к разнообразным безопасным и эффективным современным методам регулирования рождаемости. Вместе с тем не все люди могут выбрать для себя такой метод планирования семьи, который полностью удовлетворял бы их потребностям, причем мужчины более ограничены в выборе, чем женщины. В связи с ростом частотности заболеваний болезнями, передаваемыми половым путем, включая ВИЧ/СПИД, требуется существенно увеличить объем капиталовложений на цели разработки новых методов профилактики, диагностики и лечения. Несмотря на значительно сократившийся объем финансирования исследований в области репродуктивного здоровья, перспективы разработки и внедрения новых методов и средств контрацепции и регулирования рождаемости представляются обнадеживающими. Улучшение сотрудничества и координации деятельности на международном уровне приведет к повышению финансовой эффективности, однако для того, чтобы внедрить ряд перспективных новых, надежных и доступных методов, особенно использование механических противозачаточных средств, нужно, чтобы правительства и промышленные круги значительно увеличили свою поддержку. На всех стадиях проведения этих исследований необходимо учитывать тендерные аспекты, особенно нужды женщин, и исходить из потребностей пользователей и строго руководствоваться международно признанными правовыми, этическими, медицинскими и научными нормами, установленными для биомедицинских исследований.

12.11. Цели заключаются в том, чтобы:

a) содействовать пониманию факторов, влияющих на всеобщее репродуктивное здоровье, включая сексуальное здоровье, и расширять репродуктивный выбор;

b) обеспечить изначальную и долгосрочную надежность, качество и безопасность с точки зрения здоровья методов регулирования рождаемости;

c) для того чтобы все люди имели возможность укреплять и сохранять свое репродуктивное и сексуальное здоровье, международное сообщество должно мобилизовать весь спектр базовых биомедицинских, социальных и поведенческих исследований, а также связанных с программами исследований в области репродуктивного здоровья и сексуальности.

Деятельность

12.12. Правительствам при содействии международного сообщества и учреждений-доноров, частного сектора, неправительственных организаций, научных кругов следует активизировать поддержку базовых и прикладных био медицинских, технических, клинических, эпидемиологических и социальных исследований, с тем чтобы укрепить службы охраны репродуктивного здоровья, включая усовершенствование существующих и изыскание новых средств регулирования рождаемости, которые отвечают потребностям пользователей и являются приемлемыми, простыми в обращении, безвредными, не имеющими краткосрочного или долгосрочного побочного действия и последствий для последующих поколений, эффективными, доступными и подходящими для различных возрастных и культурных групп и для различных этапов репродуктивного цикла. Необходимо осуществлять непрерывный контроль за опробованием и внедрением всех новых технологий, с тем чтобы избежать возможных злоупотреблений. В этой связи в число вопросов, требующих к себе повышенного внимания, необходимо включить механические контрацептивные методы, как мужские, так и женские, для предупреждения беременности и профилактики передаваемых половым путем заболевания, включая ВИЧ/СПИД, а также бактерицидные и вирулицидные средства, которые могут и которые не могут предупреждать беременность.

12.13. Существует острая необходимость в проведении исследований по вопросам сексуальности человека и роли и взаимоотношения полов в различных культурных средах с уделением особого внимания таким аспектам, как грубое обращение, дискриминация и насилие в отношении женщин; нанесение калечащих повреждений половым органам, там, где это практикуется; сексуальное поведение и нравы; отношение мужчин к сексуальности и воспроизведению потомства, фертильность, роль семьи и женщин; чреватое риском поведение в том, что касается болезней, передаваемых половым путем, и нерегулируемой беременности; насущные потребности мужчин и женщин в средствах для регулирования рождаемости и услугах по охране сексуального здоровья; а также выяснение причин неиспользования или неэффективного использования существующих услуг и методов.

12.14. Особое внимание необходимо уделять разработке новых методов регулирования рождаемости для мужчин. Необходимо провести специальные исследования по факторам, препятствующим вовлечению мужчин, с тем чтобы повысить степень ответственности и участия мужчин в процессе планирования семьи. При проведении исследований в области сексуального и репродуктивного здоровья особое место должно отводиться учету потребностей подростков для разработки соответствующей политики и программ и соответствующих технологий для удовлетворения их потребностей в области охраны здоровья. Особое внимание следует уделять исследованиям в области передаваемых половым путем болезней, включая ВИЧ/СПИД, а также бесплодия.

12.15. С целью ускорить внедрение более совершенных и новых методов регулирования рождаемости, необходимо предпринять усилия по расширению участия в решении этих вопросов отраслей промышленности, включая промышленность развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Необходимо создать новый тип партнерства между государственным и частным секторами, включая женские группы и группы потребителей, для задействования опыта и ресурсов промышленности и одновременного обеспечения защиты интересов общественности. К участию на всех стадиях процесса разработок должны активно подключаться национальные учреждения, регулирующие выпуск различных видов противозачаточных средств, для обеспечения соблюдения всех правовых и этических норм. Промышленно развитым странам необходимо оказывать помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в проведении их программ исследований, используя свои знания, опыт и техническую квалификацию, и содействовать передаче надлежащей технологии. Международному сообществу следует содействовать созданию производственных мощностей для выпуска противозачаточных средств в развивающихся странах, особенно в наименее развитых из них, и в странах с переходной экономикой.

12.16. Все исследования, касающиеся средств регулирования рождаемости и охраны сексуального и репродуктивного здоровья, должны проводиться в соответствии с международно признанными этическими и техническими нормами и культурными особенностями, имеющими отношение к медицинским исследованиям. Особое внимание необходимо уделять обеспечению непрерывного контроля за безвредностью выпускаемых противозачаточных средств и связанных с ними побочными последствиями. Интересы пользователей, в частности женщин и женских организаций, должны учитываться на всех этапах процесса исследований и разработок.

12.17. Поскольку серьезную угрозу для здоровья и жизни женщины представляют аборты, производимые в неадекватных условиях _20/, необходимо оказывать содействие в проведении исследований, позволяющих понять причины, приводящие к искусственному аборту, и более эффективно бороться с его последствиями, включая последствия для последующего деторождения, репродуктивного и психического здоровья, а также исследований в области контрацептивной практики и лечения вызванных абортом осложнений и последующего ухода.

12.18. Необходимо расширять исследования в области естественных методов регулирования рождаемости, изыскивая более эффективные процедуры определения сроков овуляции во время менструального цикла и в послеродовой период.

С. Социально-экономические исследования. Основа для деятельности

12.19. В течение ряда последних десятилетий на разработку, осуществление, контроль и оценку политики, программ и деятельности в области народонаселения положительное влияние оказали результаты социально-экономических исследований, проливающие свет на то, как комплексное воздействие социальных, экономических и экологических факторов приводит к демографическим изменениям и одновременно испытывает на себе воздействие этих изменений. Вместе с тем отдельные аспекты такого взаимодействия по-прежнему нуждаются в более углубленном понимании, и существует дефицит знаний, особенно в отношении развивающихся стран, в областях, охватывающих широкий круг программных мероприятий в области народонаселения и развития, особенно в плане местной практики. Налицо явная потребность в проведении социально-экономических исследований с целью обеспечить, чтобы в рамках программ учитывались мнения их предполагаемых бенефициариев, особенно женщин, молодежи и других менее социально защищенных групп населения, а также принимались меры по удовлетворению конкретных нужд этих групп и общин. Необходимы исследования в области взаимосвязей между глобальными или региональными экономическими факторами и национальными демографическими процессами. Улучшение качества предоставляемых услуг может быть обеспечено только там, где качество определяется как пользователями, так и теми, кто предоставляет услуги, и где женщины принимают активное участие в процессе принятия решений и предоставления услуг.

12.20. Цели заключаются в том, чтобы:

a) оказывать содействие в проведении социально-культурных и экономических исследований, результаты которых способствуют разработке программ, мероприятий и услуг для повышения качества жизни и удовлетворения потребностей отдельных лиц, семей и общин, в частности всех недостаточно охваченных групп 22.1/

b) содействовать использованию результатов исследований для улучшения разработки политики и осуществления, контроля и оценки программ и проектов, направленных на повышение благосостояния отдельных лиц и семей и всех нуждающихся, с целью повышения их качества и эффективности и более полного учета интересов бенефициаров и для укрепления национального и международного потенциала в плане проведения таких исследований;

c) обеспечить понимание сексуального и репродуктивного поведения в различных социально-культурных условиях, а также понимание важности этих условий для разработки и осуществления программ обслуживания.

Деятельность

12.21. Правительства, финансирующие учреждения и научно-исследовательские организации должны поощрять и активизировать социально-культурные и экономические исследования в области соответствующей демографической политики и программ развития, включая местную практику, особенно в отношении взаимосвязи между народонаселением, снижением масштабов нищеты, окружающей средой, стабильным экономическим ростом и устойчивым развитием.

12.22. Социально-культурные и экономические исследования должны стать одним из компонентов программ и стратегий в области народонаселения и развития, с тем чтобы руководители программ опирались на их результаты при выборе путей и средств, призванных обеспечить охват программными мероприятиями недостаточно охваченных групп и удовлетворения их потребностей. С этой целью программы должны предусматривать проведение оперативных и оценочных исследований и других прикладных исследований в области общественных наук. Такого рода исследования должны предусматривать как можно более широкое участие. Следует разработать механизмы с целью обеспечить учет результатов исследований в процессе принятия решений.

12.23. Ориентированные на выработку политики исследования на национальном и международном уровне должны осуществляться в областях, подверженных демографическому давлению и характеризующихся нищетой, структурой чрезмерного потребления, разрушением экосистем и истощением ресурсов с уделением особого внимания взаимодействию этих факторов. Следует также провести исследования в области разработки и совершенствования методов, касающихся устойчивого производства продовольствия и устойчивых систем растениеводства и животноводства как в развитых, так и в развивающихся странах.

12.24. Правительствам, межправительственным организациям, соответствующим неправительственным организациям, финансирующим учреждениям и научно-исследовательским организациям настоятельно предлагается отдавать приоритет исследованию связей между ролью и статусом женщин и процессами в области народонаселения и развития. К числу жизненно важных областей, нуждающихся в исследовании, относятся изменяющаяся структура семьи, благосостояние семьи, взаимосвязь между различной ролью женщин и мужчин, включая вопросы, касающиеся распределения бюджета времени, доступа к властным структурам и процессу принятия решений и контроля над ресурсами, и связанные с этим нормы, законы, ценности и убеждения, а также экономические и демографические последствия неравенства полов. Женщины должны участвовать на всех этапах планирования тендерных исследований, и следует предпринять усилия для найма и подготовки большего числа исследователей из числа женщин.

12.25. С учетом меняющегося характера и масштабов пространственной мобильности населения срочно необходимо провести исследования, результаты которых помогут лучше понять причины и последствия как внутренней, так и международной миграции и мобильности. В целях создания прочной основы для проведения таких исследований необходимо предпринять особые усилия по обеспечению более качественной, актуальной и доступной информации о масштабах и тенденциях внутренней и международной миграции и политике в этой области.

12.26. С учетом сохраняющихся существенных различий в уровнях смертности и заболеваемости между подгруппами населения внутри стран крайне необходимо активизировать усилия по изучению факторов, обусловливающих такие различия, с тем чтобы разработать более эффективные меры и программы по их сокращению. Особое значение имеют причины, вызывающие различия в уровнях смертности и заболеваемости, особенно в молодом и пожилом возрасте, включая различия между мужчинами и женщинами. Повышенное внимание при определении различий в уровнях смертности по регионам или социально-экономическим и этническим группам должно также уделяться относительной важности широкого спектра социально-экономических и экологических факторов. Требуют дальнейшего изучения также причины и тенденции материнской, перинатальной и младенческой смертности и заболеваемости.

 

Глава XIII*

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

* Святейший Престол высказал общую оговорку в отношении настоящей главы. Эту оговорку следует толковать в контексте заявления, сделанного представителем Святейшего Престола на 14-м пленарном заседании 13 сентября 1994 года.

А. Национальные стратегии и планы действий Основа для деятельности

13.1. За истекшие несколько десятилетий во всем мире был накоплен значительный опыт в области разработки и осуществления правительственных стратегий и программ, направленных на решение демографических проблем, предоставление населению более широких возможностей выбора и содействие всестороннему социальному прогрессу. Как и в случае с другими программами социального развития, опыт также показал, что в тех случаях, когда руководство придает большое значение экономическому росту, развитию людских ресурсов, обеспечению равенства и равноправия полов и удовлетворению потребностей населения в области здравоохранения и, в частности, в области репродуктивного здоровья, включая планирование семьи и сексуальное здоровье, странам удается мобилизовать стабильную поддержку программ и проектов в области народонаселения и развития на всех уровнях, являющуюся залогом их успешного осуществления.

13.2. Хотя подобному успешному осуществлению могут содействовать позитивные изменения в общем социально-экономическом контексте, а также другие успешные усилия в области развития, между областями народонаселения и развития существует внутренне присущая им взаимосвязь, и прогресс в рамках любого компонента может стимулировать улучшение в рамках других компонентов. Многогранность проблемы народонаселения связана с многогранностью проблемы развития. Все шире признается тот факт, что необходимым условием эффективности связанных с народонаселением стратегий, планов, программ и проектов является всемерное участие тех, на кого они рассчитаны, в их разработке и последующей реализации.

13.3. Роль неправительственных организаций как партнеров в деле реализации национальных стратегий и программ все более широко признается, равно как и важная роль частного сектора. Члены национальных законодательных органов могут сыграть важную роль, особенно в том, что касается принятия надлежащих национальных законов в целях осуществления настоящей Программы действий, распределения соответствующих финансовых ресурсов, обеспечения отчетности в отношении расходов и расширения осведомленности общественности о проблемах народонаселения.

13.4. Цели заключаются в том, чтобы:

a) сделать актуальные вопросы народонаселения составной частью всех соответствующих национальных стратегий, планов, политики и программ развития;

b) стимулировать активное участие избранных представителей народа, в частности парламентариев, заинтересованных групп, особенно на низовом уровне, и отдельных лиц, в разработке стратегий, планов, политики и программ в области народонаселения и развития.

Деятельность

13.5. При активном участии парламентариев, местных выборных органов, общин, частного сектора, неправительственных организаций и женских групп правительствам следует проводить работу в целях расширения осведомленности о проблемах народонаселения и развития и разработки, осуществления и оценки национальных стратегий, политики, планов, программ и проектов, направленных на решение проблем в области народонаселения и развития, включая миграцию, в качестве составной части их процесса планирования и осуществления мероприятий в рамках развития секторов, межсекторального и общего развития. Им следует также оказывать содействие и принимать меры по обеспечению наличия адекватных людских ресурсов и учреждений для координации и осуществления мероприятий по планированию, реализации, контролю и оценке в области народонаселения и развития.

13.6. Правительствам и парламентариям, в сотрудничестве с международным сообществом и неправительственными организациями, следует разрабатывать необходимые планы в соответствии с национальными потребностями и приоритетами и принимать соответствующие меры в целях определения, установления показателей, контроля и оценки прогресса в деле достижения целей настоящей Программы действий. В этой связи следует поощрять активное участие частного сектора и представителей научных кругов.

В. Управление программами и развитие людских ресурсов Основа для деятельности

13.7. Главной задачей является создание соответствующего потенциала, который позволил бы странам самостоятельно принимать согласованные национальные меры для содействия устойчивому экономическому росту, дальнейшему устойчивому национальному развитию и повышению качества жизни всех граждан. Для этого необходимо обеспечивать наличие, стимулирование и участие должным образом подготовленного персонала, работающего в рамках эффективно функционирующих организационных механизмов, а также соответствующее участие частного сектора и неправительственных организаций. Отсутствие у персонала адекватных навыков управления, особенно в наименее развитых странах, существенно ограничивает возможности стратегического планирования, снижает эффективность осуществления программ и качество услуг и, таким образом, делает эти программы менее полезными для их бенефициаров. Наметившаяся в последнее время тенденция децентрализации полномочий в рамках национальных программ в области народонаселения и развития, особенно правительственных программ, обусловливает значительное повышение спроса на квалифицированных сотрудников в связи с появлением новых или расширением выполнявшихся ранее функций на нижних уровнях системы административного управления. Эта тенденция также влечет за собой изменение профессионального состава специалистов на уровне центральных учреждений, поскольку в настоящее время анализу политики, оценке и стратегическому планированию отводится более важное место, чем в прошлом.

13.8. Цели заключаются в том, чтобы:

a) увеличить национальный потенциал и эффективность затрат, повысить качество и отдачу стратегий, планов, политики и программ в области народонаселения и развития и в то же время обеспечить возможность контроля за их реализацией со стороны всех лиц, в интересах которых они осуществляются, особенно представителей наиболее уязвимых и недостаточно обеспеченных слоев общества, в том числе сельских жителей и подростков;

b) содействовать деятельности по сбору и анализу данных и информации и обеспечивать непрерывный обмен ими между участниками национальных программ в области народонаселения и

развития в целях совершенствования процесса разработки стратегий, политики, планов и программ и контроля и оценки их осуществления и эффективности;

c) повысить квалификацию и степень ответственность руководителей и других лиц, участвующих в деятельности по осуществлению, контролю и оценке национальных стратегий, планов, политики и программ в области народонаселения и развития;

d) обеспечить в рамках программ профессиональной подготовки учет интересов потребителей и вопросов женской проблематики и обеспечить наличие, заинтересованность и сохранение должным образом подготовленного персонала, включая женщин, в целях разработки, осуществления, контроля и оценки национальных стратегий, политики, планов и программ в области народонаселения и развития.

Деятельность

13.9. Странам следует:

a) разрабатывать и осуществлять программы развития людских ресурсов таким образом, чтобы они были непосредственно направлены на удовлетворение потребностей в контексте стратегий, политики, планов и программ в области народонаселения и развития, с уделением особого внимания начальному образованию, профессиональной подготовке и занятости женщин на всех уровнях, особенно на уровне принятия решений и управленческом уровне, а также учету во всех программах профессиональной подготовки интересов пользователей и перспектив в деле решения проблем, связанных с улучшением положения женщин;

b) обеспечить в масштабах всей страны эффективное использование профессионально подготовленных специалистов руководящего звена, отвечающих за реализацию стратегий, политики, планов и программ в области народонаселения и развития;

c) обеспечивать постоянное совершенствование управленческих навыков сотрудников, ответственных за оказание соответствующих услуг, в целях повышения эффективности, действенности и отдачи сектора социальных услуг;

d) рационализировать систему вознаграждения за труд и связанную с ней деятельность, сроки и условия службы, с тем чтобы обеспечить равную оплату за равный труд женщин и мужчин и наличие и продвижение по службе сотрудников управленческого аппарата и технических сотрудников, участвующих в реализации программ в области народонаселения и развития, и, таким образом, повысить качество исполнения этих программ на национальном уровне;

e) создавать новые механизмы для содействия обмену опытом в деле управления программами в области народонаселения и развития как в самих странах, так и между странами на субрегиональном, региональном, межрегиональном и международном уровнях в целях подготовки соответствующих национальных кадров;

f) разрабатывать и вести базы данных о национальных экспертах и учреждениях, являющихся носителями передового опыта, с тем чтобы способствовать использованию национальных кадров, уделяя особое внимание включению в эти базы данных информации о женщинах и молодежи;

д) обеспечить эффективную связь с получателями программ, равно как и их участие, на всех уровнях в особенности на сельском уровне, с тем чтобы обеспечить более качественное общее управление программами.

13.10. Правительствам следует уделять особое внимание разработке и внедрению ориентированных на конкретных пользователей систем управленческой информации в области народонаселения и развития и особенно в области репродуктивного здоровья, включая программы в области планирования семьи и охраны сексуального здоровья, которые охватывали бы как правительственные, так и неправительственные мероприятия и содержали регулярно обновляемые данные о получателях, расходах, инфраструктуре, доступности услуг, результатах и качестве услуг.

С. Мобилизация и распределение ресурсов Основа для деятельности

13.11. На национальном уровне ресурсы, выделяемые на цели устойчивого развития человеческой личности, в большинстве случаев распределяются между различными категориями секторов. То, каким образом страны могут наиболее выгодным образом распределить ресурсы между различными секторами, в значительной мере зависит от социальных, экономических, культурных и политических реальностей каждой страны, а также от ее приоритетов в политике и программах. Как правило, сбалансированное распределение ресурсов оказывает положительное воздействие на программы с точки зрения их качества и успеха. В частности, программы, касающиеся народонаселения, играют важную роль в облегчении, ускорении прогресса и создании условий для его достижения в деле осуществления программ устойчивого развития человеческой личности, прежде всего в результате того, что они способствуют расширению возможностей женщин, позволяют улучшить здоровье населения (особенно женщин и детей, прежде всего в сельских районах) , замедляют темпы роста спроса на социальные услуги, обеспечивают участие общин и подчеркивают долгосрочное значение инвестиций в социальный сектор.

13.12. Внутренние ресурсы составляют самую большую часть средств, выделяемых на достижение целей в области развития. Таким образом, мобилизация внутренних ресурсов является одной из приоритетных областей, на которых следует сосредоточить внимание в целях обеспечения своевременного осуществления действий, что является необходимым условием достижения целей настоящей Программы действий. Как государственный, так и частный сектор имеют потенциальные возможности способствовать привлечению требуемых ресурсов. Для многих стран, стремящихся к реализации дополнительных целей и задач Программы действий, особенно для наименее развитых стран и других беднейших стран, которые переживают болезненный процесс структурной перестройки, по-прежнему характерны тенденции, свидетельствующие об экономическом спаде. Их усилия по мобилизации внутренних ресурсов, направленные на расширение и совершенствование своих программ в области народонаселения и развития, необходимо будет дополнить выделением международным сообществом гораздо большего объема финансовых и технических ресурсов, как это указано в главе XIV. При мобилизации новых и дополнительных внутренних ресурсов и ресурсов, предоставляемых донорами, особое внимание необходимо уделять адекватным мерам по удовлетворению основных потребностей наиболее уязвимых групп населения, особенно в сельских районах, и по обеспечению их доступа к социальным услугам.

13.13. Учитывая нынешние большие потребности в услугах в области охраны репродуктивного здоровья, включая планирование семьи, которые не удовлетворяются, и ожидаемый рост численности женщин и мужчин репродуктивного возраста, можно предположить, что на протяжении следующих двух десятилетий будет по-прежнему отмечаться очень быстрый рост спроса на услуги. Этот спрос будет ускорен повышением интереса к отсрочке деторождения, более эффективному регулированию интервалов между рождениями и скорейшему достижению желаемого размера семьи, а также расширением доступа к услугам. В этой связи необходимо активизировать усилия, направленные на привлечение и выделение более значительных объемов внутренних ресурсов, а также на обеспечение их эффективного использования в целях поддержки программ оказания услуг и связанных с этим мероприятий в области информации, просвещения и коммуникации.

13.14. Основные услуги в области репродуктивного здоровья, включая планирование семьи, связанные с оказанием поддержки в отношении необходимой профессиональной подготовки, поставок, инфраструктуры и систем управления, особенно на уровне первичного медико-санитарного обслуживания, включали бы следующие основные компоненты, которые следует интегрировать в базовые национальные программы в области народонаселения и репродуктивного здоровья:

a) в компонент услуг в области планирования семьи - противозачаточные средства и оказание услуг; укрепление потенциала в плане информации, просвещения и коммуникации в отношении вопросов планирования семьи и народонаселения и развития; укрепление национального потенциала посредством содействия подготовке кадров; развитие инфраструктуры и совершенствование материальной базы; разработка политики и оценка программ; управленческие информационные системы; статистика основных услуг; и сосредоточение усилий на обеспечении высококачественного обслуживания;

b) в базовый компонент услуг в области репродуктивного здоровья - информация и обычные услуги в отношении дородового ухода, нормальных и безопасных родов и послеродового ухода; аборты (о которых идет речь в пункте 8.25); информация, просвещение и коммуникация в отношении репродуктивного здоровья, включая заболевания, передаваемые половым путем, сексуальность человека и ответственное отношение к родительским обязанностям, и против вредной практики; оказание адекватных консультативных услуг; диагностирование и лечение заболеваний, передаваемых половым путем, и других инфекций половых путей, при возможности; предупреждение бесплодия и надлежащее лечение, по возможности; направление к врачам-специалистам, просвещение и оказание консультативных услуг по вопросам заболеваний, передаваемых половым путем, включая ВИЧ/СПИД, а также в связи с беременностью и осложнениями при родах;

c) в компонент программы профилактики заболеваний, передаваемых половым путем заболеваний/ВИЧ/СПИД ¦ программы просвещения с использованием средств массовой информации и в школах пропаганда

добровольного воздержания и ответственного полового поведения и расширение кампании по распространению презервативов;

d) в базовый компонент научных исследований, анализа данных и политики в области народонаселения и развития - укрепление национального потенциала посредством оказания поддержки деятельности по сбору и анализу демографических данных, а также данных, касающихся программ, проведению научных исследований, разработке политики и профессиональной подготовке.

13.15. Согласно оценкам, в развивающихся странах и странах, осуществляющих переход к рынку, расходы, связанные с реализацией программ в области репродуктивного здоровья, включая программы, связанные с планированием семьи, охраны здоровья матери и профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, а также других основных мероприятий по сбору и анализу демографических данных составят: 17,0 млрд. долл. США в 2 000 году, 18,5 млрд. долл. США в 2 005 году, 2 0,5 млрд. долл. США в 2 010 году и 21,7 млрд. долл. США в 2015 году; речь идет об оценочной стоимости четырех вышеупомянутых компонентов, определенной экспертами на основе имеющейся на данный момент информации. Эти оценки подлежат пересмотру и обновлению на основе всестороннего подхода, отраженного в пункте 13.14 настоящей Программы действий, особенно в плане расходов на обеспечение предоставления услуг в области репродуктивного здоровья. Из этих сумм примерно 65 процентов приходится на расходы, связанные с механизмами осуществления деятельности. Расходы по программам в рамках тесно связанных между собой компонентов, которые следует включить в базовые национальные программы в области народонаселения и репродуктивного здоровья, предположительно составят:

a) расходы по компоненту планирования семьи, по оценкам, составят: 10,2 млрд. долл. США в 2000 году, 11,5 млрд. долл. США в 2005 году, 12,6 млрд. долл. США в 2010 году и 13,8 млрд. долл. США в 2 015 году. В основе этой оценки лежат данные переписи и обследования, помогающие прогнозировать количество семейных пар и отдельных лиц, которые, по-видимому, будут пользоваться информацией и услугами в области планирования семьи. Прогнозы, касающиеся будущих расходов, учитывают повышение качества обслуживания. Хотя повышение качества обслуживания повлечет за собой увеличение в некоторой степени объема расходов на одного пользователя, это увеличение, по-видимому, будет компенсировано уменьшением расходов на одного пользователя по мере повышения как степени распространенности, так и эффективность программ;

b) расходы на компонент репродуктивного здоровья (не включая расходы, которые связаны с механизмами осуществления деятельности и указаны в рамках компонента планирования семьи), по оценкам, дополнительно составят: 5,0 млрд. долл. США в 2 000 году, 5,4 млрд. долл. США в 2 005 году, 5,7 млрд. долл. США в 2 010 году и 6,1 млрд. долл. США в 2015 году. Оценка в отношении компонента репродуктивного здоровья отражает собой общую сумму, исчисленную на основе опыта осуществления программ в области охраны здоровья в странах с различным уровнем развития при выборочном учете других услуг в области репродуктивного здоровья. Общий результат осуществления этих мер с точки зрения охраны здоровья матери и ребенка будет зависеть от оказания высокоспециализированной и неотложной медицинской помощи, расходы на которую подлежат покрытию за счет общих бюджетных ассигнований на сектора здравоохранения;

c) осуществление программы профилактики передаваемых половым путем заболеваний/ВИЧ/СПИД, по оценкам Глобальной программы ВОЗ по СПИДу, обойдется в:

1,3 млрд. долл. США в 2 000 году, 1,4 млрд. долл. США в 2 005 году и порядка 1,5 млрд. долл. США в 2 010 году и 1,5 млрд. долл. США в 2 015 году;

d) осуществление базовой программы научных исследований, анализа данных и политики в области народонаселения и развития, по оценкам, обойдется в: 500 млн. долл. США в 2000 году, 200 млн. долл. США в 2005 году, 700 млн. долл. США в 2010 году и 300 млн. долл. США в 2015 году.

13.16. Предполагается, что до двух третей расходов будут по-прежнему покрываться самими странами, а примерно одна треть - внешними источниками. Однако наименее развитые страны и другие развивающиеся страны с низким уровнем доходов будут нуждаться в более значительных объемах внешних ресурсов, выделяемых на льготных условиях или в качестве субсидий. Следовательно, будут иметь место значительные различия с точки зрения потребностей во внешних ресурсах для программ в области народонаселения между регионами и внутри регионов. Расчетные данные, касающиеся общих потребностей в международной помощи, приводятся в пункте 14.11.

13.17. Потребуются дополнительные ресурсы для оказания поддержки программам, в рамках которых решается задача достижения целей в области народонаселения и развития, особенно программам, направленным на достижение конкретных целей в социальном и экономическом секторах, содержащихся в настоящей Программе действий. Сектор здравоохранения потребует выделения дополнительных ресурсов на укрепление системы первичного медико-санитарного обслуживания, программы обеспечения выживания детей, неотложной акушерской помощи и имеющие широкую основу программы борьбы с заболеваниями, передаваемыми половым путем, включая ВИЧ/СПИД, а также гуманного обращения, в частности, с лицами, зараженными передаваемыми половым путем заболеваниями/ВИЧ/СПИДом, и их лечения. Сектор образования также будет нуждаться в крупных дополнительных инвестициях на цели обеспечения всеобщего базового образования и ликвидации неравенства в части доступа к образованию, обусловленного полом, местожительством, социальным или экономическим статусом и т.д.

13.18. Дополнительные ресурсы потребуются для реализации программ действий, направленных на улучшение положения и расширение возможностей женщин и обеспечение их всестороннего участия в процессе развития (помимо обеспечения их базового образования). Всестороннее вовлечение женщин в разработку, осуществление, управление и мониторинг всех программ в области развития будет важным компонентом такой деятельности.

13.19. Дополнительные ресурсы потребуются для реализации программ действий, направленных на ускорение осуществления программ развития; обеспечение занятости; решение экологических проблем, в том числе проблемы неустойчивых структур производства и потребления; оказание социальных услуг; достижение баланса в распределении населения; решение задачи искоренения нищеты посредством устойчивого экономического роста в контексте непрерывного развития. К числу имеющих в этой связи актуальное значение важных программ относятся программы, рассмотренные в Повестке дня на XXI век.

13.20. Потребности в ресурсах для реализации настоящей Программы действий обусловливают необходимость в осуществлении в ближайшем будущем гораздо более крупных инвестиций. Выражением положительных результатов этих инвестиций может служить будущая экономия в плане секторальных ассигнований; устойчивость структур производства и потребления и устойчивый экономический рост в контексте непрерывного развития; и общее улучшение качества жизни.

Цель

13.21. Цель заключается в том, чтобы достичь адекватного уровня мобилизации и распределения ресурсов на общинном, национальном и международном уровнях для программ в области народонаселения и для других смежных программ, каждая из которых направлена на стимулирование и ускорение социального и экономического развития, повышение качества жизни для всех, поощрение достижения равноправия и полного уважения личных прав и содействие в результате непрерывному развитию.

Деятельность

13.22. Правительствам, неправительственным организациям, частному сектору и местным общинам при содействии - по мере необходимости - международного сообщества следует прилагать усилия в направлении мобилизации и эффективного использования ресурсов для осуществления программ в области народонаселения и развития, которые повышают уровень и качество услуг по охране репродуктивного здоровья, включая усилия в области планирования семьи и предупреждения передаваемых половым путем заболеваний/ВИЧ/СПИДа. В соответствии с целью нынешней Программы действий, заключающейся в обеспечении оказания во всем мире высококачественных услуг в области репродуктивного здоровья и планирования семьи и доступа к ним, особый упор должен делаться на удовлетворение потребностей групп населения, не охваченных обслуживанием, включая подростков с учетом прав и обязанностей родителей и нужд подростков, и беднейших слоев сельского и городского населения, и на обеспечение безопасности услуг и их оказании с учетом потребностей женщин, мужчин и подростков. При мобилизации ресурсов на эти цели странам следует уделять больше внимания таким новым формам, как расширение участия частного сектора, установление дифференцированных тарифов на услуги, маркетинг силами общественности, совместное покрытие расходов, и другим способам возмещения затрат. Однако эти формы не должны препятствовать доступу к услугам, и их следует сочетать с адекватными мерами по созданию механизмов социальной защиты.

13.23. Правительствам, неправительственным организациям, частному сектору и местным общинам при содействии - по мере необходимости - международного сообщества следует стремиться к мобилизации ресурсов, необходимых для поддержки достижения всех целей в области социального развития и, в частности, для выполнения обязательств, которые правительства ранее взяли в отношении "Образования для всех" (Джомтьенская декларация) , многосекторальных целей, намеченных на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, в Повестке дня на XXI век и в других соответствующих международных соглашениях, и к продолжению мобилизации ресурсов, необходимых для достижения целей настоящей Программы действий. В этой связи правительствам настоятельно рекомендуется выделять на социальные секторы более значительную долю государственных ассигнований, а также более значительную долю официальной помощи в целях развития с уделением особого внимания, в частности, искоренению нищеты в контексте устойчивого развития.

13.24. Правительствам, международным организациям и неправительственным организациям следует сотрудничать на постоянной основе в деле подготовки точных и достоверных оценок расходов, если таковые уместны, в отношении каждой категории инвестиций.

 

Глава XIV*

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

Глава XV*

СОТРУДНИЧЕСТВО С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКТОРОМ

* Святейший Престол высказал общую оговорку в отношении настоящей главы. Эту оговорку следует толковать в контексте заявления, сделанного представителем Святейшего Престола на 14-м пленарном заседании 13 сентября 1994 года.

А. Местные, национальные и международные неправительственные организации

Основа для деятельности

15.1. Учитывая все более широкое признание во многих странах и на региональном и международном уровнях реального и потенциального вклада неправительственных организаций, необходимо подчеркнуть его актуальность в контексте подготовки и осуществления настоящей Программы действий. В целях эффективного решения проблем народонаселения и развития существенно необходимо широкое и эффективное сотрудничество между правительствами и неправительственными организациями (включая некоммерческие группы и организации на местном, национальном и международном уровнях) , в целях содействия разработке, осуществлению и мониторингу задач и мероприятий в области народонаселения и развития.

15.2. Несмотря на значительные различия в своих взаимоотношениях и взаимодействии с правительствами, неправительственные организации внесли и продолжают в еще большем объеме вносить важный вклад в осуществление мероприятий как в области народонаселения, так и в области развития на всех уровнях. Во многих областях деятельности, касающейся народонаселения и развития, неправительственные группы уже получили должное признание за их относительное преимущество по сравнению с государственными учреждениями благодаря их творческим, гибким и оперативным усилиям по разработке и осуществлению программ, включая их участие на низовом уровне, а также благодаря тому, что они весьма часто тесно связаны и взаимодействуют с теми группами населения, которые не получают надлежащих услуг и которые трудно охватить через правительственные каналы.

15.3. Неправительственные организации являются важными выразителями интересов народа, и их ассоциации и сети обеспечивают эффективные и действенные средства уделения большего внимания местным и национальным инициативам и решения безотлагательных проблем в области народонаселения, окружающей среды, миграции и экономического и социального развития.

15.4. Неправительственные организации принимают активное участие в обеспечении услуг в рамках программ и проектов практически в каждой области социально-экономического развития, включая сектор народонаселения. В ряде стран многие из них уже давно участвуют в осуществлении мероприятий, связанных с народонаселением, в частности в области планирования семьи. Их сила и репутация основываются на той ответственной и конструктивной роли, которую они играют в обществе, и той поддержке, которой их деятельность пользуется со стороны общества в целом. Формальные и неформальные организации и сети, а также движения на низовом уровне заслуживают более широкого признания на местном, национальном и международном уровнях в качестве полноправных и ценных партнеров в целях осуществления настоящей Программы действий. Для установления и успешного развития такого сотрудничества необходимо, чтобы правительственные и неправительственные организации создали соответствующие системы и механизмы в целях способствования конструктивному диалогу, в контексте национальных программ и политики, признавая в то же время их различные роли, круг обязанностей и конкретные возможности.

15.5. Опыт, возможности и квалификация многих неправительственных организаций и местных общинных групп в областях, непосредственно связанных с настоящей Программой действий, пользуются полным признанием. Неправительственные организации, в особенности организации, занимающиеся проблемами сексуального и репродуктивного здоровья и планирования семьи, женские организации и группы поддержки иммигрантов и беженцев, повысили информированность населения и обеспечили услуги в области образования для тех мужчин и женщин, которые вносят вклад в успешное осуществление политики в области народонаселения и развития. Молодежные организации становятся все более эффективными партнерами в деле разработки программ просвещения молодежи по вопросам репродуктивного здоровья, взаимоотношений между мужчинами и женщинами, отношения к окружающей среде. Другие группы, такие, как организации лиц старшего возраста, мигрантов, организации инвалидов и неформальные группы на низовом уровне, также вносят эффективный вклад в осуществление программ, рассчитанных на их конкретные группы населения. Эти различные группы могут оказать помощь в обеспечении качества и актуальности программ и услуг, осуществляемых в интересах тех групп населения, которые они призваны обслуживать. Их следует приглашать для участия в работе местных, национальных и международных директивных органов, включая систему Организации Объединенных Наций, в целях обеспечения эффективного осуществления, мониторинга и оценки настоящей Программы действий.

15.6. Признавая важное значение эффективного партнерства, неправительственным организациям предлагается расширять координацию, сотрудничество и существующие между ними связи на местном, национальном, региональном и международном уровнях и с местными и национальными органами управления в целях повышения своей эффективности как основных участников процесса осуществления программ и политики в области народонаселения и развития. Участие неправительственных организаций должно рассматриваться как дополнение к обязанности правительств обеспечить полноценные, безопасные и доступные услуги по вопросам репродуктивного здоровья, включая услуги в области планирования семьи и охраны сексуального здоровья. Как и правительства, неправительственные организации должны быть подотчетны в своих действиях и открыты в отношении своих услуг и процедур оценки.

Цель

15.7. Цель заключается в том, чтобы поощрять эффективное партнерство между всеми уровнями государственных структур и широким спектром неправительственных организаций и местных общинных групп в обсуждении и принятии решений, в том что касается разработки, осуществления, координации, контроля и оценки программ, связанных с народонаселением, развитием и окружающей средой в соответствии с рамками генеральной политики правительств, должным образом учитывая обязанности и роли соответствующих партнеров.

Деятельность

15.8. Правительствам и межправительственным организациям в ходе проведения диалога с неправительственными организациями и местными общинными группами и при полном уважении их независимости следует интегрировать их в свои процессы принятия решений и способствовать вкладу, который могут внести неправительственные организации на всех уровнях в плане нахождения решений проблем, касающихся народонаселения и развития, и, в частности, обеспечить осуществление настоящей Программы действий. Неправительственные организации должны играть ключевую роль в процессе развития на национальном и международном уровнях.

15.9. Правительствам следует обеспечить важную роль и участие женских организаций в разработке и осуществлении программ, касающихся народонаселения и развития. Участие женщин на всех уровнях, особенно на управленческом уровне, является чрезвычайно важным для достижения целей и осуществления настоящей Программы действий.

15.10. Правительства, межправительственные организации и международные финансовые учреждения при том условии, что это не нанесет ущерба их полной автономии, должны, если это целесообразно и при наличии просьбы, предоставлять сектору неправительственных организаций надлежащие финансовые и технические ресурсы и информацию, необходимые для эффективного участия неправительственных организаций в изучении, разработке, осуществлении, мониторинге и оценке деятельности, касающейся народонаселения и развития. Для обеспечения открытости, отчетности и эффективного разделения труда этим же самым учреждениям следует предоставлять упомянутым неправительственным организациям необходимые информацию и документы. Международные организации могут предоставлять финансовое и техническое содействие неправительственным организациям в соответствии с законами и правилами каждой страны.

15.11. Правительства и страны-доноры, включая межправительственные организации и международные финансовые учреждения, должны обеспечить условия, при которых неправительственные организации и их сети могли бы сохранять свою автономию и укреплять свой потенциал через посредство регулярных диалога и консультаций, соответствующей профессиональной подготовки и деятельности по охвату и, таким образом, играть более весомую партнерскую роль на всех уровнях.

15.12. Неправительственные организации и их сети, а также местные общины должны укреплять свое взаимодействие с представляемыми ими общинами, обеспечивать открытость своей деятельности, мобилизовать общественное мнение, участвовать в осуществлении программ, касающихся народонаселения и развития, и активно вносить свой вклад в обсуждение на национальном, региональном и международном уровнях вопросов народонаселения и развития. Правительствам, в необходимых случаях, следует включать представителей неправительственных организаций в национальные делегации для участия в региональных и международных форумах, когда на них обсуждаются проблемы народонаселения и развития.

В. Частный сектор Основа для деятельности

15.13. Частный коммерческий сектор играет важную роль в социальном и экономическом развитии, включая производство товаров и оказание услуг, относящихся к сфере охраны репродуктивного здоровья, и соответствующую информационно-просветительскую деятельность, связанную с программами в области народонаселения и развития. Во все большем числе стран частный сектор уже располагает или вскоре будет располагать финансовыми, управленческими и технологическими возможностями, необходимыми для выполнения широкого круга мероприятий по проблемам народонаселения и развития действенным и эффективным с точки зрения затрат образом. Указанный опыт заложил основу для взаимовыгодного партнерства, которое частный сектор может в дальнейшем развить и расширить. Участие частного сектора может оказать содействие или что-то дополнить, однако он не может снять ответственность с правительств по обеспечению полноценных, безопасных и доступных услуг по вопросам охраны репродуктивного здоровья для всего населения. Частный сектор должен также обеспечивать, чтобы все программы в области народонаселения и развития при полном уважении различных религиозных и этических ценностей и культурных устоев народа каждой страны соответствовали основным правам человека, признанным международным сообществом и упомянутым в настоящей Программе действий.

15.14. Другим аспектом роли частного сектора является его важное значение как партнера в обеспечении экономического роста и устойчивого развития. Через свою деятельность и подходы частный сектор может оказать решающее воздействие на качество жизни занятых в нем работников и нередко на большие группы населения и их привычки. Опыт, приобретенный в рамках этих программ, представляется полезным как для правительств, так и для неправительственных организаций в рамках предпринимаемых ими усилий, направленных на нахождение новаторских путей эффективного участия частного сектора в программах, касающихся народонаселения и развития. Растущее осознание корпоративной ответственности вынуждает все большее число лиц, ответственных за принятие решений в частном секторе, искать новые пути конструктивного взаимодействия коммерческих образований с правительственными и неправительственными организациями в вопросах, касающихся народонаселения и устойчивого развития. Признавая вклад частного сектора и стремясь к расширению областей взаимовыгодного сотрудничества, правительства и неправительственные организации могут повысить эффективность своей деятельности в области народонаселения и развития.

15.15. Цели заключаются в том, чтобы:

a) укрепить партнерство между правительствами, международными организациями и частным сектором в определении новых областей сотрудничества;

b) поощрять роль частного сектора в поставке, производстве и распространении, в рамках каждого региона мира, высококачественных товаров, связанных с репродуктивным здоровьем и планированием семьи, и контрацептивов, которые были бы доступны слоям населения с низким доходом.

Деятельность

15.16. Правительства и неправительственные и международные организации должны активизировать свое сотрудничество с частным коммерческим сектором по вопросам, связанным с народонаселением и устойчивым развитием, в целях расширения вклада этого сектора в осуществление программ по народонаселению и развитию, включая производство и поставку качественных контрацептивных товаров и услуг, с соответствующей информацией и просвещением, на социально ответственной, в культурном отношении, допустимой, приемлемой и эффективной с точки зрения затрат основе.

15.17. Некоммерческие и коммерческие организации и их сети должны разработать механизмы, с помощью которых они смогут обмениваться идеями и опытом в области народонаселения и развития в целях информирования друг друга о новаторских подходах, исследованиях и инициативах в области развития. Распространение информации и исследования должны быть поставлены на приоритетную основу.

15.18. Правительствам настоятельно предлагается установить стандарты в отношении предоставления услуг и проанализировать правовую политику, политику регулирования и импортную политику, с тем чтобы определить и отменить те программные подходы, которые без необходимости предотвращают или ограничивают более широкое участие частного сектора в эффективном производстве товаров и оказании услуг, имеющих отношение к охране репродуктивного здоровья, включая планирование семьи. Правительства с учетом культурных и социальных различий в развитии должны настоятельно рекомендовать частному сектору выполнять свои обязанности в отношении распространения информации для потребителей.

15.19. Коммерческому сектору следует рассмотреть вопрос о том, каким образом он сможет оказать более эффективную помощь некоммерческим неправительственным организациям в деле повышения их роли в обществе путем расширения или создания соответствующих механизмов оказания финансовой и другой надлежащей поддержки неправительственным организациям и их ассоциациям.

15.20. Работодателям частного сектора следует продолжать деятельность по разработке и осуществлению специальных программ, которые помогают их служащим удовлетворять свои потребности в отношении услуг в области информации, просвещения и репродуктивного здоровья и создавать такие условия, при которых их служащие сочетали бы работу и семейные обязанности. Медицинским учреждениям и компаниям, занимающимся медицинским страхованием, также следует продолжать оказывать услуги в области планирования семьи и репродуктивного здоровья в рамках комплекса предоставляемых ими услуг.

 

Глава XVI*

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСЛЕ КОНФЕРЕНЦИИ

* Святейший Престол высказал общую оговорку в отношении настоящей главы. Эту оговорку следует толковать в контексте заявления, сделанного представителем Святейшего Престола на 14-м пленарном заседании 13 сентября 1994 года.

А. Деятельность на национальном уровне Основа для деятельности

16.1. Значение Международной конференции по народонаселению и развитию будет зависеть от готовности правительств, местных общин, неправительственного сектора, международного сообщества и всех других заинтересованных организаций и частных лиц претворить в жизнь рекомендации Конференции. Наличие такой готовности на национальном и индивидуальном уровнях будет иметь особо важное значение. Такая готовность к подлинному учету проблем народонаселения в рамках всех аспектов экономической и социальной деятельности, а также их взаимосвязей будет в значительной степени содействовать повышению качества жизни всех людей, в том числе будущих поколений. Все усилия должны быть направлены на обеспечение устойчивого экономического роста в контексте устойчивого развития.

16.2. Широкие по своим масштабам и различные по характеру подготовительные процессы, осуществляемые на международном, региональном, субрегиональном, национальном и местном уровнях, в значительной степени способствовали разработке настоящей Программы действий. Во многих странах приняты значительные меры институционального характера в целях обеспечения управления подготовительным процессом на национальном уровне: оказывается содействие повышению информированности в вопросах народонаселения путем проведения кампаний в области общественной информации и просвещения, готовятся национальные доклады для Конференции. Значительное большинство стран, участвующих в Конференции, откликнулись на предложение подготовить всеобъемлющие национальные доклады по вопросам народонаселения. Заслуживает внимания и обнадеживает тот факт, что эти доклады дополняют другие доклады, которые были подготовлены в рамках проведенных недавно международных конференций и инициатив, связанных с деятельностью в области охраны окружающей среды, экономическим и социальным развитием. Полностью признается важное значение того, чтобы в основу деятельности после Конференции были положены эти мероприятия.

16.3. Основные функции, связанные с деятельностью после Конференции, включают директивное руководство, в том числе обеспечение сильной политической поддержки на всех уровнях в том, что касается вопросов народонаселения и развития; мобилизацию ресурсов; координацию и взаимное согласование усилий по осуществлению Программы действий; решение проблем и обмен опытом внутри стран и между ними; и контроль за ходом осуществления Программы действий и представление соответствующей отчетности. Для реализации каждой из этих функций требуется осуществление согласованной и скоординированной последующей деятельности на национальном и международном уровнях и обеспечение всестороннего участия всех соответствующих частных лиц и организаций, включая неправительственные и общинные организации. Для осуществления, контроля и оценки Программы действий на всех уровнях работа должна вестись таким образом, чтобы она соответствовала ее принципам и целям.

16.4. Осуществление настоящей Программы действий на всех уровнях следует рассматривать как часть объединенных усилий по выполнению решений крупных международных конференций, включая настоящую Конференцию, Всемирную конференцию по вопросам здравоохранения для всех, Всемирную конференцию по вопросам образования для всех, Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей, Конференцию Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам, Конференцию Организации Объединенных Наций по вопросам окружающей среды и развития, Международную конференцию по проблемам питания, Всемирную конференцию по правам человека, Глобальную конференцию по устойчивому развитию малых островных развивающихся государств, Всемирную встречу на высшем уровне в интересах социального развития, четвертую Всемирную конференцию по положению женщин и Конференцию Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II).

16.5. Для реализации целей, задач и мер, предусмотренных в настоящей Программе действий, во многих случаях потребуются дополнительные ресурсы.

Цель

16.6. Цель заключается в том, чтобы поощрять страны в полном и эффективном осуществлении Программы действий и содействовать им в этом посредством надлежащей и соответствующей политики и программ на национальном уровне.

Деятельность

16.7. Правительствам следует:

а) на самом высоком политическом уровне проявить готовность к обеспечению реализации целей и задач, содержащихся в настоящей Программе действий и

b) взять на себя ведущую роль в координации осуществления, контроля и оценки последующей деятельности.

16.8. Правительства, организации системы Организации Объединенных Наций и крупные группы, в частности неправительственные организации, должны в максимально возможной степени распространять информацию о настоящей Программе действий и искать у общественности поддержку целей, задач и мер, предусмотренных в настоящей Программе действий. Для этого, возможно, потребуется проведение последующих совещаний, подготовка публикаций и аудиовизуальных материалов, а также использование печатных изданий и электронных средств массовой информации.

16.9. Всем странам необходимо проанализировать свои нынешние первоочередные потребности в плане расходования средств, с тем чтобы выделить дополнительные ассигнования на осуществление Программы действий, принимая во внимание положения глав XIII и XIV и экономические трудности, стоящие перед развивающимися странами.

16.10. Все страны должны создать в сотрудничестве с неправительственными организациями, общинными группами и представителями средств массовой информации и академических кругов, а также при поддержке парламентариев надлежащие национальные механизмы осуществления последующей деятельности, учета и контроля.

16.11. Международное сообщество должно оказывать помощь заинтересованным правительствам в создании надлежащего механизма осуществления последующей деятельности на национальном уровне, включая создание национального потенциала в области разработки проектов и управления программами, а также укреплении механизмов координации и оценки в целях оценки осуществления настоящей Программы действий.

16.12. Правительства, при необходимости и при содействии международного сообщества, должны в кратчайшие сроки создать или расширить национальные базы данных в целях обеспечения основных данных и информации, которые можно использовать для определения или оценки прогресса на пути реализации целей и задач настоящей Программы действий и других связанных с ней международных документов, обязательств и соглашений. Для целей оценки прогресса все страны на регулярной основе должны оценивать свой прогресс на пути реализации целей и задач Программы действий и других связанных с ней обязательств и соглашений в сотрудничестве с неправительственными организациями и общинными группами. представлять на периодической основе доклады.

16.13. При подготовке этих оценок и докладов правительствам следует отмечать достигнутые успехи, а также обращать внимание на возникшие проблемы и препятствия. По возможности такие национальные доклады должны согласовываться с национальными планами по устойчивому развитию, которые страны будут готовить в контексте осуществления Повестки дня на XXI век. Необходимо также прилагать усилия к разработке надлежащей комплексной системы отчетности с учетом всех соответствующих конференций Организации Объединенных Наций, решения которых предусматривали представление отчетности в соответствующих областях на национальном уровне.

В. Деятельность на субрегиональном и региональном уровнях Основа для деятельности

16.14. В рамках подготовки к Конференции важное значение придается деятельности на субрегиональном и региональном уровнях. Результаты субрегиональных и региональных подготовительных совещаний по народонаселению и развитию со всей ясностью подтверждают важное значение признания в рамках деятельности как на международном, так и на национальном уровнях постоянного вклада субрегиональных и региональных мероприятий в подготовку Конференции.

Цель

16.15. Цель заключается в содействии осуществлению настоящей Программы действий на субрегиональном и региональном уровнях, причем внимание должно сосредоточиваться на конкретных субрегиональных и региональных стратегиях и потребностях.

Деятельность

16.16. Региональные комиссии, организации системы Организации Объединенных Наций, функционирующие на региональном уровне, и другие соответствующие субрегиональные и региональные организации должны играть активную роль в рамках своих мандатов в осуществлении настоящей Программы действий посредством субрегиональных и региональных инициатив в области народонаселения и развития. Такая деятельность должна координироваться между заинтересованными организациями на субрегиональном и региональном уровнях, с тем чтобы обеспечивать по мере необходимости принятие эффективных и результативных мер по решению конкретных проблем в области народонаселения и развития, касающихся соответствующих регионов.

16.17. На субрегиональном и региональном уровнях:

a) правительствам стран данных субрегионов и регионов и соответствующим организациям предлагается, там, где это необходимо, укреплять существующие механизмы контроля за осуществлением деятельности, включая проведение совещаний по контролю за осуществлением региональных деклараций по вопросам народонаселения и развития;

b) там, где это необходимо, следует использовать экспертов в различных областях, с тем чтобы они играли одну из важных ролей в осуществлении настоящей Программы действий и контроле за ее выполнением;

c) в рамках осуществления Программы действий на региональном уровне и контроля за ее выполнением при надлежащем содействии международного сообщества необходимо укреплять сотрудничество в важнейших областях: в области создания потенциала, обмена информацией и опытом, производственными и техническими знаниями с учетом необходимости установления партнерских связей с неправительственными организациями и другими крупными группами;

d) правительства должны обеспечить укрепление базы профессиональной подготовки и научных исследований по вопросам народонаселения и развития на низовом уровне и широкое распространение результатов и выводов научных исследований.

С. Деятельность на международном уровне Основа для деятельности

16.18. Для реализации целей, задач и мер, предусмотренных в настоящей Программе действий, государственному и частному секторам, неправительственным организациям и международному сообществу необходимо будет выделять новые и дополнительные финансовые ресурсы. Хотя часть необходимых ресурсов может быть получена за счет изменения приоритетов, тем не менее будут необходимы дополнительные ресурсы. В этой связи развивающимся странам, прежде всего наименее развитым странам, потребуются дополнительные ресурсы, включая предоставление ресурсов на льготных условиях и безвозмездной основе в соответствии с обоснованными и справедливыми показателями. Странам с переходной экономикой, возможно, также необходимо будет оказать временную помощь с учетом сложных экономических и социальных проблем, с которыми сталкиваются эти страны в настоящее время. Развитым и другим странам, которые способны это делать, следует рассмотреть возможность предоставления, по мере необходимости, через двусторонние и многосторонние механизмы, а также через неправительственные организации дополнительных ресурсов в целях содействия осуществлению решений настоящей Конференции.

16.19. Сотрудничество Юг-Юг на всех уровнях является важным инструментом развития. В этой связи такой аспект этого сотрудничества, как техническое сотрудничество между развивающимися странами, должен играть важную роль в осуществлении настоящей Программы действий.

16.20. Цели заключаются в том, чтобы:

a) обеспечить всемерную и последовательную поддержку, включая финансовую и техническую помощь со стороны международного сообщества, в том числе со стороны системы Организации Объединенных Наций, всем усилиям, направленным на осуществление настоящей Программы действий на всех уровнях;

b) обеспечить скоординированный подход и более четкое разделение функций в рамках политики в области народонаселения и оперативных аспектов сотрудничества в целях развития. В дополнение к этому необходимо совершенствовать координацию и планирование в том, что касается мобилизации ресурсов;

c) обеспечить, чтобы вопросам народонаселения и развития уделялось надлежащее внимание в работе соответствующих органов и организаций системы Организации Объединенных Наций и чтобы они включались в нее.

Деятельность

16.21. Генеральная Ассамблея является высшим межправительственным органом в плане разработки и оценки политики по вопросам, связанным с осуществлением деятельности после настоящей Конференции. В целях обеспечения эффективного выполнения решений Конференции, а также для расширения на межправительственном уровне возможностей в области принятия решений о включении вопросов народонаселения и развития в соответствующую деятельность Ассамблее следует организовать проведение регулярного обзора выполнения настоящей Программы действий. В рамках выполнения этой задачи Ассамблее следует рассмотреть вопрос о сроках, формате и организационных аспектах проведения такого обзора.

16.22. Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету следует выполнять свои соответствующие функции, возложенные на них согласно Уставу Организации Объединенных Наций, по разработке политики и обеспечению директивного руководства деятельностью Организации Объединенных Наций в области народонаселения и развития и ее координации.

16.23. Экономический и Социальный Совет с учетом его роли по отношению к Генеральной Ассамблее, предусмотренной в Уставе, и в соответствии с резолюциями 45/264, 46/235 и 48/162 Ассамблеи должен оказывать Генеральной Ассамблее помощь в содействии применению комплексного подхода и обеспечении в масштабах всей системы координации и руководства в том, что касается контроля за осуществлением настоящей Программы действий и вынесения рекомендаций в этой связи. Необходимо принять надлежащие меры, предусматривающие представление специализированными учреждениями на регулярной основе докладов, касающихся их планов и программ, связанных с осуществлением Программы действий, во исполнение статьи 64 Устава.

16.24. Экономическому и Социальному Совету предлагается провести в рамках системы Организации Объединенных Наций обзор системы отчетности, связанной с вопросами народонаселения и развития, с учетом процедур представления отчетности, предусмотренных в рамках контроля за выполнением решений других международных конференций, с целью создания, по мере возможности, более согласованной системы отчетности.

16.25. В рамках их соответствующих мандатов и в соответствии с резолюцией 4 8/162 Генеральной Ассамблеи Ассамблее в ходе ее сорок девятой сессии и Экономическому и Социальному Совету в 1995 году следует рассмотреть вопрос о роли, функциях, мандатах и сравнительных преимуществах соответствующих межправительственных органов и органов системы Организации Объединенных Наций, занимающихся вопросами народонаселения и развития, с тем чтобы:

a) обеспечить эффективное и результативное осуществление, контроль и оценку оперативной деятельности Организации Объединенных Наций, которая будет реализовываться на основе настоящей Программы действий;

b) повысить эффективность и результативность существующих структур и механизмов Организации Объединенных Наций, на которые возложено осуществление деятельности в области народонаселения и развития, и контроль за ее реализацией, включая стратегии в области координации и проведение обзора на межправительственном уровне;

c) обеспечить прямое признание взаимосвязи между директивным руководством, научными исследованиями, установлением стандартов и оперативной деятельностью в области народонаселения и развития, а также обеспечить разделение функций между соответствующими органами.

16.26. В рамках своего обзора Экономическому и Социальному Совету следует с учетом резолюции 4 8/162 Генеральной Ассамблеи рассмотреть вопрос о роли соответствующих органов Организации Объединенных Наций, занимающихся вопросами народонаселения и развития, включая Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Отдел народонаселения Департамента по экономической и социальной информации и анализу политики Секретариата Организации Объединенных Наций в связи с деятельностью по осуществлению настоящей Программы действий.

16.27. В соответствии с ее резолюцией 4 8/162 Генеральной Ассамблее на ее сорок девятой сессии предлагается продолжить рассмотрение вопроса о создании отдельного Исполнительного совета Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения с учетом результатов вышеупомянутого обзора и принимая во внимание административные, бюджетные и программные последствия реализации такого предложения.

16.28. Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций предлагается провести консультации с различными органами системы Организации Объединенных Наций, а также с международными финансовыми учреждениями и различными организациями и учреждениями по оказанию двусторонней помощи, в целях содействия обмену между ними информацией о потребностях в международной помощи и проведения на регулярной основе обзоров конкретных потребностей стран в области народонаселения и развития, включая чрезвычайные и временные потребности, и обеспечения максимально возможного наличия ресурсов и их наиболее эффективного использования.

16.29. Всем специализированным учреждениям и связанным с ними организациям системы Организации Объединенных Наций предлагается укрепить и скорректировать свою деятельность, программы и среднесрочные стратегии, соответственно, с тем чтобы учесть мероприятия по выполнению решений Конференции. Соответствующим руководящим органам необходимо провести обзор своей политики, программ, бюджетов и деятельности в этой связи.

Примечания

_1_/ Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года, том I, Резолюции, принятые на Конференции (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R. 9 3.1. 8 и исправления), резолюция 1, приложение 11.

2_/ Источником данных по народонаселению в пунктах 1.3 и 1.4 является готовящееся к публикации издание Организации Объединенных Наций World Population Prospects: The 1994 Revision.

_3_/ См. Доклад Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по народонаселению, Бухарест, 19-30 августа 1974 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R. 7 5. XI11. 3).

_4_/ См. Доклад Международной конференции по народонаселению, Мехико, 6-14 августа 1984 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R. 8 4. XIII. 8 и исправления).

_5/ См. Доклад Всемирной конференции для обзора и оценки достижений Десятилетия женщин Организации Объединенных Наций: равенство, развитие и мир, Найроби, 15-26 июля 1985 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R. 85. IV. 10).

_6/ См. First Call for Children (New York, United Nations Children's Fund, 1990).

1_/ См. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R. 9 3.1. 8 и исправления).

8/ E<. The Final Report of the International Conference on Nutrition, Rome, 15-11 December 1992 (Rome, Food and Agricultural Organization of the United Nations, 1993).

_9_/ См. Доклад Всемирной конференции по правам человека, Вена, 14-25 июня 1993 (@*" (A/CONF.157/24 (часть I).

10/ Резолюция 4 7/75 Генеральной Ассамблеи. 11/ Резолюция 4 8/163 Генеральной Ассамблеи.

12/ См. Доклад Глобальной конференции по устойчивому развитию малых островных развивающихся государств, Бриджтаун, Барбадос, 2 6 апреля-6 мая 1994 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R. 94.1.18 и исправление).

13/ Резолюция 4 4/82 Генеральной Ассамблеи. 14/ Резолюция 47/92 Генеральной Ассамблеи.

15/ Резолюции 36/8 и 37/7 Комиссии по положению женщин (Официальные отчеты Экономического и Социального Совета, 1992 год. Дополнение № 4 (Е/1992/24), глава I, разделС, и там же, 1993 год. Дополнение № 7 (Е/1993/27), глава1, раздел С).

16/ Резолюция 4 5/199 Генеральной Ассамблеи, приложение.

17/ См. Доклад второй Конференции Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам, Париж, 3-14 сентября 1990 года (A/CONF. 14 7/18) , часть первая.

18/ Резолюция 4 6/151 Генеральной Ассамблеи, приложение, раздели.

19/ Дети определенной возрастной группы, подростки, женщины, пожилые люди, инвалиды, коренное население, сельское население, население городов, мигранты, беженцы, перемещенные лица и жители трущоб.

20/ Под абортом, производимым в неадекватных условиях, понимается процедура прерывания нежелаемой беременности либо лицами, не обладающими необходимыми навыками, либо в условиях, не обеспечивающих соблюдение минимальных медицинских норм, или при наличии обоих указанных обстоятельств (на основе World Health Organization, The Prevention and Management of Unsafe Abortion, Report of a Technical Working Group, Geneva, April 1992 (WHO/MSM/92.5).

21/ Конференция безопасного материнства направлена на обеспечение оптимального состояния здоровья матери и новорожденного. Она подразумевает сокращение смертности и заболеваемости матерей и укрепление здоровья новорожденных за счет предоставления справедливого доступа к основным услугам по охране здоровья, включая планирование семьи, уход в дородовой период, период родов и послеродовой период за матерью и младенцем, а также доступа к необходимой акушерской и педиатрической помощи (World Health Organization, Health, Population and Development, WHO Position Paper, Geneva, 1994 (WHO/FHE/94.1).

22/ Которые могут включать детей, подростков, женщин, пожилых людей, инвалидов, коренное население, сельское население, население городов, мигрантов, беженцев, перемещенных лиц и жителей трущоб.

 

Законы | Консультация юриста | Семья и школа | Демография | Здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События | Контакты