На главную страницу | На главную страницу раздела
На оглавление

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Новости, События, Мероприятия
Дети и СМИ | Родительский форум | О нас | Родительское движение

IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

116. Достижение устойчивого развития требует постоянной поддержки со стороны международных учреждений. Значение институциональных рамок, очерченных в главе 38 Повестки дня на XXI век и определенных Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 47/191 от 22 декабря 1992 года и других соответствующих резолюциях, в том числе конкретных функций и задач различных органов, организаций и программ, как входящих, так и не входящих в систему Организации Объединенных Наций, будет полностью сохранять свою актуальность и в период после девятнадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи. В свете ведущихся дискуссий по вопросам проведения реформы в Организации Объединенных Наций задача международных институциональных механизмов в области устойчивого развития заключается в содействии достижению цели укрепления всей системы Организации Объединенных Наций. В этом контексте особенно важное значение имеет укрепление учреждений, занимающихся вопросами устойчивого развития, а также осуществление целей и задач, изложенных ниже.

A. Повышение согласованности в рамках различных межправительственных организаций и процессов

117. Ввиду увеличения числа директивных органов, занимающихся различными аспектами устойчивого развития, в том числе в рамках международных конвенций, как никогда остро ощущается необходимость в более тесной координации политики на межправительственном уровне, а также в дальнейшем осуществлении более согласованных усилий по укреплению сотрудничества между секретариатами этих директивных органов. Экономическому и Социальному Совету следует под руководством Генеральной Ассамблеи играть более значительную роль в координации деятельности системы Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и других смежных областях.

118. Конференциям сторон конвенций, подписанных на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию или по ее итогам, а также других конвенций, касающихся устойчивого развития, следует сообща изыскивать пути и средства для совместной работы в целях обеспечения эффективного осуществления этих конвенций. Необходимо также обеспечить, чтобы в рамках конвенций по экологической тематике продолжали преследоваться цели устойчивого развития согласно их положениям и в полном соответствии с Повесткой дня на XXI век. С этой целью, в частности, конференциям участников или руководящим органам конвенций, подписанных на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию или по ее итогам, и других соответствующих конвенций и соглашений следует в соответствующих случаях рассмотреть вопросы, касающиеся использования секретариатами общих помещений; улучшения практики планирования заседаний; согласования требований, предъявляемых к национальным докладам; установления более четкого баланса между совещаниями, проводимыми конференциями сторон, и заседаниями их вспомогательных органов, а также в целях поощрения и облегчения участия в этих совещаниях представителей правительств на соответствующем уровне.

119. Хотя задача институциональных механизмов секретариатов конвенций должна заключаться в оказании эффективной поддержки и эффективных услуг, для того чтобы они могли эффективно работать в их соответствующих местах расположения, им необходимо предоставить надлежащую автономию. На международном и национальном уровнях необходимо, в частности, провести более точный научный анализ экологических связей между конвенциями, выявить программы, которые имеют положительную отдачу во многих областях, и повысить осведомленность общественности об этих конвенциях. Такие задачи должны выполняться Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде согласно соответствующим решениям ее Исполнительного совета и в полном взаимодействии с конференциями сторон и руководящими органами соответствующих конвенций. Вызывают удовлетворение и пользуются полной поддержкой усилия, предпринимаемые секретариатами конвенций в ответ на просьбы их конференций сторон в целях изучения возможностей создания соответствующих механизмов связи в Женеве и/или Нью-Йорке в интересах укрепления контактов с делегациями и организациями в этих центрах Организации Объединенных Наций.

120. Необходимо укреплять Межучрежденческий комитет по устойчивому развитию Административного комитета по координации и его систему координаторов в целях дальнейшей активизации общесистемного межсекторального сотрудничества и координации в деле осуществления Повестки дня на XXI век и содействия проведению скоординированных последующих мероприятий в связи с крупными конференциями Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития.

121. Комиссии по устойчивому развитию следует содействовать более широкому осуществлению Повестки дня на XXI век в регионах в сотрудничестве с соответствующими региональными и субрегиональными организациями и региональными комиссиями Организации Объединенных Наций с учетом результатов их усилий по установлению приоритетов в интересах повышения той роли, которую такие органы играют в достижении целей устойчивого развития, согласованных на международном уровне. Региональные комиссии Организации Объединенных Наций могли бы в контексте программ их работы оказывать соответствующую поддержку проведению региональных совещаний экспертов по вопросам осуществления Повестки дня на XXI век.

B. Роль соответствующих организаций и учреждений системы Организации Объединенных Наций

122. В целях содействия национальному исполнению Повестки дня на XXI век всем организациям и программам системы Организации Объединенных Наций в соответствующих областях их практической деятельности и в рамках действия их мандатов следует расширять на индивидуальной и совместной основе поддержку национальных усилий по осуществлению Повестки дня на XXI век и обеспечивать координацию предпринимаемых ими усилий и действий с национальными планами, политикой и приоритетами государств-членов. Следует обеспечивать дальнейшее расширение координации деятельности Организации Объединенных Наций на страновом уровне через посредство системы координаторов-резидентов на основе всесторонних консультаций с национальными правительствами.

123. Необходимо добиваться дальнейшего усиления роли Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в качестве главного органа Организации Объединенных Наций в области окружающей среды. С учетом ее каталитической роли и в соответствии с Повесткой дня на XXI век и Найробийской декларацией о роли и мандате Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, принятой 7 февраля 1997 года40, Программа должна быть ведущим глобальным экологическим органом, определяющим глобальную повестку дня в области окружающей среды, содействующим последовательному осуществлению связанных с окружающей средой целей устойчивого развития в рамках системы Организации Объединенных Наций и выступающим в качестве авторитетного поборника охраны глобальной окружающей среды. В этом контексте актуальное значение имеет принятое 4 апреля 1997 года решение 19/32 Совета управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде по вопросам управления41. и другие соответствующие решения Совета управляющих41. Необходимо укрепить роль Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в деле дальнейшего развития международного экологического права, в том числе в налаживании тесного взаимодействия между соответствующими экологическими конвенциями в сотрудничестве с их соответствующими конференциями сторон или руководящими органами. При выполнении своих функций, которые связаны с конвенциями, подписанными на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию по ее итогам, и другими соответствующими конвенциями, Программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде следует стремиться к поощрению эффективного осуществления этих конвенций таким образом, чтобы это соответствовало положениям соответствующих конвенций и решениям, принятым их соответствующими конференциями сторон.

124. При выполнении своих функций Программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде следует уделять основное внимание экологическим вопросам с учетом перспективы развития. Обновленную Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде следует обеспечить надлежащим, стабильным и предсказуемым финансированием. Программе надлежит продолжать оказывать эффективную поддержку Комиссии по устойчивому развитию, в частности в виде научно-технической информации и информации по вопросам политики, аналитических исследований и консультативных услуг по глобальным экологическим вопросам.

125. Программе развития Организации Объединенных Наций следует продолжать вносить более весомый вклад и укреплять программы в области устойчивого развития и осуществления Повестки дня на XXI век на всех уровнях, в частности в области содействия созданию потенциала (в том числе через посредство своей программы «Потенциал XXI») в сотрудничестве с другими организациями, а также в области искоренения нищеты.

126. В соответствии с резолюцией 51/167 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 года и соответствующими решениями Совета по торговле и развитию, касающимися программы работы, Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию необходимо продолжать играть одну из ведущих ролей в осуществлении Повестки дня на XXI век на основе комплексного изучения связей между торговлей, инвестициями, технологией, финансами и устойчивым развитием.

127. Комитету по торговле и окружающей среде Всемирной торговой организации, Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию и Программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде следует активизировать свою скоординированную работу в области торговли и окружающей среды, привлекая к своей деятельности по сотрудничеству и координации другие соответствующие международные и региональные организации. В сотрудничестве со Всемирной торговой организацией Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию и Программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде необходимо по-прежнему поддерживать усилия, нацеленные на поощрение интеграции торговли, окружающей среды и развития. Комиссии по устойчивому развитию следует продолжать играть важную роль в обсуждении вопросов торговли и окружающей среды в целях содействия комплексному рассмотрению всех факторов, связанных с достижением целей устойчивого развития.

128. Необходимо и впредь добиваться неукоснительного выполнения обязательства, взятого международными финансовыми учреждениями в области обеспечения устойчивого развития. Существенно важную роль призван играть Всемирный банк с учетом его опыта и общего объема ресурсов, находящихся в его ведении.

129. Существенно важное значение имеет также обеспечение функционирования глобального механизма в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке.

C. Будущая роль и программа работы Комиссии
по устойчивому развитию

130. Комиссия по устойчивому развитию в рамках своего мандата в соответствии с положениями резолюции 47/191 Генеральной Ассамблеи будет и впредь служить центральным форумом для обзора прогресса и настоятельного поощрения дальнейшего осуществления Повестки дня на XXI век и выполнения других обязательств, сформулированных на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию или в результате ее проведения, для проведения на высоком уровне дискуссий по вопросам политики, нацеленных на достижение консенсуса в отношении устойчивого развития, и для активизации действий и выполнения долгосрочных обязательств в области устойчивого развития на всех уровнях. Ей следует продолжать выполнять эти задачи в обеспечении и налаживании взаимодействия с органами, организациями и учреждениями Организации Объединенных Наций, осуществляющими деятельность в области устойчивого развития. Комиссии принадлежит особая роль в деле оценки задач глобализации, связанных с процессом устойчивого развития. Комиссии следует выполнять свои функции в координации с другими вспомогательными органами Экономического и Социального Совета и другими связанными с этими организациями и учреждениями, в том числе разрабатывать в рамках своего мандата рекомендации для Экономического и Социального Совета с учетом взаимосвязанных результатов состоявшихся недавно конференций Организации Объединенных Наций.

131. Комиссии следует сосредоточивать внимание на вопросах, имеющих решающее значение для достижения целей устойчивого развития. Ей надлежит содействовать осуществлению политики, предусматривающей комплексный учет экономических, социальных и экологических аспектов устойчивого развития, и обеспечивать комплексное рассмотрение связей как между секторами, так и между секторальными и межсекторальными аспектами Повестки дня на XXI век. В этой связи Комиссии следует выполнять свою работу таким образом, чтобы это помогало избежать неоправданного дублирования и повторения работы, выполняемой другими соответствующими форумами.

132. В свете вышесказанного Комиссии по устойчивому развитию рекомендуется принять многолетнюю программу работы на период 1998–2002 годов, содержащуюся в добавлении, ниже.

D. Методы работы Комиссии по устойчивому развитию

133. На основе опыта, накопленного в период 1993–1997 годов, Комиссии под руководством Экономического и Социального Совета следует:

    a) принимать согласованные меры в целях более активного привлечения к своей работе отвечающих за деятельность конкретных экономических и социальных секторов министров и высокопоставленных национальных руководителей, которым, в частности, рекомендуется участвовать в этапах ежегодных заседаний высокого уровня Комиссии вместе с министрами и руководителями, ответственными за вопросы окружающей среды и развития. Необходимо расширить взаимодействие этапов заседаний высокого уровня Комиссии и сосредоточить основное внимание на приоритетных вопросах, рассматриваемых на той или иной конкретной сессии. Бюро Комиссии следует проводить своевременные и открытые консультации в целях улучшения организации работы этапа заседаний высокого уровня;

    b) продолжать служить форумом для обмена национальным опытом и передовой практикой в области устойчивого развития, в том числе на основе представления добровольных национальных сообщений или докладов. Следует рассмотреть результаты текущей работы, нацеленной на упорядочение просьб о предоставлении национальной информации и докладов и результатов «экспериментального этапа», касающихся показателей устойчивого развития. В этом контексте Комиссии следует рассмотреть более эффективные методы дальнейшего выполнения обязательств, взятых в Повестке дня на XXI век, с уделением надлежащего внимания средствам осуществления. На добровольной основе страны могут пожелать представить Комиссии информацию о своих усилиях, направленных на включение соответствующих рекомендаций других конференций Организации Объединенных Наций в национальные стратегии в области устойчивого развития;

    c) учитывать региональные изменения, связанные с осуществлением результатов Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию. Ей необходимо обеспечить форум для обмена опытом в отношении региональных и субрегиональных инициатив и регионального сотрудничества в целях устойчивого развития. Эти меры могут включать поощрение добровольного регионального обмена национальным опытом в осуществлении Повестки дня на XXI век и, в частности, возможную разработку механизмов проведения обзоров теми странами и среди тех стран, которые добровольно согласятся осуществлять эту деятельность в рамках регионов. В этом контексте Комиссии следует поощрять сбор финансовых средств для осуществления инициатив, связанных с проведением таких обзоров;

    d) налаживать более тесное взаимодействие с международными учреждениями по вопросам финансов, развития и торговли, а также с другими соответствующими органами в рамках системы Организации Объединенных Наций и за ее пределами, включая Всемирный банк, Глобальный экологический фонд, Программу развития Организации Объединенных Наций, Всемирную торговую организацию, Конференцию Организации Объединенных Наций по торговле и развитию и Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде, которым, в свою очередь, предлагается полностью учитывать результаты проводимых в Комиссии обсуждений вопросов политики и включать их в свои программы работы и мероприятия;

    e) расширять свое взаимодействие с представителями основных групп, в том числе посредством более широкого и эффективного использования целенаправленных диалогов и обсуждений «за круглым столом». Указанные группы представляют собой важные источники для осуществления оперативной деятельности, управления и поощрения устойчивого развития и способствуют осуществлению Повестки дня на XXI век. Основным группам рекомендуется принять меры в целях координации и взаимодействия в обеспечении вклада в работу Комиссии. Учитывая Программу работы Комиссии, эти меры могут включать вклад:

    i) научных кругов и научно-исследовательских учреждений в обеспечение более глубокого понимания взаимодействия между деятельностью людей и природными экосистемами и механизмов устойчивого управления глобальными системами;

    ii) женщин, детей и молодежи, коренного населения и его общин, неправительственных организаций, местных органов власти, трудящихся и их профсоюзов и фермеров в дело разработки, поощрения и совместного использования эффективных стратегий, политики, практики и процессов поощрения устойчивого развития;

    iii) деловых и промышленных групп в дело разработки, поощрения и совместного осуществления практической деятельности в области устойчивого развития и их содействие обеспечению корпоративной ответственности и отчетности;

    f) организовать осуществление своей следующей многолетней программы работы наиболее эффективным и продуктивным образом, в том числе путем сокращения сроков проведения своих ежегодных заседаний до двух недель. Межсессионные специальные рабочие группы должны содействовать уделению основного внимания вопросам, обсуждаемым на сессиях Комиссии, путем определения ключевых элементов, подлежащих обсуждению, и важных проблем, подлежащих рассмотрению, в рамках конкретных пунктов Программы работы Комиссии. Дальнейший вклад в работу Комиссии будут вносить организуемые и финансируемые правительствами совещания экспертов.

134. Генеральному секретарю предлагается рассмотреть вопрос о функционировании Консультативного совета высокого уровня по устойчивому развитию и представить предложения относительно путей поощрения более тесного взаимодействия между Советом и Комиссией в целях обеспечения вклада Совета в обсуждение конкретных тем, рассматриваемых Комиссией в соответствии с ее Программой работы.

135. Деятельность Комитета по новым и возобновляемым источникам энергии и энергетическим ресурсам в целях развития и Комитета по природным ресурсам следует более тесно увязать с программой работы Комиссии. При выполнении своих функций, связанных с осуществлением резолюции 50/227 Генеральной Ассамблеи от 24 мая 1996 года, Экономическому и Социальному Совету следует на своей основной сессии 1997 года рассмотреть наиболее эффективные средства осуществления.

136. Следует изменить порядок избрания членов Бюро, с тем чтобы один и тот же состав Бюро мог руководить подготовкой ежегодных сессий Комиссии и направлять их работу. Такие изменения положительно скажутся на деятельности Комиссии, и Экономическому и Социальному Совету необходимо на своей основной сессии 1997 года принять необходимые меры для обеспечения осуществления указанных новых мер.

137. Очередной всесторонний обзор прогресса, достигнутого Генеральной Ассамблеей в осуществлении Повестки дня на XXI век, будет проведен в 2002 году. Механизмы проведения этого обзора будут определены на более позднем этапе.


40. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят вторая сессия, Дополнение № 25 (A/52/25), приложение, решение 19/1, приложение.

41. Там же, Дополнение № 25 (A/52/25), приложение.

На главную страницу | На главную страницу раздела
На оглавление

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Новости, События, Мероприятия
Дети и СМИ | Родительский форум | О нас | Родительское движение