Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДЕЛО

 

Предлагаем Вашему вниманию материалы судебного дела по иску родителей к одной из школ г. Санкт-Петербурга в связи с нарушением их преимущественных прав на воспитание дочери.

 

Коренные изменения в общественно-политической жизни России последнего десятилетия повлекли за собой изменения законодательства Российской Федерации в различных отраслях права, в том числе изменения и дополнения законодательства в области образования, защиты прав детей, семейного воспитания в сторону расширения прав граждан и возможностей защиты их законных интересов в судебных органах.

Во многом это связано с присоединением нашей страны к международным документам в области прав человека, таким как Декларация ООН о правах человека, Конвенция о правах ребенка. Кроме того, относительно недавно принят ряд национальных законодательных актов, направленных на защиту прав ребенка, например, Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

В рамках демократических преобразований общества наша школа получила значительную свободу в выборе образовательных программ, способов и методов преподавания предметов.

С другой стороны, значительно возросла роль родителей в образовании детей: именно на них государство возлагает обязанность воспитывать детей и предоставляет им преимущественное право на воспитание ребенка перед всеми иными лицами, в том числе и перед школой. Родители фактическими стали и заказчиками образования, и субъектами образовательного процесса. Теперь без учета мнения родителей никто не может предпринять никаких действий в отношении ребенка, в том числе и школа.

Государство, заявляя о приоритете семейного воспитания и его всяческой поддержке, гарантирует родителям право самим выбирать систему воспитания, обеспечивающего нравственное и физическое здоровье ребенка.

К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с серьезными нарушениями преимущественных прав родителей на воспитание детей.
При наличии конфликта мы привыкли обращаться в вышестоящие административные органы либо к конкретным должностным лицам, но в сегодняшней жизни это не дает положительных результатов. Сказывается отсутствие реальных полномочий конкретных должностных лиц для разрешения конфликта, а зачастую и просто равнодушие. Казавшиеся еще вчера лишь декларативными заявления о том, что Россия становится правовым государством, оказались сегодня реальностью. Во многих случаях только обращение в судебные органы за защитой нарушенных прав и законных интересов граждан может дать реальную защиту.

Российской судебной практике практически не известны случаи судебной защиты прав родителей по вопросам преимущественного права на воспитание детей в спорах со школой, нарушения прав родителей как участников образовательного процесса. Тем важнее размещенные на нашем сайте материалы по судебному спору, проходившему в Санкт-Петербурге, по иску родителей к школе в связи с грубыми нарушениями школой прав родителей в ходе осуществляемого школой образовательного процесса.

Родители несовершеннолетней Иры из Санкт-Петербурга оказались теми ответственными родителями, которые смогли не только воспользоваться своим преимущественным правом на воспитание ребенка в избранной семьей традиционной системе воспитания. Суд защитил их от незаконных действий школы, направленных на навязывание учащимся вопреки воле родителей нетрадиционных стереотипов полового воспитания, связанных с "безопасным сексом", культом тела и получением телесных удовольствий любым путем.

Надеемся, что представленные материалы будут необходимы многим родителям, педагогам, общественности и всем, кто не равнодушен к судьбе нашего молодого поколения, кто готов не только словом, но и делом защитить детские души от растления, от навязываемых им маргинальных норм поведения в вопросах пола.

 

Общий обзор судебного дела

- Адвокат рассказывает.
- Истец Качесова Л.И.: «Если бы я отступила, я бы предала своего ребенка»
- Выступление в суде представителя истицы – священника Владимира Рождественского.
- Фонограмма судебного заседания Кировского суда.

Определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского суда

Заключение специалистов Института педагогических инноваций РАО по материалам дела

Представление Санкт-Петербургской городской прокуратурыв связи с проведением программ полового воспитания РАПС и ООО «Проктер энд Гэмбл» (ProcterandGamble) «Изменения»

Договор между РАПС и "Procter & Gamble" на проведение уроков полового воспитания "Изменения"

 

Право на воспитание. Судебная защита.

Коренные изменения в общественно-политической жизни России последнего десятилетия повлекли за собой изменения законодательства Российской Федерации в различных отраслях права, в том числе изменения и дополнения законодательства в области образования, защиты прав детей, семейного воспитания в сторону расширения прав граждан и возможностей защиты их законных интересов в судебных органах.

Во многом это связано с присоединением нашей страны к международным документам в области прав человека, таким как Декларация ООН о правах человека, Конвенция о правах ребенка. Кроме того, относительно недавно принят ряд национальных законодательных актов, направленных на защиту прав ребенка, например, Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

В рамках демократических преобразований общества наша школа получила значительную свободу в выборе образовательных программ, способов и методов преподавания предметов.

С другой стороны, значительно возросла роль родителей в образовании детей: именно на них государство возлагает обязанность воспитывать детей и предоставляет им преимущественное право на воспитание ребенка перед всеми иными лицами, в том числе и перед школой. Родители фактическими стали и заказчиками образования, и субъектами образовательного процесса. Теперь без учета мнения родителей никто не может предпринять никаких действий в отношении ребенка, в том числе и школа.

Государство, заявляя о приоритете семейного воспитания и его всяческой поддержке, гарантирует родителям право самим выбирать систему воспитания, обеспечивающего нравственное и физическое здоровье ребенка.

К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с серьезными нарушениями преимущественных прав родителей на воспитание детей.
При наличии конфликта мы привыкли обращаться в вышестоящие административные органы либо к конкретным должностным лицам, но в сегодняшней жизни это не дает положительных результатов. Сказывается отсутствие реальных полномочий конкретных должностных лиц для разрешения конфликта, а зачастую и просто равнодушие. Казавшиеся еще вчера лишь декларативными заявления о том, что Россия становится правовым государством, оказались сегодня реальностью. Во многих случаях только обращение в судебные органы за защитой нарушенных прав и законных интересов граждан может дать реальную защиту.
Российской судебной практике практически не известны случаи судебной защиты прав родителей по вопросам преимущественного права на воспитание детей в спорах со школой, нарушения прав родителей как участников образовательного процесса. Тем важнее размещенные на нашем сайте материалы по судебному спору, проходившему в Санкт-Петербурге, по иску родителей к школе в связи с грубыми нарушениями школой прав родителей в ходе осуществляемого школой образовательного процесса.
Родители несовершеннолетней Иры из Санкт-Петербурга оказались теми ответственными родителями, которые смогли не только воспользоваться своим преимущественным правом на воспитание ребенка в избранной семьей традиционной системе воспитания. Суд защитил их от незаконных действий школы, направленных на навязывание учащимся вопреки воле родителей нетрадиционных стереотипов полового воспитания, связанных с "безопасным сексом", культом тела и получением телесных удовольствий любым путем.

Надеемся, что представленные материалы будут необходимы многим родителям, педагогам, общественности и всем, кто не равнодушен к судьбе нашего молодого поколения, кто готов не только словом, но и делом защитить детские души от растления, от навязываемых им маргинальных норм поведения в вопросах пола.

 

Адвокат рассказывает

В Кировском районном суде г. Санкт-Петербурга закончился длившийся около полутора лет судебный процесс: родители девочки-семиклассницы предъявили иск муниципальной школе № 493 с просьбой защитить преимущественное право на воспитание дочери, которое, по их мнению, было нарушено школой, защитить права родителей как участников образовательного процесса.

Об этом конкретном случае и о правах родителей мы попросили рассказать участника судебного процесса - адвоката Л.О. Павлову.
Дело Качесовой и Троеножко необычно для нынешней судебной практики. Еще несколько лет назад было немыслимо даже представить случившееся в рядовой муниципальной школе.

Родители вынуждены были обратиться в суд после того, как их дочь принесла из школы женские прокладки и рекламный буклет, изданный РАПС "Как изменяются девочки?", а также рассказала, что на уроке биологии ученикам был показан мультфильм, обучающий онанизму. В комментариях к фильму сообщалось о естественности онанизма, пользе его для здоровья; детям рекомендовалось, как практически им заниматься.

Родители возмутились подобным вмешательством школы в половое воспитание своей дочери и обратились в суд, защищая свои права и право ребенка не знать вредную для него информацию, считая, что действия школы наносят вред физическому и духовному здоровью девочки. В соответствии с классификатором болезней Всемирной организации здравоохранения онанизм (неумеренная мастурбация) считается расстройством поведения. И этому расстройству поведения обучали детей в школе. Тем самым школа наносила вред здоровью детей.

К материалам дела были приобщены многочисленные заключения экспертов: психологов, педагогов, однозначно оценивших мультфильм как крайне вредный для психики ребенка, создающий угрозу физическому и психическому здоровью ребенка, противоречащий традиционным культурным ценностям России и нравственным установкам общества.
Любопытно, что учитель Воднева Л.И., показавшая мультфильм, является лауреатом фонда Сороса и еще ранее преподавала детям без согласия родителей валеологические программы. Учитель Воднева Л.И. и директор школы Пахомова Г.А. в суде заявили, что делали благое дело: якобы "снимали у детей психоэмоциональный стресс".

Но независимо от намерений педагогов ими были нарушены все основные права родителей как участников образовательного процесса, право родителей на преимущественное воспитание своего ребенка, а также этика педагога. Права родителей непосредственно связаны с их ответственностью. Ребенок неотделим от родителей вплоть до его 18-летия. Если родителей нет, за ребенка отвечают органы опеки и попечительства или опекун.

В Семейном кодексе РФ (ст. 63, 64) указано, что родители представляют интересы своих детей и защищают эти интересы от возможных нарушений. Делать это они не только могут, но и обязаны. В связи с ограниченной дееспособностью ребенка его права защищают именно родители или опекуны. Отсюда и вытекает их преимущественное право на воспитание детей.

К сожалению, пока ни у педагогов, ни у самих родителей нет понимания того, что эти права существуют и должны отстаиваться (в том числе и в школе); нет и осознания того, что родители в соответствии с законом об образовании наравне со своими детьми являются участниками образовательного процесса.

Это влечет за собой соответствующие права родителей. Так, принимая ребенка в школу, школа обязана ознакомить родителей с уставом школы и перечнем обязательных предметов, по которым будут учить ребенка. Если предмет не входит в число обязательных (как, например, все программы полового просвещения), то такой предмет может преподаваться ребенку только с предварительного согласия его родителей.

Это требование в школе № 493 г. Санкт-Петербурга было грубо нарушено. На суде выяснилось, что мультфильм является частью программы "Изменения", которую проводит Российская Ассоциация "Планирование семьи".
Сама программа являлась массовым мероприятием, охватившим почти все школы Санкт-Петербурга. В программу входят беседы с девочками на темы полового созревания и воспитания; раздача рекламных буклетов компании "Проктер энд Гэмбл" и женских гигиенических средств, которые даже не упакованы, их выдают детям просто в конверте; показ мультфильма.
Фактически в школе используются материалы, по сути являющиеся рекламой гигиенической продукции частной фирмы.

По запросу суда был получен договор между РАПС и компанией "Проктер энд Гэмбл". Согласно условиям договора, он считается выполненным, если программа "Изменения" будет реализована РАПС в 90% школ России с населением свыше 100 тысяч человек. Подобная деятельность в рамках школы незаконна, так как не относится к образовательному процессу.

Необходимо отметить, что за деятельность, не предусмотренную школьным уставом, несет персональную ответственность директор школы.
Контроль за соблюдением школой прав родителей как участников образовательного процесса осуществляют районные отделы образования, как правило являющиеся учредителями школы.

Мать Ирины, Качесова Л.И., стремилась закрепить решением суда свои родительские права на воспитание дочери, а от возмещения морального ущерба отказалась, хотя известно, что лучшим наказанием для виновных служат именно материальные потери.

Иски о возмещении морального вреда могут реально способствовать пресечению нарушений прав родителей и детей в наших школах. Тем более, что Министерство образования РФ, комитеты образования, районные отделы образования и др. органы, призванные контролировать и инспектировать работу школ, как показывает практика, не решают вопросов по приостановлению программ, развращающих наших детей. Без активной позиции родителей, вплоть до обращения в суд за защитой своих законных прав и интересов, вряд ли дело сдвинется с мертвой точки.

До 1995 года сфера образования была строго централизована, и люди привыкли думать, что в школе плохому не научат. Сегодня же Закон об образовании разрешил учителю самостоятельно выбирать программу, учебники, любые дополнительные материалы. Многие педагоги воспринимают это как вседозволенность, хотя, если исходить из закона, полной свободы у них нет. Так, учитель Воднева разработала свою личную валеологическую программу в рамках уроков "Здоровье человека" и учила десятилетних детей сперматогенезу, овогенезу и прочим "премудростям полового просвещения" без согласия родителей. В Законе об образовании РФ установлен принцип преемственности программ, предполагающий, что обучение в каждом классе должно базироваться на ранее полученных ребенком знаниях. А здесь волею администрации школы десятилетние дети изучают органы размножения человека, хотя по базисной государственной программе в их возрасте надо вначале понять, что такое лишайники с грибами.

Школа получила сейчас большую самостоятельность в выборе программ и учебников. И если родители не будут сами в них заглядывать, не будут спрашивать детей, что они проходят в классе, они никогда не узнают, что их ребенку преподают. Тем более, дети всего, что связано с половой тематикой, стесняются и о подобных "стыдных" знаниях родителям сообщать избегают. Поэтому родителям необходимо контролировать то, чему обучают детей!
Родители имеют право ознакомиться со школьными программами, темами уроков, могут даже сами присутствовать на уроке. Это их право предусмотрено Законом об образовании и уставами школ. Сами родители об этих своих правах не знают. И боятся того, что любое их возражение негативно скажется на ребенке. При этом забывают, что рискуют гораздо большим. Система централизованного контроля за уровнем преподавания у нас сейчас сильно занижена. Учитель остается один на один с детьми, и нет гарантий, что ребенку он не навредит. Так что характер влияния педагога на духовное, умственное, физическое развитие школьника должен контролировать прежде всего сам родитель. И это не только его законное право, но и, если исходить из буквы закона, его обязанность. В ряде регионов сейчас создаются объединения, которые называются "родительскими инициативами", "родительскими комитетами" и т.д. Они пытаются административно воздействовать на подобные школы, апеллируя к вышестоящим образовательным инстанциям, органам здравоохранения, и готовы оказать помощь тем родителям, которые дошли до того, что собираются обратиться в суд. И такие обращения уже появляются. Создание подобных общественных объединений и организаций с моей точки зрения оправдано, необходимо, и ведет к наиболее оптимальным результатам в деле защиты интересов детей.

Материал подготовила Ксения Воропаева

В начало

_________________________________________________________________________

 

Качесова Л.И.: «Если бы я отступила, я бы предала своего ребенка»

Хочу прежде всего сказать родителям: не думайте, что растление, которое велось в Санкт-Петербургской школе №" 493 под видом санитарно-гигиенического просвещения школьников, не коснется вашего города, вашей школы, вас лично и вашего ребенка. Присмотритесь, что будут внедрять в души детей через программы по "формированию здорового образа жизни".

С чем мне лично пришлось столкнуться в школе, где учится моя дочь? В 1998 году к нам в школу пришла Российская ассоциация планирования семьи со своей программой "Изменения", предусматривавшей якобы санитарно-гигиеническое просвещение. Спонсором программы и заказчиком являлась иностранная фирма "Проктер энд Гэмбл". В рамках этой программы детям вручались буклеты, изданные этой фирмой совместно с РАПС - на прекрасной дорогой бумаге. Буклеты содержали информацию для девочек 11-12 лет. Малолетним детям, не проходившим еще даже анатомию и физиологию, самым подробнейшим образом объяснялось строение половой системы мальчиков и девочек с иллюстрациями, прилагался словарь медицинских терминов. Маленьким девочкам при этом вручались незапечатанные гигиенические прокладки фирмы "Проктер энд Гэмбл" - как потенциальным потребителям их продукции, которые в будущем будут приносить деньги иностранным компаниям! И это при том, что реклама в школе, естественно, запрещена!

Именно в рамках этой программы детям показывали мультипликационный фильм голландской фирмы "Органон" "Что со мною происходит?". Мультфильм насыщен информацией о физиологии человека представленной в крайне циничной и вульгарной форме. Самое возмутительное то, что в мультфильме комментируется техника занятия онанизмом, то есть детей обучают пороку и "получению самоудовлетворения".

Осуществляет такое гнусное обучение учитель, который свою беседу начинает с того, что, дескать ваши родители в силу своей неграмотности вам этого не расскажут ни правильно, ни научно, а я это сделать могу! Попутно отвергается авторитет родителей, превалирующее большинство которых вовсе не извращенцы, а совершенно нормальные люди. "Установка на порок" дается от педагога! Причем, не просто от педагога, а от завуча школы по воспитательной работе - авторитетного лица для ученика!
Вот откуда начинается растление ребенка. Ведь не каждый ребенок сидит у экрана телевизора, не каждый смотрит рекламу, порнографические или эротические программы. Если и смотрит, то знает, что это плохо. Но в школе учатся все дети.

Во время проверки школ города прокуратура установила, что директора школ лично заключали договоры с Российской ассоциацией планирования семьи и ежегодно отчитывались перед региональным отделением этой организации. У нас в школе, кроме того, проводилось анкетирование детей. Дочь рассказывала, как их расспрашивали: кто папа, кто мама, кто дедушки и бабушки, где работают и т.д. Собралась вся информация о семье. Куда шла эта информация?!

Я стала очень внимательно наблюдать за всем происходящим в школе, зная, что и здесь могут появиться люди с непонятной сексуальной ориентацией, со своими нравственными, а точнее, безнравственными установками, допускающими любое безобразие - вплоть до сексуального просвещения в варварском виде, с чудовищной натурализацией.

Поэтому реальное обращение в суд стало каким-то порывом: у меня не было выбора - это происходит во всех школах, поэтому я не имела другого способа защитить своего ребенка. Когда я обратилась в суд, то многие люди мне говорили, что невозможно побороть эту систему, что меня "раскатают". Родители нашей школы побоялись открыто меня поддержать - не были уверены в результате Но я не могла отступать назад, потому что если бы я отступила - я бы предала своего ребенка. Я понимала, что, возможно, будет давление на меня. Но это было меньшее зло, чем откровенное растление. Считаю, что действия школы реально подпадают под ст. 135 УК РФ и является интеллектуальным развращением несовершеннолетних.

Как только я выступила с протестом, против нарушения своего преимущественного права на воспитание ребенка, откликнулись многие специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга.

В итоге выяснилось, что можно противостоять напору зла, что надо искать в разных организациях те силы, которые не принимают этого безобразия по разным соображениям. Около 6000 родителей города Санкт-Петербурга поставили свои подписи в поддержку нашего с мужем иска. Очень важно, что во время длительного и скандального процесса было обнародовано много такой информации, благодаря которой люди стали понимать, что на самом деле происходит в школе, что могут преподавать учителя. Попутно вскрылось много нарушений - в частности то, что у школы не было лицензии на образовательную деятельность, и она срочно получила ее лишь в конце судебного процесса, отсутствует государственная аккредитация. Обо всем этом родители не знали.
Оказалось, что эту программу изучали не только в Санкт-Петербурге: РАПС представила в суд документы о том, что программа "Изменения" осуществлялась в 220 городах России с охватом до 90% школьников этой возрастной группы (11-13 лет). Дети в 6-м классе, например, изучали процесс родов. Это все скрывалось и выяснилось только в ходе судебного разбирательства.

А ведь не может ребенок в 12 лет встать и уйти из класса! В таком возрасте он не может открыто высказать свое негативное отношение к тому, что происходит в школе, он зависит от учителя! Но мы, взрослые, обязаны защитить детей от порочной информации.
Наше доверие к школе подорвано. В Санкт-Петербурге разработано и начало реализовываться в некоторых школах заявление родителей в адрес школы не осуществлять половое воспитание ребенка ни в каких формах без их согласия. Я считаю, что это нужно делать всем родителям, не ждать, пока грянет гром, пока развратят Вашего ребенка.

Любовь Ивановна Качесова,
мама Ирины

В начало

_________________________________________________________________________

 

Выступление в судебном заседании священника Владимира Рождественского – представителя истицы

Уважаемый суд! Я, священник Русской Православной Церкви, Владимир Рождественский, кандидат богословия, преподаватель нравственного богословия Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. Меня попросили дать оценку рассматриваемому на данном судебном разбирательстве делу с позиции Церкви, Священного Писания - Библии и, наконец, с точки зрения многовековых традиций русской культуры, православной культуры, и традиций народов, населяющих Россию.
Сразу замечу, что эти традиции всегда жестко запрещали прилюдное обсуждение сексуальных вопросов. Сейчас это сделалось нормой. И данное разбирательство, когда школа №493 отстаивает свое право обучать наших детей онанизму и половому разврату через программу, "Половое просвещение российских школьников", программу которая активно внедряется, как раз подтверждает эту мысль.
Латинское слово "мораль" означает нравы, то же и греческое "этика", то же и русское "нравственность", происходящее от существительного "нрав", т.е., обычай. Это слово указывает на устойчивость, на постоянство чувств. В нашем народе всегда существовала устойчивая, постоянная, единая точка отсчета - христианские ценности. "Россия без Христа - это хаос и всеобщее совокупление" - пророчески писал Ф.М. Достоевский.
Из Библейской книги Бытия (38 гл.) известно, что Онан - второй сын Иуды (сына патриарха Иакова)? заклеймил себя мерзким грехом, отселе получившим его имя - онанизм. В наказание за это Бог умертвил его.

Библия определяет грех как беззаконие: "Всякий делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие" (1Ин 3,4). Вот такое беззаконие и творилось на уроке учителя Водневой Ларисы Ивановны и творится в наших школах. Христианское сознание отмечает обычно три наиболее главных вида греховных состояний: 1) грех мысли и дела, 2) грехи вольные и невольные, 3) грехи тяжкие и смертные.
В нашем случае мы видим:
1) грех дела. О такого рода грехах и грешниках - соблазнителях, искушающих еще неокрепших духовно людей, Сам Господь говорит: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазны приходят" (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 7). И еще: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его на глубине морской" (Мф. 18,6).
В нашем случае малые сии не только Качесова Ирина, как хотят представить адвокаты, но и все наши дети, для которых одни соблазнители сделали этот мерзкий фильм, другие перевели на русский язык, третьи показывали его в школах, а четвертые проводят программу растления на уровне Минздрава, Минобразования.
2) То, что мы имеем грех вольный, вне всякого сомнения - ибо творится он сознательно и добровольно. "И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12, 47-48). Стоит ли говорить, как много дано учителю! Ему вверены детские души и ответственность педагогов необычайно велика. Они призваны сеять не плевелы, не сорняки, а добрые зерна разумного, доброго, вечного.
Наконец, 3) грехи тяжкие и смертные, которые зависят не только от степени соучастия в них нашей воли, но еще и от степени сердечного влечения и расположения ко греху. О такого рода грехах и грешных Библия говорит: "Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (т.е. в переводе с греческого - онанисты), ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (I Кор. 6, 9-10).
Повторяю, Библия говорит - не наследуют онанисты и развратники и развращающие Царства Божия. А, значит, наследуют вечную смерть.
Самые тяжкие грехи называются смертными. В определениях VII Вселенского Собора 5-е правило говорит: "грех к смерти есть, когда некто согрешая, в неисправлении пребывает".
Из этого правила видно, что любой грех, через упорное укоренение в нем, может стать смертным. В нашем случае налицо упорное стояние на своем учителя, который через полгода после начала данного судебного разбирательства вещает по Петербургскому радио о безопасном сексе, о партнерах в сексе и т.д. и, мало того, подает встречный иск на родителей.
Общая нравственная атмосфера в России испокон веков вовсе не требовала никакого специального полового воспитания. Она щадила неокрепшее самолюбие подростка, поощряла стыдливость и целомудрие. Именно в семье родители давали детям знания о святости брака, о цели и предназначении мужчины и женщины в продолжении не только жизни, но и веры.
Стыд - одна из главных нравственных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это в одном ряду с честью и совестью. Стыдливость в любом возрасте, начиная с самого раннего, украшала человеческую личность, помогала выстоять под напором соблазнов. В русском языке не было, разумеется, таких терминов, как "сексуальная революция", "сексуальная свобода", синонимом которых служит короткое и точное слово: бесстыдство. Особенно нужна была стыдливость в пору физического созревания. Похоть спокойно обуздывалась обычным стыдом, оставляя в нравственной чистоте духовно неокрепшего подростка. И для этого народу не нужны были особые программы.
Четкие нормы поведения для разных случаев создавали основу для самодисциплины, исключали вседозволенность, которую провозглашают сегодня под видом полного освобождения личности. Но уместно спросить: освобождения от чего? От нравственных устоев, облагораживающих и обогащающих личность? Освобождения от страха Божия, чтобы забыл человек, что создан Богом по образу Его, потерял этот образ и превратился в скотину, удовлетворяющую свою плоть.
Совесть человека, его внутренний самоконтроль всегда были на Руси регулятором и его жизни.
Настойчивым всегда было требование целомудрия, под которым понималось соблюдение понятных и современному человеку требований: верности, спокойствия, умерения страстей, недопустимости прелюбодеяния и т.д. Не только аскетическая жизнь в монастыре, но и целомудренная в браке рассматривались как пути спасения души.
Феномен "загадочной русской души", который пытались разгадать многие "социопсихологи" включает в себя, в частности, исключительную сосредоточенность на "духовном", отвержение всего "чувственного", "плотского".
На Руси больше тысячи лет Церковь духовно готовит мальчиков и девочек стать отцами и матерями, создать семью как малую Церковь.
Душевное и телесное здравие человека, безусловно, связаны между собой. Человек - существо сложное: это не только его физический состав, но и душа, которая, в свою очередь имеет свои источники питания. Она является "инстанцией" духовного мира, т.е. связана с Богом, с миром Ангелов и святых. Вместе с тем на нее действует темный духовный мир, мир падший, влекущий душу ко греху. И состояние души неизбежно отражается на состоянии тела.
Трудно сегодня воспитать здорового ребенка, здорового и телесно, и душевно. Однако трудности воспитания, прежде всего, связаны с теми целями, которые мы, родители, ставим перед собой. Одни хотят видеть своих детей сильными физически; другие - чтобы в их детях проявились необыкновенные таланты: научные, художественные и т.д.; третьи - просто ограничились заботой одеть и накормить, воспитание переложив на школу, что, увы, сегодня небезопасно.
Но не таковы чаяния православных родителей. Библия говорит: "Ищите прежде Царствия Божия, а все остальное приложится вам". Господь же не говорит, что отнимутся эти таланты; если их Господь дал - приложатся. Но православные родители, воспитывая своих детей, хотят прежде всего спасения их душ, хотят научить детей любить Бога и ближнего, и тогда с какими бы трудностями те впоследствии ни столкнулись, они сохранят незапятнанными свои души. Ибо говорит Господь: "Не войдет в Царство Небесное ничто нечистое" (Откр.21.27). Главное, если вкратце определить суть национальной православной и не только православной системы воспитания, - это стремление ввести ребенка во взрослую жизнь вратами послушания, воздержания и целомудрия, которые впоследствии дадут ему возможность самостоятельно противостоять злу вне и внутри себя. Такое воспитание научит ребенка правильно ориентироваться в мире, правильно строить отношения с людьми, правильно относиться к себе и к своему телу, ибо тело является храмом для души, и содержать этот храм должно подобающим образом. Библия говорит: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога?" (I Кор. 6, 19).
Языческая формула "В здоровом теле - здоровый дух", как показывает жизнь, не срабатывает. Сколько мы встречаем сегодня физически здоровых, натренированных, играющих бицепсами духовных трупов. В их "здоровых телах" дух агрессии, хамства, гордыни, злобы.
Православная система воспитания научает здоровому образу жизни, который включает в себя:
- добродетельную жизнь с молитвой, верой и любовью к Богу и ближним;
- меру во всем;
- душевный мир;
- умеренное питание с посильным ограничением (пост);
- физический труд, одухотворенный и соответствующий возможностям человека;
- послушание.
Православную семью называют "малой Церковью". В этой семье говорят ребенку, что есть блуд, потому что читают Писание. А в Библии ясно сказано: блудники не войдут в Царство Небесное.
В православной семье научают относиться к собственному телу и к телу ближнего не просто с уважением, а с благоговением, как к храму, в котором обитает Дух Святой. И никто не имеет права оскорблять этот храм своим бесстыдством.
То и дело слышишь: "Если мы оставим детей наших наедине с телевидением и просто, в подворотне со своими сверстниками, то вот тогда и жди беды". Так, кстати, и говорила на судебном заседании 14 апреля прошлого года учитель Воднева Лариса Ивановна. Но, во-первых, родители, которые занимаются воспитанием своих детей, не оставляют их в ни подворотне, ни наедине с экраном телевизора. Во-вторых, и в наше сложное время и в любые времена сверстники-одноклассники могли принести в школу непристойные картинки или непристойные книги, или заговорить "про это". Но они были, как правило, мягко выражаясь, не самые лучшие ученики и не только по успеваемости. И к ним и отношение было соответствующим. Но среди нормальных учеников, хороших учеников, которых, как правило, абсолютное большинство, о таких вещах не принято было говорить. Одно дело, когда говорит об этом отъявленный хулиган и пакостник - кто его будет слушать, а если и выслушают, всегда помнят, от кого это исходит. Но когда подобное исходит от учителя, которому ребенок всецело доверяет, вот тогда точно "жди беды". Сегодня жизнь показывает, что можно дождаться беды и от школы, если мы оставим школу бесконтрольной, если оставим детей наедине с учителями, использующими в качестве наглядных пособий фильмы, где звучит следующий текст: "Девочкам и мальчикам хочется испытать удовольствие. Они могут ограничиться своим собственным телом, прибегнув, например, к онанизму".
Отец девочки Ирины, Олег Алексеевич Троеножко, прав: "сам фильм оскорбляет человеческое достоинство". Здесь на уроке насаждают то, чтобы человек не отличался от животного. Человек рассматривается не как конкретная духовно-телесная личность, а как безличная совокупность психофизических процессов и рефлексов.
На уроках валеологии, ОБЖ в наших российских школах сегодня совершается преступление - развращение малолетних. А нам ловко и небезуспешно доказывают, что никакого преступления нет, а есть всего лишь естественная человеческая физиология. Ведь физиология - это факт, а с фактами спорить невозможно. Не только экспериментальная программа педагога Л.И. Водневой, но и программы Минздрава и Минобразования, которые насаждают сегодня повсеместно, внушают подросткам уверенность, что возможен "безопасный секс", возможно ограничиться своим телом. Вдумаемся в слово "безопасный". Т.е. нет никакой опасности, ни духовной, ни нравственной. Никакой ответственности брать на себя не придется! Авторы программы проповедуют нашим детям, что рукоблудие - вещь совершенно естественная, дозволенная и даже необходимая для правильного полового развития.
Но любой грех, и плотской грех в частности, всегда имеет свои последствия - и духовные, и медицинские, и нравственные.
Духовные последствия. Плотской грех, осуществленный сначала в мысли, а потом и на деле, отлучает нашу природу от вечной жизни и ввергает ее в темное царство вечного отчуждения от Бога.
Последствия медицинского, физиологического характера. Половая распущенность, которую ныне навязывают российской школе, выразится в ущербности, дегенерации, вырождении ментальных и физических способностей, нанесет серьезный вред психическому здоровью наших детей. Но об этом лучше скажут сами врачи.
Наконец, нравственные последствия плотской распущенности. Разврат, и конкретно грех рукоблудия, отражается на человеческой душе, она теряет природные, Богом данные качества: ясность ума, умение схватывать изучаемый материал налету, проницательность, свойственную детской психологии, радость сердца и переживание каждого мига как полноты бытия - все то, что, собственно, и делает детство счастливым.
Русская школа, семья, Церковь воспитывали детей в целомудрии. Целомудрие - это полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная. Целомудренный. Целый и мудрый. Целый - то есть здоровый. В Библии и в Священном Предании под целомудрием подразумевается чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души, а не только плоти.
Целомудрие - это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть, это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотским, животным с исключительно репродуктивными функциями, теряет все человеческое.
Противоположным целомудрию является состояние развращенности, развороченности души. В нашем случае, еще нетронутый, целинный пласт личности ребенка пытались разворотить, вывернуть наружу низменные потребности и похоти плоти, а душу завалить, подавить плотским, страстным, греховным.
Развращенный человек - как бы вывернутый наизнанку, бесстыдно выставляющий наружу постыднейшее. Вместо стыдливости здесь бесстыдство и цинизм. И звучит он с экрана телевизора в нашей русской государственной школе, выражаясь словами ее директора, "на методическом, профессиональном высоком уровне": "Девочкам и мальчикам хочется испытать удовольствие. Они могут ограничиться своим собственным телом, прибегнув, например, к онанизму". Трудно потом родителям говорить девочке о целомудрии, если в школе ее обучают мастурбировать. В Толковом словаре живого Великорусского языка Владимира Даля читаем: "Рукоблудие, онанизм - это пагубный порок скотской похоти". Скотской, потому что скотам присущей. В "Толковом словаре русского языка Ожегова находим: "Онанист - человек, страдающий онанизмом".
Общество могло пасть. Не раз случались в России смутные времена, но у людей были семьи, такие же семьи, как семья Качесовой Ирины, семьи, в которых продолжали существовать те нравственные начала, которые, может быть, предавались забвению в обществе. Но если будет разрушена не просто православная, а традиционная русская семья, а она не может не разрушаться от введения подобных экспериментальных программ, мы потеряем себя как нацию. С выздоровления и сохранения семьи и может начаться выздоровление общества. Однако, как мы сможем вырастить здоровых целомудренных граждан, если их с малых лет будут систематически развращать в школах, превращая в скотов.
Я обращаюсь к вам, педагоги Галина Александровна и Лариса Ивановна. Вы, конечно, знаете: "педагог" в переводе с греческого значит "детоводитель". В Древней Греции детоводителем был раб или слуга, который сопровождал ребенка по дороге в школу к учителю, охраняя его. Современный педагог - и учитель, и детоводитель. Он ведет ребенка и вводит его в жизнь; как детоводитель он должен оберегать и охранять сердце ребенка от всего злого, лукавого, нецеломудренного.
Библия говорит: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы"(1 Кор. 3.16-17).
Вы, педагоги школы № 493, можете выиграть в этом суде, можете проиграть дело. Но помните, показывая этот мерзкий фильм, вы разоряли храм Божий души ребенка. Вы учителя, с вас и больше спросится. Нельзя же все оценивать соровскими сребрениками. Вы ведь не только педагоги, но и сами мамы. Неужели оставила вас мудрость женщины, мудрость матери. Помните: "Бог поругаем не бывает" (Гал.6.7).
Я, православный священник, призываю вас испросить прощения у детей и их родителей, отозвать свой встречный иск и никогда не впускать в нашу школу растлителей и их продукцию. Как священник я призываю вас - откажитесь от духовной смерти, откажитесь сеять духовную заразу среди наших детей. Выбор за вами.
Выбор и за вами, господа судьи Выбор за каждым из нас.
Помните дневник Тани Савичевой из блокадного Ленинграда, где девочка отмечает, как умирают один за другим от голода все ее близкие. Их убивали враги нашей Родины.
Дневник пятиклассницы Иры Качесовой, который с ее разрешения приобщен к делу школы № 493 - это дневник нашей эпохи. Он рассказывает, как убивают детство наших детей.
Да не будет! Аминь.

В начало

________________________________________________________________________

Выдержки из фонограммы судебного заседания Кировского суда г. Санкт-Петербурга

24 марта 2000 года.

Судья: (представляет участников заседания, разъясняет права сторон). До начала слушания дела ходатайства по первоначальному иску у сторон есть?
(...)
Судья: Принимается решение допустить в качестве представителя Рождественского Владимира Геннадьевича. Есть еще ходатайства, дополнения, теперь уже у ответчиков по первоначальному требованию?
(...)
Троеножко: Иск своей жены я поддерживаю однозначно. Нарушено право родителей на преимущественное воспитание детей, моих родных детей. Нарушено мое право, как участника образовательного процесса на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса. Иск своей жены Качесовой я поддерживаю, иск Водневой не признаю абсолютно. В принципе все.
Бородатый С.: Вы назвали Качесову своей женой, у вас есть свидетельство о браке?
Троеножко: Есть свидетельство о рождении ребенка, там написано "отец".
Павлова: Считаете ли вы, что показ в школе фильма об интимных сторонах жизни человека, обучающий онанизму, вступает в противоречие с избранной вами системой воспитания? На что вы ориентировались в воспитание дочери?
Троеножко: Безусловно, есть противоречие с системой воспитания избранной в нашей семье. Мы воспитываем детей в православных традициях. Я православный, жена, дети мои крещеные православные. Я постоянно посещаю церковь, у меня есть духовный отец, я исповедуюсь, дети то же самое, и, как сказал отец Владимир, это "скотство" называется "онанизм", у Даля сказано. И я не хочу, чтобы моих детей обучали "скотству", тем более, что это грех. И я об этом постоянно говорю, на родительских собраниях говорил. В протоколах, кстати, этого нет; того, что я выступал в 5-ом классе и в связи с фильмом выступал, тоже против был, этого нет в протоколах.
Павлова: Скажите, могла ли ваша дочь, сама, произвольно уйти, и не смотреть этот фильм, не слушать беседу Водневой о половом воспитании, демонстративно отказаться от буклетов?
Троеножко: Реально - нет. Воднева была любимым преподавателем, и предмет был любимый. И естественно, когда учитель со своим авторитетом говорит "будем смотреть фильм", как может ребенок уйти, отрицательно отреагировать на слова любимого учителя.
Павлова: Вы имеете ввиду, что сам авторитет учителя понуждал ребенка смотреть то, что показывают?
Троеножко: Конечно.
Павлова: Фильм был показан в рамках учебного процесса в течение какого-то урока? Что вам известно?
Троеножко: Фильм был показан в рамках учебного процесса на пятом уроке. В этот день должно было быть шесть уроков, пятый урок должен был быть социология.
Павлова: Школа оповещала вас, вашу жену, что она собирается показывать фильм "Что со мной происходит?", посвященный вопросам полового просвещения?
Троеножко: Ни меня, ни мою жену Качесову никто не оповещал, что в школе будет показан фильм "Что со мной происходит?" в рамках образовательного процесса на 5-м уроке.
Павлова: Какие действия вам как родителям пришлось предпринять для того, чтобы посмотреть фильм, и пытались ли вы объяснить школе, что она делает недопустимые вещи?
Троеножко: Действия были следующие. Пришлось обзвонить родителей. Звонил не я, а Любовь Ивановна. Из тех, кого обзвонили, пришли не все. Это было связано с предложением показать нам этот фильм, потому что неизвестно, что детям показали. Мы должны знать, какую информацию преподносят нашим детям без нашего ведома. О сути фильма мы знали со слов дочери и про самый возмутительный фрагмент об онанизме тоже. Мы, родители, собрались, написали заявление директору. Любовь Ивановна переговорила с классным руководителем Гунич Светланой Борисовной и просила показать фильм. Гунич С.Б. отказала, поэтому пришлось обратиться к директору с групповым заявлением, чтобы нам показали фильм.
Павлова: Фильм был показан?
Троеножко: Фильм в итоге мы увидели, но того фрагмента, самого возмутительного, показанного девочкам, нам показано не было.
Павлова: Какой фрагмент не был показан?
Троеножко: Фрагмент об онанизме, где конкретно о том, что надо потереть, что помассажировать.
Павлова: О том, что он был, вы знали со слов дочери?
Троеножко: Да. И кстати, я дочь взял на просмотр фильма, чтобы она сказала: да, этот фильм. Директор сразу наотрез отказала, сказала, что не будет показывать, если будет присутствовать девочка.
Павлова: А почему директор отказала?
Троеножко: Она сказала, что дочери уже показывали, а обсуждать в ее присутствии мы не будем.
Павлова: Обращались ли вы в вышестоящую организацию - в РОНО, в комитет по образованию с жалобами на нарушение прав родителей в связи с показом данного фильма?
Троеножко: Да, к господину Криличевскому в комитет образования...
Судья: В деле есть письмо.
Троеножко:... с письменным заявлением к председателю комитета по образованию Санкт-Петербурга с изложением фактов, имевших место, и с просьбой проверки законности фактов и реакции соответствующего начальства - Криличевского - на эти факты.
Павлова: В школе производилась проверка по вашему заявлению?
Троеножко: Насколько я знаю, производилась, нам был дан отрицательный ответ.
Павлова: Когда вы решили подать исковое заявление и в связи с чем?
Троеножко: В декабре 1998 года после отказа принять меры.
Павлова: Кому вручались копии иска? Представителю школы, третьему лицу. Водневой?
Троеножко: Копии я вручал секретарю школы, которая поставила печать, круглую гербовою, школы и расписалась.
Павлова: Вы заявили, что вы не признаете встречный иск. Полагаете ли вы, что, подавая иск, распространили сведения, порочащие учителя?
Троеножко: Я своими действиями распространял лишь факты, которые имели место быть, даже не распространял, а заявлял, вот были факты. Имею право на подачу иска в суд.
Павлова: Вы считаете, что действовали в рамках закона, подавая иск и жалобу в органы образования?
Троеножко: Конечно. Ничего не выдумывал, а только то, что было, сообщал фактические обстоятельства дела.
Бородатый С.: Скажите, господин Троеножко, вы наверняка состояли членом КПСС? (общий шум)
Судья: Вопрос снимается.
Боброва: Вы верующим человеком с какого времени себя считаете?
Троеножко: Постоянно, с рождения, как осознал себя. Родители православные, бабушка, прабабушка, прадедушка - все православные, я считаю себя православным.
Кузьмина: Скажите, в каких выражениях ребенок вам рассказал фрагмент об онанизме?
Троеножко: Ей было до того это стыдно, она рассказывала все это своей матери, у них доверительные отношения. Мне об онанизме она не рассказывала.
(...)
Судья: РОНО, хотите что-то сказать? Считаете ли исковые требования обоснованными?
Рязанцев: Я ведущий специалист отдела образования, подчиняюсь начальнику гр. Русак. В соответствии с нормативными документами, РОНО утверждает учебный план школы. В данном случае учебный план 493 школы, валеологический курс "Человек и его здоровье", был утвержден один час в неделю. Для утверждения школа, представила решение педсовета от 1994 года и документ Института образования взрослых РАО, который подчинен комитету образования. Я считаю, что отдел образования действовал в пределах своей компетенции, разрешив образовательному учреждению тот курс, о котором я сказал.
(...)
Новолодский: То, что происходило в школе, относится к программам по половому просвещению? Как вы контролировали?
Рязанцев: Контроль отдел образования в этой части осуществляет через нормативную базу. А именно, путем издания приказа по отделу образования, ознакомление руководителей, которые в нашей компетенции, к нашей номенклатуре относятся и через обратную связь. То есть издан был приказ КО, он был доведен до сведения. У нас полового воспитания в отделе образования не было.
Новолодский: Еще раз повторяю. Речь не идет о программе по половому воспитанию. В приказе написано о запрете используемых в работе учебных пособий.
Судья: Каким-то образом производился контроль или нет? Можете вы сейчас ответить?
Рязанцев: Контроль за действием данного приказа? Так? В данный момент я не готов ответить. Есть инспектор, который курировал данный вопрос, это у него я готов узнать и к следующему суду представить документы по линии контроля данного приказа.
Боброва: Что было контролировать, если не было программ?
Павлова: Вы, как учредитель, обязаны утверждать программы школы. Вы дали пояснения суду по валеологической программе Водневой. Программа предметом иска не является, но о ней говорит Качесова. Именно в рамках этой программы она заявляла свои возражения о половом воспитании детей. В качестве валеологической программы учитель Воднева в 5-м классе преподавала предмет "Здоровье человека". В п. 2.2 Устава школы нет валеологии и этого предмета.
Бородатый С.: Этот вопрос надо снять, он не относится к требованиям истцов, рассматриваем это как затягивание дела.
Павлова: Почему вопреки данным, указанным в Уставе, РОНО допускал преподавание валеологического курса?
Рязанцев: Я уже ответил на этот вопрос в начале, отдел образования утвердил учебный план школы №493 с курсом "Человек и его здоровье". Мне добавить нечего.
Павлова: С п. 2.2 Устава вы не считались?
Новолодский: Правильно, зачем? (общий шум)
Павлова: Скажите, в какой форме школа осуществляла п. 2.10 Устава, устанавливающий, что "родителям несовершеннолетних обучающихся обеспечивается возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса", и как контролировали это?
Рязанцев: Школа знакомит в соответствии с Уставом родителей с учебным планом и программами на родительских собраниях. Второй способ доведения сведений до родителей - через родительские комитеты. Более подробно на данный момент я ответить не могу...
Павлова: Вы с программами знакомитесь? Вот Воднева свой личный курс преподавала.
Рязанцев: Я по этому моменту все сказал. Отдел образования утвердил учебный план школы №493.
Павлова: Иск заявлен о незаконности показа фильма и вы не высказались в этой части. Отдел образования поддерживает исковые требования Качесовой или поддерживает возражения школы? У вас есть мнение по встречному иску Водневой или вам надо согласовать с руководством вашу точку зрения?
Судья: Вы считаете первоначальный иск обоснованным или нет?
Рязанцев: Я не думал, что данный вопрос будет. Я бы на этот вопрос ответил на следующем заседании после консультации.
Судья: То есть позиции нет.
Рязанцев: Позиция есть, только надо посоветоваться, я представитель отдела образования, и вопрос очень серьезный.
(...)
Новолодский: Как родители могут реализовать свое право, данное законом, если родителям не говорят о показе фильма, а учат детей, что онанизм это приятно и хорошо?
Судья: Как РОНО полагает? (общий шум)
Рязанцев: Практика показа фильмов в образовательных учреждениях существует, но фильмов, которые носят учебный характер. Они и показываются. Форма доведения может существовать, может не существовать, если фильм - учебное пособие. Это инструмент.
Новолодский: Понятно. Статус учебного пособия этому голландскому фильму кем был придан и чем? Каким актом, государственным?
Рязанцев: В материалах дела что-то было, я не помню. Но отдел статус фильму не давал, это точно.
Новолодский: Тогда почему вы говорите о данном фильме как об учебном пособии?
Рязанцев: В материалах было какой статус и указано, кем разрешен этот фильм.
Качесова: Я располагаю инструктивно-методическим письмом Комитета от 16.07.96 года №441. Здесь четко указанно: "выбор дополнительных образовательных программ... определяется педсоветом с учетом пожеланий родителей и запросом обучающихся, согласовывается с учредителями, фиксируется в Договоре с учредителями, оформляется приказом по отделу образования, каждая дополнительная образовательная программа лицензируется... руководитель образовательного учреждения обязан информировать родителей обучающихся ... о перечне предлагаемых программ, учебников, организовать ознакомление с их содержанием не позднее 6 месяцев до начала следующего учебного года. Принуждение учащихся (родителей) обучаться по программе или использовать учебник (пособие) не допустимо и считается грубым нарушением прав обучающихся. Ответственность за это несет руководитель образовательного учреждения". Это выпущено в 1996 году, думаю и в 95, 97, 98 году существовали такие же письма, изданные КО и обязательные для выполнения и РОНО, и образовательными учреждениями. Знакомы ли вы с ним и что вы скажете на это?
Рязанцев: Да известно, и оно доведено до сведения руководителей.
Качесова: И каким образом оно выполнялось в данном конкретном случае? Представители ответной стороны говорят: совсем не обязательно меня предупреждать, какие программы. А меня должны были ознакомить за 6 месяцев.
(вопрос остался без ответа)
Отец Владимир: Скажите, вы считаете, что обучение онанизму является частью светского образования в наших школах?
Рязанцев: Нет, не является.

В начало

 

 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты