Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

Главная проблема жизни

 

Дорогие коллеги и друзья, родители и старшеклассники!

Я обращаюсь к Вам с предложением вынести на всенародное обсуждение конструктивное решение "главной проблемы жизни" - как назвали ее старшеклассники - проблемы Любви.

Как и о чем говорить с ними об этом, о чем не говорить?..

Нина Евгеньевна Сальникова, психолог,
г. Санкт- Петербург.

 

В 1999 году информация, услышанная мною на русско-шведском семинаре в г.Санкт-Петербурге по проблеме профилактики СПИДа, тенденциям роста этого заболевания и других заболеваний, передающихся половым путем, вызвали у меня состояние шока. Понятно, что нужно было что-то делать. Ничего не делать в данной ситуации - преступно.

Всех выступавших на этом семинаре, в том числе и меня, пригласили ознакомиться с опытом шведских коллег по организации молодежных консультаций в Швеции. Мы с радостью согласились поехать. Обучение проходило в конце мая 1999 года в Стокгольме в течение 5 дней.

Я бесконечно уважаю эту страну, людей, которые помогали нам в трудное время. Так, Общество помощи детским домам России и церковный приход города Фагерштад (священник Ула) помогали несколько лет приютам для беспризорных детей в 1992-1996 гг. Оборудование приютов: мебель, одежда, сантехника, игрушки, - все это было доставлено из Швеции. В благодарность один из самых первых приютов был назван Дом Астрид (сейчас он в структуре социально-реабилитационного центра "Воспитательный Дом" Санкт-Петербурга).

Нас тепло встретили в Стокгольме, разместили в гостинице. Обучение проходило интересно, разнообразно. Это были и лекции, и семинары и встречи со специалистами из передовых клиник по лечению СПИДА, образовательным программам в школе. Профессиональный уровень всех специалистов Стокгольма - очень высокий. Уровень коммуникативной культуры - поражал недосягаемой и забытой нами уважительной и заботливой интонацией о детях. Увы, такой уровень редко встретишь в Петербурге среди педагогов и психологов.

В молодежной консультации работали акушерки, психологи, понимающие и любящие подростков. Подростки и молодые люди не возражали, чтобы я присутствовала на консультации. Они сами знакомились со мной (здоровались, пожимали руку, чуть смущаясь) - естественно и уважительно и беседовали с акушеркой. Переводчик пояснял мне суть проблемы. Консультации были по самым разным темам - нет ли беременности, боли в пояснице, необходимость выписать противозачаточные таблетки, сложные отношения в семье. Часть вопросов акушерка решали сама, по другим отправляла к специалистам молодежной консультации и социальным работникам. Нет сомнения, что такие молодежные консультации в Стокгольме - абсолютно позитивное явление.

Насторожило и расстроило меня только одно занятие. Оно проходило в обучающем центре, куда приходили подростки и молодежь, получившие глубокие знания на уроках по физиологии, биологии. Подростков обучали грамотному обращению с презервативами. Считается, что презервативы предохраняют от инфекций. 5 лет назад по этому поводу проходила дискуссия на тему, насколько эффективна защита с их помощью. Более убедительной в дискуссии нам представлялась точка зрения о том, что защита почти 100%. (Сейчас появилась информация, что это не так, что вирусы и микробы столь малы, что резиновая пленка презерватива для них не преграда).

Меня убедили цифры, что обучать детей защите от инфекций необходимо. Как это делать - вот главное. Вот здесь-то и есть трудности.

На одно из занятий в Центре в Стокгольме в светлом, красивом помещении на большом столе лежали разнообразные красиво уложенные фрукты - яблоки, бананы, виноград. Мы пробовали виноград, бананы, обменивались впечатлениями. Обстановка была самая непринужденная. С нами был мужчина, который должен был вести занятие по какой-то теме - я не очень-то и вслушивалась в тему данного занятия. Мужчина протянул мне предмет, похожий на банан - я так и поняла, что он угощает меня вкусным, каким-то особенным фруктом. С благодарностью взяла его и вздрогнула, испугалась от неожиданности: этот предмет вибрировал в руке. Оказалось, это был вибратор. Ощущение обмана, отвращения не покидало меня до конца нашего обучения, как я себя не уговаривала, не перенастраивала на позитивный лад.

Мужчина начал занятие - о… типах презервативов и о том, как грамотно с ними надо обращаться. Практические занятия также вызвали у меня протест, но и не только у меня - многие петербуржцы, присутствовавшие на занятиях в первый раз - краснели. Казалось, ничего особенного не происходило: предлагалось понюхать и попробовать на вкус разного типа презервативы, в них были приятные разные ароматизаторы.

Я уверена, что не одна я пережили шок в этот день. Другие же приспособились, стали жестче и даже циничнее, кто-то прошел обучение и его личному опыту, знаниям - этот опыт не помешал, он был для них органичен.

Стыд - тонкая защита, прекрасное чувство, предупреждающее нас о неправильном поступке. Разрушение чувства стыда делает из нас в каком-то смысле инвалидов, людей, не способных искать другие пути, соответствующие человеку-мирозданию, развивать ребенка, соразмерного вселенной.

Спасая с помощью такого медицинского подхода в России 10 человек, мы растлеваем 100 человек, дезориентируем 1000 человек….

Я пыталась убедить коллег из Стокгольма, что заимствовать опыт других стран невозможно, наши культуры различны: спокойная жизнь, уважение к детям, уровень культуры, которые есть в Швеции, стране, где дети не плачут, невозможно перенести в Россию, где одна из главнейших проблем для людей - выживание, а преобладающие чувства большинства людей - депрессия, горечь, усталость. Я убеждала специалистов - шведских и русских, что информацию об опасности их жизни и здоровью давать необходимо, но форма подачи, образовательные программы должны быть принципиально иными, чем в Швеции. Во-первых, нужно давать, полную информацию (социально-психологическую, медицинскую и др.), во-вторых - не запугивать, а показывать возможные позитивные варианты-программы наряду с предупреждающей об опасности информацией. Мне не удалось убедить шведских и русских специалистов. Тогда я написала программу "Диалоги о любви" (несколько программ подготовлены с коллегами-психологами одного из районов, обсуждены с ними), по которой и работала со старшеклассниками. В 2003 году опыт работы по этой программе со старшеклассниками, воспитателями детских садов, педагогами, родителями, специалистами был обобщен, программа, и опыт работы опубликованы в книге "Работа с детьми: школа доверия" (Санкт-Петербург, 2003).

В течение 1988-2004 гг. мы обсуждали с психологами, родителями, педагогами, старшеклассниками следующие вопросы:

1. Почему о "главной проблеме жизни (о любви) с нами никто не говорит?" (вопрос старшеклассников)

Большинство старшеклассников, у которых я вела уроки психологии, ответили в анкете, что о любви с ними до 10-го класса должны говорить только родители, а в старших классах многим из них необходимо медицинское просвещение (но только после разговора о любви, взаимоотношениях, познания самого себя).

Большинство родителей растерянно ответили, что они не знают, как о любви говорить со старшеклассниками.

2.Современная молодежь.

Мальчики чаще консультировались у андролога, девушки - у меня. Мы обсуждали с ним (специалистом) результаты, впечатления и наблюдения. Мнение было удивительно сходным: вопросы девушек и юношей - говорят об их удивительной чистоте.

Я рассказала о нашей беседе и результатах на очередной встрече со старшеклассниками, они приходили группами в молодежную консультацию (МК). В ответ от старшеклассников я почувствовала такую волну тепла и признательности, каких-то невиданных незнакомых высочайших чувств!

Еще одно качество, свойственное ли этому возрасту, или современным детям - открытость и доверие к информации, даваемой взрослыми о самом главном. Они ранимы, настолько готовы выслушать и принять необычную новую информацию - куда деваются их защиты, противостояние. Это другие люди. Какие глаза! Не глаза, а очи!

Приведу пример. После того, как учащиеся 9 класса прослушали лекцию у медиков о противозачаточных средствах, получили презервативы, они пришли на занятия к психологу - ко мне. Они з а б ы л и ! о "дарах данайцев" и слушали о любви и влюбленности, об андрогинах и первой любви… Они задавали вопросы и несколько человек не хотели уходить, записались на индивидуальную консультацию и говорили о любви. Противозачаточные подарки были для них как инопланетные подарки, которые ни к чему.

Какова же ответственность взрослых, работающих в этих центрах.

3. Нужны ли Молодежные Консультации в городах России?

- Да! Но они должны быть иначе организованы. Молодежные Консультации в Швеции - органичны для ее традиций, культуры.

- Можно ли перенести опыт другой страны на почву другой прямым заимствованием? …Понимание целостности культуры - понимание ее тенденций, осознание ее пути - ошибок и открытий. Как каждый человек, так и город, регион, страна - важные части единого целого - они вносят свой вклад в развитие планеты. Каков этот вклад - нужно осознать, прежде, чем перенимать даже позитивный опыт - возможна несовместимость - духовно-душевное несоответствие. Прежде чем перенимать опыт, найденный в каком-то городе, стране, важно учесть особенность страны, региона, города.

Не менее важно обобщить негативный опыт каждой страны - этот опыт - предупреждение от тупикового пути других стран. Осознание этого опыта может быть основой для обмена позитивными и конструктивными открытиями общемирового значения на планете. Пока такая работа не проделана, обмен опытом может привести совершенно к неожиданным результатам, случайно - к позитивным, в большей же части - к негативным.

С какими вопросами обращались ко мне старшеклассники?

- Как познакомиться, как строить общение с девушками, юношами?

- Как строить отношения с родителями, если уже произошла трагедия?

- Неразделенная любовь: как жить дальше?

- Первая любовь - ошеломляющее чувство, переживание бытия как особой реальности, настоящей жизни. Как быть понятым в этом состоянии?

- Взаимоотношения среди юношей - как поступать по-мужски?

- Предательство любимого человека. Как быть?

- Насилие.

Работая по этой проблеме, я была поражена, сколько абортов, сколько насилия (цифры, даваемые в книге о нашей молодежи - занижены - нужны особые исследования и особые программы помощи девушкам, женщинам, мальчкам, юношам - с тем, чтобы они прожили горе, нужны книги, специальная информация о переживании - проживании горя. Информация нужна бережная, щадящая для молодежи, понятная. Верующим проще - им нужно идти в храм…

Необходимо осознание и покаяние женщин, которые совершили смертный грех. Нужно предупредить молодых людей, поддержать отчаивающихся.

 

Из опыта создания в Петербурге молодежных консультаций, учитывающих особенности страны, региона, города.

1. Встречи и консультации в библиотеках с родителями, подростками, молодыми людьми. Библиотеки посещаются огромным количеством молодых людей, родителей. При реорганизации некоторых библиотек, соответствующей подготовке и готовности заведующих библиотекой, финансировании, материальном обеспечении - компьютере, девушки и юноши могли бы получить необходимую им информацию самостоятельно или у специалистов.

2. Создание молодежных консультаций под руководством психологов, где есть единство и взаимопонимание врачей и психологов (в ДОУ, ОУ), особые программы - книги (мы с коллегами готовы написать текст, нужно лишь финансирование и не такое уж большое), компьютерный сайт.

3. Образовательные программы для родителей - помогающие им самим решать образовательные проблемы в кругу семьи.

4. Особые программы, объединяющие различные структуры района, города. Это могут быть и книги и сайт в Интернете.


 

 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты