Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты

 

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА УЧЕБНИК "ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ" Я.В. СОКОЛОВА

 

Правительство России приняло важные, долгожданные документы: Национальную доктрину образования и Программу развития в системе образования России на 1999-2001 гг., в которых обозначено приоритетным воспитание в духе нравственных традиций нашей страны.
А также федеральным экспертным советом по общему образованию Минобразования России рекомендованы для изучения учащимся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, студентам вузов, преподавателям, труды архимандрита Иоанна (Маслова) - это "Симфония по творениям святителя Тихона Задонского", "Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI -ХХ веках".
Федеральным собранием парламента Российской федерации Государственной Думы, комитетом по образованию и науке, поддерживается инициатива РАЕН по развертыванию научно исследовательских, образовательных и издательских программ, направленных на развитие национальных духовных ценностей, а также рекомендуется перенимать опыт Администрации Вологодской области по внедрению социокультурного подхода в обучении и воспитании, дальнейшему развитию программы "Социокультурные истоки".

Замечательно, что разработанные профессорами РАЕН И.А. Кузьминым, А.В. Камкиным и Н.В. Котельниковой, социокультурный системный подход к истокам в образовании реализуется в школьном предмете "Истоки". Но к сожалению многих преподавателей и родителей об этом знают лишь немногие школы. Родители хотели бы видеть среди школьных предметов, и эти замечательные труды. Предмет "Истоки" - предмет духовно-нравственного характера, он формирует в человеке чувство благодарной любви, прочной укорененности и привязанности Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему.

К великому сожалению, наряду с такими предметами, как "Истоки", преподается граждановедение по учебному пособию Я.В. Соколова. Очень обеспокоены родители отпуская своего ребенка в стены школы. Как показал опыт, не все знания, предлагаемые школьной программой несут в себе созидающую силу, а наоборот, разрушающую.

Хотелось бы немного поподробнее остановиться конкретно на учебном пособии Я.В. Соколова "Граждановедение". Родителям учителям и детям предлагаются несомненно важные темы, которые сопровождаются советами психологов, а также высказываниями мыслителей.
Оценив поведение своих детей, а также тщательно изучив каждый параграф предлагаемого для изучения предмета "Граждановедение" Соколова, родительский совет многих школ Москвы убедительно просит отдел управления образования пересмотреть решение об изучении в школах предмета "Граждановедение" Я.В. Соколова А.С. Прутченкова.

Возьмем для примера учебник Я.В. Соколова "Граждановедение" для учащихся 8х классов.

Нас, родителей очень настораживает и беспокоит, что во многих темах этого учебника, таких как:

Так, например, 12-13 летние дети, должны рассматривать понятие о (с подачи автора) на неудачных примерах. Зачем в детские головы вбивать пересуды о разводах, при этом не гнушаясь цитировать В.Т. Короленко, Шопенгауэра
"... Женщина решила развестись с мужем
- И чего ей не хватало? - судачат бабушки - соседки.
И квартира, и машина, и муж добытчик: все в дом, в дом!..".(стр.4,5, )
Далее следует выделенный в учебнике вопрос к детям 12-13 лет: 1. "Каковы на ваш взгляд представления этих бабушек о счастье?" 2. "Какими могут быть причины развода, даже если дом -"полная чаша"?"
А теперь зададим мы, родители вопрос автору этого учебника. Как дети 12-13 лет, не имея жизненного опыта (а им еще рано его иметь в силу того, что они еще дети), могут назвать причины развода?

Далее автор, совсем запутав детей и поставив их в тупик, наводит на мысль, что счастье состоит из материальных благ:
"... Даже если дом - "полная чаша"". Но какая чаша? Из текста Я.В. Соколова "Граждановедение" дети видят, что материальные блага - это не только быть сытым, красиво одеваться, иметь дом, автомобиль, но даже пить и курить
"...ему мало быть сытым, красиво одетым, курить хорошие сигары и пропускать рюмку виски, иметь дом и автомобиль".(стр.5)
Наверное автор не знает, что пить и курить - это не материальные блага, а скорее всего вредные привычки и пороки человека. Не кажется ли автору, что для детей вообще не педагогично навязывать разговоры о разводах, о смысле жизни (из карикатурного рисунка на стр. 5), и тем более приобщать к материальным благам курение и выпивку, и при этом цитировать А.П. Чехова.

Далее автор навязывает детям 12-13 лет мысль о том, что жизнь не имеет смысла "без материального достатка" (стр. 5); что материальные блага дают человеку "экономическую свободу". Затем Соколов пишет, что "полная свобода личности ... позволяет по настоящему насладиться жизнью". Что автор имеет ввиду под "по настоящему насладиться жизнью"? Что же может понять ребенок о "счастье насладиться жизнью", если перед этим было сказано о сплетнях, пересудах, разводах, материальных благах, выпивке и курении...?

У нас, родителей, складывается впечатление, что автор умышленно навязывает детям много негативного, запутывая их во всем. И ребенок, не смотря на цитаты умных мыслителей разных веков, используемые очень часто Соколовым в своем учебном пособии, совсем запутается в представлении о счастье и о других понятиях.

На наш взгляд, родителей, первостепенная задача родителей и педагогов (прежде чем отвечать на такие серьезные вопросы) - сформировать и привить детям такие качества, как любовь к Отечеству, честность, справедливость, доброту, милосердие, кротость, целомудрие и многое, многое другое, что поможет им стать настоящими людьми.

На стр. 6 этого учебника автор пишет: "...Человек не может быть счастлив, если он боится высказать свои мысли; если вокруг много людей, которые лучше знают, что - правда, а что - ложь".
И тут же "Обсудите это со своими родителями. Они знают:
пожилые люди считают, что: работать надо "где скажут";
квартиру нужно зарабатывать у государства;
на прессу нужно накинуть железный намордник...".

Мы полагаем, автор в своем лице высказывает и навязывает детям, мнение всех взрослых. Возникает конфликтная ситуация между детьми и родителями, между дедушками, бабушками и внуками.

Соколов постоянно интригует юных читателей и подчеркивает: "... Самое важное ... никто и ничто, кроме умно составленного закона, не может принудить его делать то, что он делать не хочет" (стр. 7).
Мы помним, что это сказано для детей, но что хочет автор этим сказать? Если ребенку необходимо выучить уроки, или вымыть посуду, и т. д.,, а ему этого делать не хочется, то "никто и ничто его принудить не может, кроме закона...". Затем на той же стр. 7, детям говорится о том, что если в своей стране не достичь счастья, то его можно поискать в другой. На наш взгляд, такая позиция антигражданственна. Соколов наверное забыл, что учебник называется "Граждановедение".

Все время автор приводит примеры, направленные, против государства против страны, семьи. Так, например, в определении (по Соколову) гражданские чувства цитируем:
"Гражданские чувства родственные социальным, например, чувство неудовлетворенности положением своей страны в мире".

Нам хотелось бы еще обратить внимание на то, что Соколов внушает детям, как можно принять ту или иную позицию, и почему-то предпочтение он отдает всегда негативной.
Так в параграфе 4 (стр. 26, 27, 28) он пишет: "Почему люди стремятся к неформальному общению? ... Во-первых, ... в условиях формального общения признание приходит не всегда,... (имеется ввиду семья, школа...)
- Зато в неформальной группе самоуважение может быть достигнуто". ... "Во-вторых, потому что любое формальное общение связано с соблюдением норм морали и права.
А для этого требуются волевые усилия. То есть расслабиться некогда!
- Зато неформальное общение в подъезде, на дискотеке, на вечеринке и т.д. таит в себе много удовольствий.
- И думать-то не надо, и воля не нужна?..
... ; дома "предки" давят на психику, а в подъезде можно расслабиться: все свои.
... А потребность в общении жива и даже развивается. Такую возможность общаться часто дает неформальная группа".

В параграфе 11 на стр. 83-84 автор учит детей, как можно утвердить себя в неформальной группе, если он возьмет на себя роль руководителя. Цитируем:
"Приказывайте, отдавайте распоряжения (учебник для детей). Делайте это в гостях, в общественных местах, и т.п. Берите на себя ответственность в сложных ситуациях ... это может найти отражение в неформальной группе.
... Если принять решение трудно, принимайте любое, но мгновенно. Командирское решение - мгновенное решение...!"
Хочется просто оставить без комментарий.

В параграфе 8 на стр. 57 дается автором определение - "Что такое право на личную неприкосновенность?"
"Государство не должно допускать, должно пресекать и должно наказывать за посягательство на:
1. физическую неприкосновенность Человека - жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, и половую свободу ...
2... личную безопасность - индивидуальную свободу человека, который должен иметь возможность сам располагать собой, своим свободным временем, по своему усмотрению определять место своего пребывания, не находится под наблюдением или охраной .."

Здесь ясно автор дает понять детям, что они могут заниматься в неформальных группах чем угодно, вплоть до половых связей, и что никто не вправе им в этом помешать. И тем более их будет защищать государство.

В девятом параграфе "Право на неприкосновенность личной жизни".
"Личная (или частная) жизнь человека никого касаться не должна. Потому, что это - особая интимная сфера отношений человека. Это ... его личные взаимоотношения с людьми. Это - его жизнь, его отношения, неприкосновенность и тайна - две составные части этой сферы отношений человека".
"Что же такое право человека на неприкосновенность личной жизни?" По мнению автора "Юристы считают, что это: свобода уединения, размышления, вступление в контакты с другими людьми;... и т.д. ..".
И далее в параграфе приводятся примеры:
Что входит в содержание медицинской тайны? Это сведения:
1. о факте обращения за медицинской помощью;
2. о болезни (диагнозе, лечении и прогнозе);
3. о методах лечения;
4. о лице, обратившемся за помощью, - его прошлом, привычках, наклонностях, физических и психических недостатках, интимных связях;
5. ... известны случаи заболевания подростков различными болезнями о которых родителях так просто не скажешь. И это не только венерические заболевания. Это и бич нашего времени -наркомания".

По мнению родителей Соколов умышленно дает детям такую пищу для размышления, которая смогла бы развратить детей!

Что же такое в понятии Соколова Любовь?
Параграф 23 стр.170.: "... Так вот, наука говорит примерно следующее: любовь - это влечение души. разума и тела. Если какое либо из этих влечений отсутствует - это не любовь.
Обсудите в классе это определение.
Примечание. Если вы встретите затруднение при выполнении этих элементарных заданий, знайте: у Вас нет основы для собственных суждений о любви.
Поэтому постарайтесь наверстать упущенное..."

Стр. 172-177. Из "Интердевочки":
"... Я - женщина. Так почему бы мне ...
- Но Танька ... Доченька! Это же торговать собой".

Предложенные Соколовым темы: О любви - параграф 23, Планирование семьи - параграф 24 Создание семьи - параграф 25 Женщина в семье - параграф 26 Мужчина в семье - параграф 27...
Родителей просто шокировало то, как автор преподносит и раскрывает детям 12-13 лет эти темы:
стр.199: "... Подожди минутку, провожу, - громко сказал О., как бы уведомляя всех о своих намерениях. ... О. Провожать Т. не пошел, а увел ее в свою комнату ... Вскоре Т. сообщила О., что беременна". И предлагается детям: "Расскажите о наиболее вероятных вариантах развития этой ситуации".

Очень много негативного вложено в этот учебник, и можно было бы каждую книгу с 5 по 10 классы, и каждый параграф разобрать по полочкам и показать автору, что на самом деле несет его пособие "Граждановедение".

Но нам хотелось бы обратить внимание Соколова, на то, что его учебник нарушает ст. 13 "Конвенции о правах ребенка", об ограничении на информацию, опасную для здоровья и нравственности детей".

А также хотелось бы обратить внимание чиновников на то, что Закон ставит родителей на первое место в части ответственности за результаты воспитания, Закон свидетельствует лишь о том, что именно родители являются заказчиками образования и имеют право требовать от ОУ выполнения Закона "Об образовании", в части воспитательных целей и задач (статья 2 п.1). А также семейный кодекс Р.Ф.(ст.63 64) в достаточной мере предоставляют родителям право воспитывать детей; Но учебник Я.В. Соколова "Граждановедение" нарушает эти права. Согласно ст. 32 п.З Закона "Об образовании" О.У. несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся.
Судя по учебнику Я.В. Соколова "Граждановедение" в школы внедряются некачественные образовательные услуги, разрушающие души детей, этот учебник дает детям искаженное представление о жизни. И таким образом, нарушается преимущественное право родителей на воспитание детей

Мы надеемся, что будут предприняты самые решительные шаги, для того что бы родители были уверенны в том, что дети в стенах школы будут изучать только те дисциплины, которые не разрушали бы личность человека, а только бы созидали.

ПОДПИСИ

 

На главную страницу раздела

Главная | Законы | Семья и школа | Здравоохранение | Дети и СМИ | Демография | Родительское движение | Мероприятия | О нас | Контакты