На главную страницу | На Мероприятия

На Конгресс "Мир семьи"

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Дети и СМИ
Родительское движение | Родительский форум | О нас |


Н. В. Шляхтина

Православная традиция домостроительства в современной русской семье (по материалам этнографических экспедиций)

Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук

Специфика этнологии состоит в том, что она изучает бытование православной традиции в массе населения. Так, работая с современной православной семьей, мы, прежде всего, изучаем конкретное проявление религиозного мировоззрения в быту, строе семьи, его влияние на устойчивость семьи как ячейки общества. Работа по изучению православной традиции сегодня требует от историка?этнолога специальной подготовки - знания церковной традиции, служб, таинств, знакомства с мистическим опытом церкви, а также православной антропологией.
Понятие "православная семья" имеет, как широкое значение (то есть "не мусульманская", "не буддистская"), так и узкое значение. Современное православное сообщество неоднородно. Одни люди входят в него лишь участием в таинстве крещения, признанием православия как веры предков и части истории России, другие - участием в таинствах крещения, венчания, отпевания, поведенческими стереотипами, истоки которых в православии (в частности, моральными принципами). А третьи - всей полнотой религиозной церковной жизни. Все эти люди создают живую среду православной культуры. И если общим у всех является признание Бога, церкви и таинств, то среда эта позволяет человеку переходить от только формального следования традиции, от инерции к осознанному ее воспроизводству, к глубокой вере.
Однако, если мы ставим задачу - выяснить, какой тип семьи воспитывается православием - через такие его институты как церковь, духовничество, церковное предание, то логичнее всего обратиться к изучению семей так называемых воцерковленных людей. Их специфика в большей, чем у других включенности в жизнь православной церкви (имеется в виду - регулярное посещение храма, регулярное участие в таинствах, духовное окормление у священника). Важно и то, что эти люди ориентированы на практическую реализацию положений веры. Именно о них и пойдет речь в данной статье.
За последние два года нам удалось опросить методом подробной беседы по программе (и материалы опросов дополняются и проверяются наблюдениями за жизнью семьи) православные семьи городов Москва, Петербург, Воронеж, а также малых городов и сел Воронежской и Липецкой областей. Имеются материалы и по Тамбовской и Иркутской областям.
Опрашивались семьи с возрастом супругов от 22 до 70 лет, пропорционально представлены разные социальные и профессиональные группы. Это позволило описать культурно?бытовые особенности православной семьи, проследить процессы усвоения, воспроизводства и передачи традиции в семье на современном этапе с учетом широкого исторического фона (с 1920 годов), выявить специфику семьи как института сохранения и трансляции традиции.
Широкая география опросов дает, тем не менее, однотипную картину изменения быта семьи под влиянием православия. Она особенно выпукло прослеживается по рассказам людей, которые, обратившись к вере, уже имели семью.
Строительство нового типа семьи начинается с обретения нового, духовного понимания ее.
Вот один из типичных рассказов. Это городская семья рабочих. Супругам по 35 лет:
"Мы жили семейной жизнью. Ссорились часто. Хотя любовь?то была. Понимали, что друг без друга не можем. Но оба упрямые довольно люди, эгоистичные. Только церковь помогла нам всеобщую гармонию обрести в семье. Все настолько изменилось. Это действие покаяния. Мы стали ходить в храм, почитали что?то об исповеди, увидели крупные грехи за собой - как большие камни. Потом выясняется, что под ними груда мелких, а внизу песок. Наш батюшка говорит: "Надо работать над собой". И началась работа. В ежедневной семейной жизни допускаешь ошибку - в воскресенье идешь в храм - есть возможность исповедываться. Потом молишься, чтобы исправиться Божией милостью. Первое время так и ходили каждое воскресенье к исповеди.
Без церкви это невозможно. То есть, когда не ходишь в храм, не причащаешься определенное время, начинаешь уже падать. После причастия, как будто снова силы появляются преодолевать свои грехи.
Евангелие когда читаешь - тоже подсказки бывают даже для повседневных ситуаций.
Появляется уверенность в себе - что можно обратиться к Евангелию, к святым отцам, к молитве - это помогает".
С обращением к православию в семью входят такие традиционные для русской культуры формы духовной жизни и быта как: посещение храма; домашняя молитва; соблюдение поста; паломнические поездки; праздники богослужебного круга и именины; а, кроме того, освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей, отпевания и регулярного поминания усопших.
Развитая культура быта верующих людей имеет и другое название - "исповедная практика", то есть поколениями проверенные формы служения Богу, формы общения со святыней.
По нашим материалам видно, что вера и участие в жизни церкви оказывают консолидирующее влияние на семью.
Взять, например, отношения супругов.
Рассказывает сельский священник: "Нам говорят: вы идеальная семья, так мирно живете. А мы ведь друг с другом спорим, бывает, и ссоримся. Духовная ведь брань тоже есть, когда враг начинает одолевать. Вот как меня, например: вот посмотри - с кем ты в институте учился, как устроились, сколько получают, а ты - меньше тысячи рублей на пять человек. Жена, правда, терпеливее меня - она меня утешает. Она говорит: ты ведь Богу служишь. И Господь нас ни разу не оставлял - вспомни. И действительно так".
Вот супруг из московской семьи служащих (им по 28 лет) говорит: "Боюсь потерять Христа. Если мы в семье ссоримся, и нет сил исповедоваться, начинаешь думать: ведь эта ссора отлучает меня от исповеди, от причастия, значит - от Христа. И становится страшно. Тогда ищешь примирения".
Из села мужчина рассказывает (возраст 33 года, рабочий): "Когда жили мирской жизнью - без Христа, как говорится, - везде нервы, везде постоянные стрессы, скандалы. Не то, что скандалы - до побоев дело доходило, крики.
А здесь уже при жизни с Христом - такого нет. Знаешь, что кричать на детей это грех - и уже пытаешься придерживаться этого. На жену кричать тоже нельзя - не говоря о том, чтоб ударить ее. Здесь уже совсем другое отношение. Спокойствие. Просто спокойствие в душе - и получается спокойствие в семье".
То есть участие в церковной жизни не просто приносит в семью знание христианских норм, закона. Через участие в таинствах человек располагается искренне следовать этим нормам, располагается к добру.
Церковь сама по себе, без участия воли человека не может изменить семью. Речь идет о влиянии веры и церкви на семью через воспитание личности в покаянии, работе над собой и общении со святыней.
Неотъемлемая часть семьи - дети. Традиционно русские семьи были многодетны. И сегодня мы видим, что православные эту традицию поддерживают. Детей не 15-18, а чаще всего три-четыре, крайне редко до 6-12. Как заметила мама троих детей из Санкт-Петербурга (ей 32 года), "для православных трое детей сегодня - как для неверующей семьи один ребенок".
Современное общество, как и когда?то советское, не создает благоприятных условий для существования многодетной семьи - на материальных, ни юридических, ни социальных, ни идеологических - и сегодня будут еще говорить. Кроме того, редкая супружеская пара сегодня имеет опору в родственниках, как это было при существовании большой семьи, когда рядом жили несколько поколений и ветвей рода - братья, дяди, двоюродные родственники. Сегодня, при крайне неблагоприятных внешних условиях, православные оказываются чуть ли не единственной группой среди русских, которая борется за существование полноценной многодетной семьи.
В этой ситуации воспитание детей почти полностью зависит от потенциала самой семьи - и духовного, и душевного, и даже физического.
И здесь супруги уже, так сказать вынуждены проявлять трудолюбие и самоотречение. То есть включение в традиционную православную культуру семьи (прежде всего речь идет о понятиях греха, духовного смысла семьи, нерушимости венчанного брака) воспроизводит традиционные нравственные качества и ценности.
Вот молодая женщина рассказывает: "Коренным образом изменилось отношение к домашней работе. Раньше я была просто ленивая до безобразия. Если я что?то начинала делать - это было такое усилие над собой, был сплошной ропот - и внутренний, и внешний. И все было не в радость. Сейчас, слава Богу, я и уставать стала меньше. Появился ребенок - пришлось расширить круг обязанностей, как даже если бы мы, не дай Бог, были неверующими. Но вопрос в том, с каким внутренним состоянием я это делаю. В лени исповедывалась неоднократно, в нежелании делать какую?то определенную работу. Священник совет давал - надо за всякую браться и заставлять себя, чтобы внутреннее расположение было ровное. Как в монастырях - им постоянно меняют послушание, так и в семейной жизни - надо делать все".
Воцерковленная семья активно сотрудничает с внешним миром - как с православной его частью, так и со светской. О связи с церковью мы уже говорили. Но эта связь имеет и еще одну грань. Частое посещение храма - это и возможность знакомиться и общаться с близкими по духу людьми.
Здесь благоприятная эмоциональная среда, где верующий человек раскрывается. После службы дети играют вместе, а главы семейств могут поделиться новостями, рассказать о своих проблемах, передать книги, дать адрес православного врача, юриста, православной гимназии, договориться в чем?то помочь, попросить помянуть, помолиться, и так далее. Здесь семьи смотрят друг на друга. Семья буквально учится в этой общности. А главное видит, что другие люди тоже трудятся, и что они рады видеть твоего родившегося младенца, и в их системе ценностей твоя православная семья котируется высоко.
Анализ наших материалов показывает, что контакты семьи с институтами образования, культуры, производства носят конструктивный характер. То есть семья берет из светской культуры то, что помогает ей существовать как христианской и помогает христианскому воспитанию детей.
Музыка, литература, искусство, наука, профессиональная культура - все это используется в современной православной семье, но лишь в той части, которая не губит человеческую душу. Подробно об этом пишет отец шестерых детей известный священник Глеб Каледа в своей книге "Домашняя церковь". Таким образом, практически воспитывается личность - то есть человек, отвечающий за свое поведение.
Отношения православная семья-общество не носят односторонний характер. И неверующие люди с интересом и вниманием относятся к опыту построения семьи, воспитания детей, который имеют православные, и в чем-то учатся у них. Так, несколько лет назад в Иркутской области проводился конкурс на лучшую семью. Первое место заняла семья, где женщина одна воспитывает семерых приемных детей (действительно исключительный случай), а второе - семья священника с шестью детьми.
Опросы показывают, что воцерковление пробуждает историческую память семьи, ее гражданские чувства. Семья укореняется в истории. Люди осознают себя как часть рода, часть церкви, как звено в цепи поколений православных, чувствуют свою причастность к истории России, неравнодушно относятся к ее судьбе.
Многие семьи отмечают, что с приходом к вере стали интересоваться своей родословной, особенно же - отношением предков к вере. (Это необходимо уже при составлении первой поминальной записки).
В каждой семье в большем или меньшем объеме читаются молитвы за отечество: тропарь Кресту, акафисты Державной иконе Божьей Матери, царственным мученикам. Построение христианской семьи и воспитание детей в христианском духе люди считают залогом возрождения страны.
По нашим материалам наблюдается снижение или полный отказ от ориентации на эмиграцию у людей, пришедших к глубокой вере.
Мы пытались также понять, почему не все семьи, приходящие к вере, и не все венчающиеся молодые пары способны воспроизвести православную традицию домостроительства. Можно ли найти какой?то ключ, стержень, который все определяет.
Вот, например, история одной семьи. Женщине (рабочая) сейчас за 50. С 19 лет стала ходить в храм. Приходилось ездить за 20 км. Стала оставаться на ночную службу, потом на два дня, на неделю. А дома четверо детей. Ими не занималась, с мужем ругалась, что в церковь не пускает. Все сама молилась. Теперь дети выросли. Все, по ее словам, "ведут распутную жизнь". Женщина спрашивает - что же мне не надо было ходить в церковь, от Бога отступить? Вроде бы раскаивается. Но сейчас внук родился. Батюшка сказал раз в две недели его причащать. Да не всегда есть время - она много при храме работает.
Мы спросили верующих, знающих историю этой семьи, как они оценивают такую ситуацию. Ответ был такой: "Молится она, а видно, духа христианского, милосердия, жертвенности, любви в ней и нет".
Таким образом, люди четко разделяют формальное следование церковной традиции и понимание ее смысла, видят в молитвенной культуре средство воспитания сердца.
Имеют место и случаи, когда обращение к вере разрушает семью. Но здесь надо иметь в виду характер такого обращения - когда один из членов семьи не заметно для себя проникается духом тонкой гордости, и ему начинает казаться, что домашние мешают его духовному росту. Уходит единство семьи. Священник, с которым мы беседовали, (а видимо, каждый священник может быть экспертом в вопросах семьи, так как знает много человеческих судеб и проблем) говорит о недостаточности одного неофитского рвения. Вот его слова: "Чтобы создать и сохранить православную семью, надо быть таким сильным. И чтобы удержаться, эти семьи просто подвиги совершают - когда они решили жить вместе, несмотря ни на что, и терпеть друг друга, и прощать все, а самое главное любить друг друга".
В приведенных примерах ясно говорится о любви как стержне православной культуры и православного домостроительства.
Православие всегда несло развитое духовное понимание любви. Любовь - как традиционная для русской культуры ценность - это то, что противоположно эгоизму. А в религиозном смысле - это жизнь по заповедям, по Евангелию, подражание Христу.
Понятие всегда очень конкретное, связанное с определенными нормами поведения. Так в православной традиции любить - это значит подать милостыню, простить обиду, не оскорбить человека, жалеть уставшего или больного и взять на себя заботу о нем, часть его обязанностей, это значит заниматься детьми, забывая об отдыхе и входя во все их проблемы, сохранять супружескую верность, почитать родителей. На любви строились и строятся такие формы православного благочестия как нищелюбие, странноприимство, милосердие, помощь монастырям, устройство богаделен, прием в семью сироты и т.д.
Таким образом, любовь связана с деятельностью. И как всякой деятельности ей надо учиться. То есть необходимо обрести навыки такой любви, навыки отношения к людям, навыки общения, одним словом, - определенные навыки поведения.
Такого рода опыт получается только через живой пример. Традиционно эти навыки передавались через примеры близких в семье.
И можно сказать, что если за церковью всегда был приоритет в сохранении богословской и исповеднической чистоты веры, то за семьей - поддержание традиции православного благочестия, жизни по заповедям в массе населения.
Сегодня, по нашим наблюдениям, полнота христианской любви, которая обрамляется богатой культурно бытовой традицией есть, прежде всего, в семьях, где не была прервана связь поколений верующих и где постоянно поддерживалась связь с церковью.
В семьях же, где верующие деды, родители подверглись гонениям, где на протяжении нескольких десятилетий не было возможности регулярно посещать храм, найти духовного руководителя, то есть где ни семья, ни церковь не могли оказывать влияния на последующие поколения рода, - здесь, даже при сохранении веры, постепенно утрачивается культура внутрицерковной жизни и культура построения православной семьи.
Что же говорить о людях, родители которые уже полностью отошли от веры. Они строят семью, не имея перед глазами живого примера, и потому сталкиваются со множеством проблем. И только если семьи станет для них, по выражению о. Глеба Каледы, "школой любви" , они сумеют воспроизвести, а затем и передать детям подлинную традицию православного домостроительства. Но усилия этих людей очень важны, так как они заново начинают линию передачи веры и воспроизводства традиции в семье и в роде.

На главную страницу | На Мероприятия

На Конгресс "Мир семьи"

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Дети и СМИ
Родительское движение | Родительский форум | О нас |