На главную страницу | На Мероприятия

На Конгресс "Мир семьи"

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Дети и СМИ
Родительское движение | Родительский форум | О нас |

Кризис современной семьи и роль общественных организаций в укреплении правового статуса семьи.



Доклад Павловой Л.О. - члена Некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья "Родительский комитет", г. Москва, адвоката, члена Московской городской коллегии адвокатов на Втором Российском Конгрессе "МИР СЕМЬИ". г. Москва, 15 ноября 2001 г.

По мнению многих кризис, переживаемый Российским обществом, непосредственно связан с общим глобальным кризисом нравственности и безрелигиозности подавляющей части современного общества.

В современном мире в небывалых масштабах развиваются такие пороки как наркомания, проституция, глобальная преступность, торговля людьми (живыми органами людей), оружием, активно насаждается массовая псевдокультура, пропагандирующая жестокость, насилие, культ денег, тела, получение удовольствия любым путем, даже низводящим людей до уровня бездумных манекенов и животных.
Одновременно наблюдается небывалый расцвет оккультизма, разнообразных мистицизмов и магизмов, колдовства, других методов воздействия на сознание и подсознание людей. Все это мутным потоком идет через средства массовой информации, а сейчас уже и через разнообразные образовательные программы в умы и сердца людей.
В итоге, у человека формируются искаженные мировосприятие, поведение и мотивация, трансформирующие личность. Человек незаметно для себя лишается самостоятельности в оценке ситуации и принятии решения, следует навязанным ему стереотипам. Изменяются ценностные ориентации общества. Экономика становится доминантой социального развития общества, превращая его в арену гонки за материальными благами и телесными удовольствиями. Духовные ценности, мораль, нравственность представляются как архаичные, никому не нужные старомодные понятия. В итоге разрушаются вековые традиции народов, общины, семьи, разрушается личность человека.

Все эти процессы характерны для нашего государства. Столь заманчивое для нас еще несколько лет назад преобразование в так называемое открытое общество оборачивается ныне утратой собственной культуры, традиций, криминализацией общества, изменением его ценностных ориентаций . Общество находится в кризисе.

Всем понятно, что кризис общества неразрывно связан с кризисом семьи.
Они неотделимы друг от друга. Распад семьи как основной ячейки общества, одного из основных социальных институтов общества создает нестабильность государства, невозможность воспитания подрастающего поколения духовно, нравственно и физически здоровым.
Очевидно, что государство, само по себе, без активного участия всех членов общества, по крайней мере его наиболее здоровой части, не в состоянии справиться с преодолением сложившейся ситуации. И здесь важна инициатива снизу рядовых членов общества. Необходим долговременный процесс сотрудничества общества в лице общественных организаций и государства по поискам и реализации способов воздействия на социальные процессы, происходящие в обществе с целью возрождения, сохранения семейных традиций.
Необходимо постепенное, но настойчивое влияние на глубинные процессы, происходящие в обществе. Влиять и достигать желаемых результатов возможно только тогда, когда ясны цели.

В настоящее время государство создало реальную возможность для деятельности общественных организаций в самых разнообразных позитивных направлениях, начиная от деятельности, направленной на сохранение и развитие духовных, культурных и исторических традиций, до работы общественных организаций в области местного самоуправления и правовой защиты каждого члена семьи и семьи как социального института в целом.
Нельзя все сразу повернуть к лучшему. Процесс этот долог, возможно, мучителен и наполнен ошибками, но он необходим. Необходимы поиски путей, того основного звена цепи, взявшись за которое можно изменить ситуацию.
Семья, как первичная и основная ячейка общества, одно из этих звеньев и бесспорно требует прямой защиты, прежде всего, как общественный институт, в целях сохранения самого общества.
Для того чтобы правильно и адекватно действовать необходимо определиться, какую семью мы, прежде всего, защищаем, от чего и какими способами эту защиту можно осуществлять.

Россия почти тысячу лет прожила в условиях доминирования христианских православных ценностей, и именно эти ценности сформировали традиционную семью, как добровольный союз мужчины и женщины, вступивших в законные брачные отношения, с целью совместного проживания, рождения и воспитания детей, построенный на принципах взаимоуважения и взаимопомощи.
В настоящее время происходит размывание самого понятия семья. Западные образцы "семейного счастья" дают нам образчики псевдосемейных отношений, основанных на распущенности нравов, и извращенных понятиях функций и задач семьи, заключенных, прежде всего, в рождении и воспитании детей. Нас пытаются убедить, что имеют право на жизнь полигамные, или "альтернативные" однополые семьи, которые будут решать проблему детей, путем их усыновления и выращивания в пробирках. Хотя в отдельных странах подобные семьи нашли законодательную поддержку, в России не настолько упала традиционная мораль, чтоб сегодня шла речь о законодательном закреплении подобных тенденций.
Однако благодушное настроение в этом вопросе было бы ошибочно.
Даже поверхностный беглый анализ тенденций развития современного российского законодательства дает основания для серьезного беспокойства.
Семейное законодательство, заявляющее своим основным принципом необходимость укрепления семьи, как представляется, далеко не всегда четко решает эту задачу.
Из нового названия Семейного кодекса РФ, принятого в 1995 году и вступившего в действие с 1 марта 1996 года, ушло понятие брака. Существовавший на протяжении 26 лет Кодекс О браке и семье стал называться Семейным кодексом. Можно найти некую символичность в том, что в период кризиса брака и семьи законодатель изымает уже из названия закона понятие брака. Ушли из кодекса и принципы построения брака на основе любви и бескорыстия. Общество потихоньку приучается к тому, что любовь и бескорыстие не обязательны, да и брак - это отжившее понятие. А неполная семья, состоящая, к примеру, из одного родителя и ребенка- это норма.
Однако это не так, это не норма! Церковь, психологи, социологи, да простой жизненный опыт говорят о том, что неполная семья - это проявление кризиса семьи, отклонение от нормы, от традиции. Неполная семья не может полноценно реализовывать свои общественные функции. Она не может дать ребенку той меры любви и воспитания, которую дают оба родителя: мать и отец. Став взрослым, ребенок невольно начинает копировать ту модель семьи, которую он имел.

Нельзя замалчивать негативные процессы, происходящие в семье, надо четко их обозначать и давать им адекватную, научно обоснованную оценку.
Сам факт существования неполных семей, не может признаваться нормой для общества просто в силу своего существования. Да, таких семей достаточно много, по состоянию на 1995 год их насчитывается 13 % от общего количества семей. Но задача общества, ориентировать своих граждан на идеал семьи, а не на ее негативные явления.
Характерно, что тенденция замалчивания серьезнейших проблем семьи, уклонение от их решения по существу отмечается на самом высоком государственном уровне.
В мае 1996 года за № 712 вышел указ Президента РФ "Об основных направления семейной политики". В рамках этого указа строится семейная политика в регионах, принимающих самостоятельные нормативные акты в развитие существующего правового регулирования. Его основные положения служат ориентиром для бюджетного финансирования целевых программ, направленных на защиту и укрепление семьи.
В водной части данного Указа сказано, что его целью является формирование идеологии современной семейной политики, а одним из главных направлений государственной семейной политики -обеспечение условий для преодоления негативных тенденций, кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, усиление помощи в воспитании детей.
Все понятно. Действительно, уже в 1995 году было крайне необходимо выработать идеологию семейной политики, выявить негативные тенденции для их преодоления. Однако до сегодняшнего дня так и не сформулирована российская государственная идеология семейной политики, отражающая коренные м первоочередные задачи нашего общества по сохранению семьи, как традиционной социальной структуры общества, не определено, какие именно тенденции государство считает негативными.
Ссылка на приоритет общечеловеческих ценностей и соотнесение семейной политики государства с международными пактами и договорами не дает четкой и ясной для населения картины государственных приоритетов семейной политики. Общая направленность на решение мер экономической поддержки отдельных категорий граждан, и само по себе увеличение социальных пособий семьям не решает вопроса по существу.
Состояние семейного кризиса за прошедшие с момента принятия Указа Президента 6 лет усугубилось резким ухудшением демографических показателей.
Требуется разработка новой концепции семейной политики, соответствующей требованиям общества, отражающей реалии сегодняшнего дня.
На сегодня в области семейной политики требуются срочные, решительные и конкретные меры, прежде всего связанные с повышением рождаемости, ориентацией общества на семью с 2-мя и более детьми, созданием положительного образа полной семьи. Воспитание уважения к женщине - матери, хранительнице семейного очага, ориентация молодежи на добро, целомудрие и вступление в брак, осуждение порока и безнравственности - это те основополагающие понятия о семейной жизни, без усвоения которых молодые люди вряд ли смогут создать крепкую и здоровую семью.
Решение этих проблем возможно лишь при прямой поддержке государства, прежде всего, путем внесения изменения в законодательство, в том числе в закон РФ "О СМИ", с целью действенной защиты населения от аморальной и ассоциальной информации. Выработка реальных механизмов защиты ребенка от вредной для него информации в свете Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка". Необходимы реальные гарантии от проникновения в сферу образования программ, дезориентирующих молодежь по вопросам семейной жизни, показывающих с привлекательной стороны ассоциальное и безнравственное поведение.
Очевидно, что меры по оздоровлению всего общества скажутся и на состоянии семьи. К мерам по оздоровлению общества в целом относятся вопросы поднятия нравственности общества, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения, сохранение и приумножение культурных и исторических традиций.

Россия - страна с глубокими нравственно-этическими традициями. На протяжении веков общественная мораль формировалась на основе христианского мировоззрения, морали и культуры. Сегодня не часто вспоминают об этом. Мы столкнулись с парадоксальной ситуацией, когда страна с огромным культурным потенциалом, с психически и нравственно здоровым в своей основе населением стала объектом невиданной, чуждой культурной агрессии. Многие из нынешних детей уже не знают, что такое кино, никогда не бывали в кинотеатрах, не знают русских народных сказок. Вместо чистых образов всемирно известной русской классической литературы дети равняются на образцы пошлых, циничных, зачастую откровенно аморальных героев из бульварной, низкопробной литературы. Все это не нормально.
И нам видится, что одной из основных задач общественных организаций является задача выявления возможных позитивных направлений деятельности в области укрепления семьи, доведение их до широкой общественности и выработка методов совместной работы с государственными учреждениями и органами власти по их воплощению в жизнь.

На главную страницу | На Мероприятия

На Конгресс "Мир семьи"

Законы | Права родителей | Семья и школа | Семья и демография | Дети и СМИ
Родительское движение | Родительский форум | О нас