Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты

 

XIII Международные Рождественские образовательные чтения

"Реализация принципов государственной политики средствами учебной литературы"

Доклад Тетериной Светланы Леонидовны, начальника отдела федеральных перечней учебной литературы Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ

Закон Российской федерации об образовании определяет принципы государственной политики в области образования, которые, по мнению Министерства образования и науки Российской федерации, должны быть реализованы в том числе и средствами учебной литературы. Статья 2 Закона РФ об образовании, принцип первый: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье», именно эти идеи должны стать ключевыми в любом учебнике. Принцип второй: «Единство федерального культурного и образовательного пространства». Именно в учебниках через учебный материал должен быть представлен обязательный минимум содержания основных образовательных программ как компонент государственного стандарта. И что особенно важно в условиях сегодняшнего дня учебник на полиграфической основе должен стать тем навигатором и систематизатором в огромном море информации, интернета и энциклопедии, справочной литературы и просто информации из окружающего мира, который обеспечит достижение каждым обучающимся требований государственного образовательного стандарта. Но, пожалуй, самые важные принципы, которые призваны обеспечивать вариативные учебники — это принцип адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, принцип свободы и плюрализма в образовании. Именно вариативность учебником наряду с многообразием форм, методов и приемов обучения рассматривается как создание условий для индивидуализации и дифференциации обучения, как ведущий принцип формирования образовательной среды.

На основании статьи 32 п.2,  пп. 23 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно может осуществлять выбор из утвержденных федеральных перечней учебников. Утверждение федеральных перечней согласно ст. 28 данного Закона — компетенция федерального органа управления образованием.

При формировании перечней Министерство образования и науки учитывает главный принцип — наличие у учебника грифа «Допущено» или «Рекомендовано». Перечень учебников на 2005–2006 учебный год утвержден приказом Министерства образования и науки № 93 от 21 октября 2004 года, формировался по итогам экспертизы в Федеральном экспертном совете Министерства образования РФ. К сожалению, качество учебников, прошедших экспертизу и получивших положительное заключение ФЭС в ряде случаев становились нередко предметом обсуждения и критики в обществе и сегодня прозвучал достаточно яркий пример этому. Поэтому необходимость внесение изменений в существующую процедуру экспертизу сомнений не вызывает. У педагогических работников, у родителей вызывают сомнения такие позиции в учебниках как слабый учет психолого-педагогических и возрастных закономерностей развития детей, избыточность материала, порой его псевдо наукообразность, не проработанность методического аппарата, то есть системы заданий, упражнений, причем заданий творческого характера, нарушение межпредметных связей в учебниках одного года обучения по разным предметам и в учебниках по одному предмету для разных ступеней обучения. Как ни раз заявлял министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко «наша задача совершенствовать технологию экспертной оценки, делать ее более объективной и равной для всех, только таким образом мы можем повысить качество учебников». Ответственность Министерства образования и науки за включение учебников в федеральные перечни закрепляет и право Минобрнауки определять порядок экспертизы учебников. Приказом Минобрнауки России №141 от 23 декабря 2004 г. создан Федеральный совет по учебникам, утверждено Положение о совете и состав президиума этого органа. В настоящее время идет формирование предметных секций. Общественный характер Федерального совета по учебникам, принципы функционирования, структура остались прежними. То есть мы привнесли в новые документы то лучшее, то хорошее, те наработки, тот положительный опыт, который формировался годами. При подготовке проектов документов мы сочли крайне важным привлечь к обсуждению Российский центр экспертизы мультимедиа, телекоммуникаций в образовании, Российскую Академию наук, Российскую Академию образования, Академию повышения квалификаций и переподготовки работников образования, Российский книжный союз, Ассоциацию «Российский учебник», Рособразование, Рособрнадзор, Министерство образования Московской области, Московский комитет образования. Во исполнение решения президиума Совета при президенте РФ по науки, технологиям и образованию от 30 сентября 2004 года предусматривается участие в экспертизе учебников Российской академии наук и Российской академии образования. Надеемся, что согласие участвовать в процедуре экспертизы авторитетных научных организаций таких как РАН и РАО, повысит уровень ответственности за качество экспертизы и укрепит гарантии обеспеченности обучающихся только качественными учебниками. Кроме того, в качестве экспертных организаций могут выступать и другие организации, имеющие в своем штате специалистов соответствующей квалификации, обладающих опытом проведения экспертизы учебных и научных материалов. Для проведения экспертизы учебников для присвоения грифа «рекомендовано» обязательно участие региональных институтов повышения квалификации или педагогических вузов.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года целями развития образования в России определила повышение его качества и доступности. Министерство образования и науки РФ считает эффективную систему учебного книгоиздания необходимым условием обеспеченности, доступности качества образования. Именно поэтому вопросы, связанные с повышением качества школьных учебников, проведение экспертизы были и будут ключевыми для Министерства образования и науки.

Л.О.Павлова: Можно вопрос? У вас в докладе прозвучал такой пункт, который уже обсуждался и родителями и представителями Церкви и поступило такое предложение обратиться в Минобразование и науки с просьбой о включении Научного Экспертного совета при отделе религиозного образования и катехизации РПЦ в число Федеральных экспертных организаций и учреждений для экспертизы учебных изданий гуманитарного цикла. Дело в том, что часть учебников уже на сегодня содержат религиозные моменты и для того, чтобы говорить о качестве подобных учебников и соответствии существующей богословскому взгляду и историческому естественно необходимо участие специализированного органа и суть в том, что сегодня при Русской Православной Церкви существует такой Центральный научный методический центр, который именно занимается экспертизой вообще учебников богословского содержания и в частности учебников светского образования, но имеющих в себе определенный момент знания, содержащего по религии. Поэтому у вам вопрос такой, что бы вы нам могли посоветовать, в какой форме нам лучше обратиться в Министерство образования с этим своим предложением и как вы оцениваете, насколько реально расширение круга экспертных учреждений, которые Министерство образования привлекает в качестве экспертов. Это первый вопрос. И второй вопрос о том, видит ли Министерство образования какие-то формы и способы участия родителей в экспертизе. Вот мы предлагаем в этот общественный совет включить родителей. Вы нам можете пояснить свой взгляд по этим двум вопросам?

Тетерина: По первому вопросу ответить можно следующее. Как я уже сказала, по положению об экспертизе предусмотрено участие в экспертизе не только РАН и РАО как ведущих научных организаций, но и других экспертных организаций. В каждом конкретном случае, если будет такая необходимость, будут привлекаться и другие экспертные организации. По второму вопросу мне представляется, что роль родителей очень велика и важна сегодня, причем не только в отборе учебников. Статья 32 Закона РФ «Об образовании» устанавливает следующую норму. Образовательное учреждение выбирает учебник из утвержденных федеральных перечней учебников. Учебник — это средство реализации образовательной программы. Образовательная программа утверждается, принимается в образовательном учреждении и это предмет обсуждение не только педагогов данного образовательного учреждения. Это должен быть диалог педагогов, обучающихся и, безусловно, родительского сообщества. Поэтому роль родителей на сегодняшний день велика, но и как любой общественный институт она должна укрепляться и в будущем.

Л.О.Павлова: Светлана Леонидовна, ваш взгляд понятен и мы с ним согласны, что родители недостаточно еще активны и должны принимать участие в выборе программы, в выборе учебников. Но практически речь идет о чем, что предлагают например родителям пять вариантов учебников истории и все эти учебники не имеют адекватного научного взгляда на мир и родители считают, что все эти учебники у них есть недостатки и они были необоснованно утверждены Федеральным советом. И может быть эта тема новая, она еще не прорабатывалась Министерством образованием, но может быть и все-таки участие определенное какое-то родительского совета, общественности на стадии выдачи разрешения Экспертным советом. Наше предложение, наша точка зрения — довести до руководства Министерского, что есть такой запрос, такое мнение, чтобы иметь диалог с Министерством. Потому, что выбор происходит на низовой стадии, но вопрос участия родителей в отборе учебной литературы.

С.Л.Тетерина: Министерство образования и науки, поскольку своей целью ставит задачу повышения качества учебной литературы, привлечение общественности, в том числе и родительской к образовательному процессу заинтересовано в таком сотрудничестве.

В.И.Слободчиков: У меня одно есть замечание очень простое. Министерство образования и науки должно предложить механизм отбора экспертных организаций и участие общественных организаций в экспертизе учебников. Все должны понимать, кто проводит экспертизу и почему. Эта позиция, это не претензия, но эту позицию мы должны грамотно сформулировать и в проекте резолюции нашего заседания должны будем предложить и довести до общественности через средства массовой информации. Этот материал должен дойти и до людей, отвечающих за все эти проблемы. В противном случае это будут наши детские жалобы. Хватит жаловаться, мы все время бесконечно жалуемся, надо жалобы превращать в точные требования.

 

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты