Некоммерческое
партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”
На главную страницу | На главную страницу раздела
Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты
Закон Российской федерации об образовании определяет принципы государственной политики в области образования, которые, по мнению Министерства образования и науки Российской федерации, должны быть реализованы в том числе и средствами учебной литературы. Статья 2 Закона РФ об образовании, принцип первый: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье», именно эти идеи должны стать ключевыми в любом учебнике. Принцип второй: «Единство федерального культурного и образовательного пространства». Именно в учебниках через учебный материал должен быть представлен обязательный минимум содержания основных образовательных программ как компонент государственного стандарта. И что особенно важно в условиях сегодняшнего дня учебник на полиграфической основе должен стать тем навигатором и систематизатором в огромном море информации, интернета и энциклопедии, справочной литературы и просто информации из окружающего мира, который обеспечит достижение каждым обучающимся требований государственного образовательного стандарта. Но, пожалуй, самые важные принципы, которые призваны обеспечивать вариативные учебники — это принцип адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, принцип свободы и плюрализма в образовании. Именно вариативность учебником наряду с многообразием форм, методов и приемов обучения рассматривается как создание условий для индивидуализации и дифференциации обучения, как ведущий принцип формирования образовательной среды.
На основании статьи 32 п.2, пп. 23 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно может осуществлять выбор из утвержденных федеральных перечней учебников. Утверждение федеральных перечней согласно ст. 28 данного Закона — компетенция федерального органа управления образованием.
При формировании перечней Министерство образования и науки учитывает главный принцип — наличие у учебника грифа «Допущено» или «Рекомендовано». Перечень учебников на
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года целями развития образования в России определила повышение его качества и доступности. Министерство образования и науки РФ считает эффективную систему учебного книгоиздания необходимым условием обеспеченности, доступности качества образования. Именно поэтому вопросы, связанные с повышением качества школьных учебников, проведение экспертизы были и будут ключевыми для Министерства образования и науки.
Л.О.Павлова: Можно вопрос? У вас в докладе прозвучал такой пункт, который уже обсуждался и родителями и представителями Церкви и поступило такое предложение обратиться в Минобразование и науки с просьбой о включении Научного Экспертного совета при отделе религиозного образования и катехизации РПЦ в число Федеральных экспертных организаций и учреждений для экспертизы учебных изданий гуманитарного цикла. Дело в том, что часть учебников уже на сегодня содержат религиозные моменты и для того, чтобы говорить о качестве подобных учебников и соответствии существующей богословскому взгляду и историческому естественно необходимо участие специализированного органа и суть в том, что сегодня при Русской Православной Церкви существует такой Центральный научный методический центр, который именно занимается экспертизой вообще учебников богословского содержания и в частности учебников светского образования, но имеющих в себе определенный момент знания, содержащего по религии. Поэтому у вам вопрос такой, что бы вы нам могли посоветовать, в какой форме нам лучше обратиться в Министерство образования с этим своим предложением и как вы оцениваете, насколько реально расширение круга экспертных учреждений, которые Министерство образования привлекает в качестве экспертов. Это первый вопрос. И второй вопрос о том, видит ли Министерство образования
Тетерина: По первому вопросу ответить можно следующее. Как я уже сказала, по положению об экспертизе предусмотрено участие в экспертизе не только РАН и РАО как ведущих научных организаций, но и других экспертных организаций. В каждом конкретном случае, если будет такая необходимость, будут привлекаться и другие экспертные организации. По второму вопросу мне представляется, что роль родителей очень велика и важна сегодня, причем не только в отборе учебников. Статья 32 Закона РФ «Об образовании» устанавливает следующую норму. Образовательное учреждение выбирает учебник из утвержденных федеральных перечней учебников. Учебник — это средство реализации образовательной программы. Образовательная программа утверждается, принимается в образовательном учреждении и это предмет обсуждение не только педагогов данного образовательного учреждения. Это должен быть диалог педагогов, обучающихся и, безусловно, родительского сообщества. Поэтому роль родителей на сегодняшний день велика, но и как любой общественный институт она должна укрепляться и в будущем.
Л.О.Павлова: Светлана Леонидовна, ваш взгляд понятен и мы с ним согласны, что родители недостаточно еще активны и должны принимать участие в выборе программы, в выборе учебников. Но практически речь идет о чем, что предлагают например родителям пять вариантов учебников истории и все эти учебники не имеют адекватного научного взгляда на мир и родители считают, что все эти учебники у них есть недостатки и они были необоснованно утверждены Федеральным советом. И может быть эта тема новая, она еще не прорабатывалась Министерством образованием, но может быть и
С.Л.Тетерина: Министерство образования и науки, поскольку своей целью ставит задачу повышения качества учебной литературы, привлечение общественности, в том числе и родительской к образовательному процессу заинтересовано в таком сотрудничестве.
В.И.Слободчиков: У меня одно есть замечание очень простое. Министерство образования и науки должно предложить механизм отбора экспертных организаций и участие общественных организаций в экспертизе учебников. Все должны понимать, кто проводит экспертизу и почему. Эта позиция, это не претензия, но эту позицию мы должны грамотно сформулировать и в проекте резолюции нашего заседания должны будем предложить и довести до общественности через средства массовой информации. Этот материал должен дойти и до людей, отвечающих за все эти проблемы. В противном случае это будут наши детские жалобы. Хватит жаловаться, мы все время бесконечно жалуемся, надо жалобы превращать в точные требования.
На главную страницу | На главную страницу раздела
Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты