Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья
“Родительский комитет”

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты

 

XIII Международные Рождественские образовательные чтения

«Роль родителей в школьном образовательном процессе»

Доклад на 13 Международных Рождественский Образовательных чтениях Павловой Л.О.  — члена Правления НП в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет».

Тема « Школа, семья, Церковь- соработничество во имя жизни», заявленная на нынешних 13 Международных Рождественских Образовательных чтениях, сегодня актуальна как никогда. Если мы сегодня можем еще что-то сделать в интересах наших детей, их будущего, то это только путем совместных усилий школы семьи и Церкви. Все три участника этого соработничества заинтересованы в положительных результатах своих усилий и имеют для этого реальные возможности.

При этом важно определить то, в каких направления необходимо действовать и какова роль каждого из соработников.

Когда, говорят о положительном влиянии Церкви, в том числе в системе образования, то роль Церкви обычно сводится исключительно к духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, и, как правило, в рамках отдельного предмета: «Православной культуры» или «Основ Православной культуры», преподаваемого за пределами учебного процесса. Возможность Церкви содействовать в воспитании высоко духовного и нравственного человека, признается практически всеми, особенно в условиях деградации общества и падения морали и нравственности.

Согласно Преамбуле Закона РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Отводя Церкви заслуженно высокую роль в деле воспитания, совершенно неоправданно замалчивается то, что накопленный Русской Православной Церковью огромный пласт православной культуры, традиций нашего народа, остается невостребованным обществом, так как не используется в процессе обучения по базовым предметам.

К сожалению, нет должного понимания со стороны государственных органов, в частности Министерства образования и науки РФ о важности роли Церкви в вопросах повышения качества образования. А ведь именно качество образования наиболее волнует родителей. Да и не только родителей. Государство и общество также заинтересовано в подготовке школой хорошо образованных и культурных личностей, усвоивших весь багаж национальной культуры, истории Отечества.

Мы говорим сегодня не о преподавании религии в школе, хотя и это могло бы внести свой положительный вклад в духовный и нравственный багаж молодого человека, мы говорим, прежде всего о необходимости введение «Основ Православной культуры» в качестве базового предмета и введения в базовые предметы элементов Православной культуры и этики.

Сейчас, как никогда, необходимо разъяснять родителям, чиновникам, всему обществу, что без усвоения Православной культуры, являющейся национальной культурой России, не возможно воспитание и образование действительно культурного человека

К сожалению, еще нет понимания всеми того, что Православная культура — это культурологический и крайне важный предмет не только в деле воспитания учащихся, но и в деле их качественного образования.

Необходимо более широко разъяснять чиновникам, обществу то, что понятие «православной культуры» не равнозначно понятию «религия», а выходит за его рамки. Надо чтобы все задумались о том, что православная культура вбирает в себя знания по широкому кругу вопросов, решаемых в образовании, и имеет широкое значение даже в рамках светского образования; то, что православная культура может передать детям не только нормы традиционной морали и нравственности, но и глубокие знания по философии, истории, культуре, литературе, живописи и т.д.,

Сейчас сверху, из министерства, школам рекомендуется вводить предмет «Основы мировых религий», да и тот, лишь в старших классах. Это нам озвучил министр образования и науки России. И получается, что дети, к примеру, изучают в 10–11 лет историю и культуру Древней Греции мифы, боги, быт, нравственные законы древнего общества, а православная национальной культура «табу». Вероятно неплохо изучать и мировые религии, познавательно выяснить, традиции, к примеру, далеких нам африканских религий, практикующих полигамию или месть врагам, но какие нормы морали преподадут нам эти знания? Как повлияют они на воспитание ребенка. Что будут они сеять в его душе? Конечно, не совместимые с традиционными и национальными нормами. Мы получим малообразованных, "не помнящих родства Иванов".

Воспитание учащихся и их обучение — основные задачи школы. Именно этим она должна заниматься, за это ей деньги выделяет бюджет, платят родители, за результаты школа несет ответ.

Что должна школа, понимают казалось бы все. Однако не всегда понимается тенденция развития образования и до конца все трудности школы.

Школа даже при всем ее желании воспитать высоконравственного и высоко образованного человека не всегда может рассчитывать на успех. Этот результат не зависит в целом только от школы и педагогического коллектива. Так как сегодня школа — заложник противоречий, имеющихся в обществе и сложившейся образовательной системы и организации работы самой школы.

Что должна школа? Должна организовать учебный процесс, в этом ей предоставлена определенная самостоятельность. Это значит: найти педагогов, обустроить помещения, определиться с учебниками и программами, набрать учеников и попробовать дать им знания, поддерживать дисциплину, да еще и придумать, какими средствами и как учащихся воспитывать, да при этом согласовать вопросы воспитания с родителями.

Хочу пояснить, о каких противоречиях, заложником которых является школа, идет речь.

С одной стороны, в Законе РФ «Об образовании» заявлено, что образование приоритетная сфера — с другой стороны, материальное снабжение школы на деле мизерное, зарплата педагогов на уровне прожиточного минимума и менее.

С одной стороны, школа свободна в выборе учебников, пособий, с другой стороны, она выбирает из тех учебников, что ей предлагают издательства, а порой не просто предлагают, а совместно с департаментами образования навязывают. Одни учебники лучше, другие хуже, а может и вообще совсем неудачные.

С одной стороны, школа должна воспитывать детей, но, вместе с тем, приоритет воспитания принадлежит родителям. Чиновники требуют от школы отчитаться за воспитание, к примеру, половым воспитанием и школа это делает. Делает вопреки мнению родителей, очень часто в тайне от родителей, не имея на половое воспитание информированного согласия родителей. Таким образом, школа преступает закон. Уже имеются решения общегражданских судов по искам родителей, когда их нарушенное право на преимущественное воспитание детей восстановлено судом, а действия школы признаны незаконными.

С одной стороны, школа обязана соблюдать принципы образования: любовь к Родине, к семье, развитие национальной культуры, с другой стороны, понятие идеологического многообразия закреплено в качестве конституционного принципа организации российского общества. Какую идеологию избрать? Если изберешь одну, обязательно можно получить претензии, что, что- то не учтено, чьи-то интересы задеты или нарушены.

С одной стороны, Закон РЫ «Об образовании» совершенно справедливо требует уважение к педагогу и гарантирует неприкосновенность его авторитета, с другой стороны, почти невозможно уволить педагога, если он, к примеру, не образец морали, был судим, или просто профессионально не пригоден.

Мы знаем пример, когда директор одной из подмосковных школ похищал деньги родителей, однако, расследование дела так долго тянулось, что истек срок привлечения директора к уголовной ответственности, хотя вина его доказана, и уголовное дело было прекращено. Родители возражают против возвращения на должность жулика -директора, а отдел образования должен его восстанавливать, так как в отношении директора нет приговора суда.

С одной стороны, школа обязана работать с родителями, как с участниками образовательного процесса, с другой стороны, родители не идут на контакт.

Вот я насчитала 6 противоречий, но их очевидно намного больше.

Трудности школы — это объективная реальность, и надо думать над тем, как сделать деятельность, школы результативной и исключительно положительной. Школа не в состоянии сделать это в одиночку, без участия родителей. Для того, чтобы родители смогли реализовать свои права на деле, необходимо соработничество школы и родителей. Для начала школа должна обеспечить родителям участие в образовательном процессе.

Задача родителей дать достойное воспитание и образование своему ребенку и помочь школе в деле его воспитания высоко нравственным человеком, помочь школе дать ему качественное образование.

Родитель, если надо, вправе и потребовать всего вышеперечисленного не только от школы, но и от всей системы образования, от государства.

Права родителей вытекают из естественного права родителя, как законного представителя своего ребенка. Именно родитель обязан дать ребенку образование. Если ребенок не учится — отвечает родитель, а не школа, не государство. Со стороны государственных органов фактически отсутствует учет того, учатся ли все дети, проживающие на данной территории, или нет. Ведь обязанности исполняются тогда, когда есть санкции за их неисполнение. Такой санкцией в отношении родителей является лишение родительских прав. А какие санкции имеются в отношении чиновника, не отследившего ситуацию на подведомственной ему территории, где не учится, к примеру, несколько десятков детей школьного возраста, да никаких, ну в худшем случае, объявят дисциплинарное взыскание нерадивому чиновнику.

Права родителя в образовательном процессе закрепляют его обязанность обеспечить образование своему ребенку. Эти права детально не прописаны в Законе РФ «Об образовании». И это негативно сказывается на реализации родителями своих прав и добросовестном выполнении ими своих обязанностей по образованию ребенка.

Права родителей закреплены рядом правовых норм. К таким нормам относятся: ст.13 Закона РФ «Об образовании», дающая понятие Уставу Школы и сам Типовой устав, обязательный для муниципальных образовательных учреждений. Именно в Типовом уставе школы, родители названы в числе участников образовательного процесса наравне с учителями и учениками.

В Законе РФ «Об образовании» имеются и иные нормы права, закрепляющие права родителей, так в соответствии со ст. 15 п. 7 родителям должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса;

Ст.52 того же Закона устанавливает то, что родители имеют право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, участвовать в управлении образовательным учреждением.

Однако, не смотря на указанные права родителей, школа по инерции сводит права родителей частично к воспитательному процессу, а в основном к участию в материальном обеспечении школы. Родители зачастую с этим согласны.

Совместное воспитание ребенка и участие в образовательном процессе- это новая форма сотрудничества между школой и родителями, которая в должной мере не освоена обеими сторонами. Требуется не просто сотрудничество, а активное соработничество и в вопросах воспитания, и в вопросах образования. Родители имеют право и , если ходят положительно влиять на качество образования своих детей, должны научиться реализовывать свои права.

Например, право родителя на ознакомление с содержанием образования, дает на сегодня реальную возможность влиять на его качество образования через выбор учебников до начала учебного года, требовать замены негодных учебников.

Родители имеют реальную возможность влиять на духовно- нравственный климат в школе. Реализация конструктивных мер возможна через создание Советов школы и активную работу в их составе. Механизм участия родителей в образовательном процессе может реализовываться на сегодня даже без внесения изменений в Закон РФ « Об образовании», путем издания школами локальных актов, регулирующих участие родителей в образовательном процессе.

Возможности есть, было бы у родителей желание и силы что- то сделать для своего ребенка. Сегодня надо обучать родителей. Кстати об этом многократно ранее говорило и министерство образования, поэтому в этом вопросе мы должны найти поддержку у чиновников от образования. Но можно образовывать того, кто хочет чему- то научиться. Это правда, что многие родители инертны. Инертны по разным причинам, часть родителей не осознает всех проблем, стоящих перед школой, часть не считает, что эти проблемы касаются их лично и их ребенка, очень многие опасаются, что вмешательство в дела школы создаст конфликтную ситуацию, заложником которой будет ребенок.

Специально к Рождественским чтениям нами издано пособие для родителей по школьному образованию «Ребенок в школе». Надеемся, что эта книга поможет родителям и учителям ответить на многие вопросы, связанные со школой, кроме того, найти обоснованные аргументы, основанные на российском и международном законодательстве, выдержки из которого приведены в пособии, правомочности введения в школьное образование базового предмета «Основы православной культуры» и введения в базовые предметы элементов православной культуры.

Мы возлагаем большие надежды на Всероссийскую Ассоциацию Родителей, структура и задачи которой сегодня в стадии становления. Жизнь показывает, что объединение родителей в отстаивании своих прав в сфере образования и прав ребенка на качественное бесплатное и всеобщее среднее образование становится все более актуальным. Родители в растерянности от непонятной им модернизации школьного образования. Но простая растерянность может перейти в серьезные возражения. А мы сегодня можем с уверенностью говорить о предпосылках грубого нарушения конституционного права граждан России на бесплатное и доступное всеобщее среднее образование. Мы работаем с родительскими организациями более чем из 25 регионов России. Практика нашей работы говорит о том, что наиболее активными являются православные родители. Однако родителям трудно объединяться. Хочется выразить надежду на то, что епархиальные отделы РПЦ смогут на местах оказать помощь родителям не только в отстаивании и реализации их права на образование детей, путем изучения православной религии, в содействии введению в школы в качестве базового предмета «Основ православной культуры», но реализации прав родителей в более широком плане.

 

 

На главную страницу | На главную страницу раздела

Законы | Семья и школа | Семья и демография | Семья и здравоохранение | Дети и СМИ | Родительское движение | События, мероприятия | О нас | Контакты