Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

«РОДИТЕЛИ ЗА ПРАВА ДЕТЕЙ В СМИ»

С 25 марта 2008 год — новая акция «Родительского комитета».
Подробнее...

ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ
в связи с распространением порнографии


Методы бессознательного психологического влияния на состояние человека - выдержки из доклада эксперта Комитета Безопасности ГД РФ, зав. Курсом психотерапии ФППО им. Сеченова, к.м.н., д.п.н.  Е.В.  Безносюка


Открытое письмо главному редактору журнала «Молоток»

Большое Жюри Союза журналистов России своим Решением от 29 мая 2002 года № 21  признало Еженедельник «Молоток» эротическим. Публикации журнала «Молоток» явились предметом рассмотрения Большого Жюри в связи с обращением Министерства РФ по делам печати.


Русская культура и сексуальный прогресс

«Когда искусство является отделенным от морали, когда оно оказывается деятелем социального разложения, а не социальной гармонии, то это служит признаком того, что оно внесено извне, как это было в Риме времен Сципиона«.

Габриэль Тард,
«Социальная логика»

Министру внутренних дел Российской Федерации
Нургалиеву Р.Г.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений законов в сфере защиты несовершеннолетних от преступлений,
совершаемых с использованием новых информационных технологий, включая Интернет

В июне 2005 г. мною вносилось в Ваш адрес представление об устранении аналогичных нарушений закона в деятельности органов внутренних дел и предлагалось принять меры для их устранения.

Однако результаты проверок, проведенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ряде регионов в текущем году, показали, что многие нарушения закона продолжают иметь место, а дети подвергаются все более тяжелой эксплуатации, становясь жертвами нередко безнаказанных преступлений.

Несмотря на то, что годовой оборот только рынка детской порнографии уже достигает 3,5 млрд. евро, результативность борьбы с подобными преступлениями остается крайне низкой.

В нарушение требований ст. 2 Закона РФ «О милиции» деятельность органов внутренних дел по выявлению этих преступлений не соответствует фактической распространенности в Интернете порнографической и иной запрещенной к обороту информации.

Даже при общем снижении активности правоохранительных органов в выявлении фактов незаконного оборота порнографических материалов по ст.242 УК РФ (в 2005 г. — 2164, в 2004 — 2433), возросло число зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 242.1 УК РФ (в 2005 г. — 54 преступления, связанные с изготовлением и оборотом материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (в 2004 г. — 30), из них 31 преступление выявлено в Интернете (в суд направлено 27).

Несмотря на некоторое увеличение зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 242.1 УК РФ, очевидно, что количество выявленных преступлений этого вида не соответствует масштабу их фактического распространения в стране.

Представленная в ходе проверки управлением «К» БСТМ МВД России справка о работе данного подразделения по борьбе с распространением порнографических материалов с участием несовершеннолетних в Интернете практически не содержит сведений о выявленных преступлениях, несмотря на то, что в ней декларируется осуществление ежедневного мониторинга в Интернете для установления электронных ресурсов, с использованием которых осуществляется распространение порнографических материалов, в том числе с участием несовершеннолетних. В справке приведены примеры возбуждения лишь двух уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 241.1 УК РФ, причем связанных между собой.

На фоне распространения проституции в стране, особенно в крупных городах, в том числе при активном вовлечении в данное занятие несовершеннолетних мальчиков и девочек (о чем свидетельствуют данные социологических исследований и анализ размещаемых в печатных и электронных средствах массовой информации объявлений об оказании платных интимных услуг), эффективность работы правоохранительных органов в этом направлении явно недостаточна. В 2005 г. по ст. 242 УК РФ зарегистрировано всего лишь 362 факта вовлечения в занятие проституцией. В каждом третьем случае потерпевшими являются несовершеннолетние. Вместе с тем осуждено за эти преступления в 2005 г. только 40 человек.

В 2005 г. выявлено 1039 преступлений, связанных с организацией занятия проституцией (ст. 241 УК РФ), в том числе с привлечением несовершеннолетних. Осуждено же всего 628 человек.

От насильственных преступлений сексуального характера в Российской Федерации пострадали в 2005 г. 4829 детей, 9 из них убиты.

Крайне высокий уровень латентности таких преступлений обусловливает необходимость создания «горячих линий» для получения правоохранительными органами сообщений (в том числе анонимных) от граждан и общественных объединений о «подозрительных» сайтах, на которых может содержаться детская порнография и иная незаконная информация. Такой подход соответствует общемировой тенденции развития правоохранительной практики в указанной сфере, учитывает психологию людей, предпочитающих сообщать о преступлениях анонимно.

В настоящее же время согласно установленному порядку сообщения, поступающие на сайт МВД России, либо из других ресурсов Интернета, в соответствии с п.71.2 приказа МВД России от 01.03.99 № 150 «Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России» признаются анонимными, не регистрируются и подлежат уничтожению. Лишь в исключительных случаях анонимные обращения, содержащие конкретные сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях, без регистрации направляются в соответствующие подразделения министерства для использования в оперативных целях.

Вместе с тем сообщение о совершенном или готовящемся преступлении подлежит регистрации и рассмотрению в порядке ст. 143 — 145 УПК РФ. Эти требования закона практически повсеместно не выполняются.

Основным способом обнаружения порносайтов является поисковая деятельность сотрудников правоохранительных органов. Однако, как показали проверки, органы внутренних дел не ведут планомерной работы по выявлению преступлений, связанных с коммерческой сексуальной эксплуатацией детей в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации.

В г. Екатеринбурге Свердловской области Андрианов Е.В.  в течение полугода, используя персональный компьютер, публиковал в Интернете информацию о наличии у него порнографических материалов и разместил на своем сайте заранее скопированные им из Интернета фотографические изображения и фильмы порнографического содержания с участием несовершеннолетних, открыл доступ к своему сайту для просмотра и копирования имеющихся на нем порноматериалов, регулярно получал вознаграждение за предоставление своих ресурсов другим абонентам. Только после этого в отношении его было возбуждено уголовное дело по ст. 242.1 УК РФ.

Несмотря на постоянно осуществляемый 12 отделом УСТМ ГУВД г.Москвы мониторинг объявлений и предложений, размещенных на сайтах Интернете, Матвеев К.И.  в период с января по ноябрь 2005 г. использовал свой персональный компьютер, который имел подключение к Интернету, для администрирования, редактирования и рекламы сайта «Yong angels» и иных ресурсов, содержащих фото- и видеоматериалы с участием обнаженных детей, в том числе вступающих в половые акты. В ходе почтовой переписки пользователь обсуждал сбыт CD-дисков, предоставлял доступ через Интернет к содержимому жестких дисков своего системного блока, осуществлял перенос, обработку и тиражирование видеоматериалов порнографического характера, которые в дальнейшем реализовывал за плату заказчикам. Его деятельность была пресечена только через год.

Проверкой, проведенной в 2005 г. в ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, установлено, что в Управлении специальных технических мероприятий ГУВД мониторинг с целью выявления фактов изготовления и распространения в Интернете порнографической продукции с изображением несовершеннолетних не осуществляется. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и заведение дел оперативного учета производится не в каждом случае обнаружения признаков такого преступления. Розыскные мероприятия по выявлению и пресечению преступлений в сфере детской порнографии практически не документируются.

В 1 квартале 2006 г. в УСТМ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области вскрыты аналогичные нарушения в деятельности указанного подразделения.

Как показала проведенная проверка, в регионах отсутствует комплексный подход к выявлению преступлений, совершаемых с использованием высоких технологий, не налажено должное взаимодействие между подразделениями органов внутренних дел.

Основным способом обнаружения порносайтов является поисковая деятельность сотрудников правоохранительных органов. Однако, как показали проверки, органы внутренних дел не ведут планомерной работы по выявлению преступлений, связанных с коммерческой сексуальной эксплуатацией детей в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации.

В г. Екатеринбурге Свердловской области Андрианов Е.В.  в течение полугода, используя персональный компьютер, публиковал в Интернете информацию о наличии у него порнографических материалов и разместил на своем сайте заранее скопированные им из Интернета фотографические изображения и фильмы порнографического содержания с участием несовершеннолетних, открыл доступ к своему сайту для просмотра и копирования имеющихся на нем порноматериалов, регулярно получал вознаграждение за предоставление своих ресурсов другим абонентам. Только после этого в отношении его было возбуждено уголовное дело по ст. 242.1 УК РФ.

Несмотря на постоянно осуществляемый 12 отделом УСТМ ГУВД г.Москвы мониторинг объявлений и предложений, размещенных на сайтах Интернете, Матвеев К.И.  в период с января по ноябрь 2005 г. использовал свой персональный компьютер, который имел подключение к Интернету, для администрирования, редактирования и рекламы сайта «Yong angels» и иных ресурсов, содержащих фото- и видеоматериалы с участием обнаженных детей, в том числе вступающих в половые акты. В ходе почтовой переписки пользователь обсуждал сбыт CD-дисков, предоставлял доступ через Интернет к содержимому жестких дисков своего системного блока, осуществлял перенос, обработку и тиражирование видеоматериалов порнографического характера, которые в дальнейшем реализовывал за плату заказчикам. Его деятельность была пресечена только через год.

Проверкой, проведенной в 2005 г. в ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, установлено, что в Управлении специальных технических мероприятий ГУВД мониторинг с целью выявления фактов изготовления и распространения в Интернете порнографической продукции с изображением несовершеннолетних не осуществляется. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и заведение дел оперативного учета производится не в каждом случае обнаружения признаков такого преступления. Розыскные мероприятия по выявлению и пресечению преступлений в сфере детской порнографии практически не документируются.

В 1 квартале 2006 г. в УСТМ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области вскрыты аналогичные нарушения в деятельности указанного подразделения.

Как показала проведенная проверка, в регионах отсутствует комплексный подход к выявлению преступлений, совершаемых с использованием высоких технологий, не налажено должное взаимодействие между подразделениями органов внутренних дел.

Преступные группы в указанной сфере практически не выявляются. Судя по результатам проверок, организованные преступные группы и преступные сообщества, занимающиеся оборотом детской порнографии, а также совершением иных преступлений против несовершеннолетних с использованием новых информационных технологий, изобличаются в единичных случаях.

Так, в г. Нижний Новгород Петраковский Д.Ф., Богомольский Р.И., Рогачев В.А.  совместно с неустановленными лицами из числа жителей г.Москвы, действуя в составе устойчивой группы, в течение полугода путем уговоров и подкупа вовлекали несовершеннолетних и малолетних девочек в занятие проституцией, организовывали их доставку в г. Москву, а также привлекали их для участия в качестве исполнителей в зрелищных мероприятиях порнографического характера, осуществляя их фотосъемку и видеозапись. Изготовленные таким образом порнографические материалы распространялись и публично демонстрировались за плату заинтересованным лицам с использованием ресурсов Интернета и других средств связи, в том числе сетевого пейджера в Интернете и по почте. Безнаказанность этой деятельности обусловила совершение названными лицами серии иных преступлений против половой неприкосновенности и нравственности детей, вовлеченных ими в порнобизнес, включая организацию с их участием занятия проституцией и совершение в отношении малолетних действий сексуального характера.

Практически повсеместно отмечается отсутствие в нарушение Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних» взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами системы профилактики (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами образования, здравоохранения и социальной защиты населения) в сфере выявления детей, вовлеченных в проституцию, порнобизнес, подвергающихся сексуальным посягательствам.

Службами милиции общественной безопасности органов внутренних дел в большинстве регионов не планируются и не проводятся регулярные проверки соблюдения законодательства о защите несовершеннолетних от распространения информационной продукции, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от реализации им эротической продукции. Тем самым нарушаются требования ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ст. 4 и 37 Закона РФ «О средствах массовой информации».

В ходе расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом порнографии, в том числе детской, допускаются нарушения закона. Серьезные недостатки обнаружены при организации и назначении судебных экспертиз, подборе экспертов, постановке перед ними вопросов и оценке экспертных заключений.

Выявлены факты поручения производства искусствоведческой

экспертизы по уголовным делам в нарушение требований ст. 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» организациям, не являющимся государственными судебно-экспертными учреждениями.

По фактам содержащихся на компьютерных дисках и видеокассетах сцен развратных и иных действий сексуального характера в отношении детей не принимаются решения о наличии в действиях лиц, совершавших посягательства на половую неприкосновенность несовершеннолетних и малолетних, признаков преступлений, предусмотренных п. «д» ч. 2 и п. «в» ч. З ст. 131, п. «д» ч.2 и п. «в» ч. 3 ст. 132, ст. 133, 134, 135 УК РФ. Проверки в таких случаях, как правило, не проводятся, процессуальные решения не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРЕДЛАГАЮ:

1. Потребовать от подчиненных руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации устранить нарушения закона в работе по противодействию преступлениям, связанным с распространением детской порнографии, и иным видам сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, обеспечить оперативное реагирование на все случаи вовлечения малолетних и несовершеннолетних в занятие проституцией и порнобизнес, в том числе с использованием информационных технологий, включая Интернет.

2. Принять меры по обеспечению постоянного контроля за работой, направленной на защиту детей от сексуальной эксплуатации и преступных посягательств на половую неприкосновенность со стороны руководящего состава ОВД.

3. Виновных в допущенных нарушениях законов лиц привлечь к ответственности.

О результатах рассмотрения представления прошу сообщить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в установленный законом срок.

Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации С.Н.Фридинский