Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организация работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации)
Раздел 1. Общие положения
Основной целью внедрения системной работы с неблагополучными семьями должна стать модель управления на основе непрерывного сопровождения каждого нуждающегося в помощи государства ребенка всеми учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Под непрерывным сопровождением понимается оказание комплексной поддержки и семье и (или) ребенку от 0 до 18 лет при выявлении факторов неблагополучия на различных этапах жизни ребенка и осуществление индивидуальной профилактической работы и мониторинга органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних изменения неблагоприятной жизненной ситуации с момента выявления до стабилизации жизненной ситуации и устранения причин, поставивших семью в социально опасное положение (трудную жизненную ситуацию).
1. Основания межведомственного взаимодействия
1.1. Настоящий Регламент разработан в целях реализации положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999г.
1.2. Настоящий Регламент разработан на основании:
— Федерального Закона от 24.06.1999 года № 120 — ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— Федерального закона от 24.07.1998г.
— Семейного кодекса Российской Федерации;
— Федерального Закона от 24.04.2008 года №
— Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.
— Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
— Федерального закона от 10.12.1995г.
— Федерального закона от 08.01.1998г.
— Закона РФ от 10.07.1992г.
— Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утверждённого Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967г.;
— Закона города Москвы от 07.04.1999г. №16 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»;
— Закона города Москвы от 13.04.2005 года № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
— Закона города Москвы от 14.04.2010г. №12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»;
— Закона города Москвы от 28.09.2005 года № 47 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
— Закона города Москвы от 26.12.2007 года № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа» (с изменениями и дополнениями);
— Закона города Москвы от 28.02.2007 № 6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве».
— Закона города Москвы от 07.10.2009 № 43 «О психологической помощи населению в городе Москве».
— Закона города Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения».
— Закона города Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».
2. Основными задачами деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия являются:
— выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
— оказание социально — психолого — педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним;
— проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении;
— реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия.
3. Основные понятия:
—выявление и учет семейного неблагополучия — комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
— несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
— семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
— дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
— семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации — семья, находящаяся в определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка).
- несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, - несовершеннолетние, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, нахождения родителей в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, ограничения свободы, ареста, оставления их родителями в организациях здравоохранения, а также вследствие их подкидывания или при отказе родителей от воспитания детей и в иных случаях признания несовершеннолетнего оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
— безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц города Москвы;
— беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания в городе Москве;
— дети, нуждающиеся в помощи государства, — дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию.
4. Субъекты взаимодействия.
4.1. Московская городская межведомственная, окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП).
4.2. Органы местного самоуправления, в части реализации переданных государственных полномочий.
4.3. Учреждения здравоохранения:
4.3.1. Женские консультации.
4.3.2. Центры планирования семьи и репродукции.
4.3.3. Родильные дома, городские клинические больницы, имеющие стационарные подразделения родовспоможения.
4.3.4. Дома ребёнка;
4.3.5. Детские городские поликлиники.
4.3.6. Городские поликлиники.
4.3.7. Детские больницы.
4.3.8. Лечебно-профилактические учреждения, имеющие в составе травматологические пункты.
4.3.9. Наркологические диспансеры.
4.3.10. Наркологические больницы.
4.3.11. Психоневрологические диспансеры.
4.4. Образовательные учреждения:
4.4.1. Дошкольные.
4.4.2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).
4.4.3. Учреждения среднего профессионального образования.
4.4.4 Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
4.4.5. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
4.4.6. Учреждения дополнительного образования.
4.4.7 Центры психолого-медико-социального сопровождения.
4.5. Органы внутренних дел по городу Москве:
4.5.1. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД).
4.5.2. Участковые уполномоченные милиции.
4.5.3. Криминальная милиция.
4.5.4. Патрульно-постовая служба.
4.6. Территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве.
4.7. Территориальные органы исполнительной власти, районные учреждения и организации, негосударственные организации, общественность:
4.7.1. Управы районов.
4.7.2. Единые информационно — расчетные центры (ЕИРЦ).
4.7.3. Общественные пункты охраны порядка.
4.7.4. Негосударственные организации
4.7.5. Старшие по подъездам и др..
4.8. Учреждения Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы:
4.8.1. Центры социальной помощи семье и детям.
4.8.2. Межрайонные центры «Дети улиц».
4.8.3. ГУВУ «Социальный приют для детей и подростков».
4.8.4. ГОУ Детский дом №19 «Центр патронатного воспитания».
4.8.5. ГУ Специализированный дои ребёнка №22.
4.8.6. Московская служба психологической помощи населению.
4.9. Учреждения Департамента социальной защиты населения города Москвы:
4.9.1. Комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСО), центры социального обслуживания (ЦСО) (далее по тексту — центры социального обслуживания всех типов).
4.9.2. Социально — реабилитационные центры для несовершеннолетних (СРЦ).
4.9.3. Социальные приюты для детей и подростков.
4.11. Отделы ЗАГС города Москвы.
4.12. ГУ центры занятости населения административных округов города Москвы (ГУ ЦЗН АО города Москвы).
5. Целевые группы, на которые направлено межведомственное взаимодействие (объекты взаимодействия)
5.1. Семьи и дети, проживающие в городе Москве, и находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Основные критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
— отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);
— отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка;
— смерть одного из родителей;
— уход отца/матери из семьи, развод родителей;
— постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;
— возвращение родителей из мест лишения свободы;
— семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
5.2. Семьи и дети, проживающие в городе Москве, и находящиеся в социально-опасном положении.
Основные критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:
— неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребёнка — алкоголизм, наркомания и т.п.);
— злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни;
— вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);
— наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).
5.3. Дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей).
Отсутствие попечения родителей (законных представителей) подтверждается документами:
— копиями свидетельств о смерти;
— копиями решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, признании их безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлении умершими;
— актом организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении ребенка в организации здравоохранения, актом органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка;
— документами из органов внутренних дел о розыске родителей и иными документами, предусмотренными законодательством.
5.4. Дети, нуждающиеся в помощи государства.
Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 5.1 — 5.3, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних по мотивированному постановлению руководителя муниципалитета о признании ребёнка, нуждающимся в помощи государства.
5.5. Организация учёта целевых групп:
— учёт семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и организацию работы с ними ведут комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как самостоятельно, так и через учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Примечание: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ежеквартально организуют обмен информацией и сверку данного вида учёта.
— учёт семей и детей, находящиеся в социально-опасном положении, а также детей, нуждающихся в помощи государства и организацию работы с ними ведут совместно комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалисты в сфере опеки и попечительства;
Примечание: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалисты в сфере опеки и попечительства ежемесячно осуществляют сверку учётов. Расхождение сведений в данном виде учёта не допускается.
— учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и организацию работы с ними ведут специалисты в сфере опеки и попечительства.
Примечания: Информация о несовершеннолетних по данному виду учёта направляется в соответствующие районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение 7 дней после постановки на учёт для анализа ситуации семейного неблагополучия и координации деятельности с неблагополучными семьями.
6. Основные этапы работы по выявлению семейного неблагополучия
6.1. Сбор и систематизация информации, сведений из источников информации указанных в пункте 7 настоящего раздела;
6.2. Выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп указанных в пунктах 5.1
6.3. Оценка уровня жизни несовершеннолетнего и степени угрозы его жизни и здоровью.
6.4. В случае подтверждения семейного неблагополучия (наличия признаков семейного неблагополучия) передача сведений о семье, несовершеннолетнем в муниципалитет (районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистам в сфере опеки, попечительства и патронажа).
6.5. Организация индивидуальной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних и социального патроната над семьей, профилактическая работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
6.6. Анализ работы с семьей с целью прогнозирования ситуации, планирования деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.
7. Источники и способы получения информации:
— обращения граждан;
— заявления родственников;
— обращения несовершеннолетних;
— информации должностных лиц;
— результаты проведения рейдов;
— результаты рассмотрения материалов на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
— средства массовой информации.
Раздел 2. Порядок выявления и взаимодействия по установлению факта семейного неблагополучия
1. Порядок осуществления отдельных полномочий специалистами в сфере опеки и попечительства
Специалисты в сфере опеки и попечительства при получении информации (устной или письменной) о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию от субъектов межведомственного взаимодействия по настоящему Регламенту (кроме районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав), граждан:
1.1. В течение часа после поступления информации сообщают о ней в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделение по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел по району.
1.2. Совместно с сотрудниками ПДН ОВД по району (не позднее чем в течение трёх дней) организует первичное обследование условий проживания и воспитания детей для получения объективных сведений о ситуации в семье и составления Акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по форме установленной приказом Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009г. №334. (приложение 1).
1.3. В случае выявления наличия угрозы для жизни и (или) здоровья ребёнка принимают меры по изъятию ребёнка и его устройству.
Примечание: Порядок действий специалистов в сфере опеки и попечительства в данной ситуации установлен Семейным кодексом Российской Федерации.
1.4. При отсутствии угрозы для жизни и (или) здоровья ребёнка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи, составляют заключение, в котором указывают целевую группу (объект взаимодействия), и передают его после утверждения в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999г.
Примечание: При наличии фактов, свидетельствующих о не исполнении или ненадлежащим исполнении родителями несовершеннолетнего
1.5. При получении информации от районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав участвуют в проведении первичного обследования условий проживания и воспитания детей и реализуют свои полномочия в порядке, установленном пунктами 2.1 — 2.4 раздела 2 настоящего Регламента.
2. Специалисты районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
2.1. При поступлении информации о детях, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей (законных представителей), находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни и (или) здоровья, от субъектов межведомственного взаимодействия по настоящему Регламенту (кроме специалистов в сфере опеки и попечительства) или граждан, в течение часа после поступления информации сообщают о ней специалистам в сфере опеки и попечительства по месту выявления указанной ситуации.
2.2. В случае выявления наличия угрозы для жизни и здоровья ребёнка оказывают содействие специалистам в сфере опеки и попечительства в отобрании ребёнка.
Примечание: Порядок действий специалистов в сфере опеки и попечительства в данной ситуации установлен Семейным кодексом Российской Федерации.
2.3. При отсутствии угрозы для жизни и здоровья ребёнка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи составляют заключение, в котором указывают целевую группу (объект взаимодействия), и представляют его на утверждение руководителю муниципалитета в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999г.
2.4. При наличии фактов, свидетельствующих о не исполнении или ненадлежащим исполнении родителями несовершеннолетнего
2.5. При получении информации от специалистов в сфере опеки и попечительства о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию совместно с ними в сроки и порядке установленном пунктом 1 раздела 2 настоящего Регламента участвуют в первичном обследовании условий проживания и воспитания детей.
2.6. После определения целевой группы осуществляют действия, установленные разделом 3 настоящего Регламента.
3. Учреждения здравоохранения
(В соответствие со статьёй 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г.
3.1. Женские консультации, центры планирования семьи при дородовом патронаже:
— при постановке женщин на учет по беременности определяют семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности и для новорожденного и в случае установления факта трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения в течение трёх суток передают соответствующую информацию в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства беременной;
— принимают меры по организации работы с беременной, по разъяснению ей прав и обязанностей родителей после рождения ребёнка, профилактике отказа от ребёнка;
— при постановке на учет несовершеннолетней беременной направляют в течение трёх часов соответствующую информацию специалистам в сфере опеки и попечительства и в подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел по фактическому месту жительства беременной для выяснения условий проживания несовершеннолетней и условий, способствующих ранней беременности .
3.2. Медицинский персонал родильного дома (отделения) при поступлении несовершеннолетней беременной, незамедлительно передают информацию руководителю родильного дома для организации работы по профилактике отказа от ребёнка, а также специалистам в сфере опеки и попечительства по месту фактического проживания несовершеннолетней роженицы, а в случае его неизвестности (отсутствия) — специалистам в сфере опеки и попечительства по месту нахождения родильного дома.
3.3. Участковые врачи и участковые медицинские сестры:
— при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике выявляют наличие в семье неблагополучных социальных факторов;
— вносят в историю развития ребенка сведения о родителях, семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи;
— осуществляют контроль за выполнением родителями данных им рекомендаций по уходу за ребенком и за проведением назначенного лечения в случае болезни ребенка;
— ведут учет социально неблагополучных семей в профильном журнале;
— при обследовании детей в образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
— в случае установления факта трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения в течение трёх суток передают соответствующую информацию в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего
3.4. Администрация детской больницы, иного стационарного учреждения здравоохранения:
— при выявлении детей, которых в больнице (более 1 месяца) не навещают родители (законные представители), уведомляет о данном факте специалистов в сфере опеки и попечительства по месту жительства ребенка, а в случае его неизвестности (отсутствия) — специалистам в сфере опеки и попечительства по месту нахождения медицинского учреждения;
— ежедневно передает на «горячую линию» по вопросам безнадзорности несовершеннолетних Департамента социальной защиты населения города Москвы т.
—при поступлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение 7 дней направляет информацию специалистам в сфере опеки и попечительства по месту регистрации ребенка (а в случае её отсутствия — по месту нахождения детской больницы).
3.5. Руководители лечебно-профилактических учреждений, травм.пунктов при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение
Примечание: 1. Работники учреждений здравоохранения передают детей родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность после письменного согласования с органами местного самоуправления и районными органами внутренних дел.
2. Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях здравоохранения, не могут быть переданы родителям в случаях, если:
—родители лишены или ограничены в родительских правах;
—родители недееспособны;
—ребенок отобран у родителей (одного из них) в связи с угрозой его жизни или здоровью;
—в отношении родителей (законных представителей) или одного из них возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком;
— дело о лишении родителей родительских прав, либо ограничении родительских прав находится на рассмотрении в суде.
3. Несовершеннолетние, прошедшие медицинское обследование и (или) лечение и не нуждающиеся более в медицинской помощи, незамедлительно переводятся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
3.6. Администрация медицинского учреждения для взрослых незамедлительно (в течение трёх часов) направляет специалистам в сфере опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетних детей информацию о невозможности единственного или обоих родителей самостоятельно осуществлять уход и воспитание несовершеннолетнего ребенка в случаях длительной и тяжелой болезни обоих или единственного родителя, а также об иных выявленных случаях неблагополучия в семьях, имеющих несовершеннолетних детей.
3.7. Руководители наркологических диспансеров и наркологических больниц незамедлительно (в течение трёх часов с момента обращения, поступления) направляют по факсу в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию (приложения
3.8. Руководители психоневрологических диспансеров незамедлительно (в течение трёх часов с момента обращения, поступления) направляют по факсу в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию (приложение
4. Образовательные учреждения
4.1. Дошкольные образовательные учреждения:
— обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии воспитанников их внешний визуальный осмотр;
— организуют ежегодно в период с сентября по октябрь каждого года конкурс детского рисунка по теме «Я и моя семья». Итоги конкурса направляются в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения ДОУ до 10 ноября каждого года;
— при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трёх часов с момента выявления) направляют информацию специалистам в сфере опеки и попечительства и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического проживания ребенка, в отдел внутренних дел района по месту нахождения образовательного учреждения, в Департамент образования города Москвы и по факсу — в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по установленной форме (приложение №2).
4.2. Общеобразовательные учреждения и учреждения среднего профессионального образования:
— обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии обучающихся их внешний визуальный осмотр.
— при выявлении несовершеннолетних, длительное время (не более 10 дней) не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин учебные занятия в образовательных учреждениях, принимают меры к выяснению причин, проводят обследование условий воспитания и проживания обучающегося и его семьи, составляют акт обследования (приложение №1), по результатам которого ставят обучающегося на внутришкольный учет (учет в ГОУ среднего профессионального образования).
— в течение
— при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трёх часов с момента выявления) направляют информацию специалистам в сфере опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, в отдел внутренних дел района по месту нахождения образовательного учреждения, в Департамент образования города Москвы и по факсу — в Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по установленной форме (приложение 2).
— формируют социальный паспорт учреждения, проводят анализ положения учащихся и ежеквартально представляют сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении, в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего
4.3. Руководители Центров психолого-медико-социального сопровождения при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение
5. Органы внутренних дел по городу Москве
5.1. Подразделения по делам несовершеннолетних районных органов внутренних дел:
— выявляют и берут на учёт родителей (законных представителей) не выполняющих или выполняющих ненадлежащим образом обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
— в течение трёх дней после постановки на учет вышеуказанных родителей направляют информацию по установленной форме (приложение №5) в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства названных родителей;
— в соответствии с Порядком взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи, утвержденном Мэром Москвы 11.02.2002г., выявляют несовершеннолетних беспризорных детей и доставляют их в территориальные дежурные части подразделений органов внутренних дел. Копии актов о выявлении беспризорного ребенка (форма установлена совместным приказом Минздрава РФ и МВД РФ от 20.08.2003г. №414/633) в течение суток направляются должностным лицом ОДН ОВД в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также — специалистам в сфере опеки и попечительства по месту выявления беспризорного.
— при наличии крайней необходимости, в исключительных случаях, в отношении безнадзорных несовершеннолетних осуществляют действия установленные Порядком взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи, утвержденном Мэром Москвы 11.02.2002г. Информация о данном случае направляется незамедлительно (в течение
— при установлении факта нахождения ребёнка в обстановке угрожающей его жизни и здоровью, но при отсутствии крайней необходимости, принимают меры к вызову специалиста в сфере опеки и попечительства и оказывают ему содействие в отобрании ребёнка в порядке предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации.
5.2. В соответствии с приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 г. №900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции (в ред. приказов МВД РФ от 03.05.2003 №300, от 30.03.2006 №217, от 12.04.2007 №356) участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих.
В случае наличия у вышеназванных граждан несовершеннолетних детей в течение трёх дней со дня выявления о данных семьях информирует районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (приложение №5) и сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.
5.3. Сотрудники патрульно-постовой службы милиции (приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений в ред. приказа МВД РФ от 29.01.2009г. №60) выявляют заблудившихся детей и подростков, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних правонарушителей, в том числе находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, передают их родителям или лицам, их заменяющим, в необходимых случаях доставляют таких лиц в дежурную часть районного отдела внутренних дел или подразделения по делам несовершеннолетних (если они находятся вне помещения отдела внутренних дел).
5.4. Дежурные части районных органов внутренних дел при доставлении к ним беспризорных несовершеннолетних осуществляют действия установленные Порядком взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и социальной защиты населения Москвы по выявлению несовершеннолетних беспризорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи, утвержденном Мэром Москвы 11.02.2002г., и через ОДН ОВД направляют копии актов о выявлении беспризорного ребенка в течение суток в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также — специалистам в сфере опеки и попечительства по месту выявления беспризорного.
5.5. Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в розыске без вести пропавших несовершеннолетних или самовольно ушедших из семей (государственных учреждений).
Порядок участия подразделений криминальной милиции в выявлении фактов семейного неблагополучия установлен Инструкцией о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при розыске детей самовольно оставивших семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних, установлению причин и условий, способствующих побегам, утверждённой постановлением Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 19.04.2010г.
6. Территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве направляют в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет и не получивших гражданские паспорта по истечении 6 и более месяцев с момента достижения указанного возраста.
7. Управы районов:
7.1. Организуют в течение семи дней после выявления направление в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав сведений о многодетных семьях, злоупотребляющих алкогольной и спиртосодержащей продукции;
7.2. Обеспечивают размещение на информационных стендах в жилом секторе, а также на районных информационных стендах контактных телефонов районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистов в сфере опеки и попечительства;
7.3. Организуют и осуществляют контроль за своевременным направлением в районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав данных:
7.3.1. Едиными информационно-расчетные центры, Управляющими компаниями, Товариществами собственников жилья:
— ежеквартально (до 15 числа каждого месяца следующего за окончанием квартала) о выявленных семьях, ведущих аморальный образ жизни и создающие неблагоприятные условия для воспитания несовершеннолетних детей, на основании задолженности по плате за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением и коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
— о случаях смерти родителей или единственного родителя несовершеннолетнего на основании представленных документов (в течение одного рабочего дня);
7.3.2. Старшими по подъездам (незамедлительно в течение
8. Межрайонные центры «Дети улиц» ежемесячно организуют проведение патрулирования по местам скопления молодёжи и выявляют безнадзорных и беспризорных детей. Информация по итогам рейдов в течение
9. Общественные пункты охраны порядка (незамедлительно в течение
10. Отделы записи актов гражданского состояния при регистрации смерти лица, в паспорте которого указаны сведения о несовершеннолетних детях, и есть основания полагать, что умерший являлся их единственных родителем, а также при наличии информации о том, что умерший являлся опекуном (попечителем) несовершеннолетнего, незамедлительно (в течение
Раздел 3. Организация социального сопровождения целевых групп
Объединение усилий специалистов по социальной работе с детьми, непосредственно осуществляющих работу с семьями на территории района, и специалистов служб сопровождения детей в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является основным фактором в повышении эффективности и значимости мер по профилактике безнадзорности и защите прав и интересов семьи и ребенка.
1. Сопровождение семей (детей) осуществляется в виде предоставления следующих социальных услуг:
1.1. Социально-экономических.
1.2. Социально-медицинских.
1.3. Социально-психологических.
1.4. Социально-педагогических, в т.ч. услуги социально - педагогического патронажа.
1.5. Социально-бытовых.
1.6. Культурно — досуговых.
1.7. Оказание социально-правовой помощи.
1.8. Консультирование.
1.9. Социальная реабилитация.
1.10. Иные услуги социальной помощи.
2. Непосредственная работа с неблагополучной семьей, yправление и формы:
2.1. С целью осуществления комплексной работы с семьей, исходя из специфики территории, районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по фактическому месту проживания ребёнка поручает разработку плана индивидуально-профилактической работы с семьёй несовершеннолетнего (приложение №6) одному из учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных в районе (действующих на территории района) (Центры социальной помощи семье и детям, центры социальной защиты населения всех типов, Социально — реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, Межрайонные центры «Дети улиц» и др.).
2.2. Учреждение, получившее поручение районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
— в течение трёх дней изучают социально-бытовые условия семьи, её социальное окружение, проблемы взаимоотношений между членами семьи и разрабатывают проект плана индивидуально-профилактической работы с семьёй несовершеннолетнего (приложение №6);
— после составления проекта плана индивидуально-профилактической работы с семьёй направляет его в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, давшую соответствующее поручение;
— после утверждения районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав плана индивидуально-профилактической работы с семьёй организует контроль за его выполнением и социальный патронаж семьи в сроки установленные планом;
— по истечении
Примечание: 1.При возвращении в семью детей, прошедших курс социальной реабилитации в СРЦ, ребенок (семья) ставится на социальное сопровождение в КЦСО (ЦСО, ЦСПСиД).
2. Вопросы дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетних,
прошедших социальную реабилитацию, решаются специалистами в сфере опеки и попечительства с учетом рекомендаций районной КДНиЗП.
3. Оценка эффективности комплексных социальных услуг, оказанных семье (ребенку) осуществляется специально созданной для этого комиссией учреждения (организации), осуществляющей контроль за реализацией плана индивидуально-профилактической работы, и районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвердившей названный план каждые 6 (шесть) месяцев.
2.3. Специалисты в сфере опеки, попечительства и патронажа муниципалитета:
— осуществляют контроль за опекунами (попечителями), приёмными родителями и патронатными воспитателями в порядке, установленном действующим законодательством. При получении информации из районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, от граждан) о неисполнении (ненадлежащем исполнении) названными лицами своих обязанностей и (или) о совершении несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей антиобщественных и (или) противоправных деяний в трёхдневный срок после получения информации проводят обследования условий воспитания и проживания вышеназванных несовершеннолетних, получают объяснения от несовершеннолетних и их законных представителей по существу поступившей информации, и направляют в районную КДНиЗП своё заключение о целесообразности привлечения опекунов (попечителей), приёмных родителей к административной ответственности в соответствии со статьёй 5.35 КоАП РФ;
— в случае ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки и попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, а также при выявлении фактов существенного нарушения опекуном (попечителем) установленных федеральным законодательством или договором правил охраны имущества подопечного и/или распоряжения его имуществом, решают вопрос об отстранении опекуна или попечителя от возложенных на него обязанностей;
— при получении сведений из больницы о рождении ребёнка, матери которого не исполнилось 16 лет, принимают меры по назначению ребёнка опекуна, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетним родителем (статья 62 Семейного кодекса РФ).
2.4. Специалисты районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
— в течение 15 дней после получения от уполномоченной организации (раздел 3 пункт 2.1.) проекта плана индивидуально-профилактической работы с семьёй несовершеннолетнего утверждает его на заседании комиссии и направляет для исполнения соответствующим органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— при получении информации из женской консультации о постановке на учёт несовершеннолетней беременной проводят работу (при необходимости) по оказанию содействия в снижении брачного возраста;
— в случае установления факта неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязанностей патронатными воспитателями — вносят обязательное для исполнение представление в организацию, заключившую договор о патронатном воспитании, о его расторжении;
— до 01 декабря каждого года анализируют итоги конкурса рисунков «Я и моя семья», проводимого дошкольными образовательными учреждениями, и, при необходимости, проводят первичное обследование семей, имеющих возможное неблагополучие в детско-родительских отношениях;
— по истечении
В случае принятия решения о продолжении работы с семьёй, повторное рассмотрение результатов работы производится в сроки, предложенные уполномоченной организацией, но не позднее, чем по истечении 6 месяцев после принятия постановления о продолжении работы.
3. Снятие с учета семей (детей) в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав производится:
— на основании Заключения учреждения, осуществляющего контроль за реализацией плана индивидуально -профилактической работы с семьёй несовершеннолетнего;
— по заявлению родителей (семьи) при наличии положительного Заключения специалистов в сфере опеки и попечительства;
— при достижении младшим ребёнком в семье 18 лет;
— при наличии обстоятельств, связанных со смертью, переездом на другое место жительства за пределы района (города) и т.п.;
Примечание: В случае переезда семьи в пределах города Москвы и Московской области сведения о данной семье в течение трёх дней после поступления информации о переезде районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту учета семьи направляется в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту жительства.