ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона №
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов СССР»
(внесен депутатами Государственной Думы Е.Ф.Лаховой, А.Н.Хайруллиным, А.В.Скочем, В.Л.Горбачевым и Н.М.Безбородовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы)
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона №
Законопроект был принят в первом чтении 5 июля 2007 года.
Авторами законопроекта в целях совершенствования механизма защиты прав несовершеннолетних, расширения правозащитных, профилактических и контрольных функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии), повышения эффективности деятельности по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, а также установления единого подхода к регламентации процессуальной деятельности комиссий предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«:
— статью 11 «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» изложить в новой редакции, включив в нее нормы, конкретизирующие и дополняющие правозащитные и контрольные полномочия комиссий;
— статью 18 «Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения» дополнить нормой, включающей в компетенцию органов управления здравоохранением организацию контроля за медицинским обслуживанием детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;
— дополнить главой III2 «Рассмотрение материалов комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав», включив в нее нормы, определяющие основания и порядок рассмотрения комиссиями материалов в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, перечень основных мер воздействия, применяемых при необходимости комиссиями по результатам рассмотрения материалов, и устанавливающие порядок обжалования принятых комиссиями решений.
С учетом вносимых в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» изменений, соответствующие изменения предлагается внести в Семейный, Гражданский, Гражданский процессуальный и Трудовой кодексы Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается отменить устаревшие, вступившие в противоречие с современным законодательством нормы и признать не действующими на территории Российской Федерации отдельные законодательные акты СССР, касающиеся деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает инициативы, направленные на совершенствование правовых мер защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Вместе с тем отмечаем, что концепция законопроекта не соответствует тенденциям государственно-правового развития, направленного на создание гражданского общества в Российской Федерации. По сути законопроект превращает комиссии в постоянно действующий орган с широким кругом дискреционных полномочий.
Вопросы образования и наделения комиссий отдельными государственными полномочиями федеральное законодательство относит к ведению Российской Федерации и ее субъектов. Так, согласно пункта 1 статьи 4, пункта 2 статьи 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии образуются и осуществляют государственные полномочия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий (Пункт 24.1 части 2 статьи 26.3. указанного Федерального закона).
Таким образом, действующее законодательство позволяет решать вопросы, связанные с деятельностью указанных комиссий, на уровне субъекта Российской Федерации.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации законопроект в представленной к первому чтению редакции не поддержало.
Правительство Российской Федерации официальный отзыв на законопроект не представило.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении на законопроект, подготовленный к первому чтению, отмечало необходимость его доработки в части включения в законопроект норм, уточняющих права лиц, в отношении которых рассматриваются материалы комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, приведения в соответствие отдельных положений законопроекта с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует государственной Думе отклонить проект федерального закона №
Председатель Комитета
Е.Б.Мизулина