Заключение специалистов Института педагогических инноваций РАО по материалам дела
Психолого-педагогический анализ
текстового материала
фонограммы видеомультфильма
«Что со мною происходит?»
(извлечения)
О содержании фильма
1. Взросление человека подменяется его половым созреванием. Сложный и многогранный процесс, сердцевина которого связана с развитием личности, ответственности за себя и окружающих, нравственным становлением — подменяется не просто развитием телесности, а лишь одной ее части — половой сферы. Телесность объявляется основной сутью процесса взросления человека. Это доминирующий акцент всего фильма в целом.
2. Неявное противопоставление детей и взрослых. Взрослые не могут адекватно объяснить детям суть происходящего, не могут внятно ответить на интересующие их «трудные вопросы», не называют «вещи своими именами», т.е. матка, член, клитор, онанизм и др. Скрывают от детей удовольствие от секса, поэтому необходимо обращаться к посредникам, прежде всего к авторам пособия.
3. Искусственно (искусно) разжигается интерес к теме: «юношам и мужчинам нравится женская грудь», «девочкам и мальчикам хочется испытать удовольствие», «возникает потрясающее чувство, называемое оргазмом». Решение реальных психологических проблем, существующих у подростков, и педагогическое содействие их подлинному взрослению подменяется переориентацией на слепую фиксацию и техническое обслуживание своих сексуальных ощущений.
4. Онанизм решит все сексуальные проблемы в твоей жизни, т.к. «занятие онанизмом приносит удовольствие людям, как молодым, так и взрослым». Половая сфера, сексуальные наслаждения постоянно стоят в центре переживаний подростка, он полностью погружен в них, и ему предлагается самый эффективный способ получения удовольствий и удовлетворения потребностей своего тела, «прибегнув, например, к онанизму». Человек низводится до раба своей телесности, и это полагается как ценность, значимая для всех и неотъемлемая часть сверх-привлекательной взрослой жизни.
Общая оценка содержания.
Фильм «Что со мною происходит?», очевидно, носит растлевающий характер. Сама информация, стилистика, интонация фильма не только находятся за пределами культуры, менталитета российских народов, но и деструктивны по отношению к их ценностным ориентирам. Недопустимо использование данного фильма в школе в качестве информационно-учебного материала во всех видах занятий.
О применяемых техниках и приемах в фильме
«Что со мною происходит?»
Главное — закодировать сознание, для этого используются директивные формулировки, суггестия: «тебе нужно это знать», «тебе хочется узнать», «у тебя с этим проблема», «ты обеспокоен», «у тебя возникает эрекция» — и формулировки, фокусирующие внимание: «в один прекрасный день…» и т.п.
Все эти приемы, как правило, используются в технике недирективного гипноза и нейро-лингвистического программирования, объектом их воздействия служит подсознание человека, цель — внедрение определенной установки, способа действия в обход его сознательных убеждений. Подобные приемы можно оценить как манипулятивные, оккупирующие сознание другого и недопустимые, когда речь идет о неокрепшей детской психике в кризисный период развития личности. Фильм опасен именно расколом ценностно-смысловой сферы личности ребенка, распадом нравственных ориентаций, что приводит к невротизации, а впоследствии — к агрессивному поведению в отношении сверстника противоположного пола, т.е. к обратному результату, нежели тот, который пропагандируют его авторы.
Директор Института педагогических инноваций РАО,
д. психол. н., профессор,
В.И. Слободчиков
Старший научный сотрудник ИПИ РАО,
канд. психол. н., психолог-консультант
В.В. Ряшина