Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Мероприятия

Взаимодействие семьи и школы в деле воспитания школьников.

Я практикующий учитель, и поэтому проблемы, волнующие меня, связаны непосредственно со школой, детьми, родителями. То есть проблемы, которые поднимаем на местах, волнуют, наверное, каждого человека: будь то учитель, воспитатель, родитель и поэтому я буду говорить о том, что можно сделать для сегодняшней школы, для современного школьника уже на местах и что хотелось, чтобы ещё пришло в школу. В течение последних 10 — 15 лет российские учителя, воспитатели да сами родители ищут эффективных путей духовно-нравственного воспитания школьников. И многие сейчас уже пришли к осознанию, что единственно правильное воспитание основывается на православном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностных ориентаций и традиций. И чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии школьника, необходимо ввести системный подход в духовно-нравственном воспитании в основные предметы в школе, и прежде всего, в цикл предметов гуманитарной направленности: русского языка, литературы, мировой художественной культуры, москвоведения, изобразительного искусства.

Очень важно создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, то есть этот системный подход в духовно-нравственном воспитании распространить на внеурочную работу и деятельность системы учреждений дополнительного образования и на работу с родителями. С этой целью мы и организовали совместную работу воскресной школы церкви Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове с отдельными нашими классами среднего звена, а во внеклассную работу включили факультативы духовно-нравственной направленности, такие, как «Возрождение», «Истоки» и др.

Да и всю внеклассную воспитательную работу в школе организовали на принципах духовно-нравственного просвещения. Огромную помощь нам в этом направлении оказывают Московское концертное филармоническое объединение, детская библиотека № 115 и туристическое объединение, которое организует для нас экскурсионно-паломнические поездки по святым местам, а также по местам боевой и исторической славы русского народа.

Особое внимание мы уделяем работе с родителями, проводя для них темaтические родительские собрания, привлекая их к паломническим поездкам по святым местам, а также учитываем желания родителей и согласовываем с ними все направления нашей работы. Ведя просветительную работу с родителями, мы надеемся, что они станут основными не только нашими помощниками, но и православными воспитателями.

В разработке системы духовно-нравственного воспитания мы исходили из православных традиций и в частности из поучения схиархимандрита Иоанна Маслова, в котором говорится, что «плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает». Поэтому — то необходимо «прежде научить вере, потом другим наукам». Ведь прямым достоинством человека является душа, а не знания и ум. Каждый, наверное, осознаёт, что наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Вот поэтому мы и уделяем огромное значение духовно-нравственному воспитанию, которое, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса в школе, осуществляемого в системе отечественного образования. И огромную роль в духовно-нравственном становлении личности школьника играют православные методы воспитания детей. В современной жизни мы о них часто и не вспоминаем, считаем устаревшими и не заслуживающими нашего внимания: жизнь — то, мол, изменилась, стала совершенно другой, более интенсивной, технически насыщенной и более обеспеченной, чем даже в начале ХХ века, для чего же возвращаться к «Домострою»?! Но как показала практика воспитания современного ребёнка, эти дедовские, отработанные веками, проверенные святоотеческой педагогикой методы воспитания эффективны и по сей день; они намного действеннее, чем многие современные технологии и современные принципы. Этим методам воспитания необходимо учить и современного родителя, особенно такого, который сам был воспитан в смутное время — время перестройки, разрушения всех нравственных принципов, и, конечно, ничего не знающего ни о каких традиционных методах воспитания. К такому родителю, да и современному учителю-воспитателю обращаемся мы и на курсах повышения квалификации, и на родительских собраниях, и на встречах с родителями. Вообще на сегодняшний день назрел вопрос о Школе для родителей, в которой необходимо учить будущих мам и пап, а также уже состоявшихся родителей, бабушек и дедушек. Мы зачастую калечим наших детей своим воспитанием, а потом удивляемся, откуда появляются такие нравственные уроды, которые способны не только убить кошку, собаку, но избить до полусмерти своих родителей, отправить их в дом престарелых, а в лучшем случае — на дачу. На сегодняшний день преступник настолько помолодел, что органы МВД говорят о том, что появились 6-летние убийцы! И это всё плоды нашего с вами воспитания!

Давайте сейчас проверим, насколько хорошие мы воспитатели. Для этого вспомним всего несколько самых простых методов традиционного православного воспитания.

Один из самых забытых методов — это метод воздержания (ограничения). Он вытекает из необходимости подчинить плоть духу: «цель нашего воздержания — только та, чтобы содержать тело в повиновении». Со стороны телесной необходимо приучать детей к скромности в одежде и других внешних украшениях, чтобы не возбудить в них тщеславие и чувственность. Кроме того, ограничивать в детях «похоть чрева, приучая их к умеренности, воздержанию и простоте в пище и питии». Невоздержанность и сластолюбие издавна считались, с одной стороны, причиной расстройств и болезней, с другой — корнем (началом) всех телесных страстей и причиной душевных болезней. Детей приучали не переедать, чтобы сразу после приема пищи они были в состоянии читать, молиться и петь. Сейчас же мы стараемся, как можно лучше накормить и одеть ребёнка, приучая его к тщеславию, чувственному возбуждению, сластолюбию и лени. Необходимо, как только маленький ребёнок сам сел на стульчик, не выделять его среди членов семьи, не приучать к правилу: лучший и самый большой кусок — ребёнку!

Другим не менее забытым методом является метод ограждения от соблазнов. Он связан с необходимостью предохранения детей от сближения с предметами и обстоятельствами, которые могут произвести на детское сердце вредное впечатление.

Со стороны внешней детей на Руси удаляли от всего того, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и движения (шумные общественные зрелища, игры, соблазнительные художественные сочинения и пр.). Вообще стоит напомнить о том, что ограждение от соблазнов было государственным принципом.

В современной школе этот метод практически забыт. А результаты исследования показывают, что падение нравов не только в России, но и во всем мире за последние годы приобрело колоссальный размах. Это связано с таким явлением, как информативность, т.е.  с нарушением традиционного метода ограждения ребёнка от соблазнов. Сегодня информированность представляется концептуальной основой, ядром просветительской работы, направленной на духовно-нравственное воспитание в современных школах.

Более конкретно данная доктрина проецируется в педагогике во мнении о том, что ученик должен в обязательном порядке и как можно раньше быть осведомленным об отрицательных последствиях наркотиков, алкоголя, половых связях без использования контрацептивов, абортов и т. п.

Наиболее типичной формой педагогического просветительства является яркое, образное описание опасностей, сопровождающих наркоманию, алкоголизм, «небезопасный секс» и предупреждение о катастрофических последствиях сопутствующих заболеванию. Подспудная мысль людей, которые занимаются вопросами подобной профилактики в образовании заключается, видимо, в следующем: сильный испуг заставит подростков изменить свое поведение. Но устрашающая информационная модель действует неэффективно и достаточно часто приводит к противоположным результатам, к провоцированию именно нежелательных последствий. А вот метод ограждения от соблазнов действует достаточно эффективно в современных условиях. Приведу только один пример — ограничение рекламного времени на алкогольную продукцию уже сейчас привело к снижению потребления пива на 12%. А если бы отменить подобную рекламу на телевидении вообще! Символично и то, что в США теперь законом введена программа «обучения воздержанию», на реализацию которой ежегодно (1999 — 2002 г.r.) выделяется 50 млн. долларов.

Необходимо очень тонко и умело пользоваться и методом наказания. Наказание должно быть употреблено только в нужную минуту. Как тонко и искусно пользовался этим методом о. Моисей, настоятель Оптиной пустыни: наказание должно быть не опрометчиво; совершено, когда воспитанник находится в спокойном, мирном расположении духа, в его наказании и благоразумная мера, и строгость; оно не подавляет чувство стыда в воспитаннике. Отец Моисей не взыскивал за небольшие проступки, снисходительно относился к немощам воспитанников, долго молчал, а затем при удобном случае неожиданно обличал. И из этого обличения было ясно, что он видел всё и ничего не забыл. Один выговор оставался памятным на многие годы. Об этом же методе воспитания говорится в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» устами Стародума: «В первом движении сердца ничего не делай!». И это абсолютно правильно. Мы воспитываем детей, обычно находясь в состоянии раздражения, злости, даже отчаяния, и в ответ получаем те же самые чувства от детей. На зле воспитываем зло, на любви — любовь. Наказание должно быть бесстрастным, ребёнок должен знать, что его любят и наказывают, потому что любят. Воспитатель, наказывая ребёнка, ни в коем случае не должен быть раздражён. Но если наказание объявлено, оно должно быть исполнено. Такой принцип наказания очень важен для современной школы и родителей, когда мы детей «воспитываем» в состоянии раздражения и дёргаем их по мелочам ежеминутно.

Мы все хотим, чтобы наши дети учились хорошо. Но это зависит от очень многих причин. И одной из них является дисгармония в развитии умственных, духовных и физических сил ребёнка. Только православное воспитание и обучение направлено на создание условий, способствующих рождению и становлению духовной жизни ребёнка, её развитию. И в жизни семьи всё было продумано до мелочей: ежедневные молитвы, посты, ежедневное утреннее чтение Евангелия и вечернее — Святцев, и постоянное общение старшего поколения с младшим через пение псалмов, рассказывание сказок. Удивительно, но русские сказки практически ушли из нашей жизни, а это большая воспитательная школа! Два крайних поколения человеческой жизни, старость и детство дружно встречались на сказке: поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся. Старый рассказывает сказку и поучает, малый слушает и поучается. Один припоминает в сказке прошедшее, другой думает о будущем. «Сотни и тысячи лет этому отстою национального духовного опыта, укрытого и развёрнутого в русских народных сказках», — пишет И.А.Ильин в статье «Духовный смысл сказки». Но не все сейчас способны постигнуть этот духовный смысл сказки, философ Ильин объясняет причины такого непонимания: «И не сказка »отжила« свой век, если мы разучились жить ею; а мы исказили свой душевно-духовный уклад, и мы выветриваемся и отмираем, если мы потеряли доступ к нашей народной сказке». И это действительно так. В сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы своего национального характера, высказать своё национальное мироощущение, наставить своих детей в глубокой жизненной мудрости, — разрешая лежащие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы. И сказки русские — просты и глубоки, как сама русская душа. «Они всегда юны и наивны, как дитя; и всегда древни и мудры, как прабабушка; — как спрашивающее дитя и как отвечающая старушка; оба — созерцающие младенцы» (Ильин).

Положительный характер в сказке идеализирован, потому что воплощает в себе лучшие национальные черты. Герой интересен не как личность, а как носитель идеала. А настоящее воспитание строится на укоренении идеала в сознании ребёнка. Смирение — главная добродетель христианина, которая берёт своё начало от Христа. Смирение во всём проявляет послушание. И этой главной добродетели учат ребёнка многие русские сказки. Достаточно вспомнить «Морозко», в которой лесной владыка Мороз одаривает смиренную, терпеливую, работящую девушку богатыми свадебными подарками. Как ни запомнить добрые, ласковые слова окостеневшей от холода девушки, чуть-чуть шевелящей языком, слова, с которыми она обращается к своему истязателю: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка», «Ой, тепло, голубчик Морозушко!»

А гордость — это главный смертный грех человека, умерщвляющий его душу. Желание отличиться от других, возвыситься над людьми есть признак гордости. Недаром началом гордости является диавол. В «Симфонии…» схиархимандрита Иоанна (Маслова) говорится: «Гордый возносится, как дым, но и исчезает, как дым». И ярким примером этому сказка «Морозко», в которой старухина дочка погибает от своего злословия, гордости. В то же время эта сказка — и яркий пример для сварливых жён, про которых говорят: «Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймётся». Командуя мужем, старуха забыла о своём назначении в семье, забыла, что хорошая жена должна быть смиреннее самого смиренного мужа, и за это наказана: она потеряла в жизни самое дорогое — ребёнка, сама отправив дочь на смерть.

А как много примеров о добродетельных жёнах даёт русская сказка! Это и Василиса Премудрая, и Елена Прекрасная, и Марья Моревна. Эти героини мудры, но смиренны и просты. «А где простота, там Бог»,- гласит народная мудрость. Эти героини выполняют своё главное предназначение на земле, данное женщине от Господа, — быть другом и помощником своему мужу. Сколько испытаний пришлось перенести царевне-лягушке по вине Иванушки, но ни словом не упрекнула его она за нетерпение к её лягушачьей одежде!

Да и выбирают себе в мужья русские девушки не особенно умных, но чистых сердцем и добрых молодых людей, как Иванушка-дурачок или Емеля дурачок. Так, в сказке «По щучьему велению» Емеля никому не желает зла, а люди вокруг него суетятся, ловчат, хитрят, мечтают о знатности и богатстве. Но не их, а Емелю — дурачка полюбила царская дочь — и сделался Емеля богат и знатен.

Обратите внимание, как сказка воспитывает в детях понятие любви, основанное на жертвенном служении своему избраннику или избраннице. Недаром говорится: «Любовь выражается в заботах друг о друге». Только один пример - сжалился Иванушка над царевной-лягушкой, взял её в жёны и стал любящим добрым мужем, Василиса — мудрой женой.

А какое истинно христианское воспитание дают сказки Андерсена! Единственное, что необходимо, — это восстановить традицию семейного чтения, и, может быть, Господь даст Вам любовь и послушание — основу для строительства нормальной семьи.

И еще об одном я хотела сказать: для того чтобы наполнить действующие программы духовным содержанием, необходимо воспитать православного учителя. Для этого необходимо организовывать курсы повышения квалификации, не только работающие от храмов, но и от государственных учреждений. И вот тогда мировоззрение учителя, православного учителя, само наполнит содержание предметов новым духовным содержанием. Приведу только один пример. Во время изучения произведения «Бедная Лиза» Карамзина, которая изучается в 8 классе, на уроке задаю вопрос: «Назовите, пожалуйста, причину смерти Лизы?» Дети ответили, что причиной смерти Лизы является измена Эраста. Предлагаю следующий вопрос: «Ответьте, пожалуйста, а что такое целомудрие?» И вот этот вопрос повис в воздухе, дети не знают нравственных понятий. Тогда мы с ними начинаем объяснять понятие «целомудрие». Целомудрие — это целостность ума не повреждённого страстями. Вслед за этим мы с детьми заговорили о том, что такое страсти, а страсти — это идолы души, это грехи. И вот тогда дети начали смотреть, какие же грехи совершала Лиза, что привело ее к самоубийству. Первый грех, который она совершила — обманула свою мать, она не рассказала о том, что начинает встречаться с Эрастом. Следующий грех — это нравственное падение Лизы, когда ей казалось, что небо обрушивается на нее, она потеряла целомудренное мышление. И последний грех, приведший ее к самоубийству — это грех гордости, когда она забыла о своем дочернем долге — ухаживать за матерью, когда она руки на себя наложила, бросившись с обрыва, утопилась. Дети понимают, что один нераскаянный грех порождает другой, более тяжкий. После такого изучения произведения совершенно по-другому начинает формироваться личность ребенка, с позиций духовности и нравственности они оценивают действительность.

Л. М. Донченко, учитель русского языка и литературы школы №766 ВАО г. Москвы.