Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Мероприятия

Доклад Павловой Ларисы Октябристовны
на Всероссийском семинаре «Родители за доступность и качество образования»

(14 Международные образовательные Рождественские чтения, 2 февраля 2006 года, г. Москва)

Тема «Родители — основной гарант права на образование» является сегодня ключевой. Мы выслушали два доклада о реформе в образовательной системе Российской Федерации и всем понятно, что остатки былой государственной системы катастрофически быстро разрушаются. Я совершенно согласна с академиком Попковым Владимиром Андреевичем, который сказал, что если мы говорим сегодня о России, то Россия уже не та, Россия уже другая, другая система экономики, другие нормы права и если что-то осталось у нас от прежней России, от ее державности, от ее социальной справедливости, то, пожалуй, это система образования, которая катастрофически быстро изменяется. Министерство образования и науки дает предложения по преобразованию системы образования и изменениям, против многих возражают и ученые и основная масса родителей. Родители хотят, чтобы их дети имели социальные гарантии, но мы сегодня можем говорить о том, что несмотря на заверения президента о том, что Конституция наша меняться не будет, имеем фактический отход от конституционных норм и прежде всего конституционного права на доступное всеобщее и бесплатное среднее образование, а также бесплатное высшее образование и специальное на конкурсной основе. Гарантия в законе записана, но на деле гарантий почти нет. Правительство уходит от решения вопросов по обеспечению конституционных прав граждан, и получается, что и те государственные структуры, которые должны были защищать конституционные права граждан на образование, а именно прокуратура, отделы образования, суды, фактически бездействуют и не могут на деле защитить ребенка. Остается единственный гарант — родитель, который кровно заинтересован в защите самого ребенка, так и его конституционных прав на доступное качественное и бесплатное образование. В силу естества мы являемся основными заинтересованными лицами в судьбах нашего ребенка и недаром раньше говорили — хочешь оставить своему ребенку богатство — дай ему хорошее образование и дальше он свою жизнь устроит так, как должно. Так и получается, что только родители, являясь законными представителями своих детей обладают реальным правом по защитите интересов ребенка. Но один родитель не в состоянии этого сделать. Поэтому остро вопрос об объединении родителей. Я думаю, это витает в воздухе именно потому, что родитель на сегодняшний момент единственное звено, которое является законным гарантом прав ребенка. Мне хотелось бы обратить внимание на следующие нарушения прав граждан в сфере образования. Посмотрите, что происходит: в телевидении было полно сообщений о 122-м законе. Это закон РФ, который заменял льготы денежными выплатами. Люди выходили и возражали против замены лекарств льготами и так далее. Кто был активен? Только пенсионеры. Но совершенно никто не озвучил вопрос, о том, что тот же самый 122 закон фактически лишил равноправия школы, религиозные школы, равных прав в сравнении с государственными. Федеральным законом №122, было отменено федеральное бюджетное финансирование негосударственных учебных учреждений, которые имеют аккредитацию. То есть по Закону об образовании все виды школ равны, каждая школа имеет право выбирать свои программы, но разница была в финансировании. Однако, государственные школы имеют бюджетное федеральное финансирование, а негосударственные школы его лишены. Если эти школы получали аккредитацию государственную, то есть соответствовали требованиям стандартного образования, то они также и финансировались наравне с государственными организациями. С принятием закона №122 негосударственное школьные образовательные учреждения лишены бюджетного федерального финансирования. То есть право на бесплатное образование на содержание этих школ просто незаметно устранено. Было много волнений и было разъяснение о том, что субъект федерации имеет право принять закон о финансировании негосударственных школ и сам изыскивает средства либо из регионального бюджета, либо из бюджета местных муниципалитетов. Скоро мы дойдем до того, что каждая деревня, каждый город будут сами решать, иметь им школу или нет. В существе 122 закона лежит грубейшее нарушение конституционного права на обеспечение государством равного права на образование и получается, что все негосударственные школы находятся сегодня в неравных условиях. Что же делать дальше? Каждый отдельный родитель или отдельная школа или отдельный ученый или отдельный приход эту проблему не решат. Конечно, это проблемы нашего государства, когда оно перестает быть социальным государством, а становятся государством непонятно какой формы. Нам, русским людям и основной массе людей, которые населяют наше государство, очень близка идея социальной справедливости, идеи прав и свобод еще не поняты населению, но вместе с тем мы должны действовать в том правовом поле, которое имеем. Мне хочется обратить внимание родителей на то, что идет новый виток насильственного полового просвещения. Я надеюсь, что более подробно об этом скажут представители родительской общественности из Екатеринбурга, как очевидцы происходящего и представитель Родительского комитета в Санкт-Петербурге, где происходит то же самое. Недавно разгорелся скандал о неправительственных организациях. И вот смотрите, кто занимается половым воспитанием у нас в стране. Это организация ЮНИСЕФ, это неправительственная организация, содействующая федеральному правительству Российской Федерации, местным органам исполнительной власти в разработке механизмов защиты прав детей на получение медицинской помощи, образования и развития. С помощью ЮНЕСКО Министерством образования в 1996–2000 годах была реализована программа «Половое воспитание российских школьников». В тайне от родителей, в тайне от общественности, на западные гранты в основные базовые предметы были включены элементы полового воспитания, переписаны учебники. К сожалению, надо констатировать, что узнать о том, что делается в школе сегодня можно только путем какой-то специально организованной чуть ли не разведывательной работы это не шутки, это действительно так. Родители в нескольких регионах пытались узнать в учреждениях дополнительного образования на местах, по каким программам там учат детей, массово направленных школой и почти нулевой результат. Все скрывается. Для того, чтобы добиться ознакомления с какой-то программой, нужны огромные усилия. Сейчас всплыли новые программы и стал понятен механизм, по которому происходит новый виток полового просвещения и изменение ценностных ориентаций нашей молодежи. Попытка внедрения изменений в базовые программы, прежде всего коснулось биологии и литературы. Дети учат «Лолиту» Набокова. В ряде школ изучают и ОБЖ и граждановедение, такие предметы школьного компонента, как «Здоровье человека». Получается, как услышал слово «здоровье» в школе, значит, знай, что кто-то пытается растлить твоего ребенка в школе. Так вот, в законе прописано, что половое воспитание в школе не может осуществляться без разрешения родителей. Но чиновники — люди грамотные и законопослушные, они нашли варианты того, каким образом законно осуществлять половое просвещение и нашли вот такой вариант. Он состоит в следующем. Существует масса учреждений дополнительного образования, к примеру одно из таких учреждений (оно муниципальное) «Холис» в Екатеринбурге. В Санкт-Петербурге есть другие учреждения под разными названиями. Оно существует как юридическое лицо, оно предлагает несколько адаптированных западных программ. В случае с «Холисом» это канадские программы, наверняка имеет лицензию, различные методические пособия и отзывы на них о том, какие замечательные программы оно внедряет и заключает договор с образовательным учреждением, имеет договор и с отделом образования о том, что совместно осуществляют какую-то там педагогическую образовательную деятельность. Отделы образования в свою очередь рекомендуют школам заключать договоры с этими учреждениями дополнительного образования. Школы тоже заключают договор, но однако родители просто оповещаются о том, что в школе есть профилактика наркомании, СПИДА, венерических заболеваний, табакокурения, алкоголизма и детей водят на какие-то лекции. Кто из родителей против профилактики? И вот под видом медицинской профилактики вредных привычек берут деньги с родителей и школьники массово идут в учреждения дополнительного образования на сексуальное просвещение. Что из себя представляют эти программы? Это те программы, которые в итоге изменяют ценностные ориентации детей. Мы знакомы с комплексной модельной обучающей программой в рамках проекта «Здоровое будущее наших детей». Ключевое слово «Здоровье». Что предлагается? Идет ссылка на правительство Российской Федерации региональную администрацию, которая занимается непосредственно внедрением и распространением этой программы. Есть у нас и книжонка центра «Холис» — «Ресурсы здоровья» — методическое обеспечение с 5 по 11 класс. То есть, Центром «Холис» подготовлен весь первичный материал, который нужен педагогу. Это значит, что любой учитель с любым педагогическим образованием не имеет проблем. Для учителя есть методичка и пособия. Все легко и просто. Учителю очень удобно взять методичку и провести занятие по этой методике, да еще может получить дополнительную доплату за сотрудничество с центром дополнительного образования. На сегодняшний день психологи, к нашему сожалению и ужасу родителей, стали тем механизмом, через который часто негативно воздействуют на детей, а родители вводятся в заблуждение. Есть и шарлатаны, чьи манипуляции под видом порой приводят к катастрофическим отрицательным влиянием за здоровье ребенка. Психологи, рекомендующие программы типа «Холис» знают предмет, о котором они говорят. Они пишут о том, что дети совершенно разные. 10 лет дети довольны, веселы жизнью, 11 — более чувствительны, 13 — такой-то, 15 — это другие дети и с ними надо работать по иным методикам, для каждого возраста дается своя методика. Так что же могут предпринять родители, заботящиеся о безопасности своего ребенка? Оказывается, родители должны сами меняться вместе со своими детьми, отказаться от стереотипов в воспитании, иметь ясное представление об особенностях возраста, стараться понять подростков такими, какие они есть. «Авторитарная родительская власть и дисциплинирование должны уступить место новому поведению, заботе, поддержке, любви и терпимости на определенной дистанции. Нас призывают к терпимости, нас призывают отказаться от воспитания своих детей, это советуют психологи государственных образовательных учреждений, нам настоятельно рекомендуют иметь дистанцию со своими детьми. Они говорят, что родительские запреты: не дружить с плохими детьми, не ходить на дискотеку, не шляться по улицам допоздна приводят к тому, что у детей дух противоречия делать все наоборот. Не смейте, говорят, запрещать своим детям шляться ночью на улице. Не смейте запрещать дружить с плохими детьми. Кто из нормального адекватного вменяемого родителя согласится с этими вещами? Почему эти рекомендации одобряются местными советами и какое право имеют эти советчики действовать вопреки государственной семейной политике. Почему мы, родители, должны молчать. Хорошо, что в Екатеринбурге собрались родители и эстафета сейчас будет подхвачена в Санкт-Петербурге. Но без образования родительских организаций невозможно ничего сделать, так как уже сегодня стоит вопрос о безопасности каждого нашего ребенка. Школа для родителя это просто SOS — ребенок идет в школу. Хорошо в Москве — дети из одной школы идут в другую, а что делать там, где школ ограниченное количество. Таким образом, получается новый виток давления на родителей. Идет изменение ценностных ориентаций детей, развал семьи. Наша школа еще инерционна, к 2010 году школа будет другая. И если вы сегодня можете запретить идти, к примеру, на дискотеку, завтра вам скажут, вы не имеете право это делать. И направят материалы в отношении вас в комиссию по делам несовершеннолетних, где поставят вопрос об ограничении ваших родительских прав.

Ситуация в образовании создает серьезные препятствия родителям в осуществлении их прав на преимущественное воспитание детей. Это еще более страшно, чем половое просвещение в школе. Несколько слов о Едином государственном экзамене. Что такое Единый государственный экзамен — это способ проверки знаний. Недавно, желая снять напряжение в обществе министр образования сказал: «А кто сказал, что ЕГЭ обязателен для всех?». Хотя есть проект закона по ЕГЭ, уже затрачены миллионы рублей. Подсчитано, что надо создать 15 тысяч пунктов по приему Единого государственного экзамена. Сегодня министерство говорит о том, что ЕГЭ препятствует коррупции — это блеф! Нельзя в 15 тысячах пунктов приема ЕГЭ не развести новую коррупцию. ЕГЭ — это система тестов. Но кто эти тесты готовит? Не знаем. Тесты готовятся под определенные образовательные программы, под учебник. Сегодня уже есть несколько поколений новых учебников под тесты. Однако, уже и предмет можно не знать, можно выучить только анализ требований по тесту. В Калининграде, в Московской области, родители просили администрацию заменить учебник по биологии другим более компетентным учебником, им не разрешили заменить учебник на аналогичный лучшего качества, пятилетней давности. Сказали, что по этому учебнику дети не сдадут ЕГЭ, тесты на него не рассчитаны. Тесты рассчитаны только на учебники новой модификации. Таким образом, ЕГЭ способствует ухудшению содержания образования и отрицательно влияет на качество образования. Это один вопрос. Во-вторых, введение ЕГЭ даже в отдельных школах грубо нарушает право ребенка на индивидуальный подход. У детей разное здоровье, разные интеллектуальные возможности. В школе преподаватели разного уровня. Как можно говорить о равных правах при ЕГЭ, когда кто-то в более выгодных условиях, либо наоборот. И, наконец, последний, третий вопрос, который надо иметь в виду при введении ЕГЭ. На какие деньги все это делалось? В начале эксперимента его бюджетного финансирования не было вообще. Кто же финансировал программы? Кому мы должны сказать спасибо за то, что нас заставляют участвовать в эксперименте? Наша Конституция запрещает любые опыты, любые медицинские исследования без согласия, а получается, Министерство образования наших детей без нашего согласия подвергло эксперименту. Кроме этого само по себе введение ЕГЭ по учебникам, которые нам рекомендуют, лишает школу права заниматься по своим программам. На пример, православные школы прекрасно понимают угрозу этого. Завтра введение Единого государственного экзамена и получение аккредитации лишит их права заниматься по своим учебникам. Выход один — объединяться родителям. Где наши пикеты, где наши неправительственные организации? Мы, имеющие образование, получившие определенные социальные гарантии, молча смотрим на то, как этих социальных гарантий лишаются наши дети, внуки и правнуки, именно нам они потом скажут, а почему вы ничего не делали. Почему ввели платное образование, учили по неизвестным программам, исказили историю России, русский язык и вы молчали? Нам нечего будет с вами ответить.

Сейчас нам предлагается подушевое финансирование и опять находятся слова в поддержку этого финансирования. Это предложение полностью разрушает нашу школу. Фактически прекратит свою деятельность сельская школа. Это обезлюдит наши деревни и малые города. Потому что школа, в которой находится всего 20 человек, получив подушевое финансирование не может сравняться со школой, в которой находится 1500 человек. Это будут переполненные классы, уже никого не будет интересовать вопрос качества образования, главное — количество. Даешь количество! Это как в годы первых пятилеток. Даешь! Мы должны громко сказать: нет, не даешь, у нас социальное государство, мы имеем равные права. Как в деревне Малиновке, так и в Москве. И не вина родителей, то, что в их школе учатся 30 детей. Это ведет к разрушению системы образования. Что с этим делать? Надо не молчать и надо в регионах объяснять, что происходит. Я думаю, что есть о чем подумать очень многим.

Учитывая все сказанное, мы с вами можем говорить о том, что родитель сегодня является единственным конституционным гарантом прав наших детей на образование.

И каждый родитель должен сделать все, что от него зависит, чтобы права его ребенка на образование, на здоровье, на счастливое детство были защищены и соблюдались всеми и везде.