Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Мероприятия

Резолюция
круглого стола на тему:

«Законодательные реформы социальной сферы: тенденции и перспективы»

30 сентября 2011 г. г. Москва

Участники Круглого стола, подведя итоги обсуждения законопроекта ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» обращают внимание на то, что в последнее время складываются неблагополучные тенденции, когда государство стремится уйти от выполнения своих социальных функций. Эти тенденции проявляются в новой законодательной инициативе Минздравсоцразвития — проекте закона ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ».

Содержание данного законодательного акта дает основание говорить о его анти- конституционности, и реакционной сущности, направленной против благополучия и поддержки значительных категорий наиболее незащищенных слоев населения.

Новый законопроект лишает значительную часть социально незащищенных граждан, которые в настоящее время получают безвозмездную социальную помощь, права на социальную защиту. Вводит размытые, ничем не гарантированные, не соответствующие действующему законодательству понятия о категориях лиц, получающих бесплатную социальную помощь.

Законопроект противоречит принципу социальной справедливости, ст. 7 Конституции России, утверждающей, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; ст. 39 Конституции России, гарантирующей всем гражданам право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, так как переводит социальную сферу на платную основу, обеспечивая бесплатной социальной помощью лишь незначительное число граждан, пребывающих в стационарах и подпадающих под получение бесплатной помощи по государственному заданию, для остальных граждан бесплатная социальная помощь зависит от их дохода, если он не превышает полтора прожиточных минимума, установленного в субъекте РФ, за исключением чрезвычайных ситуаций и помощи некоторым категориям детей. Увеличивает социальное неравенство граждан, зависящее от бюджета региона, где они проживают и установленного в регионе прожиточного минимума, и закрепляет неравенство получаемой помощи в зависимости от региона проживания гражданина.

Право Российских граждан на социальную защиту с принятием данного закона уже не гарантируется государством, как это ранее указывалось в законе. Нам предлагают согласиться с тем, что "наличие поставщиков социальных услуг" является гарантией социальной защиты граждан. Властные полномочия государства за деньги передаются неограниченному числу лиц, которые по существу остаются бесконтрольны и отвечают только в рамках договорных обязательств. С принятием данного закона граждане Российской Федерации, которые нуждаются в социальной помощи должны вступить в договорные отношения с некими структурами- поставщиками услуг (учреждениями, некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями) от которых в основном за плату получать услуги социального характера. Проектом грубо нарушается конституционный запрет ( ст. 19 ) на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности. Создается завуалированная форма принуждения граждан к предоставлению личной информации для включения в регистры — по сути регистры социального неравенства.

Законопроект имеет коррупционный характер, так как у чиновников коррупционеров возникает свободная возможность заключения за бюджетные деньги договоров с зависимыми от них организациями на поставку социальных услуг, открывает возможность свободного вмешательства в частную жизнь граждан, незаконного и необоснованного вмешательства в дела семьи. О коррупционности говорит то, что из закона ушла не только ответственность государственных органов за предоставление социального обслуживании, но и ответственность должностных лиц. Понятие "тяжелой жизненной ситуации", вводимое законом имеет субъективных характер, что дает возможность как злоупотреблениям для предоставления необоснованной социальной защиты, так и вымогательство взяток за включение нуждающегося человека в категорию граждан, получающих социальную защиту.

Законопроект противоречит действующему гражданскому, семейному, жилищному законодательству.

В статье 2 законопроекта дается понятие семьи, которое противоречит действующему законодательству, его духу и букве. В понятие семьи включается широкий круг лиц, не связанных между собой родственными узами и семейными отношениями необоснованно в понятие семьи включаются лица, принявшие в той или иной форме детей на воспитание, лица с неуказанными отношениями родства и свойства. Наряду с этим к семье относят исключительно лиц, совестно проживающих, что противоречит праву супругов ( семьи) на раздельное проживание. Предлагаемое понятие семьи с одной стороны необоснованно расширенно, с другой стороны не отражает сложившиеся в российском законодательстве понимание термина членов семьи, закрепленных в гражданском и жилищном законодательстве.

Законопроект носит явно ювенальный, антисемейный характер, так как предусматривает неограниченные возможности вмешательства в дела семьи: вводится порядок обследования семей и граждан на предмет реального или потенциального нахождения в "трудной жизненной ситуации" (ТЖС) (ст. 6.2.1), с акцентом на профилактику (ст.3.3.3;  6.2), обязанность семей и граждан сообщать о себе информацию (ст.23.1.2), и постановка их на учет с «внесением информации в универсальную электронную карту (УЭК)» (ст.31.7). Фактически законопроект предусматривает сбор информации, контроль и возможность вмешательства в дела семьи под видом социального обслуживания.

Основанием для присвоения статуса "ТЖС" и постановки на учет помимо бедности, болезней и асоциальности может стать «семейное неблагополучие», определяемое, как «конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей» (ст.12).

Учитывая, что конфликты случаются в каждой семье, а под "жестоким обращением с детьми", согласно последним методическим указаниям для социальных работников, сейчас могут пониматься бедность родителей, шлепки, постановка в угол, недостаточное время, уделяемое ребенку (например, при загруженности родителей на работе), и многое другое. В этом случае семья становится объектом предоставления некой абстрактной услуги, не конкретизированной в законе, а следствием её оказания может быть изъятие детей из семьи, инициированное социальным работником. Семьи, признанные малоимущими, также могут быть поставлены на учет со статусом ТЖС, и им тоже могут быть оказаны аналогичные «социально-правовые» неденежные «услуги».

Такие позиции законопроекта можно расценивать как посягательства на права семьи и действия по разрушению института родительства.

В случае отказа от "добровольного" получения услуг должно последовать «разъяснение о возможных последствиях принятого решения» (ст. 8.2), которые не указаны в законопроекте, и могут представлять комплекс мер репрессивного характера, отданный на усмотрение конкретных чиновников.

Учитывая вышеизложенное, участники слушаний считают необходимым заявить о своём несогласии с предложенным законопроектом, и обращаются с требованием:

к Президенту РФ
— отклонить законопроект как антисемейный и ухудшающий социальное обеспечение граждан
— вернуться к существующему в социальной сфере законодательству и не допускать его коммерциализации
— не допускать коммерциализации и приватизации социальной сферы
— не допускать переориентирования семейной политики РФ на карательно-репрессивные меры в отношении родителей

к Правительству РФ
— провести проверку законопроектов Минздравсоцразвития на предмет антисоциальной и антисемейной направленности

к Государственной Думе:
— отклонить проект федерального закона ФЗ "Об основах социального обслуживания населения РФ" как антиконституционный и антисемейный
— разработать законодательные предложения об обязательном учёте общественного мнения при обсуждении проектов законодательных актов и принятии государственных решений
— ввести в практику Госдумы проведение экспертизы законопроектов на безопасность для института семьи

в Генеральную прокуратуру:
— провести экспертизу проекта закона ФЗ "Об основах социального обслуживания населения РФ" на коррупциогенность

В Конституционный суд
— проверить конституционность предлагаемого законопроекта.

к общественным организация и движениям России:
— поддержать предложения участников круглого стола о недопущении реформирования законодательства в русле отказа государства от социальных функций и делегированию их общественным организациям и частным предпринимателям, создания правовых возможностей к вмешательству в дела семьи и направить соответствующие обращения в органы государственной власти
— призвать общественные организации, движения и всех граждан агитировать против партий, поддерживающих данный законопроект на предстоящих выборах в Государственную Думу.

Обращаются к гражданам России с призывом поддержать их требования по недопущению переориентирования государства на коммерциализацию и приватизацию социальной сферы и использования её для установления репрессивных механизмов контроля над семьёй.