Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Мероприятия

Заключение
на проект федерального закона № 316140–4
«О внесении изменения в статью 1261 Семейного кодекса Российской Федерации»

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 7 сентября 2006 года (протокол № 180, пункт 4) Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей рассмотрел с учетом поступивших замечаний и предложений проект федерального закона № 316140–4 «О внесении изменения в статью 1261 Семейного кодекса Российской Федерации», внесенный депутатом Государственной Думы Е.В.  Афанасьевой и отмечает следующее.

В законопроекте предлагается запретить деятельность на территории Российской Федерации иностранных организаций по усыновлению детей (так называемых — иностранных агентств по усыновлению) путем исключения из статьи 1261 Семейного кодекса Российской Федерации пункта второго.

По мнению автора законодательной инициативы, деятельность на территории России иностранных агентств по усыновлению нарушается принцип приоритета внутригосударственного усыновления российских детей, что в том числе отрицательно влияет на демографическую ситуацию в России.

В настоящее время в России с разной степенью активности работают агентства по усыновлению из США, Канады, Италии, Франции, Швеции, Израиля и других государств.

Эти агентства являются в своих странах юридическими лицами, оказывающими платные услуги в поиске и подборе детей, в том числе российских, для усыновления иностранными гражданами. На территории России представительства данных агентств, намеревающихся «содействовать международному усыновлению» регистрируются в ФРП при Министерстве юстиции Российской Федерации без образования юридического лица, заявляя только о стремлении проводить деятельность по оказанию гуманитарной помощи детским сиротским учреждениям.

Однако, по данным компетентных органов, свои основные усилия иностранные агентства по усыновлению направляют, как правило, для осуществления своих коммерческих интересов. За немалые деньги они осуществляют сбор данных на детей, подбор детей для иностранных усыновителей в сиротских учреждениях, устанавливают «контакты» в домах ребенка, детских домах, органах опеки и попечительства, региональных банках данных о детях, оставшихся без попечения родителей и даже в судах. А их благотворительная деятельность неоднозначна и крайне противоречива. В основном принцип таков — «мы вам помощь, вы нам хороших детей».

Сторонники участия агентств в международном усыновлении пытаются доказать их гуманную миссию «по спасению российских сирот», их способность якобы на более высоком профессиональном уровне организовать необходимые процедурные вопросы и тем самым оправдать взимание платы за их «услуги» при международном усыновлении российских детей.

Основной аргумент, который приводится в обоснование необходимости их работы в России, — запрет их деятельности приведет к невозможности осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания детей, усыновленных иностранными гражданами.

Эта аргументация приводится и в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на законопроект, которое не поддерживает его принятие.

Однако Государственная Дума уже неоднократно обращала внимание Правительства Российской Федерации (в чью компетенцию входит определение порядка деятельности иностранных агентств на территории России и контроля за их деятельностью), что представление агентствами отчетов об адаптации усыновленных российской детей за рубежом не может иметь практического значения. В случае если будет получен неблагоприятный отчет, ни один российский орган не вправе сегодня вмешаться в решение вопросов, касающихся дальнейшей судьбы ребенка или его возврата в Россию. Эти вопросы возможно решить только на основании взаимных межгосударственных договоренностей путем заключения двусторонних международных договоров между Россией и иностранными государствами о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления. До настоящего времени ни одного договора не заключено.

В то же время, вместо усиления контроля за деятельностью иностранных агентств по усыновлению, Правительство РФ своим постановлением от 4 ноября 2006 года № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» расширило их полномочия (которые по ряду позиций не соответствуют федеральному законодательству), разрешило, по существу, взимать плату за услуги при усыновлении, установило новую периодичность представления информации об условиях жизни и воспитания детей в семьях иностранных усыновителей. При этом данная информация предоставляется иностранными агентствами на добровольной основе по принципу: «нет отчетов — нет разрешения на деятельность на территории Российской Федерации, поэтому говорить о системном контроле за жизнью российских детей за рубежом не приходится.

Законопроект поддержали 32 субъекта Российской Федерации. 3 региона (Московская, Саратовская и Ростовская области) закон не поддерживают. В 10 регионах мнения законодательного и исполнительного органа власти разошлись.

Правовое управление аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.

С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей в целом согласен с оценкой ситуации в сфере усыновления российских детей иностранными гражданами, данной депутатом Государственной Думы Е.В.Афанасьевой. Однако считает, что внесение изменения в статью 1261 Семейного кодекса Российской в предлагаемой редакции, ситуацию не только не улучшит, но и может усугубить, и рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект.

В сегодняшних условиях полный запрет деятельности на территории России иностранных агентств по усыновлению может повлечь лишь расширение «теневого рынка» международного усыновления. Следует предполагать, что данные агентства продолжат свою работу нелегально, а при отсутствии в настоящее время эффективной системы выявления и пресечения деятельности незаконных посредников, государство полностью потеряет контроль за их работой на территории России.

Для изменения ситуации Комитет полагает необходимым:

на сегодня — компетентным органам усилить государственный контроль за деятельностью иностранных агентств по усыновлению на территории России и принять действенные меры, направленные на выявление и пресечение посреднической деятельности при усыновлении детей иностранными гражданами;
в дальнейшем — внести изменение в статью 1261 Семейного кодекса Российской Федерации, в силу которого допускать деятельность на территории России иностранных агентств по усыновлению только при наличии двустороннего международного договора, гарантирующего на уровне государственных международных обязательств соблюдение порядка передачи детей на усыновление и осуществление контроля за их жизнью в семьях усыновителей за рубежом;

Правительству Российской Федерации активизировать работу по заключению таких договоров

Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей готов к конструктивному сотрудничеству в этой сфере с депутатами всех фракций Государственной Думы, а также с Правительством Российской Федерации.

Председатель Комитета Е.Ф.Лахова