Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет


Top.Mail.Ru

Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Мероприятия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ

Проект

РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний в Государственной Думе Российской Федерации на тему: "О законодательном регулировании распространения культурных ценностей и формирования нравственных идеалов в средствах массовой информации"
(с учетом предложений участников парламентских слушаний)

20 октября 2005 года

Обсудив широкий круг проблем, связанных с распространением культурных ценностей и формированием нравственных идеалов в средствах массовой информации (СМИ), участники парламентских слушаний отмечают необходимость разработки и реализации общенациональной информационной политики, последовательного совершенствования действующего законодательства, его правоприменительной практики, постоянных и согласованных действий всех ветвей и органов государственной власти.

Одной из наиболее важных проблем современного процесса духовного производства в СМИ (прежде всего телевизионного вещания) является верховенство критерия рыночной рентабельности телевизионной продукции над художественно-, эстетическими и культурно-просветительскими критериями. Причем, высокий рейтинг программ и телепередач является определяющим условием их существования в сетке современного телевидения, функционирующего в жесткой рыночной среде. Критерий массового охвата аудитории становится ведущим принципом функционирования современного телевидения, существующего на основе самоокупаемости и коммерческой выгоды. Но высокий рейтинг не означает высокое качество телевизионного продукта, призванного удовлетворять разнообразные информационные запросы и духовные потребности современного общества. Продукция, духовно возвышающая человека, воспитывающая разносторонне развитую личность, укрепляющая институт семьи и духовные ценности, в условиях рыночной экономики с неизбежностью исчезает из эфира. Результатом увлечения коммерциализацией стало нарушение основного требования государства к культурному процессу — доступности культуры для всего населения страны. На смену идеологическому диктату пришел дактат_коммерческий. Коммерциализация культуры требует повышения ответственности государства, призванного помогать взаимодействию народа с творцами художественных ценностей.

Сегодня СМИ стремятся решать в основном две задачи — развлекать, максимально атрофируя интеллектуальное и духовное начало личности, и информировать, концентрируясь на негативной информации.

В государстве, имеющем богатейшие традиции и культуру, ежедневно предоставляется информация, наносящая вред духовному и эстетическому развитию россиян и, в первую очередь, детей и молодежи. Просветительская, воспитывающая, объединяющая сила различных СМИ утрачивается настолько, что усиливается угроза деградации общества. Классическая и народная музыка практически ушли из эфира современного телевидения и многочисленных радиостанций. Тем самым музыкальный и эмоциональный мир современной молодёжи обедняется, становится примитивным и убогим. Подменяются извечные нравственные ценности — участливость, совестливость, уважение к старшему поколению. Произошла подмена главных персонажей российского телевидения — «героев труда» сменили «герои потребления» и антисоциальные персонажи.

На телевизионных каналах негативная информация во много раз превышает информацию о позитивных процессах, происходящих в социальной и хозяйственной сферах. В результате происходит психологическое подавление наиболее неподготовленной части общества — детей и молодёжи. Степень опасности подобной информационной политики, необходимость решения этой проблемы на всех уровнях государственной власти осознаётся недостаточно.

Сделав первые шаги в направлении общемировых ценностей, реформировав государственные и экономические институты, Россия оказалась перед стратегическим выбором: либо мы создаем условия для вывода России на современный уровень развития культуры, которые позволят стране войти в мировое пространство конкурентоспособным национальным организмом, либо происходит поглощение России агрессивными культурными тенденциями, порожденными коммерциализацией и, как следствие, другими, чуждыми для нас ментальностями.

По мнению участников слушаний, необходимо концентрировать усилия СМИ на формировании позитивных ценностей, позитивного общественного мнения, целостности и стабильности общества. Стране нужны положительные герои, на примерах которых должна учиться молодежь — ведь именно в молодом возрасте у человека формируются общие базовые ценности. Такие люди — герои труда, защитники Отечества — есть во всех сферах нашей жизни. Надо только уметь их находить.

По мнению ряда представителей регионов — участников парламентских слушаний, обсуждаемые проблемы распространения культурных ценностей и формирования нравственных идеалов в средствах массовой информации особенно актуальны для центральных СМИ, имеющих многомиллионную аудиторию. Они отмечают, что, в отличие от центральных, региональные государственные СМИ более последовательно выполняют возложенные на них задачи по укреплению гражданского самосознания населения по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи, по пропаганде духовных и культурных ценностей.

Важная составляющая работы региональных СМИ — регулярное информирование о деятельности органов государственной власти, о положении дел во всех отраслях экономики и социальной сфере: в том числе образовании, здравоохранении, культуре, в жилищно-коммунальном хозяйстве, о достижениях лучших предприятий и передовиков труда. К сожалению, эта позитивная информация из регионов фактически не находит отражения на центральных каналах, где укрепилась порочная практика сообщать лишь о скандалах и чрезвычайных происшествиях с человеческими жертвами, произошедших в тех или иных регионах. Поэтому россияне не видят полной картины ситуации в стране, а поток негативной информации в центральных СМИ формирует у них недоверие к институтам государственной власти, приводит к моральному и психическому опустошению.

Вместо популяризации идей общенационального единства, общественно значимых ценностей и идеалов, в результате бессистемной работы, выборочной и односторонней подачи информации, СМИ зачастую не освещают в достаточной мере проблемы, волнующие общество. СМИ утратили роль просветителя, инструмента духовно-культурной политики государства.

Массовая безработица, практически полное равнодушие к молодежи, ослабление межэтнических связей, нивелирование национальных традиций, рост ксенофобии в обществе, терроризм, идеологический вакуум, — всё это ослабляет стабильность общества, служит почвой для конфликтов и чревато геополитическим осложнением для России. На Северном Кавказе эти явления выражены особенно остро в контексте эскалации терроризма, несущего угрозу всем народам и цивилизации в целом. Террористы давно уже начали свою гибельную жатву, отуманив умы и сердца молодежи семенами ненависти и агрессии, эксплуатируя религиозные чувства для культивирования смерти и убийств. Нравственный и интеллектуальный спад, которому стало подвержено общество, — одна из причин террористических вакханалий. В борьбе с этим злом незаменимая роль принадлежит творческой интеллигенции страны и СМИ. Они призваны смягчать нравы, воспитывать в духе национальной и религиозной терпимости, взаимопонимания между народами, отрицания любого насилия как средства разрешения споров. Нацию цементирует духовное единство, особенно при таком обилии разных народов и народностей, расселенных на огромной территории России. Духовное единство как никогда необходимо обществу в непростых условиях как в стране в целом, так и в регионах.

Базовые жизненные ценности, наши национальные приоритеты заменены агрессивной свободой поп-культуры. На экранах центрального телевидения крайне недостаточно передач о лучших представителях культур народов и, что особенно важно в условиях терроризма, — северокавказских культур; материалов, в которых раскрывается духовная высота людей, представляющих этот регион. Формируется однобокое и искаженное представление о «лицах кавказской национальности», что усиливает националистические тенденции и ксенофобию. Несколько гигантов нашей многонациональной литературы: Расул Гамзатов, Давид Кугультинов, Кайсын Кулиев, Мустай Карим, — вышли на уровень мировой славы и надолго определили лицо российской поэзии. Любовь к России никогда не была для них пустым звуком. В 1994 году Мустай Карим, выдающийся башкирский поэт, писал: «Вот уже ряд лет средства массовой информации, дезинформируя забывчивые массы, вызывая разброд особенно в молодых умах, неустанно твердят, что дружбы народов, оказывается, вообще не было. Все это являлось лишь показухой, рабским повиновением масс воле властей, а вражда между ними затаилась и жила. Все это вздор. Вражды между народами не бывает. Бывает она между амбициозными властолюбцами или кровожадными злодеями. Вот они-то, поджидая время хаоса, вседозволенности и безнаказанности, затевают кровавые побоища, вовлекая туда обманутых людей и целые народы». Незадолго до ухода из жизни Р.Гамзатов, тяжело переживший эпоху размывания духовных ценностей, писал:

«Единство — самый лучший лозунг сегодняшнего дня. Независимость пахнет кровью. Суверенитет — легкомысленностью. В единстве не только наша сила, но и вся наша будущность, наша духовность. Не хочу быть независимым от братства и дружбы». Пока еще на Северном Кавказе живет поколение, выросшее в условиях интернационализма и ощущающее потребность связи с Россией, в обществе есть мощный резерв проведения разумной информационной политики, более органичного интегрирования северокавказского сообщества в российскую государственность. Для этого СМИ должны задействовать потенциал и национальных культур.

Нельзя забывать и о почти неиспользуемых возможностях телевизионного вещания по контролю за состоянием и развитием важнейших отраслей, субъектов Российской Федерации, решением социальных вопросов. Общественное внимание, признание заслуг или порицание, высказанные на всю страну посредством СМИ, являются одним из главных рычагов государственной политики, но они практически не используются.

Пять лет назад Государственная Дума III созыва приняла Постановление N 843-ШГД от 24.11.2000г. «О государственной политике в области телевизионного вещания и радиовещания», подготовленное Комитетом по культуре и туризму, но за эти годы мало что изменилось. В отличие от многих западных стран, где основной задачей телевидения является создание психологического климата, способствующего раскрытию творческого и трудового потенциала граждан и экономическому развитию страны, задачей отечественного телевидения является погоня за рейтингом и максимально возможное удержание зрителя у телеэкрана с целью воздействия на него рекламной информацией, зачастую недобросовестной. В широко распространяемой информации практически нет ни забот страны, ни её достижений, крайне недостаточно информации о деятельности органов государственной власти, положении дел в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, здравоохранении, в субъектах Российской Федерации. За небольшое время телевидение сумело нивелировать основу всех достижений страны и будущего её развития — исторически устойчивое в России уважение к труду. Авторитет труда рабочих, тружеников села, учителей, врачей, ученых вырван с корнем из большинства телепрограмм. Кто накормит и оденет страну, если не сам народ? Если наша страна пока не может обеспечить достойного материального поощрения, то где же тогда моральное? Где то доброе слово в адрес наших тружеников, которое воодушевит их на новые подвиги, несмотря на подчас скромное существование? Но нет, не слышно. Теперь о них редко вспоминают, труд перестал быть почетным. Труд — это удел неудачников и бездарей. Зачем работать, угадай слово и будет новый автомобиль, собери пробки и ты опять выиграешь. Образование, профессия — какой теперь в них смысл? Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования ведут героическую борьбу с силами международного терроризма, распространением наркотиков. Существующие системы управления войсками и оружием, имеющиеся на вооружении технические средства подчас намного превосходят то, что используется в развитых западных странах. Однако созданные на телевизионных экранах образы в основном не прибавляют авторитета защитникам Отечества. Нельзя забывать, что авторитет страны во многом зависит от состояния силовых структур, их возможности предотвратить а, при необходимости, и подавить терроризм и агрессию. Государство в значительной степени утратило контроль за телеэфиром. Телевидение перестало быть средством формирования общественного сознания, выражения общественного мнения. По данным социологических исследований уровень доверия граждан к информации СМИ составляет менее 30 процентов.

Телевизионное вещание является мощнейшим средством воздействия на людей и намного превосходит влияние всех иных средств массовой информации. Благодаря наглядности, высокой информативности, телевизионные изображения более понятны и быстрее воспринимаются людьми разных социальных групп и возрастов. Большинство россиян не отличают государственное телевидение от негосударственного — телевещание воспринимается как выражение государственной воли, как руководство к действию и пример для подражания. В Государственную Думу Российской Федерации поступают многочисленные обращения граждан и общественных объединений с предложениями о принятии неотложных мер по противодействию распространению информационной продукции, демонстрирующей насилие, жестокость и пошлость, по показу объективной информации, позитивных процессов, происходящих в обществе. В сознание россиян зачастую внедряется чувство вины. Абсолютное преобладание развлекательных передач на многих телевизионных каналах насаждает потребительское отношение к жизни, нивелирует уважительное отношение к труду. Граждане выражают озабоченность нередкими телевизионными сюжетами с прохладным отношением ко всему российскому, просят восстановить в СМИ авторитет старшего поколения, человека труда, человека в погонах, ценности семьи. Особое внимание просят обратить на защиту хрупкой детской психики.

За равнодушие к культуре и нравственным ценностям, за отсутствие подчас объективной информации общество расплачивается многими негативными явлениями в настоящем и в будущем, в том числе, своим экономическим потенциалом и гражданскими свободами. Государственная политика в информационной сфере не оказывает должного влияния ни на производство и распространение информационной продукции, ни на формирование правовой основы регулирования отношений в давной области. Такая информационная политика препятствует созданию общегражданского общества, укреплению общенационального единства, дискредитирует деятельность органов государственной власти, дезориентирует молодежь, оказывает негативное воздействие на нравственное, физическое и психическое здоровье граждан страны.

В современном мире необходимым условием обеспечения национальных интересов России в глобальной информационной сфере является наличие эффективно действующей информационной политики, обеспечивающей распространение культурных ценностей и формирование нравственных идеалов. Указанная информационная политика должна обеспечить производство конкурентоспособной духовной продукции, способствующей консолидации власти и общества, формированию позитивного образа страны в мировом сообществе, мобилизации ресурсов общества на построение сильной, независимой, демократической России. Решение этой задачи лежит и в сфере формирования эффективного механизма содействия производству тематических телепрограмм и передач для детей и юношества, пропагандирующих ценности семьи, эстетического, духовно-нравственного и физического воспитания.

Участники парламентских слушаний считают, что государственная политика в области СМИ должна быть направлена на укрепление общенационального единства, чувства патриотизма граждан и их государственного самосознания, распространение культурных ценностей, формирование нравственных идеалов. Государство, наряду с формированием у граждан уважения к закону, подлинным духовным ценностям, общепринятым нормам поведения, должно защищать общественное самосознание от негативного воздействия информационной продукции, выработать меры противодействия деструктивной информации, распространяемой посредством спутникового, эфирного и Государственной Думы по информационной политике, Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей, Комитетом Государственной Думы по безопасности:

Определить перечень приоритетных законопроектов, направленных на обеспечение распространения культурных ценностей и формирования нравственных идеалов в средствах массовой информации Российской Федерации, на обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации в сфере нравственно-духовной жизни общества.

Комитету Государственной Думы по культуре, совместно с Комитетом Государственной Думы по информационной политике:

Законодательно установить лицензионные требования и условия на осуществление телерадиовещания на территории Российской Федерации, используемые в приложениях к лицензиям (такие как: «информация иностранного производства» — не более 15% общего времени вещания, «образовательные программы» — не менее 10%, «культурно-просветительные программы» — не менее 40%, «детские программы» — не менее 10%, не имеют юридических определений в законодательстве и поэтому, по информации Счетной палаты Российской Федерации, выполнение требований лицензий невозможно проконтролировать), и внести соответствующие изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Комитету Государственной Думы по культуре:

Подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов:

«Об обеспечении права гражданина Российской Федерации на честь и достоинство» (принят в первом чтении, целью законопроекта является установление базовых начал государственной политики в области утверждения и защиты чести, достоинства, репутации и доброго имени гражданина, определению обязанностей государства по утверждению и защите чести и достоинства, воспитанию у граждан соответствующих качеств);

«О Высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» (цель проекта — защита прав потребителей продукции телевизионного и радиовещания. Законопроектом учреждается профессиональный, независимый и полномочный Высший совет по защите нравственности в области телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, который в пределах своей компетенции осуществляет контроль за продукцией телерадиовещания, т.е.  вышедшими в эфир телепрограммами, радиопрограммами и иной массовой информацией. Предполагается, что Высший совет будет состоять из 12 человек — известных общественных деятелей и специалистов и формироваться по представлению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации (по 3 кандидатуры от каждой инстанции). Законопроектом вводится ответственность вещателя за содержание выпускаемых в эфир программ. Решение о каких-либо санкциях в отношении телевещателя может быть принято лишь после выхода телепрограммы в эфир, таким образом, Высший совет не является органом цензуры. Проект федерального закона «О Высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» подготовлен на основе опыта работы Высшего Совета по аудиовизуальным средствам, созданного в 1989 году во Франции;

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», новая редакция (принят в первом чтении, целью законопроекта является создание отвечающих современным условиям норм, устанавливающих основные положения, регулирующие отношения в сфере культуры, устанавливающие государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина в области культуры, введение основных определяющих понятий сферы культуры: объекты материальной культуры, культурные ценности духовные ценности, культурное наследие, творческая деятельность, творческий работник, государственная культурная политика);

«О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера» (отклонен Президентом Российской Федерации 10.05.1999г. Целью Закона является государственное регулирование изготовления и распространения продукции сексуального характера и продукции порнографического характера, введение жестких ограничений на их распространение, введение запрета на использование несовершеннолетних в изготовлении и распространение этой продукции, а также при проведении зрелищных мероприятий сексуального характера. В настоящее время Комитетом Государственной Думы по культуре готовится новый законопроект: «О регулировании оборота порнографических материалов и предметов»;

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон »О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерация«, Федеральный закон »О рекламе« (принят во втором чтении 11.02.1998г., целью законопроекта является уточнение понятийного аппарата и упорядочение норм о распространении продукции сексуального характера в средствах массовой информации и рекламе);

«О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации», по вопросу ограничения оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера (принят в первом чтении 20.02.1997г., целью законопроекта является ужесточение уголовного наказания за изготовление и распространение продукции сексуального и порнографического характера).

Комитету Государственной Думы по информационной политике:

Внести изменения в нормативно-правовое регулирование деятельности СМИ направленные на реализацию Доктрины информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни.

Правительству Российской Федерации:

1. Выработать единую государственную политику в области СМИ, направленную на обеспечение приоритетов в развитии Российской Федерации, объективность и полноту информации, защиту от информации, оказывающей негативное воздействие распространение культурных ценностей и формирование нравственных идеалов в СМИ.

2. Обеспечить координацию деятельности органов государственной власти по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России, распространению культурных ценностей и формированию нравственных идеалов в СМИ.

3. Внести изменения в нормативно-правовое регулирование деятельности СМИ направленные на реализацию Доктрины информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни и, прежде всего, в отношении нравственных ценностей, сохранения и развития языков, традиций, национальных культур, культурного наследия народов и народностей России, настойчиво и целеустремлённо обеспечить реализацию Доктрины в части воспитания детей и молодёжи, раннего предупреждения насилия, нетерпимости девиантного поведения.

4. Разработать Федеральную целевую программу развития национальных языков, литератур и культур народов Российской Федерации.

5. Провести социологические и социально-психологические исследования влияния СМИ на граждан России, на детей и юношество и принять меры, обеспечивающие защиту всех категорий зрителей, радиослушателей и читателей от негативного влияния ряда СМИ (возможно привлечь к таким исследованиям Российскую Академию Государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, Институт социологии РАН).

6. В целях совершенствования правового регулирования, создания системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, совершенствования законодательства в части, касающейся процесса освещения кризисных ситуаций, внести изменения и дополнения в законодательство, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, осуществлять жесткий контроль за соблюдением законодательства и реализации конституционного принципа равенства всех перед законом.

7. Принять меры для прекращения производства и распространения информационной продукции, имеющей место на негосударственных СМИ и приводящей к девальвации духовных ценностей, пропагандирующей образцы массовой культуры, основанной на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе.

8. Обеспечитъ^широкое освещение реализации «Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005г. №422, с целью:

формирования патриотического отношения молодёжи к своему государству; воспитания воинского долга служения Отечеству на основе ключевых исторических примеров, знаковых национальных праздников и юбилейных мероприятий; создания цикла телевизионных передач и печатных публикаций, посвященных Героям Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, нашим современникам в борьбе с терроризмом, 300-летию Полтавской битвы, героям Отечественной войны 1812 года (начиная с Аустерлицкого сражения в декабре 1805 года), 150-летию Государственной Третьяковской галереи, 150-летию окончания Крымской войны, 150-летию со дня рождения К.Э.Циолковского — основоположника теоретической космонавтики, 100-летию создания отечественного подводного флота, 100-летию со дня рождения С.П.Королева, генерального конструктора ракетно-космических систем, 80-летию Российской оборонной спортивно-технической организации, 60-летию создания ядерного щита страны, 60-летию основания отечественной ракетно-космической промышленности, 50-летию запуска первого искусственного спутника Земли и началу космической эры и других памятных дат; рассмотрения вопроса о привлечении телеканала «Звезда» к освещению реализации вышеуказанной «Программы…» ж создания цикла печатных публикаций в журнале «Армия и Флот».

9. Создать систему постоянного мониторинга общественного мнения в рамках реализации проектов «Электронная Россия», «Элетронное Правительство».

10. Создать систему обеспечения информационной безопасности, обеспечить функционирование мониторинга информационного пространства, и ежемесячное информирование общества об основных угрозах информационной безопасности и, в первую очередь, для детей и юношества.

11. В связи с переходом на новые цифровые технологии в сфере телевизионного вещания и увеличением количества телевизионных каналов, создать:

— государственный национальный широковещательный телевизионный канал для детей и юношества, включив в него научно-популярные, культурно-просветительские, образовательные программы, формировать его программную политику с участием ведущих учебных и научных институтов страны;

— государственный телевизионный канал межрегионального телевидения, рассказывающий о жизни регионов России, о богатом духовном и культурном наследии народов, населяющих Россию, о народных традициях и обычаях, о межнациональных отношениях, о подвижнической деятельности учреждений культуры, о культуре села, о народных промыслах и т.д., формирующий свои программы на основе программ телевидения субъектов Российской Федерации (деятельность канала межрегионального телевидения будет способствовать гармонизации межнациональных отношений, установлению духа толерантности, предотвращению межэтнических конфликтов и вспышек межнациональной розни, возрождению для новых поколений во многом утраченных традиций добрососедства и дружелюбия, чувства патриотизма и гордости за свою страну, восприятию ее как мощной державы);

12. Усилить государственный контроль за развитием информационного рынка России, обеспечить учет интересов потребителей, мнений политических, общественных, религиозных, национальных, социальных, возрастных и иных групп населения при соблюдении общественных и государственных интересов.

13. Принять меры для прекращения недобросовестной рекламы.

14. Организовать выпуск на центральных телевизионных каналах социальной рекламы, направленной на пропаганду здорового образа жизни, идеалов морали, нравственности, патриотизма и духовного просвещения, печатных изданий для детей и юношества, рекомендованных соответствующими федеральными и региональными экспертными советами.

15. Разработать и реализовать систему мер, направленных на укрепление государственных средств массовой информации, расширение их возможностей по своевременному доведению достоверной информации до граждан. Выделить время телевизионного эфира для информирования россиян о принципиальных положениях наиболее важных для страны указов, законов, постановлений, о том, что изменилось в хозяйственной и социальной сфере после их принятия, для освещения достижений и наиболее важных проблем в промышленности, агропромышленном комплексе, армии, культуре, науке, здравоохранении в других отраслях хозяйства и социальной сферы, для освещения субъектами Российской Федерации своих достижений и наиболее важных проблем.

16. В целях обеспечения информационно-психологической безопасности общества, реализации национальных интересов Российской Федерации, сохранения целостности России, упреждения разрушительного воздействия скрытых технологий информационного воздействия на психику людей целесообразно в рамках РАГС и РАН создать Информационно-аналитический центр, выполняющий, в том числе, и функции интегратора интересов государства и гражданского общества.

17. Развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства России, развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов, развивать производство конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем, обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

18. Установить приоритет национальных производителей и отечественной тематики в телевизионных передачах.

19. Расширить систему грантовой поддержки коллективов журналистов, работающих над социальными, культурными и познавательными проектами общероссийского и регионального масштабов, увеличить объём государственного финансирования телеканалов, где доля таких проектов значительна, где в достаточном объёме представлена объективная информация о социально-экономическом положении в стране и субъектах Российской Федерации, о деятельности органов государственной власти.

20. Обратить особое внимание на необходимость повышения в СМИ авторитета России, восстановления в обществе авторитета старшего поколения, человека труда и человека в погонах, уважения к институту семьи, заботы о детях, защиты хрупкой детской психики, отражения традиций, культурного и языкового разнообразия народов, населяющих Россию.

21. Обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, создать необходимые условия для духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

22. Законодательно определить важнейшее понятие «порнография» (любопытно, что до настоящего времени юридического определения такого понятия не существует, уход от ответственности большинства производителей и распространителей порнографической продукции связан, в первую очередь, с отсутствием определения порнографии в законодательстве. Комитет Государственной Думы по культуре разработал федеральный закон «О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера», в котором дал юридическое определение порнографии, но на этот закон в 1999 году было наложено вето).

23. Установить ответственность граждан, должностных и юридических лиц за распространение в СМИ информации, призывающей к совершению уголовно наказуемых деяний, либо формирующей у телезрителей, радиослушателей, читателей чувство безнаказанности за совершение таких деяний, либо пропагандирующей жестокость или насилие, наносящей вред физическому или психическому здоровью граждан, умственному или нравственному развитию детей и молодежи.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

Обеспечить систематический надзор за состоянием исполнения законодательства, направленного на защиту детей и молодёжи от распространения информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, информации, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию и антиобщественное поведение. Подготовить обобщение практики прокурорского надзора в сфере информационной безопасности граждан и предложения по повышению её эффективности.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Обеспечить меры по соблюдению установленных на федеральном, региональном и местном уровнях нормативов распространения информационной продукции.

2. Создать систему экспертных учреждений субъектов Российской Федерации, осуществляющих контроль за качеством телевизионной информации в регионе.

Общественной палате Российской Федерации:

1. Взять под общественный контроль деятельность СМИ.

2. Создать Комиссию (Комитет) по общественному контролю над федеральными и региональными СМИ, разработать правовое обоснование подобного контроля.

3. Создать условия для обеспечения информационной безопасности детей, юношества и граждан, считать это направление приоритетным в деятельности Общественной палаты Российской Федерации.

4. Обратить внимание на необходимость формирования в СМИ позитивных ценностей, позитивного общественного мнения, целостности и стабильности общества. Стране нужна информация о достижениях государства в целом и на уровне субъектов Российской Федерации, необходима информация о положительных героях — героях труда и защитниках Отечества, на примерах которых должна учиться молодежь.

5. Обратить внимание на необходимость проведения государственной политики в СМИ, направленной на воспитание граждан в духе национальной и религиозной терпимости, уважения людей любой национальности, взаимопонимания между народами, отрицания любого насилия как средства разрешения споров.

Государственным телевизионным каналам:

1. Рекомендовать государственным телевизионным каналам активнее использовать банк культурно-просветительских телепрограмм, документальных фильмов, находящихся в региональных телекомпаниях субъектов Российской Федерации.

2. Предложить государственным телевизионным каналам проведение телевизионных недель регионов России, рассказывающих о жизни регионов (с привлечением потенциала региональных телерадиокомпаний).

3. Предложить государственным телевизионным каналам восстановить в выпусках новостей подборки новостей из регионов.

С учетом важности участия гражданского общества в обеспечении информационной безопасности граждан, детей и юношества участники парламентских слушаний рекомендуют:

— средствам массовой информации, творческим и профессиональным союзам работников сферы культуры и искусства, образования создавать и внедрять в практику механизмы саморегулирования, включая кодексы профессиональной этики, а также меры защиты граждан, детей и юношества от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;

— научным, учебным, финансовым учреждениям, фондам и различным организациям осуществлять интеллектуальную, исследовательскую, организационную и иную поддержку научных и прикладных исследований в области информационной безопасности граждан, детей и юношества.