Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Мероприятия

Проект

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний на тему:
"О концепции совершенствования законодательства в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию"

18 апреля 2005 г.    г. Москва

Обсудив широкий круг проблем, связанных с реализацией прав и законных интересов детей в информационной сфере, участники парламентских слушаний отмечают необходимость последовательного совершенствования действующего законодательства, его правоприменительной практики, постоянных и согласованных действий всех ветвей и органов государственной власти.

Развитие современного информационного общества без конструктивного решения проблем информационно-психологической безопасности молодого поколения россиян, создает новые реальные угрозы для сохранения здоровья детей, их духовного мира и нравственных ценностей.

Вместе с тем степень опасности проблемы, необходимость ее решения на всех уровнях государственной власти осознается недостаточно. Конкретные меры по обеспечению основных гарантий детей в информационной сфере не предпринимаются.

Участники парламентских слушаний обращают внимание на то, что многими странами мира признана необходимость защиты детей от деструктивной информации. В национальных законодательных актах устанавливаются:

строгие ограничения и запреты на распространение среди детей неприемлемой информации; меры ответственности за незаконных оборот информационной продукции среди несовершеннолетних; функции и полномочия надзорных органов по защите прав и законных интересов детей в информационной сфере; порядок проведения экспертизы информационной продукции, а также правила ее распространения с учетом возрастных особенностей детей (демонстрация, рекламирование, вещание, кино-видеопоказы, продажа) и другие нормы.

В Государственную Думу поступают многочисленные обращения граждан, общественных объединений с предложениями о принятии неотложных мер по противодействию распространению среди несовершеннолетних информационной продукции, демонстрирующей насилие и жестокость, провоцирующей детей к потенциально опасным поступкам и образу жизни, использующей ненормативную лексику и иной негативной информации. Комплексная проверка исполнения законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, проведенная Прокуратурой г. Москвы в первом полугодии 2004 года, убедительно свидетельствует о грубейших нарушениях законности в указанной сфере. По результатам проверки было возбуждено 46 уголовных дел и 18 дел об административных правонарушениях, в адрес государственных органов и должностных лиц внесено 74 представления.

Как показывает правоприменительная практика, много проблем возникает в связи с защитой прав ребенка в сфере массовых коммуникаций в административном и судебном порядке. Во многом это обусловлено неопределенностью понятийного аппарата, отсутствием правовых механизмов реализации установленных запретов и ограничений оборота информационной продукции среди несовершеннолетних, а также отсутствием четкой регламентации ответственности за нарушение законодательства.

Многие положения Основ законодательства Российской Федерации о культуре, Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федерального закона "О рекламе", Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также административного законодательства не отвечают потребностям правоприменительной практики в указанной сфере.

В отсутствии на федеральном уровне достаточных правовых гарантий реализации прав детей на защиту от негативного воздействия информации в 14 субъектах Российской Федерации приняты законы и нормативные правовые акты о защите общественной нравственности. При этом в Республике Алтай, Краснодарском крае, Тюменской и Камчатской областях действуют специальные законы, направленные на охрану интересов детей и молодежи в сфере оборота информационной продукции, защите их нравственности и здоровья.

Предлагаемые в настоящее время отдельные изменения и дополнения в информационное законодательство не решают в целом проблемы защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

Необходима консолидация отдельных правовых положений о гарантиях прав ребенка в информационной сфере в рамках специального федерального закона, который призван обеспечить принципиально новую систему защиты детей в указанной сфере, восполнить существенные пробелы российского законодательства с учетом норм международного права и зарубежного опыта.

Принимая во внимание замечания и предложения, прозвучавшие в ходе обсуждения правовых и организационных механизмов обеспечения информационной безопасности детей, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей совместно с Комитетом Государственной Думы по безопасности, Комитетом Государственной Думы по информационной политике, Комитетом Государственной Думы по культуре:

Определить перечень приоритетных законопроектов, направленных на обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации в сфере нравственно-духовной жизни общества.

Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей совместно с другими комитетами Государственной Думы:

1. Подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы проекты:
- федерального закона "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию";
- федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка " в части расширения гарантий обеспечения прав ребенка на охрану здоровья, нравственного и духовного развития, а также уточнения запретов и ограничений на распространение отдельных видов информационной продукции среди несовершеннолетних и порядка проведения ее экспертизы;
- федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления административной ответственности за несоблюдение запретов и ограничений распространения информационной продукции, наносящей вред здоровью и развитию детей, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными органами и их должностными лицами своих полномочий по осуществлению контроля (надзора) за исполнением законодательства в указанной сфере;
- федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части уточнения запрета пропаганды и ограничения рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- федерального закона "О внесении дополнений в Закон российской Федерации "О средствах массовой информации" в части повышения гарантий защиты здоровья, нравственного и духовного развития несовершеннолетних и повышения ответственности за злоупотребления свободой массовой информации и иные нарушения законодательства о средствах массовой информации.2. Подготовить замечания и предложения по проекту федерального закона № 120079-4 "О рекламе" (новая редакция) в части повышения гарантий защиты здоровья, нравственного и духовного развития детей при распространении рекламы.

Правительству Российской Федерации:

Разработать и реализовать систему национальных мер по обеспечению информационной безопасности детей включая :
- меры противодействия распространению деструктивной информации, посредством глобальных информационных сетей ( Интернета, эфирного, спутникового и кабельного телерадиовещания,) игр и игрушек, периодических печатных изданий, аудио- и видеопродукции и иной информационной продукции;
- разработку нормативов распространения печатной, аудио- и видеопродукции и иных информационных материалов, используемых в учебном и воспитательном процессе, а также нормативов оформления полиграфической продукции учебного и учебно-методического назначения;
- обеспечение контроля за соблюдением установленных нормативов в деятельности всех типов образовательных учреждений, за соответствием рекламной продукции, распространяемой среди несовершеннолетних, требованиям законодательства о защите прав и законных интересов детей; за соблюдением порядка регистрации средств массовой информации, лицензирования теле- радиовещания, выдачи прокатных удостоверений на аудиовизуальные произведения, а также за распространением информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних;
- создание межведомственного экспертного совета по проведению экспертизы настольных, компьютерных игр, игрушек, игровых сооружений и иной информационной продукции, предназначенной детям, а также по развитию системы экспертных учреждений в субъектах Российской Федерации;
- разработку и внедрение специализированных программ медиаобразования, а также программ профессиональной подготовки и переподготовки работников теле- и радиовещания, журналистов и других лиц, занятых в сфере оборота информационной продукции, по проблемам информационной безопасности несовершеннолетних и предупреждению негативных последствий влияния СМИ и Интернета на массовое сознание, здоровье и развитие детей;
- государственную поддержку средствам массовой информации, издательствам и различным организациям, производящим и распространяющим теле- и радиопрограммы, книги, периодические печатные издания, информационные материалы, настольные, компьютерные игры и игрушки, отвечающие интересам интеллектуального, нравственного и духовного развития детей."o

Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

1. Во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации №38 от 22.06.2001 г. обеспечить систематический надзор за состоянием исполнения законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред здоровью детей, их репутации, нравственному и духовному развитию, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.

2. Включить в план Генеральной прокуратуры РФ организацию в субъектах Российской Федерации надзорных проверок состояния законности в указанной сфере. Подготовить обобщение практики прокурорского надзора в сфере информационной безопасности несовершеннолетних и предложения по повышению ее эффективности.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
- обеспечить меры по соблюдению установленных на федеральном, региональном и местном уровнях нормативов распространения информационной продукции, порядка и правил реализации и демонстрации кино-, аудио- и видеопродукции, рекламной продукции и продукции эротического характера;
- поддерживать деятельность общественных движений и объединений, направленную на защиту прав и законных интересов детей в информационной сфере.

С учетом актуальности участия гражданского общества в обеспечении информационной безопасности подрастающего поколения участники парламентских слушаний рекомендуют:
- научно-исследовательским, финансовым учреждениям, фондам и различным организациям осуществлять всестороннюю (интеллектуальную, организационную, грантовую и иную) поддержку научных и прикладных исследований в области информационной безопасности детей;
- средствам массовой информации, творческим и профессиональным союзам работников сферы культуры и искусства создавать и внедрять в практику механизмы саморегулирования, включая кодексы профессиональной этики, а также меры защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
- создавать общественные движения и объединения, в том числе ассоциации защиты прав потребителей информационной продукции, осуществляющие функции наблюдения (мониторинга) и общественного контроля за соблюдением законодательства в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их духовному и нравственному развитию.