ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА г. МОСКВЫ
115184, Москва, Новокузнецкая ул., 27
08.10.2004 № 21-22-2004
На № 36-27/541 от 01.10.2004
Государственная Дума
Федерального Собрания РФ
Председателю комитета по
делам женщин, семьи и молодежи
Лаховой Е.Ф.
Уважаемая Екатерина Филипповна!
Прокуратурой города Москвы в первом полугодии 2004 года была запланирована и проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред здоровью детей, их репутации, нравственному и духовному развитию, или пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию и антиобщественное поведение.
Проведенное прокуратурой города обобщение материалов прокурорской практики свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред здоровью детей, их репутации, нравственному и духовному развитию, или пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию и антиобщественное поведение.
Признавая важную роль средств массовой информации в обеспечении доступа ребенка к информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка, Конвенция о правах ребенка ООН ориентирует государства на поощрение разработки надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Вместе с тем, проверкой различных источников негативного информационного воздействия на несовершеннолетних (телевидение; кинофильмы, демонстрируемые в кинозалах; аудиовидеопродукция; рекламная и печатная продукция; игры, игрушки и игровые сооружения) установлены многочисленные нарушения законности.
Вопреки требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №
Анализ киноафиш, журналов, анонсирующих репертуар кинотеатров, показал, что публичная демонстрация
В противоречие требованиям Положения о регистрации
Вопреки требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п.п. 5 и 7 Порядкаорганизации розничной торговли аудио — и видеопродукцией, компьютерными информационными носителями на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.08.2003 №
Например, некоторые торговые предприятия осуществляли прокат видеопродукции при отсутствии на упаковке выходных данных о возрастном ограничении, без заключения Госсанэпиднадзора, сведений о регистрации предприятия в торговом реестре распространителей аудиовидеопродукции на. видеокассетах.
Нормами п.п. 1 и 2 Дополнительных требований к продаже аудио — и видеопродукции, компьютерных информационных носителей эротического содержания, утвержденных постановления Правительства Москвы от 26.08.2003 №
Повсеместно нарушаются требования ст. 37 Федерального закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 № 55 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104, от 06.02.2002 № 81, от 12.07.2003 № 421), выразившиеся в незаконном осуществлении развозной и разносной торговли, в том числе с рук, лотков и палаток (включая территорию рынков, вокзалов, подуличных переходов, а также в вестибюлях метрополитена) аудио-, видеопродукцией, компьютерными информационными носителями.
При проверке установлены нарушения п.1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 14.06.1995 «О рекламе» в части размещения рекламы алкогольной и табачной продукции ближе 100 метров от детских, учебных, спортивных и культурных организаций.
Например, в фойе некоторых кинотеатрах установлены рекламные щиты с изображением бутылки виски Ballantine's, бутылки коньяка Remmy Martin, бутылки виски Chivas Regal, плакат с изображением бутылки текилы Sauza, а также световое табло с изображением табачных изделий Pall Mall. Другой пример. Проверкой ООО «Солнышко», имеющего лицензию серии на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте, установлено, что на втором этаже заведения расположен детский клуб.
Торговыми предприятиями нарушается запрет на распространение рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, а также размещение торговых предприятий, реализующих алкогольную и табачную продукцию ближе 100 м от детских, учебных, спортивных и культурных организаций.
Выявлены случаи непроведения социально-психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, в нарушение требований п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Временного порядка проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игрушек и игровых сооружений для детей (утв. приказом Министерства образования от 26.06.2000 № 1917).
Зачастую нарушаются требования ст. ст. 4, 37, 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», п.1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Распоряжения Мэра города Москвы «Об упорядочении распространения эротических изданий в Москве» от 26 мая 1994 г. №
В ходе проверки с привлечением специалистов в области информационной безопасности детей изучены журналы «Молоток», «COOL», «COOL Круто», «OOPS», «Вот Так», «Yes», «Браво», хотя специально не предназначенные для детей и подростков, но пользующиеся широкой популярностью среди них и реализуемые свободно без ограничения по возрасту. Результатами изучения вскрыты факты нарушений издателями и редакциями названных журналов требований ст.ст. 4 и 37 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года №
Указанные периодические печатные издания не зарегистрированы в качестве специализированных эротических изданий, однако, несмотря на это, систематически и в значительных объемах публикуют материалы и иллюстрации к ним, которые эксплуатируют интерес несовершеннолетних читателей к сексу.
Многие названия рубрик и статей, размещаемых в указанных журналах, носят откровенно сексуальный, физиологический и циничный характер, способствующий сексуальному возбуждению подростков и провоцирующий их на раннее начало половой жизни.
На основании ст. 29 Конституции Российской Федерации и ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре введен абсолютный запрет фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную, классовую и иную исключительность или. нетерпимость, порнографию.
Вместе с тем, в нарушение ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ст. 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» некоторые студии телевещания осуществляли показ музыкальных программ, рассказывающих об экстремальных музыкальных направлениях, содержащих элементы насилия, жестокости.
По результатам настоящей проверки прокурорами в целях устранения выявленных нарушений закона внесено 78 представлений, направлено 4 информационных письма, внесено 5 предостережений, возбуждено 46 уголовных дел и 18 дел об административном производстве.
Учитывая очевидность социальной значимости и остроты проблемы информационной незащищенности несовершеннолетних, их родителей, социального института воспитания и семьи в целом в условиях современности и то, что в Российской Федерации в настоящее время не созданы основы законодательного регулирования правоотношений в области защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, прежде всего несовершеннолетних, в сфере общественной нравственности, предлагается обратить внимание субъектов законодательной инициативы на необходимость восполнения пробелов нормативно-правовой регламентации охраны прав и законных интересов детей в сфере изготовления и оборота информационной продукции, в частности:
- принять Федеральный закон Российской Федерации «Об охране общественной нравственности»,
- ввести запрет на рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий, размещаемую
на и телеканалах, в газетах и журналах, а также на наружную рекламу, размещаемую на улицах, городском транспорте, включая метрополитен, в общественных местах,радио- - внести дополнение к примечанию ст. 20.20 (распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части отнесения пива к алкогольной и спиртосодержащей продукции,
- предусмотреть административную ответственность за употребление табака и табачных изделий в учебных заведениях.
Заместитель прокурора города
М.Е.Никонов