ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту постановления Государственной Думы
«Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову
о необходимости временного приостановления усыновления гражданами Соединенных Штатов Америки и проживающими на их территориилицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации»
(внесен депутатами Государственной Думы
Н.А.Бенедиктовым, С.П.Горячевой, Н.А.Останиной, Т.В.Плетневой,
В.Б.Савостьяновой, О.Н.Смолиным, С.В.Собко)
В проекте Обращения предлагается обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой временно приостановить усыновление гражданами США и проживающими на их территории лицами без гражданства российских детей до установления Российской Федерацией и США предусмотренных общепризнанными нормами международного права организационно-правовых гарантий и создания механизмов эффективной защиты прав и законных интересов детей, переданных на усыновление.
Авторы обосновывают необходимость принятия Государственной Думой такого обращения тем, что «по имеющейся информации именно в семьях усыновителей, проживающих на территории Соединенных штатов Америки, в результате физического насилия погибло большинство усыновленных российских детей».
По поручению Председателя Государственной Думы Б.В.Грызлова (№1.1 –8146 от 20. 09. 2005 г.) Комитет рассмотрел указанный проект Обращенияи отмечает следующее.
Во-первых, вопрос, обозначенный в проекте Обращения, о временном приостановлении усыновления российских детей гражданами США не входит в компетенцию Правительства Российской Федерации. Возможность усыновления российских детей иностранными гражданами и лицами безгражданства предусмотрена статьей 124 Семейного кодекса Российской Федерации, которая основана на нормах международного права (статья 21 Конвенции ООН о правах ребенка).
Приостановление усыновления — это по существу отмена действия статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. То есть этот вопрос может быть решен только законом. Однако такое решение приведет к нарушению международных обязательств Российской Федерации в области усыновления детей, вытекающих из статьи 21 Конвенции ООН о правах ребенка. Встанет вопрос о денонсации данной Конвенции.
Во-вторых, Государственная Дума уже приняла 9 сентября с.г. парламентский запрос Председателю Правительства РоссийскойФедерации М.Е.Фрадкову «О необходимости принятия неотложных мер по государственной защите детей, являющихся гражданами Российской Федерации, при усыновлении их иностранными гражданами».
В указанном парламентском запросе Правительству Российской Федерации предложено принять (в пределах его компетенции) комплекс неотложных мер по:
обеспечению приоритета в устройстве детей-сирот в российские семьи;
развитию российского усыновления и других форм семейного воспитания детей;
усилению контроля за деятельностью на территории России иностранных организаций по усыновлению детей;
выработке механизмов межгосударственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами.
Исходя из изложенного, Комитет по делам женщин, семьи и детей считает нецелесообразным принимать проект постановления Государственной Думы, внесенный депутатами Государственной Думы Н.А.Бенедиктовым, С.П.Горячевой, Н.А.Останиной, Т.В.Плетневой, В.Б.Савостьяновой, О.Н.Смолиным, С.В.Собко.
Председатель Комитета
Е.Ф.Лахова