МИНИСТЕРСТВО
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Председателю Комитета
Государственной Думы
по международным делам
Косачеву К.И.
Уважаемый Константин Иосифович,
В связи с Вашим запросом, касающимся предложения группы депутатов Государственной Думы Российской Федерации о введении временного приостановления усыновления российских детей гражданами США, а также лицами, постоянно проживающими на территории США, сообщаем следующее.
В контексте деятельности МИД России по доведению до властей США серьезной обеспокоенности российской стороны случаями гибели детей в американских приемных семьях параллельно с усилением мероприятий в рамках нашей компетенции по недопущению жестокого обращения с усыновленными детьми, защите их законных прав и интересов, объявление временного моратория на усыновления для американцев полагали бы нецелесообразным.
Мораторий на основании решения Правительства можно было бы ввести только в отношении доступа аккредитованных в России американских агентств по усыновлению к государственному банку данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Однако в этом случае были бы «наказаны», в первую очередь, агентства, которые наоборот существенно помогают нам в отслеживания ситуации с российскими детьми после их усыновления. К тому же, решением Правительства невозможно запретить кандидатам в усыновители обращаться в российские суды с ходатайствами об усыновлении российских детей.
Если же российские суды будут отказывать гражданам США в усыновлении только на основании их гражданской принадлежности, то это будет являться дискриминацией по национальному признаку.
В создавшихся условиях, как представляется, одним из путей упорядочения взаимодействия России и США в сфере международного усыновления могла бы стать скорейшая ратификация обеими странами Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 года.
В рамках подходов, направленных на снижение числа происшествий с российскими детьми в приемных семьях за рубежом, было бы также целесообразно включить в проекты готовящихся в настоящее время под эгидой Минобрнауки России законодательных и иных нормативно-правовых актов положений, исключающих т.н. «независимые» усыновления и предусматривающих возможность деятельности в Российской Федерации исключительно аккредитованных агентств по усыновлению. При этом должна подразумеваться вероятность лишения агентств аккредитации за невыполнение усыновителями требований российского законодательства, включая уклонение от регистрации ребенка в консульском учреждении и представления отчетности в органы опеки России.
В целом же по итогам последних контактов с Государственным департаментом США, в частности, сентябрьских с.г. консультаций по консульско-правовым вопросам в Вашингтоне, можно сделать вывод о том, что американская сторона готова к конструктивному диалогу в целях поиска взаимоприемлемых развязок по обеспечению всесторонней защиты прав российских детей, усыновленных гражданами США.
Первый заместитель Министра
В.Лощинин