Некоммерческое партнерство

 Родительский Комитет



Myweb.ru, каталог сайтов

Каталог Православное Христианство.Ру

Православие и современность. Информационно-
аналитический
портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Информация

Программа конференции «Родительское общественное движение: защита семьи и права на образование»

Программа секции «Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения детей и подростков

Родительский меморандум

О РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В ЗАЩИТЕ СЕМЕЙНЫХ УСТОЕВ, ПРАВ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИНЦИПА ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ.

Родители — это семья ребенка. Семья — институт, созданный Богом ради блага человечества, духовная и социальная основа общества и государства Трудно переоценить значение родителей, семьи в воспитании человека, его становлении как личности и гражданина. Стабильность семьи, ее поддержка государством, защита прав родителей в области образовании, преимущественных прав на воспитание ребенка — это залог стабильности государства и общества.

Серьезную обеспокоенность родителей вызывают законодательные проекты, направленные на создание системы ювенальной юстиции, которая затронет основополагающие устои нашего общества, может разрушить систему семейных отношений, построенных на авторитете родителя, гарантирующих независимость и целостность семьи; которые не учитывают преимущественные права родителей на воспитание ребенка и права детей воспитываться своими родителями, ведут к разъединению родителей и детей, противоречат конституционному принципу поддержки семьи, ставят права ребенка над правами человека и родителя.

Существует серьезная обеспокоенность родителей в связи с нарушением их прав в системе образования.

Роль родителей как участников образовательного процесса отражена в Законе «Об образовании в РФ». Однако на практике отсутствуют реальные механизмы участия родителей в образовательном процессе. Права родителей ущемляются, они искусственно отдаляются от ребенка, не имеют реальных возможностей соучаствовать в работе школы.

К сожалению, органы государственной власти, органы образования не принимают должных мер к выработке моделей устройства, направленных на реализацию принципа государственно-общественного характера ее управления с учетом роли семьи, прав родителей, как законных представителей своих детей. Модернизация образования осуществляется без учета места и роли родителей в воспитании и образовании ребенка.

Создание механизма реального включения родителей в управление общеобразовательными учреждениями и в целом в российское образование можно без преувеличения назвать стратегической и тактической задачей не только модернизации российского образования, но и выполнения «Национальных проектов» и формирования гражданского общества.

В «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года» указано, что: «Модернизация образования — это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с интересами самой системы образовании. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России семья и родительская общественность».

Сегодня развитие образования в значительной степени осуществляется в интересах ведомства в ущерб интересам семьи. общества и государства, Об этом свидетельствует внедрение разнообразных экспериментов, таких, как например ЕГЭ, без их серьезной апробации и учета мнения родителей. В школу поступают низкокачественные, а порой, просто вредные для ребенка учебники и учебные программы. Попытки родителей повлиять на качество образования наталкиваются на противодействие чиновников, заинтересованных в кулуарном рассмотрении вопросов. Отсутствуют открытые конкурсы учебников и учебных программ, когда выбирают лучшие. Фамилии экспертов засекречены, и не возможно выяснить, кто именно из экспертов дал рекомендацию и отзыв на ту или иную программу или учебник, вызывающий резкую критику родителей. Учебники меняются в течении года, без согласования с родителями, порой просто навязываются.

Повсеместно ущемляются права родителей в вопросе охраны прав здоровья ребенка. Многие образовательные учреждения реализуют сами и совместно с различными организациями растлевающие детей программы полового просвещения под видом профилактики заболеваний. Прививки осуществляются в массовом порядке без учета индивидуального здоровья ребенка. При этом игнорируется право родителей на информированное согласие на проведение прививок и профилактической работы, как способов медицинского вмешательства.

Все указанное угрожает стабильности общества, способствует углублению социального кризиса, межведомственной рассогласованности, и привело к противодействию родителей и различных общественных групп законодательным инициативам, подрывающим семейные устои, процессу модернизации образования.

Таким образом, мы родители констатируем, что:

1. Инициируемые законопроекты по созданию в России системы ювенальной юстиции, нарушают принцип единства и независимости семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, создают возможность тотального контроля государства над семьей, декларирует приоритет прав ребенка над правами родителя, умаляя его авторитет, являясь грандиозно затратными, не улучшает по существу положение ребенка. Все это не отрицает необходимости улучшения деятельности судов и существующей правовой и социальной системы попечения о детях.

2. . Модернизация образования проходит без учета мнения родителей и их прав как законных представителей ребенка. Отсутствие реального механизма участия родителей (законных представителей) в управлении общеобразовательными учреждениями и реализации ими преимущественного права на воспитание ребенка способствует нарушению прав участников образовательного процесса на бесплатное, доступное и качественное образование, препятствуют реализации фундаментального права и обязанности родителей по защите интересов детей (Статьи 38 и 43 Конституции РФ).

3. Конституция РФ и ФЗ «Об образовании». Семейный кодекс РФ декларируют права родителей (законных представителей) на воспитание и образование своих детей. Однако в законодательстве Российской Федерации, подзаконных актах и законодательстве Субъектов Федерации не определены реальные полномочия и права родителей, порядок их участия в управлении общеобразовательными учреждениями, в разрешении конфликтных ситуаций, в выборах должностных лиц, управлении финансовой деятельностью школ, контроле качества и определении содержания образования.

4. Сложившаяся ситуация делает невозможным создание государственно-общественной системы управления образованием, прозрачной и эффективной системы финансирования образовательной деятельности, препятствует принятию эффективных мер, направленных на объединение усилий общества и власти в сфере образования.

В связи с этим считаем необходимым:

1. Обратиться к Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II , представителям иных традиционных религиозных конфессий России с просьбой о поддержке родительских инициатив по защите семьи, преимущественных прав родителей на воспитание ребенка, соблюдению государственных гарантий участия родителей в управлении образованием.

2. Обратиться к Президенту Российской Федерации В.В.  Путину, как гаранту Конституции РФ с просьбой взять под личный контроль защиту конституционных основ Российской государственности в сфере защиты семьи, образования и содействовать усилиям родительского сообщества, направленным на защиту семьи родительских прав в области образования.

2. Обратить внимание Президента РФ и Правительства РФ на недопустимость принятия законодательных актов, не обеспечивающих конституционный принцип защиты семьи; реализации Министерством образования и науки РФ узковедомственной политики в области модернизации образования; игнорировании прав родителей в области образования; не выполнения чиновниками, ответственными за государственную политику по соблюдению прав граждан в области образования, прямых обязанностей по контролю за исполнением законодательства РФ в области образования. Все это создает предпосылки для деградации системы образования, коррупции и превышения своих полномочий чиновниками местных органов управления образования и администрацией школ, а также многочисленных фактов нарушения прав детей и их родителей.

3. Обратится к руководителям Субъектов Федерации (к губернаторам) с просьбой уделить особое внимание на необходимость принятия мер по обеспечению независимости семьи, конституционных прав родителей, а также права родителей на участие в государственно-общественной системе управления образования . Обратить внимание органов управления образованием Субъектов Федерации на недопустимость, фактической монополизации и приватизации управления общеобразовательными учреждениями, противоречащей российскому законодательству и ведущей к падению качества образования и к скрытому нарастанию противостояния сообщества родителей и органов власти.

4. Обратиться в Генеральную прокуратуру и органы, обеспечивающие исполнение законодательства РФ в части обеспечения конституционных прав граждан с просьбой о проведении комплексной проверки правоприменительной практики в сфере образования в части обеспечения государственно-общественного характера управления образованием и соблюдения конституционных прав детей и родителей.

5. Обратиться к руководителям Субъектов Федерации с просьбой, проанализировать существующую ситуацию, в части соблюдения в регионах принципа государственно-общественного управления в образовании, провести (внести) возможные законодательные инициативы, направленные на обеспечение независимости семьи, ее приоритетной поддержки, поднятие авторитета родителя, создание механизма участия родителей в государственно-общественной системе управления образованием в регионе.

6. Считаем целесообразным поддержать работу родительской общественности по защите семьи и прав родителей, анализу законодательных инициатив и нормативной базы, регулирующей семейные правоотношения, образовательную деятельность, прежде всего в части обеспечения государственно-общественного характера управления образованием в РФ для выработки единой позиции родительского сообщества по отношению к реформам, затрагивающим интересы семьи и ребенка, выступить с законодательными инициативами, направленными на обеспечение государственных гарантий защиты семьи, прав родителей, в том числе по созданию механизма реального участия родительского сообщества в государственно-общественной системе управления образованием.

7. Обратиться ко всем родителям, родительской общественности, различным общественным организациям с призывом активно поддержать настоящий меморандум и принять активные меры к поддержке семьи, сохранению ее независимости, по соблюдению всеми органами государственной, исполнительной и судебной власти прав родителей на преимущественное воспитание своих детей и участии в управлении образованием, создании Координационного Совета по защите семьи и прав родителей.

Принят путем единогласного голосования на конференции« Родительское общественное движение: семья и образование» в рамках XVI Международных образовательных Рождественских чтений, состоявшейся в Москве 31 января 2008 г.